Система оценки критериев эффективности инвест. Проектов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Таким образом, выбор соответствующей модели финансирования оборотных активов зависит от положения предприятия на товарном и финансовом рынках, его финансовой устойчивости (равновесия), квалификации специалистов финансовой службы, денежно-кредитной политики государства и от иных факторов объективного и субъективного характера.

 

81. Ценовая политика предприятия: принципы формирования, процесс разработки, методы определения цен и виды ценовых стратегий

Ценовая политика является составной частью общей экономической стратегии предприятия. Она является одним из основных методов управления выручкой от реализации продукции, который обеспечивает наиболее важные приоритеты производственного и научно-технического развития предприятия на различных этапах его жизненного цикла. Ценовая политика непосредственно влияет на масштабы текущей деятельности, формирование спроса на продукцию предприятия у потребителей, уровень финансовой устойчивости и его конкурентное положение на товарном рынке. Устанавливаемый в процессе разработки ценовой политики уровень цен оказывает непосредственное влияние на объем продаж и прибыли.

Ценовая политика предприятия может быть определена как деятельность его руководства по установлению, поддержанию и изменению цен на производимые товары, деятельность, осуществляемая в русле общей стратегии фирмы и направленная на достижение целей и задач последней.

При формировании ценовой политики рекомендуют соблюдать следующие принципы:

· согласование данной политики с конъюнктурой товарного рынка и особенностями выбранной рыночной стратегии;

· сопряженность ценовой политики с общей политикой управления прибылью и основными целями текущей деятельности;

· активная ценовая политика, что обеспечивает прочные позиции предприятия на отдельных сегментах рынка;

· комплексность подхода к установлению уровня цен на товары в сочетании с высоким сервисным обслуживанием покупателей;

· высокий динамизм ценовой политики, который обеспечивается быстротой реагирования на изменения условий внутренней и внешней среды.

Процесс непосредственной разработки ценовой политики включает следующие этапы:

1. Выбор целей формирования ценовой политики.

2. Оценка сложившегося уровня цен на продукцию (услуги).

3. Оценка особенностей и потенциала товарного рынка.

4. Дифференциация ценовой политики в разрезе видов продукции и издержек производства.

5. Выбор модели построения цен на отдельные виды продукции.

6. Разработка конкретного уровня цен на товары (услуги).

7. Формирование методики своевременной корректировки цен.

Для установления цен на продукцию используют следующие методы:

· расчет цен, исходя из себестоимости и прибыли (в процентном отношении к себестоимости продукции или на вложенный капитал);

· ориентацию на покупательский спрос продукции, производимой предприятием (чем выше спрос, тем больше цена продукции, и наоборот). В результате при фиксированной себестоимости продукция продается по разным ценам, зависящим от места и времени продаж;

· использование среднеотраслевых цен;

· ориентацию на цены продукции, выпускаемой предприятиями-конкурентами (ценового лидера).

Конечным результатом разработки ценовой политики является формирование окончательной ценовой стратегии, которая составляет важную часть общей стратегии развития предприятия.

Стратегии ценообразования весьма разнообразны.

В зависимости от уровня цен выделяют:

· стратегию высоких цен (предусматривает продажу товара по высоким ценам в самом начале освоения рынка и затем последовательное снижение цен по мере его насыщения)

· стратегию низких цен (цель- стимулирование спроса при желании одержать верх в конкурентной борьбе, используется в случаях:

· нейтральное ценообразование (ориентировано на долгосрочную перспективу получения неизменного объема прибыли)

Существуют другие стратегии ценообразования, позволяющие предприятию занимать более гибкую позицию на рынке и ориентированные на разные их сегменты и покупателей сегментов и покупателей:

· стратегия дифференцированных цен (установлены шкалы возможных скидок и надбавок)

· стратегия льготных цен (формирование цен для покупателей в которых предприятие заинтересовано).

