Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: сущность, основные элементы и сравнительная характеристика
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Долгосрочная финансовая политики охватывает весь жизненный цикл предприятий или инвестиционного проекта, который делится на множество краткосрочных периодов, равных по длительности одному финансовому (календарному) году.

Конкретные формы и методы реализации задач управления финансами определяются финансовой политикой предприятия.

Основными элементами долгосрочной финансовой политики предприятия являются:

- политика управления капиталом и дивидендная политика;

- политика привлечения заемных средств;

- финансовая стратегия оздоровления предприятия;

- финансовое прогнозирование, планирование, бюджетирование;

- инвестиционная политика.

Успешность работы предприятия в краткосрочном периоде в решающей степени зависит от качества разработанной им краткосрочной финансовой политики, под которой понимается система мер, направленных на обеспечение бесперебойного финансирования его текущей деятельности. Между долгосрочной и краткосрочной финансовой политикой имеются существенные различия.

Сравнительная характеристика краткосрочной и долгосрочной финансовой политики:

Характеристики КФП ДФП
Область применения Текущая деятельность Краткосрочные финансовые вложения Инвестиционная деятельность: - капитальные вложения (строительство, реконструкция, модернизация, приобретение объектов основных средств); - долгосрочные финансовые вложения
Временные рамки Один финансовый год или период, равный одному обороту капитала, если он превышает один год Жизненный цикл предприятия Более одного года, вплоть до полной окупаемости инвестиционного проекта или окончания его жизненного цикла
Связь с рыночной стратегией Маневрирование предложением товаров (работ, услуг) в рамках года Изменение положения фирмы на рынке за счёт значительного изменения количества, качества и ассортимента товаров (работ, услуг)
Основной объект управления Оборотный капитал Основной капитал в совокупности с оборотным капиталом
Цели - обеспечение производства в пределах имеющихся производственных мощностей и основных фондов; - обеспечение гибкости текущего финансирования; - генерирование собственных источников финансирования капитальных вложений Обеспечение прироста производственных мощностей и основных фондов в соответствии с долгосрочной рыночной стратегией
Критерий эффективности Максимизация текущей прибыли Максимизация отдачи от предприятия (инвестиционного проекта)

Между краткосрочной и долгосрочной финансовой политикой существует и органическая связь: краткосрочная финансовая политика «встроена» в долгосрочную. Средства для расширения производства, увеличения количества применяемого основного капитала генерируются именно в процессе текущей деятельности, которая создает как источник воспроизводства основных средств (амортизацию), так и источник их расширенного воспроизводства (прибыль). В то же время именно денежные потоки от текущей деятельности формируют и общий результат, отдачу от предприятия (инвестиционного проекта) за весь период его жизненного цикла.

В деятельности предприятия, которое наряду с текущей деятельностью осуществляет инвестиционный проект, денежные потоки от текущей и инвестиционной деятельности переплетаются. При осуществлении проекта за счет заемных средств возможны две схемы погашения кредита. Первая основана на использовании денежных потоков от текущей и инвестиционной деятельности одновременно. Вторая предполагает строгое разграничение потоков. В сущности оба потока могут взаимно подпитывать друг друга, решение об их совместном или раздельном использовании зависит от конкретных обстоятельств.

Необходимо помнить, что текущая и инвестиционная деятельность относительно, а не абсолютно обособлены друг от друга. В то же время разграничение текущей и инвестиционной деятельности необходимо для обеспечения эффективного контроля за использованием финансовых ресурсов и предупреждения иммобилизации (отвлечения) оборотных средств в капитальные затраты, что может подорвать текущее финансирование предприятия.

 

 

77. Место финансовой политики в управлении финансами организации: понятие финансовой политики предприятия, содержание, цели, задачи формирования.

Финансовая политика-это совокупность мероприятии по целенаправленному формированию, организации, использованию и контролю финансов для достижения целей предприятия.

Цели финансовой политики: избежать финансовых трудностей и банкротства; выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы; максимально увеличить объем продаж и сектор рынка; максимизация прибыли; минимизировать расходы; максимизация рыночной стоимости фирмы.

