Нравственная составляющая интеллекта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Образование, являясь социально- духовным феноменом, обеспечивает воспроизводство человека в культуре.

Сущностная характеристика образования – интеллект, стимулирующий разум и дух. Сегодняшнее образование, признавая важность практической ориентированности на подготовку специалистов, актуализирует подход к профессиональному обучению как к процессу формирования личности. Так, вопрос о духовно-нравственном развитии остается столь же насущным, как и вопрос о подготовке специалиста.

Социально-культурное и нравственно-экологическое пространство, в котором формируется личность, дает возможность коэволюции науки и нравственности. Наука обладает свободой в познании мира, пока не угрожает жизни человека. С другой стороны, такие нравственные составляющие, как способность к состраданию, сопереживанию и любви так же необходимы человеку, как и научное познание. Коэволюция науки и нравственности является основанием интеграции науки и образования Исследователи сегодня рассматривают духовно-нравственное развитие и профессионализм в контексте целостного человека. «В настоящее время в методологии и практике образования наблюдается тенденция перехода от нормативной модели личности и деятельности специалиста, на основе которой формировались требования к содержанию его профессиональной подготовки, к рефлексивно-субъектной, рассматривающей профессиональное становление специалиста как процесс проектирования личности», – отмечает Л.И.Иванкина. При этом противоречие между требованиями социума и задачами индивида по реализции его природных склонностей может быт разрешено, если общество признает ценность человеческой личности.

Путь к признанию ценности личности лежит через формирование нравственного интеллекта. Еще Блез Паскаль обращался к мыслящему разумно сердцу («душе», «нравственному чувству») и сердечному разуму, который противопоставлял голому рассудку. С.Кьеркегор говорил о разумно- нравственной сущности личности, когда писал работу «Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этнических начал». Вопросам единения ума, чувства и воли, создания целостной «ткани» человеческой души уделяли большое внимание деятели русского религиозного просвещения В.В.Зеньковский, И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, Ю.Ф.Са- марин, В.С.Соловьев, И.А.Ильин, Н.О.Лосский и др.

Разделяя мышление как способность и мышление как процесс, можно поставить в соответствие первому понятию «интеллект», второму - «интеллектуальная деятельность». Современные исследователи определяют интеллект как «способность ориентироваться в нестандартной ситуации – функциональное определение, а в логике – способность к умозаключениям, решению задач, способность создавать научные теории и др.» [2, c.48]. «Интеллект лежит в основе других способностей и определяет успешность любой деятельности. На практике эта способность определяет меру профессионализма и характеризуется особым типом организации предметно специфических знаний и эффективными стратегиями принятия решений» [3, c.115]. Интеллект, который психологи считают «относительно устойчивой структурой умственных способностей индивида», является сущностью образовательной системы. Современная наука заявляет о необходимости развития интеллекта. Соответственно, перед исследователями стоит задача осмысления того многообразия знаний, которое получено в области изучения интеллекта. В настоящее время существуют следующие основные подходы, для каждого из которых характерна своя трактовка природы интеллекта: социокультурный (Дж.Брунер, М.Коул); генетический (Ж.Пиаже, У.Р.Чарлсворз); процессуально -деятельностный (А.В.Брушлинский, С.Л.Рубинштейн,); образовательный (А.Стаатс, К.Фишер) и др.

 Понятие «нравственный интеллект» было введено в научный оборот в 1994 году американским философом Д.Босс, опиравшимся на исследования педагога и психолога Г.Гарднера. Американский педагог и психолог Г.Гарднер выделяет семь видов интеллекта: 1) лингвистический, 2) логико- математический, 3) музыкальный, 4) пространственный (подразумевающий способность к абстрактному мышлению), 5) кинестетический, 6) самоосознающий, 7) социальный (межличностный). В своем исследовании Г.Гарднер приходит к следующему выводу: «То, что характеризует людей с точки зрения интеллекта, – это не есть пространно объясненный ментальный процесс, но возможность быть вовлеченным в различного рода символическую активность. Исследователь доказывает, что интеллект не есть единый процесс и может быть выражен множеством способов. Навык создания различных символических систем – будь то слова, цифры, телодвижения, музыкальные интонации, иностранные языки (как разновидность, единица информации) – меняется не только от человека к человеку, но и у одного человека. Человек может быть компетентным в одной символической системе и не компетентным в другой, хотя большинство культурных ролей требуют совместной работы интеллектов. Сам Г.Гарднер отмечал: «Обычно интеллекты работают в гармонии, поэтому их автономия может быть невидимой».