· стратегия дискриминационных цен (установление максимальных цен на товар в определенном сегменте рынка)

По степени гибкости выделяют:

· стратегия единых цен (проста в применении и открывает широкие возможности для торговли по каталогам и посылочной торговле)

· стратегия гибких, эластичных цен (опирается на изменение уровня продажных цен в зависимости от возможности покупателя, на заказ).

Стратегии ценообразования часто ориентированы на конкретную ситуацию на рынке:

· стратегия стабильных стандартных цен (характерна для массовых продаж однородных товаров, например цены на транспорт, журналы)

· стратегия нестабильных, меняющихся цен (цены зависят от ситуации на рынке, спроса потребителей или издержек производства и продаж самого предприятия, которое устанавливает разные уровни цен для разных рынков и их сегментов)

· стратегия ценового лидерства (удобна для предприятий не желающих или не имеющих возможности разрабатывать свою ценовую стратегию)

· стратегия конкурентных цен (связана с проведение агрессивной политики по снижению цен предприятиями-конкурентами)

· стратегия престижных цен (особое внимание обращается на качество товара и товарную марку и наблюдается низкая эластичность спроса)

· стратегия неокругленных, «психологических» цен (всегда чуть ниже круглой суммы – иллюзия экономии).

· стратегия цен массовых закупок (продажа со скидками в случая приобретения больших количеств)

· стратегия тесного увязывания цен с качеством товара (высокие цены означают очень высокое качество для покупателя)

· стратегия инициативного изменения цен

Следует отметить, что на практике в чистом виде перечисленные стратегии применяются редко. В основном встречаются различные их сочетания.

 

 

80. Финансовое планирование на предприятии: содержание, цели, задачи, характеристика основных систем

Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников, отношений хозяйствующего субъекта. Планирование – это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определение путей их наиболее эффективного достижения. При рыночной экономике за все негативные последствия и просчеты планов ответственность несет само предприятие ухудшением своего финансового состояния.

Основные задачи финансового планирования:

- обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

- определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

- установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

- соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

- контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Отечественная фин. наука выработала ряд принципов финансового планирования:

- научность – требует совершения методов разработки финансовых планов

- целевая направленность планирования

- системный характер планирования

- координация – фин. планы всех структурных подразделений взаимосвязаны и взаимозависимы

- непрерывность и гибкость – систематическая разработка и корректировка всех планов

- соответствие источников финансирования цели их привлечения (например, для модернизации основных фондов целесообразно привлекать долгосрочные источники, для покупки дополнительных оборотных средств – краткосрочные)

- обеспечение ликвидности и финансовой устойчивости (например, сумма оборотных средств должна всегда превышать сумму краткосрочной задолженности).

Объектом финансового планирования организации служат все виды ее деятельности (текущая, инвестиционная и финансовая) и их отдельные элементы:

- выручка от продажи продукции;

- прибыль и ее распределение;

- объем платежей в бюджетную систему в форме налогов и сборов;

- взносы в государственные внебюджетные фонды;

- объем заемных средств, привлекаемых с кредитного рынка;

- объем капитальных вложений и источники их финансирования;

- плановая потребность в оборотных средствах и финансирование их прироста.

В практике финансового планирования применяются следующие методы:

1) метод экономического анализа – позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.

2) нормативный метод – на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность в фин. ресурсах и их источниках.

3) метод балансовых расчетов – основывается на прогнозе поступления средств и затрат на определенную дату в перспективе.

4) метод дисконтированных денежных потоков – инструмент прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых фин. ресурсов.

5) метод многовариантности расчетов – разработка альтернативных вариантов плановых расчетов, чтобы выбрать из них оптимальный, при этом могут задаваться разные критерии выбора.

6) методы экономико-математического моделирования – позволяют количественно выразить тесноту взаимосвязи между фин. показателями и основными факторами, их определяющими.

Процесс фин. планирования включает несколько этапов:

1 этап. Анализ фин. показателей за предыдущий период

2 этап. Составление основных прогнозных документов

3 этап. Уточнение и конкретизация показателей прогнозных фин. документов посредством составления текущих фин. планов.