Задачи в ходе обеспечения максимизации прибыли: Наращивать объем продаж, эффективно управлять процессом формирования рентабельности, бесперебойно обеспечивать производство финансами ресурсами, осуществлять контроль над расходами, минимизировать период производственного цикла, оптимизировать величину запасов.

Задачи, решаемый в ходе обеспечения финансовой устойчивости: Минимизация финансовых рисков, синхронизация денежных потоков, тщательный анализ контрагентов, наличие необходимого остатка денежных средств, финансовый мониторинг.

Финансовая политика предприятия – совокупность мероприятий по целенаправленному формированию, организации и использованию финансов для достижения целей предприятия.

Основа финансовой политики – четкое определение единой концепции развития предприятия как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе, выбор из всего многообразия механизмов достижения поставленных целей наиболее оптимальных, а также разработка эффективных механизмов контроля.

Только с помощью разработанной финансовой политики можно с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки добиться поставленных целей.

Можно перечислить несколько задач, которые необходимо решить при организации долгосрочной финансовой политики:

· Избежать финансовых трудностей и банкротства;

· выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы;

· Максимально увеличить объем продаж и сектор рынка;

· Минимизировать расходы;

· Максимизировать прибыль.

· Максимизировать рыночную стоимость фирмы

Приоритетность той или иной цели по-разному объясняется в рамках существующих теорий организации бизнеса (theories of the firm).

Наиболее распространенным является утверждение, что фирма должна работать таким образом, чтобы обеспечить максимальный доход ее владельцам (Profit Maximisation Theory). Обычно это ассоциируется с рентабельной работой, ростом прибыли и снижением расходов.

Другие исследователи выдвигают предположение, что в основе деятельности фирм и их руководства лежит стремление к наращиванию объемов производства и сбыта. Обосновывается это тем, что многие менеджеры олицетворяют свое положение (заработная плата, статус, положение в обществе) с размерами фирмы в большей степени, нежели с ее прибыльностью.

Перечисленные выше цели отличаются, но имеют тенденцию принадлежать к двум классам. Первый относится к прибыльности. Эта цель включает в себя объем продаж, сектор рынка и контроль над расходами, что относится, по крайней мере, потенциально, к различным способам получения или увеличения прибыли.

Вторая группа, включающая избежание банкротства, стабильность и безопасность, относится некоторым образом к контролированию риска.

К сожалению, эти два типа целей в некоторой степени противоречат друг другу. Погоня за прибылью обычно сопряжена с некоторым элементом риска, таким образом, фактически невозможно максимизировать одновременно безопасность и прибыль. Поэтому нам нужна цель, одновременно включающая оба фактора.

Считается, что этим условиям в большей степени отвечает критерий максимизации собственного капитала, т.е. рыночной стоимости фирмы. Повышение достатка владельцев фирмы заключается не столько в росте текущих прибылей, сколько в повышении рыночной цены их собственности. Таким образом, любое финансовое решение, обеспечивающее в перспективе рост стоимости акций, должно приниматься владельцами и/или управленческим персоналом.

Главной целью финансовой политики является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде.

Как правило, эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости предприятия

2. Основные направления реализации финансовой политики предприятия.

Основной целью создания предприятия является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем периоде и на перспективу. Эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости предприятия, что невозможно без эффективного использования финансовых ресурсов и построения оптимальных финансовых отношений, как в рамках самого предприятия, так и с контрагентами и государством.

Для реализации главной цели в рамках финансовой политики осуществляется постоянный поиск оптимального соотношения между стратегическими задачами, основными из которых являются:

· максимизация прибыли;

· обеспечение финансовой устойчивости. 1

Развитие первого стратегического направления позволяет собственникам получать доход на вложенный капитал, второе направление обеспечивает предприятию стабильность и безопасность, и относится некоторым образом к контролированию риска.

Разработка финансовой стратегии подразумевает определенные этапы:

· критический анализ предшествующей финансовой стратегии;

· обоснование (корректировка) стратегических целей;

· определение сроков действия финансовой стратегии;

· конкретизация стратегических целей и периодов их выполнения;

· распределение ответственности за достижение стратегических целей.

Для реализации стратегических целей предприятию необходимо решать ряд тактических задач.

Финансовая тактика – это оперативные действия, направленные на достижение того или иного этапа финансовой стратегии в текущем периоде.