Педагогика и психология профессионального образования темами, развитие творческого мышления – актуальные задачи современного образования. Поскольку каждый из интеллектов имеет свою биологичес- кую основу и символическую систему, существует возможность расширения списка интеллектов и включения в него нравственного интеллекта. Американский философ Д.Босс трактует интеллект широко, рассматривая как когнитивный, так и бихевиориальный компоненты [8]. Нравственный интеллект Д.Босс определяет как единство мышления и чувственности, уважение к себе и другим, признание ценности других, наличие развитых эмпатических способностей. При этом понятие «уважение» подразумевает не только суждение, но и такие качества как забота, эмпатия, вынесение нравственных решений. Выделяются четыре компонента нравственного интеллекта: 1) вынесение нравственных суждений; 2) осуществление нравственных решений; 3) понимание возможных последствий предпринятых действий, предпринятых вами; 4) осознание нравственных ценностей (эмпатия, нравственная чувствительность и др.)

 По мнению теоретиков множества интеллектов, каждый автономный интеллект обладает своей собственной символической системой. Причем, интуиция, особенно нравственная интуиция, совесть, смогла бы дополнить символическую систему нравственного интеллекта.

Начальная мотивация нравственности происходит из внутреннего источника – совести, интуиции, эмпатии, критической рефлексии. Различные культуры формируют разнообразные подходы к пониманию морали. Пример такого символического продукта – Библейские десять заповедей.

 Определение нравственного интеллекта напоминает определение «практической нравственности» Пиаже как «зрелого уважения к другим… единства запрета, нравственного суждения и устремленности к достижению поставленных целей». Пиа-же считал, что «практическая мораль» лежит глубже, чем просто убеждение и понимание, и что «зрелое уважение» в большей степени базируется на интуиции, чем на аналитических способностях.

В современной педагогической науке идет осмысление способов формирования духовно-нравственной сферы, как и развития творческого мышления в контексте целостности личности. При этом основными задачами современного образования остаются следующие: сохранение и развитие интеллекту- альной традиции, наполнение образовательной среды гуманной энергией наряду с информацией.

Таким образом, нравственный интеллект можно рассматривать как автономный интеллект, как разумно- нравственнуюспособность, проявление уважения к себе и другим, восприятие ценности других людей. Символическая система нравственного интеллекта включает систему нравственных концептов, правил и императивов, определяющих поведение человека. По-настоящему нравственный человек обладает способностью успешно интегрировать все аспекты нравственного интеллекта. Следовательно, в ходе процесса нравственного воспитания корректным будет употребление гуманитарных методов: методов диалога и понимания, самовоспитания и самореализации, погружения человека в поле духовности, мир культуры.

 

 

Билет 25

Образовательные стандарты

Система образования в Российской Федерации – совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Образовательные стандарты – это цели обучения и воспитания, обязательные требования к образованию, закрепленные в особых нормативных документах. В Российской Федерации они введены по Закону об образовании (1992 г.). Согласно Закону, устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Образовательные программы – документы, определяющие содержание образования всех уровней и направленности. Основные задачи образовательных программ: формирование общей культуры личности, адаптация личности к жизни в обществе, создание основ для осознанного выбора профессии и освоения профессиональных образовательных программ. В Российской Федерации образовательные программы бывают двух типов:

1) общеобразовательные;

2) профессиональные.

К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального, основного и среднего (полного) общего образования. Образовательные программы являются преемственными, т. е. каждая последующая программа базируется на предыдущей.

К профессиональным относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов.

Обязательный минимум содержания каждой образовательной программы устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом. Государственные органы управления образованием разрабатывают на основе государственных образовательных стандартов примерные образовательные программы. Образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы.

Образовательные программы для детей с нарушениями в психофизическом развитии разрабатываются на базе основных программ с учетом психофизического развития воспитанников.

