Выделяют три уровня совместимости:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психофизиологический уровень совместимости имеет в своей основе оптимальное сочетание особенностей системы органов чувств (зрение, слух, осязание и т.д.) и свойств темперамента. Этот уровень совместимости приобретает особое значение при организации совместной деятельности. Холерик и флегматик будут выполнять задание в разном темпе, что может повлечь за собой сбои в работе и напряженность в отношениях между рабочими.

• Психологический уровень предполагает совместимость характеров, мотивов, типов поведения.

• Социально-психологический уровень совместимости основан на согласованности социальных ролей, социальных установок, ценностных ориентации, интересов.

Двум субъектам, стремящимся к доминированию, будет сложно организовать совместную деятельность. Совместимости будет способствовать ориентация одного из них на подчинение. Вспыльчивому и импульсивному человеку больше подойдет в качестве напарника спокойный и уравновешенный сотрудник. Психологической совместимости способствуют критичность к себе, терпимость и доверие по отношению к партнеру по взаимодействию, но часто встречается такое явление как несовместимость.

Обычно в коллективе несовместимы «трудные люди», с которыми тяжело работать и кем трудно управлять:

1. Ленивые, не любят работать

2. Трудоголики, делающие из себя «жертву» начальства и коллег, угнетающие своей активностью

3. Эмоционально несовместимые с партнером или с группой:

Злые, от них идет «волна» недоброжелательства;

Возбудимые, вносят элемент психологической нестабильности;

Бесчувственные, не дают естественного эмоционального фона сопереживания;
4.Аморальные
5. Беспомощные, ничего не могут, боятся действовать, жертвы обстоятельств, запуганные, уклоняющиеся, ожесточенные, обороняющиеся.

6. Индивидуалисты, стремящиеся действовать в одиночку

7. Ориентированные только на выполнение задачи, не желающие принимать во внимание проблемы других.

Но в любом коллективе всегда возникает лидер, что ведет к возникновению еще одной проблемы в группе – проблеме лидерства, а соответственно и его разнообразию. В этом случае мы имеем дела со стилем лидерства.



Стиль лидерства

Опираясь на классификацию ключевых качеств современного лидера (предложенную А.К. Тихоновым) и адаптированную модель харизматического лидерства, мы выделили критериальные качества, предполагая наличие которых, мы проведем письменный опрос (анкетирование):

1) Коммуникативные качества. Коммуникативные качества помогают эффективно взаимодействовать с другими людьми, и без них лидер просто не мыслим, - это коммуникация. При этом коммуникативность следует отличать от общительности. Коммуникабельность для лидера связана с необходимостью устанавливать рабочий контакт с членами группы, а общительность - это больше удовлетворение собственной потребности в общении и скорее является средством самовыражения. К коммуникативным качествам относятся: коммуникабельность, умение мотивировать, вдохновлять, убеждать.

2) Системные навыки. Системные навыки - это навыки управленца, руководителя. Формальный лидер студенческой группы является базовым звеном институтского самоуправления, а само понятие «самоуправление» подразумевает использование его членами методов руководства и менеджмента. В этом ему помогут такие качества, как:

- видение (позволяет создавать образ нового, ещё не реализованного будущего и показывать его членам группы);

- целеполагание (позволяет сформулировать видение в совершенно конкретный осязаемый результат.);

- чувствительность к изменениям (способность улавливать изменения и точно реагировать на них);

- гибкость (позволяет для каждой конкретной ситуации иметь возможность поступить наиболее эффективно);

- целеустремленность, настойчивость (позволяет, столкнувшись с трудностями, не останавливаться, а двигаться дальше, используя весь свой лидерский потенциал);

3) Внутренние качества - это те механизмы, которые формируют лидерство, это именно тот базис, на котором строится всё остальное. Можно сколько угодно казаться быть лидером, пытаться демонстрировать свои лидерские задатки, но если человек не чувствует себя таковым, если в нём нет убеждённости в том, что он готов вести за собой, ему просто не поверят. В основе данной убежденности, как правило, лежат:

- уверенность в себе (определяется как некоторое базовое состояние, с которым ассоциируется лидер);

- дерзновенность (в отличие от состояния уверенности, позволяет не только чувствовать, но и действовать);

- проактивность (умение упреждать, создавать события);

- самообладание (включает в себя целый ряд таких качеств, как стрессоустойчивость, умение держать удар, выдержанность, которые, так или иначе, связаны с критическими ситуациями, что, в свою очередь, сопряжено с проявлением сильных негативных эмоций);

- внутренняя целостность (как совокупность всех представленных выше качеств в гармоничном соотношении друг с другом).