Таким образом, в отличие от финансовой стратегии финансовая тактика связана с реализацией локальных задач управления предприятием.

Для обеспечения максимизации прибыли необходимо решение следующих задач:

· наращивать объем продаж;

· эффективно управлять процессом формирования рентабельности;

· бесперебойно обеспечивать производство финансовыми ресурсами;

· осуществлять контроль над расходами,

· минимизировать период производственного цикла,

· оптимизировать величину запасов и др.

Второе стратегическое направление подразумевает решение таких задач как:

· минимизация финансовых рисков;

· синхронизация денежных потоков;

· тщательный анализ контрагентов;

· наличие необходимого остатка денежных средств;

· финансовый мониторинг и др.

Эти два стратегических направления в некоторой степени противоречат друг другу. Погоня за прибылью обычно сопряжена с повышенным риском.

Приоритетность стратегических целей периодически меняется как в рамках одного предприятия, так и от предприятия к предприятию. Многие факторы влияют на важность той или иной стратегической цели, которые в совокупности можно подразделить на две крупные категории – внутренние и внешние.

К основным внутренним факторам можно отнести:

· масштаб предприятия;

· стадия развития самого предприятия;

· субъективный фактор руководства предприятия, собственников.

Внешние факторы также оказывают влияние на приоритетность той или иной стратегической цели предприятия. В частности состояние финансового рынка, налоговой, таможенной, бюджетной и денежно-кредитной политик государства, законодательных основ влияет на основные параметры функционирования предприятия.

Таким образом, финансовая политика – это всегда поиск баланса, оптимального на данный момент соотношения нескольких направлений развития и выбор наиболее эффективных методов и механизмов их достижения.

3. Финансовая стратегия и тактика предприятия. Цели, основные направления

Основной целью создания предприятия является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем периоде и на перспективу. Эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости предприятия, что невозможно без эффективного использования финансовых ресурсов и построения оптимальных финансовых отношений, как в рамках самого предприятия, так и с контрагентами и государством.

Для реализации главной цели в рамках финансовой политики осуществляется постоянный поиск оптимального соотношения между стратегическими задачами, основными из которых являются:

· максимизация прибыли;

· обеспечение финансовой устойчивости. 2

Развитие первого стратегического направления позволяет собственникам получать доход на вложенный капитал, второе направление обеспечивает предприятию стабильность и безопасность, и относится некоторым образом к контролированию риска.

Разработка финансовой стратегии подразумевает определенные этапы:

· критический анализ предшествующей финансовой стратегии;

· обоснование (корректировка) стратегических целей;

· определение сроков действия финансовой стратегии;

· конкретизация стратегических целей и периодов их выполнения;

· распределение ответственности за достижение стратегических целей.

Для реализации стратегических целей предприятию необходимо решать ряд тактических задач.

Финансовая тактика – это оперативные действия, направленные на достижение того или иного этапа финансовой стратегии в текущем периоде.

Таким образом, в отличие от финансовой стратегии финансовая тактика связана с реализацией локальных задач управления предприятием.

Для обеспечения максимизации прибыли необходимо решение следующих задач:

· наращивать объем продаж;

· эффективно управлять процессом формирования рентабельности;

· бесперебойно обеспечивать производство финансовыми ресурсами;

· осуществлять контроль над расходами,

· минимизировать период производственного цикла,

· оптимизировать величину запасов и др.

Второе стратегическое направление подразумевает решение таких задач как:

· минимизация финансовых рисков;

· синхронизация денежных потоков;

· тщательный анализ контрагентов;

· наличие необходимого остатка денежных средств;

· финансовый мониторинг и др.

Эти два стратегических направления в некоторой степени противоречат друг другу. Погоня за прибылью обычно сопряжена с повышенным риском.

Приоритетность стратегических целей периодически меняется как в рамках одного предприятия, так и от предприятия к предприятию. Многие факторы влияют на важность той или иной стратегической цели, которые в совокупности можно подразделить на две крупные категории – внутренние и внешние.

К основным внутренним факторам можно отнести:

· масштаб предприятия;

· стадия развития самого предприятия;

· субъективный фактор руководства предприятия, собственников.

