Групповые процессы (идентификация, коммуникация, конформность, формирование групповых норм)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рассмотрение групповых процессов начнем с идентификации, которая связана со следующими характеристиками:

ü социальная направленность на овладение профессией

ü общность социально обусловленных потребностей, интересов, целей и задач, перспектив и обязательств

ü достижение высоких результатов в учебной и другой деятельности студенты идентифицируют себя со своей учебной группой

НО! в рамках студенческой группы неизбежно возникают микрогруппы, которые образуются в соответствии с личностными интересами входящих в нее студентов, и, с которыми они также идентифицируются.

Согласно теории социальной идентификации личность каждого человека складывается как под воздействием его истории и опыта (личностная идентификация), так и под влиянием членства в различных видах социальных групп (Joshua Searle-White).

Когда человек идентифицирует себя с группой, в некотором смысле эта группа становится его частью. Можно утверждать, что одновременно могут существовать разные идентификации даже в условиях одной студенческой группы.

Каждый человек может быть частью множества «групп интересов», в зависимости от того, с кем он себя идентифицирует: «я и студенческая группа», «я и мои друзья в студенческой группе» и т.д. При этом в разное время в зависимости от ситуации, значимость этих групп не будет равна по силе - просто одна из групп становится важнее, чем другие в какой-то период времени.

Со временем в студенческом коллективе создаются довольно устойчивые внутригрупповые связи, которые оказывают сильное влияние и на межгрупповое общение. Таким образом, идентификация крайне важна для понимания истинных источников поведения членов группы во время внутригрупповой коммуникации.

Взаимодействия студентов друг с другом постоянно активизирует у них различные идентификации. Общение может быстро перетекать из внутригрупповой плоскости в межгрупповую, причем в рамках одного и того же набора участников. Это означает, что в каждый момент в зависимости от идентификации с той или иной группой, студенты различным образом воспринимают друг друга.

Дело в том, что природа межгруппового восприятия заключается в упорядочивании когнитивных структур, связывании их в единое целое; это не простая сумма восприятия чужой группы индивидами, но именно совершенно новое качество, групповое образование.

Межгрупповое восприятие обладает двумя структурными характеристиками: для группы-субъекта восприятия это «целостность», которая определяется как степень совпадения представлений членов этой группы о другой группе («все» и так-то или «не все» думают о другой группе так-то). Относительно группы-объекта восприятия это «унифицированность», которая показывает степень распространения представлений о другой группе на отдельных ее членов («все» в другой группе такие или «не все»).

Динамические характеристики межгруппового восприятия также отличаются от динамических характеристик межличностного восприятия. В частности межгрупповые социально-перцептивные процессы обладают большей устойчивостью, консервативностью, поскольку их субъектом является не один человек, а группа, и формирование таких процессов не только более длительный, но и более сложный процесс, в который включается как индивидуальный жизненный опыт каждого члена группы, так и опыт «жизни» группы. Диапазон межгруппового восприятия значительно более узок по сравнению с тем, что имеет место в случае межличностного восприятия: образ другой группы формируется непосредственно в зависимости от ситуаций совместной межгрупповой деятельности.

Коммуникация является сложным и многогранным социальным процессом, который связан с передачей информации от одного субъекта к другому при помощи различных средств.

Информация может передаваться различными способами: устно, письменно, по средствам сети интернет, телефонной сети и т.д. Для каждого человека (или группы людей) существуют свои, наиболее удобные, способы передачи и приема информации. Например, выступая в качестве адресанта, то есть отправителя сообщения, человеку удобнее выложить необходимую информацию в сети интернет; встав же на место адресата, наибольшее предпочтение многие отдадут сотовой связи, письменному сообщению или личному контакту (устной речи).

Различные коммуникационные каналы в формальных и неформальных группах и организациях объединяются в коммуникационные сети.

Коммуникационная сеть – это соединение определенным образом участвующих в коммуникационной деятельности.

Целями коммуникационной сети являются:

ü обеспечение эффективного обмена информацией;

ü совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией;

ü создание информационных каналов;

ü регулирование и рационализация информационных потоков.

Создаваемые сети бывают

Вертикальные: сверху – вниз ( постановка целей и задач) и снизу – вверх (обратная связь); горизонтальные (обмен мнениями) и диагональные (получение дополнительной информации). Делятся на централизованные и децентрализованные и характеризуются скоростью, точностью, устойчивостью.