Рассмотрим еще одно качество группы, связанное с сотрудничеством и соперничеством.

В любых группах и организациях сотрудничество может достигаться двумя путями: коллаборацией и координацией.

Коллаборация подразумевает, что члены группы разделяют общую ответственность за результаты своей работы.

Координация же предполагает прочную взаимосвязь между субъектами, выполняющими отдельные части какой-либо задачи.

Поскольку коллаборация требует от группы большей зрелости, сплоченности, взаимного доверия, ее внедрение в учебный процесс высшей школы представляет для преподавателей достаточно сложную задачу. Тем не менее, воспитательный процесс в высшей школе нацелен на совершенствование динамики студенческих групп, поэтому педагогический состав ВУЗа должен обращать внимание на оба показателя сотрудничества. 

Сотрудничеству обычно противопоставляется соперничество, конкуренция за лучшие показатели в учебе и общественной работе между студенческими группами. С прагматической точки зрения результат зависит от победы в конкурентной борьбе. Однако, с позиций межличностного взаимодействия студентов, сотрудничество часто не обосновано приносится в жертву соперничеству.

Плюсы конкуренции

• повышение эффективности

• стимулирование разработки новых идей

• формирование каналов передачи информации

Минусы конкуренции

• подмена целей

• затрудняется выполнение сложных задач

• у одного студента концентрируются наиболее успешные приемы работы, и заставить его поделиться опытом практически невозможно - он не хочет помогать конкурентам.

• исчезает чувство причастности к команде

В пользу сотрудничества в студенческих группах можно привести следующие аргументы:

           1. Условием успеха в групповой учебно-профессиональной деятельности является эффективное распределение обязанностей, что практически невозможно, если студенты действуют против друг друга. Сотрудничество использует все преимущества синергетического эффекта, когда результат работы превосходит просто сумму затраченных каждым членом группы усилий. Соперничество всегда рождает в людях взаимную подозрительность и враждебность, разрушая синергетический эффект.

           2. Нацеленность только на соперничество между студенческими группами редко имеет результатом высокое качество учебы и работы т.к. добиваться его и стремиться опередить конкурентов - разные вещи.

Теперь рассмотрим Эффективность деятельности группы

1. Учебная деятельность:

- успеваемость (% обучающихся на «хорошо» и «отлично»; % неуспевающих студентов);

- учебная дисциплина (пропуски занятий, опоздания и т.д. - % от общего числа учащихся в группе);

- сохранение контингента (отчисление студентов в течение года).

2. Научно-исследовательская деятельность:

- участие в работе исследовательских групп и кружков (% участников от общего числа учащихся группы);

- участие в студенческих конференциях (% участников от общего числа учащихся группы);

- участие в научных конкурсах, викторинах, олимпиадах (% участников от общего числа учащихся группы).

3. Общественно-полезная деятельность:

- участие в акциях милосердия (институтские, городские, областные,

государственные) – количество акций, в которых участвовали студенты группы;

- уборка территории и т.д. (% участников от общего числа учащихся группы).

4. Спортивно-оздоровительная деятельность:

- посещение спортивных секций в институте и за его пределами (% участников от общего числа учащихся группы);

- участие в спортивных соревнованиях (% участников от общего числа учащихся группы);

- отношение к здоровому образу жизни – активная пропаганда здорового образа жизни, проведение акций против курения, наркомании и алкоголизма (% студентов от общего числа учащихся группы).

5. Культурно-массовая деятельность:

- участие в художественной самодеятельности - конкурсы, концерты, КВН и др. (% участников от общего числа учащихся группы, а также количество мероприятий, в которых участвовала группа);

- посещение театров, музеев, выставок (% студентов от общего числа учащихся группы, а также количество заведений, которые посетила группа);

- инициатива группы по организации и проведению культурно-массовых мероприятий (количество организованных и проведенных мероприятий).

6. Организация свободного досуга:

- участие в традиционных праздниках, студенческих вечерах (% участников от общего числа учащихся группы);

- проведение внутригрупповых мероприятий (количество проведенных

мероприятий);

- участие в работе клубов по интересам (% участников от общего числа учащихся группы).

7. Социально-психологический климат в группе (уровень сплоченности членов группы).

8. Правонарушения (% студентов, совершивших правонарушения, от общего числа учащихся группы).

Экзаменационный билет 11

Вопрос 1.