Внешние факторы также оказывают влияние на приоритетность той или иной стратегической цели предприятия. В частности состояние финансового рынка, налоговой, таможенной, бюджетной и денежно-кредитной политик государства, законодательных основ влияет на основные параметры функционирования предприятия.

Таким образом, финансовая политика – это всегда поиск баланса, оптимального на данный момент соотношения нескольких направлений развития и выбор наиболее эффективных методов и механизмов их достижения.

4. Место финансовой политики в управлении финансами организации

Финансовая политика предприятия – совокупность мероприятий по целенаправленному формированию, организации и использованию финансов для достижения целей предприятия.

Финансовую политику предприятия можно еще охарактеризовать как определенный алгоритм действий для достижения главной цели предприятия, который состоит из последовательных этапов и включают в себя различные инструменты и механизмы.

Содержание финансовой политики многогранно и включает следующие этапы:

1. Определение стратегических направлений развития

2. Планирование

· стратегическое планирование;

· оперативное планирование

· бюджетное планирование.

3. Разработка оптимальной концепции управления

· управление капиталом;

· управление активами;

· управление денежными потоками;

· управление ценами;

· управление издержками;

4. Контроль

· проверка выполнения планов;

· сравнительный анализ;

· ревизии;

· аудит.

Этапы финансовой политики делят на долгосрочные и краткосрочные.

Финансовая политика призвана учесть многофакторность, многокомпонентность и многовариантность управления финансами для достижения намеченных целей и выполнения поставленных задач. Таким образом, долгосрочная финансовая политика устанавливает директивы для изменений и роста фирмы и концентрирует свое внимание на общей картине событий, без детального изучения отдельных компонентов этой политики. Краткосрочная финансовая политика связана, главным образом, с анализом вопросов, оказывающих влияние на текущие активы и текущие обязательства.

Разработка и реализация финансовой политики должны постоянно контролироваться. В этой связи очень сложно отнести этап контроля к тому или иному виду финансовой политики. Контроль должен соединить эти два вида в общую финансовую стратегию фирмы.

 

 

76. Механизм управления собственным капиталом на основе операционного рычага Операционный рычаг как один из аспектов предпринимательского риска. Сущность и методология расчета эффекта операционного рычага. Направления финансово-хозяйственной деятельности предприятий с высоким эффектом операционного рычага. Точка безубыточности (порог рентабельности), сущность, технология определения. Коэффициент вклада на покрытие. Запас финансовой прочности.Операционный рычаг характеризует один из аспектов предпринимательского риска. Предпринимательский (деловой) рисксостоит в том, что предприятие может не получить запланированную величину операционной прибыли (до уплаты процентов и налога на прибыль). Очевидно, что такому результату может способствовать множество различных факторов: снижение спроса на продукцию, усиление конкуренции, рост цен на сырье и др. Наряду с ними увеличению операционного риска способствует высокая доля постоянных расходов предприятия в общей структуре затрат. Чем выше эти доля, тем сильнее вероятность того, что даже незначительное снижение объема продаж обернется для предприятия убытками. С другой стороны, в определенных условиях даже небольшое увеличение объема продаж приведет к резкому росту прибыли.

Эффект операционного рычага показывает на сколько процентов увеличится прибыль при 1%-ном росте объемов продаж.

Операционный рычаг характеризует один из аспектов предпринимательского риска. Предпринимательский (деловой) риск состоит в том, что предприятие может не получить запланированную величину операционной прибыли (до уплаты процентов и налога на прибыль). Очевидно, что такому результату может способствовать множество различных факторов: снижение спроса на продукцию, усиление конкуренции, рост цен на сырье и др. Наряду с ними увеличению операционного риска способствует высокая доля постоянных расходов предприятия в общей структуре затрат. Чем выше эти доля, тем сильнее вероятность того, что даже незначительное снижение объема продаж обернется для предприятия убытками. С другой стороны, в определенных условиях даже небольшое увеличение объема продаж приведет к резкому росту прибыли.

Эффект операционного рычага показывает на сколько процентов увеличится прибыль при 1%-ном росте объемов продаж.

Эффект операционного рычага определяют по формуле:

ЭОР = (Вбн - Зпер) : Прп = ВП : Прп,

где Вбн - выручка организации без НДС ; Зпер – сумма переменных затрат ;

Дата: 2019-02-02, просмотров: 275.