Модель - это абстрактное представление системы отражающее её одни аспекты и не отражающая другие.
Абстракция - упрощённое изображение сложного существующего объекта.
Выгоды от применения моделирования:
1. Визуализация - это схематичный показ чего-то сложного. Модели помогают людям понять сложные взаимосвязи в системах. Зачастую бывает, что визуализация является единственным способом обозрения объектов высокой комплексности.
2. Коммуникация. Модели помогают объединить сами корпоративные системы, их аналитику и их дизайн.
3. Дизайн. Модели используются для отображения различных аспектов функционирования корпорации.
4. Анализ. Обзор процессов внутри корпорации с целью их модернизации.
Каждую модель можно (и нужно) определять по трем основным ее критериям:
1. Цель.
2. Уровень абстракции.
3. Точка зрения.
Цель модели определяет какие аспекты системы в ней отражены. Цель модели определяется её автором.
Уровень абстракции - это уровень, отражающий количество элементов, которые будут упрощены или удалены из модели. Чем глобальней цель, тем больше уровень абстракции. Уровень абстракции системы зависит от объёма компонентов системы, задействованных в цели этой модели.
Точка зрения определяет состав состояния и внешний вид модели с разных точек зрения на модель (географическая карта для политика-политическая, для географа-географическая, для школьника-контурная.)
Для каждой отдельной модели в рамках концепции устанавливаются следующие политики и правила.
Синтаксис модели - устанавливают ограничения и правила для модели.
Семантика модели - это то что определяет смысл модели, также семантика позволяет синхронизировать потоки данных между разными организациями, например, XML.
С точки зрения моделирования корпораций выделяют следующие типы моделей:
Неаналитические - показывает статичное состояние системы в момент времени.
Аналитические модели, в которых связи между моделями описаны математическими законами. Бывают, в свою очередь, двух типов:
Стохастическая модель - полагается, что неопределённость имеет важное значение.
Детерминистская модель - нет неопределённости, все переменные известны и определены заранее.
Вычисляемые модели, также называются моделями симуляциями, бывают и детерминистскими, и стохастическими, разделяются по виду симуляции. Бывают, в свою очередь, двух типов:
Дискретная симуляция, симуляция имеющая начало и конец, чаще всего запускаемая ситуативно.
Непрерывная симуляция, симуляция, происходящая постоянно.
Вопрос №16. Абстракция при моделировании.
В процессе проектирования схему данных удобно представлять с помощью следующих моделей:
· концептуальная модель служит средством для извлечения знаний о предметной области, то есть для работы с экспертами, пользователями, заказчиками; эта модель помогает программистам разобраться с той сферой человеческой деятельности, для которой им предстоит создать свое программное приложение, выявив там основные сущности и связи между ними; поскольку концептуальная модель предназначена для обсуждения с непрограммистами, то она не должна содержать конструкций и понятий, которых последним не воспринять;
· логическая модель позволяет полностью задать структуру данных, однако без "привязки" к конкретной платформе реализации; с одной стороны, такое описание получается компактнее, чем физическая модель, позволяя взглянуть на схему данных в целом, без лишних деталей; с другой стороны, такая спецификация может быть в дальнейшем реализована для разных СУБД; логическая модель содержит абстракции, которые уже могут быть непонятны экспертам предметной области - эта модель служит для уточнения информации о предметной области в виде, удобном для последующей реализации;
· физическая модель является описанием структуры данных в терминах платформы реализации - конкретной СУБД; эта модель уже содержит информацию о различных деталях реализации - индексах и ключах, типах атрибутов и т.д., которые определены в терминах целевого языка программирования и т. д.; физическая модель фактически является диаграммным представлением части программного кода, определяющего схему данных.
Далее следует реализация схемы данных в виде:
· полной спецификации с помощью программы на языке программирования, например, на SQL/DDL, с описанием всех таблиц, значений записей по умолчанию, определением прав на таблицы и группы таблиц, хранимыми процедурами и триггерами и т. д.; эта спецификация может содержать информацию, которая отсутствует в физической модели, так как в последнюю попадает только то, что хорошо выразимо с помощью диаграмм сущность-связь;
· "живой" базы данных, получаемой как результат исполнения средствами некоторой СУБД программы, задающей схему (SQL/DDL-скрипта); создается электронное хранилище, которое реализует доступ к данным со стороны программных приложений, а также обеспечивает сохранение данных после окончания работы приложения и выключения компьютера - это свойство данных обычно называют персистентностью (persistent).
Вопрос №17. Типы моделей.
Модель является хорошей абстракцией различных методов разработки ПО, позволяя лаконично, сжато и информативно их представить.
Можно выделить следующие типы моделей: «Водопадная» [линейная, каскадная], Итеративная, Спиральная, Инкрементная.
· Водопадная имеет следующие шаги: разработка системных требований, разработка требований к ПО, анализ, проектирование, кодирование, тестирование, использование Достоинства: – Формализованная, результатом каждой фазы является документ (утвержденный и подписанный); – Заказчик не вмешивается в большую часть работы. Недостатки: – Линейность – Требования в дальнейшем не уточняются – Все архитектурные решения принимаются на ранней стадии.
· Итеративная модель – модель с циклами обратных связей между стадиями. Здесь межэтапные корректировки обеспечивают меньшую трудоемкость разработки по сравнению с каскадной моделью, но каждая стадия растягивается на весь период разработки; Анализ, проектирование, реализация тестирование, анализ…развертывание.
· спиральная (прототипная) модель– делается упор на начальные стадии жизненного цикла: анализ требований, проектирование спецификаций, предварительное и детальное проектирование. На этих стадиях проверяется и обосновывается реализуемость технических решений путем создания прототипов. Каждый виток спирали (рис.3.8) соответствует итерационной модели создания фрагмента или версии информационной системы, на нем уточняются цели и характеристики проекта, определяется его качество, планируются работы следующего витка спирали. Таким образом последовательно конкретизируются детали проекта информационной системы и в результате выбирается его обоснованный вариант, который доводится до реализации.
· Инкрементная модель жизненного цикла представляет собой пример итеративного подхода к разработке программного обеспечения, который предполагает разбиение жизненного цикла проекта на последовательность итераций, каждая из которых напоминает «мини-проект», включающий все фазы жизненного цикла в применении к созданию отдельных версий системы, обладающих меньшей функциональностью по сравнению с проектом, в целом. При этом на каждой итерации получается работающая версия программной системы, обладающая функциональностью всех предыдущих плюс текущей итерации. В результате финальной итерации получается конечный продукт, обеспечивающий реализацию всех требований. Анализ/проектирование/реализация/тестирование/1й инкремент
Дата: 2019-02-02, просмотров: 283.