Актуализация интеллекта в практической деятельности преподавателя и студента

           Развитие интеллекта в учебном процессе любой образовательной системы, на наш взгляд, целесообразно осуществлять, опираясь на структуру интеллекта, разработанную М.А. Холодной /138/. Она рассматривает интеллект как умственный, ментальный опыт (МО) человека и выделяет в его структуре четыре блока:

-интеллектуальные способности,

-интеллектуальный контроль,

-интеллектуальные критерии

-когнитивный опыт

           При этом ментальный опыт – это активная и гибкая система психических механизмов это и фиксированные формы опыта (то, что человек узнал в прошлом), и оперативные формы опыта (то, что проявится в МО этого человека в настоящем), и потенциальные формы опыта (то, что проявится в его МО в качестве новообразований в ближайшем или отдаленном будущем).

Среди интеллектуальных способностей выделяются: конвергентные, креативные, обучаемые и познавательные стили.

Конвергентные способности проявляются в эффективности переработки информации, в правильности и скорости нахождения единственно возможного ответа в соответствии с требованиями заданной ситуации. Они характеризуются уровневыми, комбинаторными и процессуальными свойствами интеллекта. При этом уровневые свойства интеллекта отражают достигнутый уровень развития познавательных психических функций (вербальных и невербальных): скорость восприятия, оперирование пространственными представлениями, объем оперативной и долговременной памяти, концентрация, распределение внимания.

Конвергентные способности проявляются: в комбинаторных свойствах интеллекта как способность к выявлению разного рода связей, соотношений и закономерностей, способность комбинировать в различных сочетаниях (пространственно-временных, причинно-следственных, смысловых) компоненты опыта; в процессуальных свойствах интеллекта в качестве элементарных процессов переработки информации, а также операций, приемов и стратегий интеллектуальной деятельности.

Креативность – высокий уровень генерации идей, которая определяется такими свойствами, как: 1) беглость (количество идей, возникающих в единицу времени); 2) оригинальность (возможность производить редкие идеи, отличающиеся от общепринятых познавательных стандартов); 3) восприимчивость (чувствительность к деталям, противоречиям, неопределенности); 4) метафоричность (возможность создавать фантастические идеи при сохранении, тем не менее, определенной связи с исходной проблемной ситуацией, умением в простом видеть сложное, а в сложном – простое и т.д.)

 Обучаемость – способность к приобретению и освоению знаний, может быть имплицитной и эксплицитной.

К познавательным стилям относятся:

когнитивные (стили восприятия и переработки информации: импульсивность – рефлексивность, полезависимость – поленезависимость, аналитичность – синтетичность, высокая-низкая дифференциация, высокая-низкая ассоциативность и др.);

интеллектуальные (стили представления и решения проблем: синтетический, идеалистический, прагматический, аналитический, реалистический);

эпистемологические (стили формирования индивидуальной картины мира: эмпирический, рационалистический, метаморфический).

Интеллектуальные стили (стили мышления по А.А. Алексееву /2/) – это особого рода интеллектуальные способности, проявляющиеся на уровне постановки и решения проблем. Личность, у которой доминирует соответствующий интеллектуальный стиль, называют синтезатором, идеалистом, прагматиком, аналитиком или реалистом.

Эпистемологические стили – это индивидуально-своеобразные способы познавательного отношения к происходящему, проявляющиеся в индивидуальной «картине мира».  

Интеллектуальный контроль, или метакогнитивные способности, предполагает возможности человека произвольно управлять своими когнитивными ресурсами. При этом под метакогнитивной осведомленностью понимается знание личностью своих сильных и слабых сторон, осмысление протекания своей собственной умственной деятельности, а также сознательное применение приемов настройки и стимулирования собственного интеллекта. Регулятивные процессы осуществляют координацию различных форм познавательной активности – смену стратегий переработки информации, сдерживание или полное прекращение тех или иных интеллектуальных операций, предсказание, планирование. 

Интеллектуальные критерии, или интеллектуальные интенции, характеризуются предпочтениями в выборе определенной профессиональной (предметной) деятельности, наличием особого чувства направления поиска, наличием особого рода убеждений, связанных с появлением чувства необходимости, верой в существование определенных принципов, которым подчиняется природа изучаемого объекта, изначальная вера в истинность

определенного взгляда на вещи.

