Методы оптимизации структуры капитала. Способы внешнего финансирования бизнеса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оптимизация структуры капитала предприятия осуществляется различными методами.

1. Метод оптимизации структуры капитала по критерию политики финансирования активов. Этот метод основан на дифференцированном выборе источников финансирования различных составных частей активов предприятия.

В этих целях все активы предприятия подразделяются на такие три группы:

а) внеоборотные активы;

б) постоянная часть оборотных активов (неизменная часть их размера, не зависящая от сезонных и других циклических особенностей производственно-коммерческой деятельности);

в) переменная часть оборотных активов (варьирующая их часть, определяемая сезонным или другим циклическим возрастанием объема производственно-коммерческой деятельности).

2. Метод оптимизации структуры капитала по критерию его стоимости. Стоимость капитала дифференцируется в зависимости от источников его формирования. В процессе оптимизации структуры капитала по этому критерию исходят из возможностей минимизации средневзвешенной стоимости капитала.

3. Метод оптимизации структуры капитала по критерию эффекта финансового левериджа. Этот эффект заключается в повышении рентабельности собственного капитала при увеличении удельного веса заемного капитала в общей его сумме до определенных пределов.

Предельная доля заемного капитала, обеспечивающая максимальный уровень эффекта финансового левериджа, будет характеризовать оптимизацию структуры используемого капитала по этому критерию.

Внешние источники финансирования бизнеса - банковские кредиты и средства различных финансовых учреждений [страховые и инвестиционные компании, пенсионные фонды и др.] и государственные и региональные фонды поддержки малого предпринимательства.

Основные способы финансирования бизнеса.

Всем предприятиям необходим капитал. Хотя капитал нужен на протяжении всей жизни предприятия, предприниматель-новичок сталкивается с особыми трудностями в получении капитала, чтобы начать дело. Существуют два типа финансирования: внутренний и внешний. Внутренний тип финансирования включает в себя следующие источники:

· собственный капитал; прибыль;

· продажа активов;

· сокращение оборотного капитала;

· кредиты у поставщиков;

· дебиторская задолженность.

Все остальные источники являются внешними для фирмы. Используя внешние источники финансирования, предприниматель должен четко представлять себе: -время возможного использования заемных средств;

· издержки, связанные с оформлением кредита (ссуды);

· степень утраты контроля над компанией.

Часто потребности предпринимателя удовлетворяются с помощью комбинации этих двух типов.

Коммерческие банки

Коммерческие банки: наиболее часто используемые предпринимателями, в качестве источников краткосрочных кредитов. Средства, которые выдаются коммерческими банками, требуют какой-либо материальной гарантии или обеспечения. В качестве обеспечения коммерческого кредита могут выступать: -деловые активы (земля, оборудование, здания, сооружения и т.д.);

· личные активы (дом, машина, квартира, акции, дача и т. д.);

· активы поручителя, который гарантирует погашение займа.

Существует несколько типов банковских займов. Займы могут быть обеспечены: "дебиторской задолженностью;

· запасами;

· оборудованием;

· недвижимостью.

Дебиторская задолженность является хорошей гарантией для займа, особенно если получатели надежны и кредитоспособны. После проверки кредитоспособности получателей банк может профинансировать до 80% дебиторской задолженности. Если с каких-то должников получить долг не удается, то потери несет банк, а не предприятие. Такие отношения носят название факторинговых.

Другим активом для получения займа является запасы, особенно в тех случаях, когда их легко продать. Обычно предприятие может получить сумму в размере 50% стоимости готовой продукции. Особым типом займа под запасы являются расписки о доверительном управлении имуществом.

Под обеспечение долгосрочного кредита сроком на 5-10 лет может быть использовано оборудование. Финансирование под оборудование может быть нескольких типов:

· финансирование под покупку нового оборудования;

· финансирование под бывшее в употреблении оборудование (50-80% стоимости).

И, наконец, получение ссуды под недвижимость. Финансирование под недвижимость получить несложно, а сумма может составлять 75-80% стоимости недвижимости.

3. Ссуды администрации малого бизнеса (амб).

Нередко предпринимателю малого бизнеса не хватает необходимых документов или активов для получения кредита от коммерческого банка. Либо между ними существует противоречия которые невозможно разрешить. В этом случае предпринимателю может быть гарантирован заем администрации малого бизнеса (АМБ)

АМБ - это государственная служба, которая выступает в качестве гаранта. При таком займе АМБ гарантирует выплату банку около 80% всей прокредитованной суммы, если предприниматель не сможет расплатиться. Эта гарантия позволяет банку дать предпринимателю ссуду с более высоким уровнем риска.

Однако процедура составления заявки на ссуду АМБ более сложная, чем на обычный коммерческий кредит. Здесь требуется заполнение правительственных форм и предоставления дополнительной документации. Обычно в регионе несколько банков специализируются на таком кредитовании. Эти банки оказывают предпринимателю помощь в заполнении документов и сводят к минимуму время, необходимое государственным органам для рассмотрения и одобрения займа.

АМБ может гарантировать как краткосрочные, так и долгосрочные кредиты. Хотя, как правило, разницы в процентных ставках между обычным банковским кредитом и кредитом, гарантированным АМБ нет, все-таки ссуды в коммерческом банке предпочтительнее, так как они ее требуют такой обширной отчетности, а также помогают предпринимателю установить хорошие отношения с банком, которые будут необходимы, когда предприятие достигнет зрелости.