Для уменьшения возможных шумов в организации целесообразно иметь минимальное число каналов связи в сети коммуникаций. Основными типами коммуникационных сетей считаются: последовательная, веерная, круговая. В таблице представлена характеристика устоявшихся коммуникационных сетей.

 

Очень важно понимать, что эффективной коммуникативной деятельности мешают различного рода барьеры, называемые коммуникативными барьерами. В таблице представлены типы барьеров и их проявление.

 

 

Тип барьера Проявление
Личностные Различие в ценностях, компетентность, негативный прошлый опыт, вредные привычки.
Физические Отвлекающий шум, расстояние.
Семантические Различное понимание значений слов, изображений, мимики и жестов
Организационные Многоуровневость, норма управляемость, неопределенность обязанностей
Временные Дефицит времени
Информационные перегрузки Многообразие информации невозможность ее упорядочить
Различие в статусе Боязнь высказать мнение и задать вопрос.

 

В коммуникативной деятельности особую роль играет такое человеческое качество как конформность . Каждый наверняка вспомнит случаи из собственной жизни, когда его поведение было не согласовано или даже находилось в противоречии с его установками, убеждениями или моральными принципами. Здесь и появляется понятие конформности.

Когда психологи говорят о конформности, они рассматривают поведение индивидуума, соблюдающего нормы определенной группы, членом которой он является.

Порой конформность сильно сказывается на нашем поведении и в некоторых случаях может заставить действовать в противоречии с нашими установками, этикой и моралью. Поэтому явление конформности и вызывало большой интерес у исследователей человеческого поведения и желание изучить этот феномен.

1. Конформность — подверженность групповому давлению и изменение своего поведения под влиянием других лиц, группы. Следует различать внушаемость и конформизм.

Внушаемость - это непроизвольная податливость человека мнению группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне).

Конформизм — это сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней.

Различают: а) внутреннюю личную конформность (усваиваемая конформная реакция) — мнение человека действительно меняется под воздействием группы, человек соглашается, что группа права, и изменяет свое первоначальное мнение в соответствии с мнением группы, впоследствии проявляя усвоенное групповое мнение, поведение и при отсутствии группы;

б) демонстративное согласие с группой по разным причинам (чаще всего, чтобы избежать конфликтов, неприятностей лично для себя или близких людей, при сохранении собственного мнения в глубине души (внешняя, публичная конформность). .

Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности – это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт. Как говорилось раннее, различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу.

Исследования В. Н. Куликова (1978) показали, что эффект внушения, направленного на члена коллектива, намного превосходит воздействие на относительно изолированную личность. Объясняется это тем, что при внушении в коллективе на личность действует каждый член коллектива, т. е. имеет место множественное взаимовнушение. При этом большое значение имеет численный состав группы. Если на субъекта воздействуют два-три человека, эффект группового давления почти не проявляется; если три-четыре человека – эффект проявляется, однако дальнейшее увеличение численности группы не приводит к увеличению конформности.

Кроме того, имеет значение единодушие группы. Поддержка субъекта даже одним членом группы резко повышает сопротивляемость групповому давлению, а иногда и сводит его на нет. Члены группы, испытывающие привязанность к ней, легче поддаются ее влиянию. Имеет значение статус высказывающего суждение: чем он выше, тем большее оказывается влияние, а также в каких условиях проявляется конформизм: люди проявляют больший конформизм тогда, когда должны отвечать публично, в присутствии других людей, чем когда они отвечают письменно, зная, что никто, кроме экспериментатора, этот ответ не прочтет.

Важно также, сделал человек предварительное заявление или нет. Как правило, люди не отказываются от своего публично высказанного мнения, если их после высказывания убеждают в его ошибочности. Именно поэтому бесполезно апеллировать к спортивному судье по поводу неправильно принятого им решения или к экзаменатору по поводу «несправедливо» выставленной отметки. Самое большее, на что можно рассчитывать, – это изменить его по прошествии какого-то времени.

При этом возможны следующие варианты его отношения к данной проблеме: 1) сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы; 2) вынужденное принятие под угрозой санкций группы; 3) демонстрация антагонизма по отношению к группе (по принципу «белой вороны»); 4) осознанное, свободное отвержение групповых норм и ценностей с учетом возможных последствий (вплоть до ухода из группы).

Теперь обратимся к формированию групповых норм

Функционирование норм непосредственно связано с социальным или групповым контролем над поведением индивида. Любая группа, существующая достаточно продолжительное время, вырабатывает для себя определенную систему специфических норм.