Когнитивный опыт характеризуется способами кодирования информации, когнитивными схемами, семантическими, психическими понятийными и архетипическими структурами. При этом: способы кодирования информации – это способности представлять информацию на разных языках ( чувственно - сенсорном, визуально - пространственном, речемыслительном) и переводить ее с одного языка на другой; когнитивные схемы – это обобщенная и стереотипизированная форма хранения прошлого опыта относительно строго определенной предметной области (знакомых объектов, известных ситуаций и т.д.). Они отвечают за прием, сбор, преобразование информации в соответствии с требованиями воспроизведения устойчивых, типичных характеристик происходящего;

семантические структуры– это индивидуальная система значений слов, понятий, определений;

психические понятийные структуры – интегральные психические образования, включающие компоненты: словесно-речевой, визуально-пространственный, чувственно-сенсорный, мнемический (память), операционно-логический и аттенционный (внимание).

«Собственно-интеллектуальная одаренность – это, безусловно, не дар (как, впрочем, и не продукт социализации), а результат длительного процесса выстраивания и роста и индивидуальных когнитивных ресурсов личности, направление которого определяется специфическими формами организации познавательного опыта человека, характеризующими уникальность склада его ума».

Но не только психологию интересует интеллект. Не менее значимым являются социологические исследования интеллекта. В данном ракурсе, интерес представляют модели социологического исследования состояния и развития интеллектуального потенциала студентов разработанные Данковой Ж.Ю. в диссертационном исследовании, где представлены следующие модели: (Слайд 19)

1. Факторная модель для выявления системы детерминант интеллектуального потенциала, среди которых выделены следующие:

- макросоциальные факторы: глобальные и региональные связи и отношения людей;

- мезосоциальные факторы: организованная среда конкретного высшего учебного заведения;

- микросоциальные факторы: социальные связи и отношения людей в рамках первичного окружения;

- индивидуально-социальные, личностные факторы: личностные качества, характеризующие направленность интеллекта на определённую профессию, на выбор норм поведения и жизненной позиции в обществе.

2. Структурная модель является совокупностью параметров разного порядка врожденных и приобретенных – физических, духовных, социальных, психических.

3. Динамическая модель развития интеллектуального потенциала представляет данный процесс в развитии и выделяет три этапа – этап адаптации студента, этап интеллектуального саморазвития и этап профессиональной идентификации.

Что дают социологические исследования интеллекта? Интеллект представлен в социологии как социальное явление, как результат социализации, адаптации и идентификации личности с социальной средой. Кроме того, в социологии он может быть изучен: как результат функционирования социальных институтов – семьи, школы, государства и др.; как фактор и ресурс развития этих же институтов, социально-территориальных общностей; как средство гуманизации образования и индивидуализации обучения.

Гуманизацию образования следует понимать как обращение к личности, индивидуальности школьника, студента, создание условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей человека, для формирования всесторонне развитой и гармонической личности.

В проблеме гуманизации образования можно выделить два основных аспекта: гуманитаризация образования и индивидуализация обучения. При этом под гуманитаризацией образования понимается, например, не только изучение студентами технических вузов различных гуманитарных дисциплин, но и введение элементов гуманитарных компонентов в учебный процесс по общенаучным, общетехническим и специальным дисциплинам. Это предполагает знакомство студентов, изучающих какую-либо дисциплину, с историей развития науки, основными научными школами, выдающимися учеными и открытиями, важнейшими достижениями и перспективами развития соответствующей отрасли знаний.

Индивидуализация обучения, с нашей точки зрения, является важнейшим аспектом гуманизации образования и предполагает обучение студентов с учетом их индивидуально-психологических особенностей и склонностей к определенной профессиональной деятельности; применение технологий, методов и форм обучения; такой организации учебного процесса, которые обеспечивают наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей студентов, развитие их интеллектуальных, профессиональных, творческих способностей, личности в целом.

Выводы:

1.        Говорить и размышлять о человеческом интеллекте – это значит соотносить социальное и индивидуальное, характеризующее как общество , находящееся на определенном уровне развития, так и отдельного человека. На эту тему можно размышлять, а можно попытаться и измерять соотношение социального и индивилуального. В первом случае преподаватель должен на свое мировоозение и мировоззренческие взгляды других людей, а во втором случае его должны интересовать результаты диагностики психологии и социологии.

2.        С данными диагностических исследований можно соглашаться, возражать и удивляться им. Но так или иначе они дают пищу для размышлений как преподавателю , так и студенту для того, чтобы попытаться построить свою систему ценностей, опредеделяющих индивидуальное поведение в социуме в целом и и в своем ближайшем окружении. Как сказал один из исследователей интеллектуального потенциала В.К.Левашов, ценностный взгляд на свое существование в обществе и оценка жизни других людей, событий далеких и близких будет составлять состояние умов, которое является фактором развития культуры и определяет выживание и дальнейшего развития российского общества и государства.

Вопрос 2.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 269.