Образовательные программы реализуются во всех типах образовательных учреждений и учреждений профессионального образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детских домах, школах-интернатах и др.). Учащиеся, не освоившие образовательных программ учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению родителей оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на педагога или продолжают обучение в форме семейного образования.

На основе образовательных стандартов разрабатываются учебно-методические документы, ориентированные на различные технологии обучения.

1. Понятие о государственном стандарте образования

В настоящее время актуальной является проблема межгосударственного признания документов об образовании в разных странах. С середины 80-х гг. XX в. ЮНЕСКО и другие международные организации ввели в рассмотрение образовательные документы. Эксперты Совета Европы опубликовали документ, где приводится сравнительная характеристика образовательных документов всех стран Европы. Система образовательных стандартов не осталась в стороне от этих документов. Организация среднего образования становится все более сложной. Таким образом, существует проблема с признанием школьных аттестатов одних стран в других.

Заметим, что во всех вышеперечисленных постановлениях не рассматривается вопрос о выпускных экзаменах и конкурсных испытаниях в вузах. В перспективе возможно совмещение этих компонентов и придание им такой объективности, чтобы результаты давали возможность оценивать и сравнивать работу всех школ страны данного типа и уровня.

Но в реальных обстоятельствах это требование объективизации экзаменов не является составной частью сформировавшегося на данный момент стандарта среднего образования.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину страны равные возможности для получения образования, общедоступность и бесплатность. В какой школе, в каком регионе ни учился бы ребенок, он должен получать одинаковые знания, поэтому на всей территории страны должно быть обеспечено единое образовательное пространство. Недопустима физическая и психологическая перегрузка учеников в ходе процесса обучения. Для обеспечения этих и других требований в российском образовании разработан Государственный образовательный стандарт. В федеральном законодательстве это понятие трактуется следующим образом: «Государственный стандарт общего образования – это система норм и требований, определяющий обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса».

Кроме обеспечения вышеназванных требований, ГОСТ образования дает возможность для разграничения образовательных услуг, финансируемых за счет бюджетных средств и за счет учащегося. Он определяет требования к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт.

На основании государственного образовательного стандарта:

1) разрабатываются базисный учебный план, образовательные программы, учебные планы образовательных учреждений и программы по учебным предметам;

2) производится объективная и единая оценка деятельности учащихся во всех общеобразовательных учреждениях страны;

3) определяется объем финансирования образовательных услуг, реализуемых учебным заведением;

4) определяется уровень оснащенности образовательных учреждений;

5) устанавливается эквивалентность документации об образовании.

2. Компоненты государственного стандарта образования

В состав стандарта общего образования входит три компонента: федеральныйкомпонент, региональный компонент и компонент образовательного учреждения.

1. Федеральный компонент. Этот элемент образовательного законодательства включает в себя обязательный минимум содержания образовательных программ. В соответствии с федеральным компонентом на территории всей страны установлен единый объем учебной нагрузки и время, в течение которого должен реализовываться процесс обучения. На основе федерального компонента строятся цели обучения, основная социальная направленность обучения, реализуются принципы обучения. Федеральный компонент государственного стандарта является базой для написания учебников по школьным предметам.

2. Региональный компонент. Каждый регион РФ имеет возможность выстроить учебную деятельность в соответствии со своими экономическими и социальными потребностями. Оставляя неизменным минимум содержания, гарантированный федеральным компонентом, учебное заведение может включить в процесс обучения учебный предмет или расширить изучение уже имеющегося предмета за счет регионального компонента.

3. Компонент образовательного учреждения. Решением педагогического совета и руководства образовательного учреждения в учебный план могут быть внесены изменения в соответствии с пожеланиями учащихся и педагогов. За счет компонента образовательного учреждения, как правило, производится дополнительное внеурочное образование учащихся.

Базовыми для реализации государственного образовательного стандарта являются следующие концептуальные положения:

1. Личностный подход к обучению. Образование должно осуществляться с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. Важно обращать внимание на профессиональные и социальные интересы школьников, на их семейно-бытовое положение.

2. Деятельностная направленность. Процесс обучения неотрывно связан с практической деятельностью. Мотивация к изучению материала заметно увеличивается, когда полученные знания могут быть использованы учеником в жизненных ситуациях.

3. Межпредметность. Обучение должно быть выстроено с учетом межпредметных связей.