4 этап. Осуществление оперативного фин. планирования.

5 этап. Практическое внедрение планов и контроль за их выполнением.

В зависимости от периода осуществления и поставленной цели финансовое планирование можно подразделить на: стратегическое, текущее (годовое) и оперативное.

 

 

Этапы цикла прогнозирования

· постановка целей

· сбор релевантной информации

· применение прогностических методов

· оценка результатов

· координация с другими сферами финансовой деятельности

В процессе прогнозирования основных показателей долгосрочного финансового плана предприятия используются следующие основные методы:

1. Метод корреляционного моделирования. Сущность этого метода заключается в установлении корреляционной зависимости между двумя рассматриваемыми показателями в динамике и последующем прогнозировании одного из них в зависимости от изменения другого (базового). В финансовом менеджменте широкое распространение получило прогнозирование суммы активов предприятия (в целом и отдельных их видов), а также некоторых других показателей в зависимости от изменения объема реализации продукции.

2. Метод оптимизационного моделирования. Его сущность заключается в оптимизации конкретного прогнозируемого показателя в зависимости от ряда условий его формирования. Этот метод используется в финансовом менеджменте при прогнозировании структуры капитала, чистой прибыли и некоторых других показателей.

3. Метод многофакторного экономико-математического моделирования. Сущность этого метода состоит в том, что прогнозируемый показатель определяется на основе конкретных математических моделей, отражающих функциональную взаимосвязь его количественного значения от системы определенных факторов, также выраженных количественно. В финансовом менеджменте широко используются разнообразные модели устойчивого роста предприятия, определяющие объемы его внешнего финансирования в зависимости от темпа роста реализации продукции (или обратной постановке) и другие.

4. Расчетно-аналитический метод. Его сущность состоит в прямом расчете количественных значений прогнозируемых показателей на основе использования соответствующих норм и нормативов. В финансовом менеджменте этот метод используется при прогнозировании сумм амортизационного потока (на основе использования разных методов амортизации), а соответственно и чистого денежного потока (при ранее спрогнозированной сумме чистой прибыли предприятия).

5. Экономико-статистический метод. Сущность это метода состоит в исследовании закономерностей динамики конкретного показателя (определении линии его тренда); и распространении темпов этой динамики на прогнозируемый период. Несмотря на относительную простоту этого метода, его использование дает наименьшую точность прогноза, так как не позволяет учесть новые тенденции и факторы, влияющие на динамику рассматриваемого показателя. Этот метод может применяться в прогнозных расчетах лишь при неизменности условий формирования того или иного финансового показателя, что в наших экономических условиях весьма проблематично.

В процессе прогнозирования основных показателей долгосрочного финансового плана предприятия могут быть использованы и другие методы (метод прогнозных оценок, балансовый, методы исследования операций и принятия решений и т.п.).

К методам прогнозирования относятся: методы экономической статистики, математико-статистические методы изучения связей, методы экономической кибернетики и оптимального программирования, эконометрические методы, методы исследования операций и теории принятия решений и др.

 

 

Чем выше значение ЭОР, тем больше риск деятельности предприятия. Вместе с тем с увеличением риска возрастает и шанс получить дополнительную прибыль. Высокое значение ЭОР означает, что прибыль предприятия очень чувствительна к изменению валовой выручки. С одной стороны, даже незначительное снижение объемов производства или цены на продукцию может оказаться для организации роковым. С другой стороны, даже при небольшом увеличении объемов реализации прибыль фирмы существенно возрастет.

Предприятиям с высоким ЭОР надо обезопасить свою деятельность. Для этого следует работать по трем направлениям:

® снижение постоянных затрат;

® отслеживание действий конкурентов;

® увеличение объемов производства.