Информация необходимая для рассмотрения, заявления о ссуде АМБ:

1. краткая характеристика бизнеса;

2. краткая характеристика руководства с описанием предыдущего делового опыта, технической подготовки и т. д.

3. использование суммы займа по статьям расхода;

4. текущий балансовый отчет предприятия и отчет о прибылях и убытках;

5. годовые балансовые отчеты и отчеты о прибылях (убытках) за последние 3 года;

6. если предприятие еще не создано, представляются плановые показатели по активам, пассивам, собственному капиталу, а также ожидаемые планы по прибыли и убыткам.

7. Отдельно заполняются отчеты по обязательствам вне предприятия.

 

73. Ключевые показатели операционного анализа: точка безубыточности, запас финансовой прочности.

Точка безубыточности показывает эффективность какого-либо коммерческого проекта, поскольку инвестор должен знать, когда проект наконец окупится, каков уровень риска для его вложений. Он должен принять решение, стоит ли инвестировать в проект или нет, и расчет точки безубыточности в этом случае играет важную роль.

точка безубыточности (break-evenpoint– BEP) – объем продаж, при котором прибыль предпринимателя равна нулю. Прибыль – это разница между доходами (TR– totalrevenue) и расходами (TC– totalcost). Точку безубыточности измеряют в натуральном или денежном выражении. Данный показатель помогает определить, сколько продукции надо продать (работ выполнить, услуг оказать), чтобы сработать в ноль. Таким образом, в точке безубыточности доходы покрывают расходы. При превышении точки безубыточности предприятие получает прибыль, если точка безубыточности не достигнута – предприятие несет убытки. Значение BEP предприятия важно для определения финансовой стабильности компании. Например, если значение BEP растет, это может говорить о проблемах, связанных с получением прибыли. Кроме того, BEP меняется при росте самого предприятия, что обуславливается повышением товарооборота, налаживанием сети продаж, изменениями цен и прочими факторами. В целом расчет точки безубыточности предприятия дает возможность: определить, следует ли вкладывать в проект деньги, учитывая, что он окупится только при следующем объеме продаж; выявить проблемы на предприятии, связанные с изменением BEP со временем; рассчитать значение изменений объема продаж и цены продукта, то есть, насколько следует изменить объем продаж/производства, если цена товара изменится и наоборот; определить, на какое значение можно понизить выручку, чтобы при этом не оказаться в убытке (в случае, если фактическая выручка больше расчетной).

Перед тем, как найти точку безубыточности, необходимо сначала понять, какие из затрат относятся к постоянным, а какие к переменным, поскольку они являются обязательными компонентами для расчета, причем важно правильно их разделить. К постоянным относятся: амортизационные отчисления, основная и дополнительная заработная плата административно-управленческого персонала (с отчислениями), арендная плата и др. К переменным относятся: основные и дополнительные материалы, комплектующие, полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические нужды, основная и дополнительная заработная плата основных рабочих (с отчислениями) и др. Постоянные затраты не зависят от объема производства и продаж и практически не меняются с течением времени. На изменение постоянных затрат могут повлиять следующие факторы: рост/падение мощности (производительности) предприятия, открытие/закрытие производственного цеха, увеличение/снижение арендной платы, инфляция (обесценивание денег) и др. Переменные затраты зависят от объема производства и изменяются вместе с изменением объема. Соответственно, чем больше объем производства и продаж, тем больше сумма переменных затрат. Важно! Переменные затраты на единицу продукции не изменяются с изменением объем производства! Переменные затраты на единицу продукции являются условно-постоянными. Формула расчета Существую две формулы для расчета точки безубыточности – в натуральном и стоимостном выражении. Для того чтобы рассчитать точку безубыточности в натуральном выражении, необходимо использовать следующие показатели: Постоянные затраты на объем (FC– fixedcost); Цена единицы товара (услуги, работы) (P– price); Переменные затраты на единицу продукции (AVC– averagevariablecost). Рассчитать точку безубыточности в натуральном выражении можно по следующей формуле: BEP=FC/(P-AVC) В данном случае по итогам расчета получится критический объем продаж в натуральном выражении. Для того чтобы рассчитать точку безубыточности в денежном выражении, необходимо использовать следующие показатели: Постоянные затраты (FC – fixed cost); Выручка (доходы) (TR– totalrevnue) или цена (P — price); Переменные затраты на объем (VC – variablecost) или переменные затраты на единицу продукции (AVC – average variable cost). Для начала необходимо рассчитать коэффициент маржинального дохода (долю маржинального дохода в выручке), т.к. этот показатель используется при расчете точки безубыточности в денежном выражении, и маржинальный доход. Маржинальный доход (MR– marginalrevenue) находится как разница между выручкой и переменными затратами. MR=TR-VC Так как выручка на единицу продукции – это цена (P=TR/Q, где Q– это объем продаж), можно рассчитать маржинальный доход как разницу между ценой и переменными затратами на единицу продукции. MR=P-AVC Коэффициент маржинального дохода рассчитается по следующей формуле: КMR=MR/TR или (если MRрассчитывается исходя из цены): KMR=MR/P Обе описанные выше формулы для расчета коэффициента маржинального дохода приведут к одному результату. Точка безубыточности в денежном выражении (этот показатель также называют «порог рентабельности») рассчитывает по следующей формуле: BEP=FC/KMR В данном случае по итогам расчета получится критическая сумма выручки, при которой прибыль будет равна нулю. Для внесения большей ясности, необходимо рассмотреть конкретные примеры расчета точки безубыточности для различных типов организаций.


 

 


Дата: 2019-02-02, просмотров: 342.