Древние обычаи германцев допускали установление брака покупкой жены, а еще более древние не исключали похищения (умыкания). Через покупку муж приобретал власть над женой. После его смерти эта власть переходила к свекру, поскольку выкупная плата давалась им. К временам Салической правды эти обычаи уже отмирали. Место выкупной платы заняли вещи, которые муж приносил жене в качестве так называемого утреннего дара (в награду за невинность). Они оставались в семье. Жена должна была явиться в дом мужа, принося приданное. Семья патриархальный характер, но власть отца не была безграничной. Она напоминала более строгую пожизненную опеку над женой, дочерью или сыном. Опека над сыном прекращалась по достижении им 12 лет.
Браку и семье в Салической Правде посвящено значительное число статей. Браку предшествовало соглашение между семьями жениха и невесты. Обязательно требовалось согласие родителей. Запрещались браки с родом родственников и свояками. Такие браки объявлялись недействительными. Браки с рабами влекли за собой утрату свободы. Салическая Правда ничего не говорит о разводе. Разводы, вначале допускаемые, были запрещены по мере усвоения христианства.
6. Уголовное право и процесс.
Судебный процесс по Салической правде носил обвинительно-состязательный характер. Основная задача суда сводилась к организации
такого состязания, а в конце — к победе одной из сторон. Судебное дело возбуждалось по инициативе потерпевшей стороны, на ней лежало формулирование обвинения и представление доказательств. Такой процесс получил название обвинительного. Исключение из правил делалось только ради таких преступлений, которые существенным образом затрагивали общий интерес, например бегство с поля боя. Виновные в этих преступлениях наказывались по инициативе властей. Изменников, по обыкновению, вешали, трусов топили в болоте и забрасывали хворостом.
Отыскание украденных вещей, вызов в суд ответчика и свидетелей должен был производить сам истец. Вместе с тем, Салическая правда вооружалась угрозой штрафа (в 12 солидов) в отношении ответчиков и свидетелей, если их неявка в суд происходила по неуважительной причине. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом.
Предварительного расследования не существовало. Суд ограничивался теми доказательствами, которые предъявляли стороны. Главным видом судебных доказательств считались показания свидетелей, сопровождаемые религиозными клятвами или клятвами на обнаженном оружии. Лица, отказавшиеся отдачи показаний или допустившие лжесвидетельство, подвергались штрафу и объявлялись вне закона, — в этом случае их имущество подлежало конфискации, а сами они оказывались в состоянии полного и всестороннего бойкота со стороны общества. Если свидетелей не было, прибегали к условно-объективным доказательствам: привлекались соприсяжники из числа родственников, соседей, друзей в количестве 6, 12 и до 72 человек. Их главное предназначение состояло в том, чтобы коллективной клятвой, присоединившись к клятве одного из участников процесса, оказать ему помощь, защитить его от обвинений, исходя не из обстоятельств дела, которых они могли и не знать, а из благонравия и добропорядочности защищаемого, его честности и неопороченной репутации.
Когда не удавалось добиться признания – на чем сосредотачивались основные усилия, – судьи апеллировали к богу. Так рождается ордалий – “суд божий”, состоящий в испытании соответствующей стороны в процессе. Наиболее распространенными способами ордалия были испытания водой, железом и огнем. Салическая правда знает ордалии с помощью котелка с кипящей водой, в которую опускалась рука обвиняемого. Обожженная и плохо заживающая рука была свидетельством его виновности. От испытания котелком можно было откупиться, причём сумма выкупа зависела от суммы предполагаемого штрафа в случае проигранного дела, но была значительно ниже, чем сам штраф. Возможность «выкупа руки от котелка» была социальной привилегией богатого преступника.
При отсутствии более сильных доказательств, прибегали к другим видам доказывания, например, к жребию. Особой формой ордалия был судебный поединок. Он назначался во всех тех случаях, когда ответчик обвинял истца во лжи. Выходить на поединок следовало лично, только женщины и старики могли выставлять наймита. Побежденный или убитый на поединке считался виновным и подлежал наказанию. С возникновением феодальных отношений поединки между лицами, принадлежавшими к противоположным классам, стали невозможны (за редким исключением). Дворяне дрались на конях и своим оружием, крестьяне – на дубинках. К рабам, являвшимися ответчиками, могла применяться пытка. Если хозяин раба троекратно отказывался выдать его суду, вся вина и вся ответственность за преступление перекладывалась на этого хозяина.
В случае если лицо, проигравшее дело, отказывалось выполнить решение суда добровольно, ответственность за выполнение судебного решения возлагалась на графа и его помощников. Лица, препятствовавшие судебно-исполнительной деятельности графа, сурово наказывались.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 238.