4. Воспитательный и развивающий потенциал. Обучение не может строиться без учета воспитательных и развивающих моментов. Это гарантирует взаимосвязь и взаимообусловленность образования, развития и воспитания.

5. Профильность. Любой учебный предмет может быть выбран для углубленного изучения, расширения понятийного аппарата.

6. Формирование информационной культуры. Ученик должен научиться самостоятельно формировать свою познавательную деятельность, участвовать в научно-исследовательской деятельности.

 

2.Образовательный процесс: воспитание, обучение, развитие (Есть В УМКД)

Образование - целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) – Закон РФ об образовании

Обучение - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.

           Развитие - процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования.

Учебная деятельность - активное взаимодействие субъекта с образовательной средой, направленное на:

1) овладение глубокими системными знаниями и обобщенными способами учебных действий в сфере научных понятий,

2) саморазвитие в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем.

Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, человек сам ничего не меняет в этих знаниях. Предметом изменений в учебной деятельности впервые становится, сам субъект, осуществляющий эту деятельность. Учебная деятельность есть такая деятельность, которая поворачивает студента на самого себя, требует рефлексии, оценки того, "чем я был" и "чем стал". Процесс собственного изменения выделяется для самого субъекта как новый предмет. Самое главное в учебной деятельности - это поворот человека на самого себя…".

В единстве преподавания и учения заключается основная сущностная дидактическая характеристика обучения. Студент в системе дидактических отношений выступает как объект преподавания и как субъект учения, как субъект учебной деятельности. Формирование студента как субъекта учебной деятельности предполагает обучение его умению: планировать, организовывать свою деятельность, определять учебные действия, необходимые для успешной учёбы, программу их выполнения на конкретном учебном материале, чёткую организацию упражнений по их формированию.

Образование осталось без воспитания, что противоречило опыту мировой педагогики. Отказ от воспитания вызвал изменения в структурах, связанных с образованием и воспитанием: были ликвидированы комсомольские и пионерские организации, но ничем новым не заменены, перепрофилировались научно-исследовательские институты в области воспитания, сворачивались исследования по проблемам воспитания в научных коллективах и т. д.

Главная задача воспитания — раскрыть перед воспитуемым широкое поле выборов, которое часто не открывается молодому человеку из-за ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний и не освоенности всего богатства культуры. Раскрывая такое поле выборов, воспитатель не должен, да и не может скрыть своего оценочного отношения к тому или иному выбору.

Воспитание как педагогическое явление – это целенаправленный, системно организованный процесс, реализуемый специально подготовленными людьми (педагогами) в различных типах образовательных учреждений и ориентированный на освоение личностью норм и правил поведения, принятых в обществе. В этом значении воспитание тесно связано с рядом психологических и педагогических понятий, главными из которых выступают следующие:

•формирование – процесс, направленный на определенные изменения в человеке (появление физических и личностных новообразований) и ведущий к завершенному результату;

•развитие – процесс поступательного движения личности, которое определяется внутренними (физиологическими, психическими, наследственно-биологическими) противоречиями и внешними (экологическими, социокультурными и др.) факторами;

•саморазвитие – деятельность субъекта по созданию себя, своего «Я», включающая любую активность субъекта, осуществляемую сознательно или подсознательно, прямо или косвенно, и приводящую к прогрессивным изменениям психических и физических функций; совершенствование талантов и способностей;

•самовоспитание – осознанная деятельность субъекта, идущая параллельно с воспитанием, реализуемая под его воздействием и направленная на развитие личностно значимых качеств и совершенствование образа жизни через освоение духовных ценностей, традиций и обычаев, выступающих эталоном для данной личности.

Метод воспитания (от греческого «методос» - путь) - это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса.

Под методами воспитания также понимают способы взаимодействия педагогов и студентов, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников. Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение человека для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) с другими людьми.

 


 

 

[2] Шапарь В.Б. Занимательная психология. – Феникс. - Ростов‑на‑Дону; 2006

[3] Столяренко Л.Д. Практические упражнения для развития навыков образного и системного мышления. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2012/04/11/uprazhnenija_dlja_razvitija_myshlenija.html


Дата: 2019-02-02, просмотров: 242.