Причем снижение постоянных затрат не обязательно связано с уменьшением расходов. Их можно перераспределить. Например, предприятие, выплачивающее работникам отдела маркетинга фиксированные оклады, может установить им сдельную оплату труда. Это не только сократит постоянные расходы, но и повысит заинтересованность сотрудников.

Важно отслеживать действия конкурентов. Чем выше значение ЭОР, тем больше внимания нужно уделять изучению рынка, т.к. изменение прибыли предприятия с высоким ЭОР в значительной степени зависит от изменения выручки, а значит, и от цен на продукцию. Если конкуренты снизят свои цены, такое предприятие

Для уменьшения ЭОР нужно увеличивать выручку. Известно, что она может изменяться либо за счет роста цен, либо за счет расширения объемов производства. Однако предприятиям с высоким значением ЭОР нужно относиться к повышению цен с осторожностью, т.к. из-за их увеличения спрос на продукцию может упасть. Поэтому уменьшение продаж даже при повышенных ценах может вызвать сокращение выручки и, как следствие, снижение прибыли.

Т.о. организациям с высоким ЭОР надо увеличивать выручку за счет расширения производства. Даже небольшое увеличение объемных показателей резко повысит их прибыль. Те организации, у которых величина ЭОР снижается, могут действовать на рынке более уверенно. В частности, они могут уменьшить цены на свою продукцию для того, чтобы привлечь покупателей или устранить конкурентов. Этим предприятиям не так страшно и временное снижение спроса. В то же время рассчитывать, что при росте объемов их прибыль серьезно увеличится, таким предприятиям не следует.

Определять уровень безубыточности. Этот показатель позволит определить, когда организация начнет получать прибыль. Уровень или точка безубыточности определяется по формуле:

ТБ = Зпост : (1 - УЗпер),

где ТБ - уровень, при котором организация не будет получать ни прибыли, ни убытков;
Зпост - постоянные затраты организации;


Коммерческие банки

Коммерческие банки: наиболее часто используемые предпринимателями, в качестве источников краткосрочных кредитов. Средства, которые выдаются коммерческими банками, требуют какой-либо материальной гарантии или обеспечения. В качестве обеспечения коммерческого кредита могут выступать: -деловые активы (земля, оборудование, здания, сооружения и т.д.);

· личные активы (дом, машина, квартира, акции, дача и т. д.);

· активы поручителя, который гарантирует погашение займа.

Существует несколько типов банковских займов. Займы могут быть обеспечены: "дебиторской задолженностью;

· запасами;

· оборудованием;

· недвижимостью.

Дебиторская задолженность является хорошей гарантией для займа, особенно если получатели надежны и кредитоспособны. После проверки кредитоспособности получателей банк может профинансировать до 80% дебиторской задолженности. Если с каких-то должников получить долг не удается, то потери несет банк, а не предприятие. Такие отношения носят название факторинговых.

Другим активом для получения займа является запасы, особенно в тех случаях, когда их легко продать. Обычно предприятие может получить сумму в размере 50% стоимости готовой продукции. Особым типом займа под запасы являются расписки о доверительном управлении имуществом.

Под обеспечение долгосрочного кредита сроком на 5-10 лет может быть использовано оборудование. Финансирование под оборудование может быть нескольких типов:

· финансирование под покупку нового оборудования;

· финансирование под бывшее в употреблении оборудование (50-80% стоимости).

И, наконец, получение ссуды под недвижимость. Финансирование под недвижимость получить несложно, а сумма может составлять 75-80% стоимости недвижимости.

3. Ссуды администрации малого бизнеса (амб).

Нередко предпринимателю малого бизнеса не хватает необходимых документов или активов для получения кредита от коммерческого банка. Либо между ними существует противоречия которые невозможно разрешить. В этом случае предпринимателю может быть гарантирован заем администрации малого бизнеса (АМБ)

АМБ - это государственная служба, которая выступает в качестве гаранта. При таком займе АМБ гарантирует выплату банку около 80% всей прокредитованной суммы, если предприниматель не сможет расплатиться. Эта гарантия позволяет банку дать предпринимателю ссуду с более высоким уровнем риска.

