Финансирование текущей деятельности предприятий: основные источники и формы финансирования оборотных средств организации, выбор оптимальной стратегии финансирования оборотных средств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Источниками формирования оборотных средств являются собственные, заемные и дополнительно привлеченные средства. Информация о размерах собственных источников средств представлена в основном в разделе III пассива баланса. Информация о заемных и привлеченных источниках представлена в разделе V пассива баланса.

Формирование собственных оборотных средств происходит в момент создания предприятия, когда образуется его уставный фонд. Источником формирования в этом случае служат инвестиционные средства учредителей предприятия. В дальнейшем минимальная потребность предприятия в собственных оборотных средствах покрывается за счет собственных источников: прибыли, резервного капитала, фонда накопления.

Однако в силу ряда объективных причин у предприятия возникают временные дополнительные потребности в оборотных средствах. В этом случае финансовое обеспечение хозяйственной деятельности сопровождается привлечением заемных источников: банковских и коммерческих кредитов, займов, инвестиционного налогового кредита, инвестиционного вклада работников предприятия, облигационных займов и пр.

Кроме того, используются источники, приравненные к собственным средствамтак называемые устойчивые пассивы.

Назначение краткосрочных банковских кредитовфинансирование сезонных потребностей предприятия, временного роста товарно-материальных ценностей, временного роста дебиторской задолженности, других непредвиденных расходов.

Наряду с банковскими кредитами, источниками финансирования оборотных средств являются также коммерческие кредиты других организаций, оформленные в виде займов, векселей, товарного кредита и авансового платежа.

Правильное соотношение собственных, заемных и привлеченных источников формирования оборотных средств играет важную роль в укреплении финансового состояния предприятия.

Наличие у предприятия чистого оборотного капитала определяет уровень ликвидности его баланса и эффективность использования оборотных активов. Поэтому любые изменения в составе образующих его элементов (оборотных активов и краткосрочных обязательств) влияют на величину чистого оборотного капитала. Разумный рост его объема рассматривают как положительную тенденцию в деятельности предприятия.

Выбор соответствующей стратегии финансирования оборотных активов сводится к определению объема долгосрочных пассивов и расчету на этой основе чистого оборотного капитала (ЧОК):

Каждой стратегии, выбранной финансовым директором, соответствует свое балансовое уравнение. Для удобства введем следующие обозначения:

ВОА — внеоборотные активы;

ОА — оборотные активы; СЧОА — стабильная часть оборотных активов; ВЧОА — варьирующая часть оборотных активов;

ДО — долгосрочные обязательства; КО - краткосрочные обязательства;

СК — собственный капитал («Капитал и резервы»); ДП — долгосрочные (фиксированные) пассивы (ДО + СК).

Идеальная модель краткосрочного финансирования базируется на экономической природе оборотных активов и краткосрочных обязательств, их взаимном соответствии. В соответствии с данной моделью оборотные активы совпадают по величине с краткосрочными обязательствами, а чистый оборотный капитал равен нулю (ЧОК = 0).

В реальной жизни такая модель практически не встречается. С позиции ликвидности она наиболее рискованна, так как при неблагоприятных условиях (при необходимости расплатиться со всеми кредиторами единовременно) предприятие может оказаться перед выбором продажи части основных средств для погашения краткосрочных обязательств. Эта стратегия предполагает установление долгосрочных пассивов (ДП) на уровне внеоборотных активов (ВОА), т. е. модель имеет вид: ДП = ВОА, ЧОК = 0.

Для любого предприятия более приемлемы агрессивная, консервативная и умеренные модели финансирования оборотных активов. Их основу составляет предположение, что для обеспечения ликвидности внеоборотные активы и стабильная часть оборотных активов должны возмещаться за счет долгосрочных пассивов: ВОА + СЧОА = ДП

Следовательно, различие между моделями состоит в выборе источников финансирования для покрытия варьирующей части оборотных активов.

Агрессивная модель означает, что долгосрочные пассивы служат источником покрытия внеоборотных активов и стабильной части оборотных активов, т. е. того их минимума, который необходим для осуществления текущей (операционной) деятельности предприятия. В этом случае чистый оборотный капитал равен данному минимуму: ЧОК = СЧОА

Варьирующая часть оборотных активов в полном объеме покрывается краткосрочной задолженностью. С позиции ликвидности эта стратегия очень рискованна, поскольку в реальной жизни ограничиться только минимумом оборотных активов очень сложно. Балансовое уравнение имеет вид ДП = ВОА + СЧОА

Консервативная модель предполагает, что варьирующую часть оборотных активов также покрывают долгосрочными пассивами. В данном случае краткосрочная задолженность отсутствует, поэтому и нет риска потери ликвидности: ЧОК = ОА, КО = 0.

