· представляет собой бессистемную запись обычаев Салических франков;
· отражает пережитки первобытнообщинного строя;
· раскрывает процесс разложения первобытнообщинной собственности и появление частной собственности;
· защищает интересы имущих и их частную собственности;
· отличает ее формализмом, казуистичностью, наличием символики и тесной связью с религиозными обычаями.
Важнейшим источником права являлись акты королей: эдикты, декреты, предписания (praeceptu), позднее капитулы и капитулярии.
Собрание капитуляриев, составленное частным лицом, появилось впервые в 827 году.
Частное право. У франков сохранилось общинная собственность на землю. Продолжает существовать сельская соседская община (марка). В частную собственность перешли, предположительно, только приусадебные участки. Земля не могла быть продана или передана другому лицу за долги лицу, не состоявшему членом сельской общины. В пределах общины замечается дифференциация населения на многоземельных, малоземельных и безземельных людей. К концу VI - началу VII вв. франки получили право распоряжаться как приусадебной, так и пахотной землей. Салическая Правда и Рипуарская Правда отмечают частную собственность на землю.
Частная собственность на землю возникает в результате дарений, покупки у римлян, захватов никем не занятой земли. Эти земли получают название аллода. Наряду с аллодами существовали прекарии - земли, переданные их собственниками в пользование и владение за услуги или плату.
Землю в прекарий обычно давала церковь. Передача земель в качестве прекария также служила источником установления зависимости крестьян от крупных землевладельцев.
После реформы Карла Мартелла появился новый вид земельной собственности - бенифиций - условное держание земли, сопряженное со службой и определенными повинностями.
Таким образом, развитие феодальной собственности на землю можно представить в следующей схеме:
Феодальная собственность на землю, Королевские земли, Церковные земли, Общинные земли
Аллод (полная собственность),Прекарий ,Бенефиций (условное пожизненное держание)
Феод (условное наследственное держание). Существовали феоды - условные земельные держания, передаваемые по наследству.
В Салической Правде предусмотрена виндикация утраченных или похищенных вещей. С похитителя взыскивается штраф. В спорных случаях вещь передавалась третьему лицу, и назначалось судебное расследование.
К исполнению договорных обязательств кредитор мог должника принудить. Для этого три раза с промежутками в несколько дней кредитор должен был при свидетелях заявить должнику о своих требованиях.
Наследование было возможно по наследству - сыновья, а при их отсутствии - отец, мать, брат, сестра и другие родственники с отцовской стороны. С VII века к наследованию земли допускались и женщины.
Наследования по завещанию не было, для передачи имущества на случай смерти прибегали к дарениям, прекарию или передаче имущества какому-либо доверенному лицу.
Имело место аффатомия - передача имущества наследнику по завещанию через посредника. Сначала наследодатель передавал вещь посреднику через суд. Посредник принимал вещь и через 12 месяцев передавал ее действительному наследнику путем дарения.
Уголовное право. В уголовном праве удерживаются остатки обычая кровной мести. За большинство преступлений налагались высокие штрафы в пользу потерпевшего (1/3 которого поступала в пользу государства). В случае неуплаты штрафа виновный отдавался головой пострадавшему, допускалась кровная месть или в дело вмешивался суд, который назначал наказание. Штраф был высокий и, в ряде случаев, уплачивался родственниками преступника. И при получении штрафа сумма могла делиться между родственниками потерпевшего.
Члены рода могли себя освободить от коллективной ответственности за своих сородичей, для этого необходимо было явиться в сотенное собрание и в присутствии тунгина и собравшихся совершать церемонии, разрывающие узы с родовым коллективом (разломать над головой 4 ольховых прута и разбросать их в 4 стороны).
Статьи Салической Правды определяют последствия преступных посягательств исходя из социального положения потерпевшего и преступника, что отражает классовое расслоение общества.
За убийство назначался вергельд - штраф в пользу родных убитого. Его размер определялся социальным положением убитого: за убийство свободного франка - 200 солидов; за убийство свободного римлянина - 100 солидов; за убийство королевского телохранителя - 600 солидов; за убийство полусвободного лита - 100 солидов; за убийство римского колона - 63 солида.
За убийство раба платился не вергельд, а стоимость раба - 35 солидов его хозяину. В случае убийства рабом свободного уплачивался вергельд в половинном размере их господином, в счет другой половины вергельда убийца выдавался головой родственникам убитого.
За убийство женщины уплачивался тройной вергельд, беременной женщины - в четырехкратном размере, тройной вергельд взыскивался за убийство ребенка, не достигшего 12 лет, убийство тайной, убийство с попытками скрыть следы преступления. За нанесение телесных повреждений взыскивались штрафы различных размеров. Наказуемо было похищение женщины, рабу полагалась смертная казнь, литу и королевскому рабу - уплата вергельда в размере 200 солидов, для свободных были установлены штрафы от 3 до 63 солидов. Немало внимания было уделено словесным оскорблениям, причем за оскорбление женщины взыскивался более высокий штраф, чем за оскорбление мужчины.
Салическая Правда содержит длинный ряд статей об имущественных преступлениях.
Различаются 3 вида кражи:
а) на сумму от 2 динаров и выше;
б) на сумму от 40 динаров и выше;
в) кража с взломом или с подделкой ключей.
Наказание при этом устанавливалось: - для свободных - штрафы (соответственно 15, 35, 45 солидов); - для рабов:
1) возмещение ущерба и 120 ударов;
2) кастрация или возмещение ущерба и штраф;
3) смертная казнь и т.д.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 267.