Однако процедура составления заявки на ссуду АМБ более сложная, чем на обычный коммерческий кредит. Здесь требуется заполнение правительственных форм и предоставления дополнительной документации. Обычно в регионе несколько банков специализируются на таком кредитовании. Эти банки оказывают предпринимателю помощь в заполнении документов и сводят к минимуму время, необходимое государственным органам для рассмотрения и одобрения займа.

АМБ может гарантировать как краткосрочные, так и долгосрочные кредиты. Хотя, как правило, разницы в процентных ставках между обычным банковским кредитом и кредитом, гарантированным АМБ нет, все-таки ссуды в коммерческом банке предпочтительнее, так как они ее требуют такой обширной отчетности, а также помогают предпринимателю установить хорошие отношения с банком, которые будут необходимы, когда предприятие достигнет зрелости.

Информация необходимая для рассмотрения, заявления о ссуде АМБ:

1. краткая характеристика бизнеса;

2. краткая характеристика руководства с описанием предыдущего делового опыта, технической подготовки и т. д.

3. использование суммы займа по статьям расхода;

4. текущий балансовый отчет предприятия и отчет о прибылях и убытках;

5. годовые балансовые отчеты и отчеты о прибылях (убытках) за последние 3 года;

6. если предприятие еще не создано, представляются плановые показатели по активам, пассивам, собственному капиталу, а также ожидаемые планы по прибыли и убыткам.

7. Отдельно заполняются отчеты по обязательствам вне предприятия.

 

73. Ключевые показатели операционного анализа: точка безубыточности, запас финансовой прочности.

Точка безубыточности показывает эффективность какого-либо коммерческого проекта, поскольку инвестор должен знать, когда проект наконец окупится, каков уровень риска для его вложений. Он должен принять решение, стоит ли инвестировать в проект или нет, и расчет точки безубыточности в этом случае играет важную роль.

точка безубыточности (break-evenpoint– BEP) – объем продаж, при котором прибыль предпринимателя равна нулю. Прибыль – это разница между доходами (TR– totalrevenue) и расходами (TC– totalcost). Точку безубыточности измеряют в натуральном или денежном выражении. Данный показатель помогает определить, сколько продукции надо продать (работ выполнить, услуг оказать), чтобы сработать в ноль. Таким образом, в точке безубыточности доходы покрывают расходы. При превышении точки безубыточности предприятие получает прибыль, если точка безубыточности не достигнута – предприятие несет убытки. Значение BEP предприятия важно для определения финансовой стабильности компании. Например, если значение BEP растет, это может говорить о проблемах, связанных с получением прибыли. Кроме того, BEP меняется при росте самого предприятия, что обуславливается повышением товарооборота, налаживанием сети продаж, изменениями цен и прочими факторами. В целом расчет точки безубыточности предприятия дает возможность: определить, следует ли вкладывать в проект деньги, учитывая, что он окупится только при следующем объеме продаж; выявить проблемы на предприятии, связанные с изменением BEP со временем; рассчитать значение изменений объема продаж и цены продукта, то есть, насколько следует изменить объем продаж/производства, если цена товара изменится и наоборот; определить, на какое значение можно понизить выручку, чтобы при этом не оказаться в убытке (в случае, если фактическая выручка больше расчетной).