Данная модель имеет искусственный характер. Эта стратегия предполагает установление долгосрочных пассивов на уровне, определяемом балансовым уравнением: ДП = ВОА + СЧОА + ВЧОА

Умеренная (компромиссная) модель наиболее жизнеспособна. Эта модель предполагает возмещение внеоборотных активов, стабильную часть оборотных активов и примерно 50% варьирующей их части за счет долгосрочных пассивов. Чистый оборотный капитал равен по величине стабильной части оборотных активов и половине их варьирующей части: ЧОК = СЧОА + 0,5 х ВЧОА

В отдельные периоды жизненного цикла предприятие может иметь излишние оборотные активы, что отрицательно влияет на уровень их доходности и оборачиваемости. Однако такая ситуация минимизирует риск потери ликвидности, что позволяет сохранять нормальную платежеспособность в течение производственного цикла.

Умеренная стратегия предполагает установление долгосрочных пассивов на уровне, определяемом следующим балансовым уравнением: ДП = ВОА + СЧОА + 0,5 х ВЧОА

Таким образом, выбор соответствующей модели финансирования оборотных активов зависит от положения предприятия на товарном и финансовом рынках, его финансовой устойчивости (равновесия), квалификации специалистов финансовой службы, денежно-кредитной политики государства и от иных факторов объективного и субъективного характера.

 

81. Ценовая политика предприятия: принципы формирования, процесс разработки, методы определения цен и виды ценовых стратегий

Ценовая политика является составной частью общей экономической стратегии предприятия. Она является одним из основных методов управления выручкой от реализации продукции, который обеспечивает наиболее важные приоритеты производственного и научно-технического развития предприятия на различных этапах его жизненного цикла. Ценовая политика непосредственно влияет на масштабы текущей деятельности, формирование спроса на продукцию предприятия у потребителей, уровень финансовой устойчивости и его конкурентное положение на товарном рынке. Устанавливаемый в процессе разработки ценовой политики уровень цен оказывает непосредственное влияние на объем продаж и прибыли.

Ценовая политика предприятия может быть определена как деятельность его руководства по установлению, поддержанию и изменению цен на производимые товары, деятельность, осуществляемая в русле общей стратегии фирмы и направленная на достижение целей и задач последней.

При формировании ценовой политики рекомендуют соблюдать следующие принципы:

· согласование данной политики с конъюнктурой товарного рынка и особенностями выбранной рыночной стратегии;

· сопряженность ценовой политики с общей политикой управления прибылью и основными целями текущей деятельности;

· активная ценовая политика, что обеспечивает прочные позиции предприятия на отдельных сегментах рынка;

· комплексность подхода к установлению уровня цен на товары в сочетании с высоким сервисным обслуживанием покупателей;

· высокий динамизм ценовой политики, который обеспечивается быстротой реагирования на изменения условий внутренней и внешней среды.

Процесс непосредственной разработки ценовой политики включает следующие этапы:

1. Выбор целей формирования ценовой политики.

2. Оценка сложившегося уровня цен на продукцию (услуги).

3. Оценка особенностей и потенциала товарного рынка.

4. Дифференциация ценовой политики в разрезе видов продукции и издержек производства.

5. Выбор модели построения цен на отдельные виды продукции.

6. Разработка конкретного уровня цен на товары (услуги).

7. Формирование методики своевременной корректировки цен.

Для установления цен на продукцию используют следующие методы:

· расчет цен, исходя из себестоимости и прибыли (в процентном отношении к себестоимости продукции или на вложенный капитал);

· ориентацию на покупательский спрос продукции, производимой предприятием (чем выше спрос, тем больше цена продукции, и наоборот). В результате при фиксированной себестоимости продукция продается по разным ценам, зависящим от места и времени продаж;

· использование среднеотраслевых цен;

· ориентацию на цены продукции, выпускаемой предприятиями-конкурентами (ценового лидера).

Конечным результатом разработки ценовой политики является формирование окончательной ценовой стратегии, которая составляет важную часть общей стратегии развития предприятия.

Стратегии ценообразования весьма разнообразны.

В зависимости от уровня цен выделяют:

· стратегию высоких цен (предусматривает продажу товара по высоким ценам в самом начале освоения рынка и затем последовательное снижение цен по мере его насыщения)

· стратегию низких цен (цель- стимулирование спроса при желании одержать верх в конкурентной борьбе, используется в случаях:

· нейтральное ценообразование (ориентировано на долгосрочную перспективу получения неизменного объема прибыли)

Существуют другие стратегии ценообразования, позволяющие предприятию занимать более гибкую позицию на рынке и ориентированные на разные их сегменты и покупателей сегментов и покупателей:

· стратегия дифференцированных цен (установлены шкалы возможных скидок и надбавок)

· стратегия льготных цен (формирование цен для покупателей в которых предприятие заинтересовано).