Перед тем, как найти точку безубыточности, необходимо сначала понять, какие из затрат относятся к постоянным, а какие к переменным, поскольку они являются обязательными компонентами для расчета, причем важно правильно их разделить. К постоянным относятся: амортизационные отчисления, основная и дополнительная заработная плата административно-управленческого персонала (с отчислениями), арендная плата и др. К переменным относятся: основные и дополнительные материалы, комплектующие, полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические нужды, основная и дополнительная заработная плата основных рабочих (с отчислениями) и др. Постоянные затраты не зависят от объема производства и продаж и практически не меняются с течением времени. На изменение постоянных затрат могут повлиять следующие факторы: рост/падение мощности (производительности) предприятия, открытие/закрытие производственного цеха, увеличение/снижение арендной платы, инфляция (обесценивание денег) и др. Переменные затраты зависят от объема производства и изменяются вместе с изменением объема. Соответственно, чем больше объем производства и продаж, тем больше сумма переменных затрат. Важно! Переменные затраты на единицу продукции не изменяются с изменением объем производства! Переменные затраты на единицу продукции являются условно-постоянными. Формула расчета Существую две формулы для расчета точки безубыточности – в натуральном и стоимостном выражении. Для того чтобы рассчитать точку безубыточности в натуральном выражении, необходимо использовать следующие показатели: Постоянные затраты на объем (FC– fixedcost); Цена единицы товара (услуги, работы) (P– price); Переменные затраты на единицу продукции (AVC– averagevariablecost). Рассчитать точку безубыточности в натуральном выражении можно по следующей формуле: BEP=FC/(P-AVC) В данном случае по итогам расчета получится критический объем продаж в натуральном выражении. Для того чтобы рассчитать точку безубыточности в денежном выражении, необходимо использовать следующие показатели: Постоянные затраты (FC – fixed cost); Выручка (доходы) (TR– totalrevnue) или цена (P — price); Переменные затраты на объем (VC – variablecost) или переменные затраты на единицу продукции (AVC – average variable cost). Для начала необходимо рассчитать коэффициент маржинального дохода (долю маржинального дохода в выручке), т.к. этот показатель используется при расчете точки безубыточности в денежном выражении, и маржинальный доход. Маржинальный доход (MR– marginalrevenue) находится как разница между выручкой и переменными затратами. MR=TR-VC Так как выручка на единицу продукции – это цена (P=TR/Q, где Q– это объем продаж), можно рассчитать маржинальный доход как разницу между ценой и переменными затратами на единицу продукции. MR=P-AVC Коэффициент маржинального дохода рассчитается по следующей формуле: КMR=MR/TR или (если MRрассчитывается исходя из цены): KMR=MR/P Обе описанные выше формулы для расчета коэффициента маржинального дохода приведут к одному результату. Точка безубыточности в денежном выражении (этот показатель также называют «порог рентабельности») рассчитывает по следующей формуле: BEP=FC/KMR В данном случае по итогам расчета получится критическая сумма выручки, при которой прибыль будет равна нулю. Для внесения большей ясности, необходимо рассмотреть конкретные примеры расчета точки безубыточности для различных типов организаций.


 

 


Система оценки критериев эффективности инвест. Проектов

Инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

Существуют различные классификации инвестиционных проектов. В зависимости от признаков, положенных в основу классификации, можно выделить следующие виды инвестиционных проектов.

По отношению друг к другу:

- независимые, допускающие одновременное и раздельное осуществление, причем характеристики их реализации не влияют друг на друга;

- альтернативные (взаимоисключающие), т.е. не допускающие одновременной реализации. На практике такие проекты часто выполняют одну и ту же функцию. Из совокупности альтернативных проектов может быть осуществлен только один;

- взаимодополняющие, реализация которых может происходить лишь совместно.

По срокам реализации (создания и функционирования):

- краткосрочные (до 3 лет);

- среднесрочные (3—5 лет);

- долгосрочные (свыше 5 лет).

По масштабам (чаще всего масштаб проекта определяется размером инвестиций):

- малые проекты, действие которых ограничивается рамками одной небольшой фирмы, реализующей проект. В основном они представляют собой планы расширения производства и увеличения ассортимента выпускаемой продукции. Их отличают сравнительно небольшие сроки реализации;

- средние проекты — это чаще всего проекты реконструкции и технического перевооружения существующего производства продукции. Они реализуются поэтапно, по отдельным производствам, в строгом соответствии с заранее разработанными графиками поступления всех видов ресурсов;

- крупные проекты — проекты крупных предприятий, в основе которых лежит прогрессивно «новая идея» производства продукции, необходимой для удовлетворения спроса на внутреннем и внешнем рынках;

- мегапроекты - это целевые инвестиционные программы, содержащие множество взаимосвязанных конечных проектов. Такие программы могут быть международными, государственными и региональными.

По основной направленности:

- коммерческие проекты, главной целью которых является получение прибыли;

- социальные проекты, ориентированные, например, на решение проблем безработицы в регионе, снижение криминогенного уровня и т.д.;

- экологические проекты, основу которых составляет улучшение среды обитания, другие.

В зависимости от степени влияния результатов реализации инвестиционного проекта на внутренние или внешние рынки финансовых, материальных продуктов и услуг, труда, а также на экологическую и социальную обстановку:

- глобальные проекты, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию на Земле;

- народнохозяйственные проекты, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в стране, и при их оценке можно ограничиваться учетом только этого влияния;

- крупномасштабные проекты, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в отдельно взятой стране;

- локальные проекты, реализация которых не оказывает существенного влияния на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в определенных регионах и (или) городах, на уровень и структуру цен на товарных рынках.

Особенностью инвестиционного процесса является его сопряженность с неопределенностью, степень которой может значительно варьироваться, поэтому в зависимости от величины риска инвестиционные проекты подразделяются таким образом:

- надежные проекты, характеризующиеся высокой вероятностью получения гарантируемых результатов (например, проекты, выполняемые по государственному заказу);

- рисковые проекты, для которых характерна высокая степень неопределенности как затрат, так и результатов (например, проекты, связанные с созданием новых производств и технологий).

На практике данная классификация не является исчерпывающей и допускает дальнейшую детализацию.

Реализация любого инвестиционного проекта преследует определенную цель. Для разных проектов эти цели могут быть различными, однако в целом их можно объединить в четыре группы:

- сохранение продукции на рынке;

- расширение объемов производства и улучшение качествапродукции;

- выпуск новой продукции;

- решение социальных и экономических задач.

Определенная цель может быть достигнута разными путями, поэтому большая часть реализуемых проектов носит конфликтующий характер, когда прорабатываются разные пути достижения одной и той же цели.

Всем инвестиционным проектам присущи некоторые общие черты, позволяющие их стандартизировать. Это:

- наличие временного лага между моментом инвестирования и моментом получения доходов;

- стоимостная оценка проекта.

Промежуток времени между моментом появления проекта и моментом окончания его реализации называется жизненным циклом проекта (или проектным циклом). Окончанием существования проекта может быть:

- ввод в действие объектов, начало их эксплуатации и использования результатов выполнения проекта;

- достижение проектом заданных результатов;

- прекращение финансирования проекта;

- начало работ по внесению в проект серьезных изменений,не предусмотренных первоначальным замыслом, т.е. модернизация;

- вывод объектов проекта из эксплуатации.

Инвестиционные проекты имеют разнообразные формы и содержание. Инвестиционные решения, рассматриваемые при анализе проектов, могут относиться, например, к приобретению недвижимого имущества, капиталовложениям в оборудование, научным исследованиям, опытно-конструкторским разработкам, освоению нового месторождения, строительству крупного производственного объекта или предприятия. Однако разработка любого инвестиционного проекта — от первоначальной идеи до эксплуатации — может быть представлена в виде цикла, состоящего из трех фаз: предынвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной (или производственной). Суммарная продолжительность трех фаз составляет жизненный цикл (срок жизни) инвестиционного проекта.

Универсального подхода к разделению фаз инвестиционного цикла на этапы нет. Решая эту задачу, участники проекта должны обращать внимание на особенности и условия выполнения данного проекта. Проектным анализом называется анализ доходности капитального проекта на основе сопоставления затрат на проект и выгод, которые будут от него получены.