· стратегия дискриминационных цен (установление максимальных цен на товар в определенном сегменте рынка)

По степени гибкости выделяют:

· стратегия единых цен (проста в применении и открывает широкие возможности для торговли по каталогам и посылочной торговле)

· стратегия гибких, эластичных цен (опирается на изменение уровня продажных цен в зависимости от возможности покупателя, на заказ).

Стратегии ценообразования часто ориентированы на конкретную ситуацию на рынке:

· стратегия стабильных стандартных цен (характерна для массовых продаж однородных товаров, например цены на транспорт, журналы)

· стратегия нестабильных, меняющихся цен (цены зависят от ситуации на рынке, спроса потребителей или издержек производства и продаж самого предприятия, которое устанавливает разные уровни цен для разных рынков и их сегментов)

· стратегия ценового лидерства (удобна для предприятий не желающих или не имеющих возможности разрабатывать свою ценовую стратегию)

· стратегия конкурентных цен (связана с проведение агрессивной политики по снижению цен предприятиями-конкурентами)

· стратегия престижных цен (особое внимание обращается на качество товара и товарную марку и наблюдается низкая эластичность спроса)

· стратегия неокругленных, «психологических» цен (всегда чуть ниже круглой суммы – иллюзия экономии).

· стратегия цен массовых закупок (продажа со скидками в случая приобретения больших количеств)

· стратегия тесного увязывания цен с качеством товара (высокие цены означают очень высокое качество для покупателя)

· стратегия инициативного изменения цен

Следует отметить, что на практике в чистом виде перечисленные стратегии применяются редко. В основном встречаются различные их сочетания.

 

 

80. Финансовое планирование на предприятии: содержание, цели, задачи, характеристика основных систем

Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников, отношений хозяйствующего субъекта. Планирование – это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определение путей их наиболее эффективного достижения. При рыночной экономике за все негативные последствия и просчеты планов ответственность несет само предприятие ухудшением своего финансового состояния.

Основные задачи финансового планирования:

- обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

- определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

- установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

- соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

- контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Отечественная фин. наука выработала ряд принципов финансового планирования:

- научность – требует совершения методов разработки финансовых планов

- целевая направленность планирования

- системный характер планирования

- координация – фин. планы всех структурных подразделений взаимосвязаны и взаимозависимы

- непрерывность и гибкость – систематическая разработка и корректировка всех планов

- соответствие источников финансирования цели их привлечения (например, для модернизации основных фондов целесообразно привлекать долгосрочные источники, для покупки дополнительных оборотных средств – краткосрочные)

- обеспечение ликвидности и финансовой устойчивости (например, сумма оборотных средств должна всегда превышать сумму краткосрочной задолженности).

Объектом финансового планирования организации служат все виды ее деятельности (текущая, инвестиционная и финансовая) и их отдельные элементы:

- выручка от продажи продукции;

- прибыль и ее распределение;

- объем платежей в бюджетную систему в форме налогов и сборов;

- взносы в государственные внебюджетные фонды;

- объем заемных средств, привлекаемых с кредитного рынка;

- объем капитальных вложений и источники их финансирования;

- плановая потребность в оборотных средствах и финансирование их прироста.

В практике финансового планирования применяются следующие методы:

1) метод экономического анализа – позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.

2) нормативный метод – на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность в фин. ресурсах и их источниках.

3) метод балансовых расчетов – основывается на прогнозе поступления средств и затрат на определенную дату в перспективе.

4) метод дисконтированных денежных потоков – инструмент прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых фин. ресурсов.

5) метод многовариантности расчетов – разработка альтернативных вариантов плановых расчетов, чтобы выбрать из них оптимальный, при этом могут задаваться разные критерии выбора.

6) методы экономико-математического моделирования – позволяют количественно выразить тесноту взаимосвязи между фин. показателями и основными факторами, их определяющими.

Процесс фин. планирования включает несколько этапов:

1 этап. Анализ фин. показателей за предыдущий период

2 этап. Составление основных прогнозных документов

3 этап. Уточнение и конкретизация показателей прогнозных фин. документов посредством составления текущих фин. планов.

4 этап. Осуществление оперативного фин. планирования.

5 этап. Практическое внедрение планов и контроль за их выполнением.

В зависимости от периода осуществления и поставленной цели финансовое планирование можно подразделить на: стратегическое, текущее (годовое) и оперативное.

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 326.