На всех стадиях проекта (и особенно на стадии разработки) необходим анализ его основных аспектов. Различают следующие виды анализа:

1. Технический анализ, на основе которого определяется наиболее подходящая для данного инвестиционного проекта техника и технология.

2. Коммерческий анализ, охватывающий анализ рынка сбыта тойпродукции, которая будет производиться после реализации инвестиционного проекта.

3. Институциональный анализ, в задачу которого входит оценкаорганизационно-правовой, административной и даже коммерческойсреды, в которой будет реализовываться проект и приспособлениеего к этой среде, особенно к требованиям государственных организаций. Другой важный момент — приспособление самой организационной структуры предприятия к проекту.

4. Социальный (социально-культурный) анализ, задача которогосостоит в том, чтобы исследовать воздействие проекта на жизнь местных жителей, добиваться благожелательного или хотя бы нейтрального отношения к проекту.

5. Анализ окружающей среды, на основе которого выявляется идается экспертная оценка ущербу, наносимому проектом окружающей среде, и одновременно формируются предложения по смягчению или предотвращению этого ущерба.

6. Финансовый анализ.

7. Экономический анализ.

Финансовый и экономический анализы являются ключевыми они должны быть рассмотрены особо. Оба базируются на сопоставлении затрат и выгод от проекта, но отличаются подходами к их оценке. Если экономический анализ оценивает доходность проекта с точки зрения всего общества (страны), то финансовый анализ - только с точки зрения предприятия и его кредитора.

Анализируя доходность инвестиционного проекта, целесообразно сравнивать две будущие альтернативные ситуации: фирма осуществила свой проект; фирма не осуществила свой проект. В модифицированном виде этот прием можно представить в виде формулы

Pинв = Pпр – Cпр , (1.1.1)

где Ринв — доходность инвестиционного проекта; Рпр — изменения в выгодах (доходах) благодаря проекту; Спр — изменения затрат вследствие внедрения проекта.

На практике бывают случаи, когда выгоды заранее заданы, но их трудно оценить в денежном измерении. Тогда используют метод (прием) наименьших затрат.

Один из принципов проектного анализа состоит в том, что необходимо сопоставлять затраты и доходы (выгоды), возникающие в разное время. Известно, что затраты на создание и реализацию проекта, помимо растягивания во времени, возникают обычно после осуществления затрат.

В экономическом и финансовом анализе используют специальную технику для измерения текущей и будущей стоимости одной денежной меркой. Этот технический прием называется дисконтированием.

Дисконтирование является процессом, обратным исчислению сложного процента. Начислением сложного процента называется процесс роста основной суммы вклада за счет накопления процентов, а сумму, полученную в результате накопления процентов, называют будущей стоимостью суммы вклада по истечении периода, на который осуществляется расчет. Первоначальная сумма вклада называется текущей стоимостью.

При начислении сложного процента находят будущую стоимость путем умножения текущей стоимости на (1 + ставка процента) столько раз, на сколько лет делается расчет:

FY = PY (1+ r)n , (1.1.2)

где FY— будущая стоимость; PY- текущая стоимость; r -ставка процента; n — число лет.

Методы, используемые при оценке экономической эффективности инвестиционных проектов, можно объединить, как уже отмечалось, в две основные группы: простые и сложные.

К простым методам оценки относятся те, которые оперируют отдельными, точечными значениями исходных данных, но при этом не учитывается вся продолжительность срока жизни проекта и неравнозначность денежных потоков, возникающих в различные моменты времени. Эти методы просты в расчете и достаточно иллюстративны, вследствие чего довольно часто используются для быстрой оценки проектов на предварительных стадиях их анализа.

Сложные методы применяются для более глубокого анализа инвестиционных проектов: они используют понятия временных рядов, требуют применения специального математического аппарата и более тщательной подготовки исходной информации.

Простые методы используются на практике для определения экономической эффективности инвестиций простым методом чаще всего используется расчет простой нормы прибыли и периода окупаемости.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 243.