Признаком сформированности определенных групповых норм выступает однозначное реагирование членов группы на поведение ее участников. В групповых нормах находит отражение то, что, по мнению членов группы, должно быть сделано или не сделано в конкретных ситуациях.

Нормы выражают собой сложившуюся в группе систему требований, в которой фиксируются основные моменты, регулирующие деятельность и общение, взаимные права и обязанности, образцы поведения и границы их возможных вариаций.

Групповые санкции

Групповые санкции - механизмы, посредством которых группа вынуждает или стимулирует своего члена к соблюдению групповых норм.

Санкции могут быть двух типов: запретительные и поощрительные, негативные и позитивные.

Арсенал средств, которые группа может использовать в качестве санкций в отношении своих членов, не выполняющих групповых норм, достаточно широк. Свое поощрение группа выражает похвалой, поддержкой, подчеркнутым вниманием к словам конкретного индивида, символами уважения и статуса (например, правом начинать совместную трапезу), и, наконец, предоставлением индивиду престижных или дефицитных ресурсов, которыми располагает группа.

В то же время запретительные санкции, наоборот, направлены на то, чтобы связать нежелательное для группы поведение индивида с неприятными для него переживаниями и ограничениями. Эти санкции включают насмешки и презрение коллег, угрозы и даже остракизм, т. е. полное игнорирование «нарушителя».

В исключительных случаях группа способна применять и прямую физическую агрессию к тем, кто откровенно нарушает ее нормы.

Обычно нормы формируются по мере того, как члены группы приходят к пониманию поведения, необходимого для успеха группы. Конечно, какие-либо чрезвычайные события могут ускорить этот процесс и привести к форсированному образованию новых норм. В той или иной мере формирование большинства норм определяется следующими событиями или факторами:

1. Открытыми заявлениями, сделанными членами группы (обычно лидером или человеком, выразившим преобладающее мнение). Так. один из членов группы может предложить ввести новое правило, согласно которому никто из членов группы не может пользовался служебным телефоном по личным вопросам.

2. Критическими событиями в истории группы. Так, несчастный случай с работником, получивший тяжелую травму на рабочем месте, может создать прецедент для формирования групповой нормы, в соответствии с которой работники предупреждают и подсказывают друг другу, как избежать возможной опасности.

3. Правом первого. Те поведенческие нормы, которые существовали в момент образования группы, как правило, надолго определяют ее дальнейшую жизнедеятельность («Как назовешь яхту, гак она и поплывет»).

4. Прошлым опытом членов группы. Члены группы всегда приносят с собой определенные поведенческие нормы, в соответствие с которыми они действовали в других группах.

Этим объясняется и то радушие, с которым обычно группы принимают в свои члены людей со сходным жизненным опытом и образованием. Это повышает вероятность того, что ожидания, которые приносят с собой «новички», соответствуют тем нормам, которые уже существуют в группах.

Однако группы не формируют нормы для каждой новой ситуации. Нормативное поведение особенно актуально и важно для группы в ситуациях, которые являются значимыми для деятельности и самого существования группы. Поэтому групповые нормы особенно важны в следующих случаях:

1. Когда они способствуют выживанию группы. Группы не любят проигрывать, потому они укрепляют те нормы, которые повышают шансы на успех. Они стараются защитить себя от других групп и индивидов.

2. Когда нормы повышают предсказуемость поведения членов группы. Нормы, которые позволяют прогнозировать индивидуальное поведение, позволяют взаимодействовать с большей эффективностью, предвидя каждое действие партнера и соответственно реагируя.

3. Когда нормы снижают вероятность межличностных проблем. Значимыми являются те нормы, которые обеспечивают удовлетворенность потребностей и снижают вероятность дискомфорта и межличностных конфликтов.

4. Когда нормы выражают основные ценности группы и определяют ключевые моменты групповой идентификации. Нормы, которые делают очевидными и понятными ценности группы и ее исключительные характеристики, помогают ее сплочению и обеспечивают единство усилий, что связано с групповыми состояниями (конфликт, сплоченность ,групповая поляризация, психологический климат)

2. Технологический подход и специфика его реализации в сфере образования

Развитие образовательных процессов в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов, результаты психолого-пе­дагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, как применение понятия «технология» к сфере образования, к педагогическим процессам.

Наиболее общая, метапредметная трактовка этого понятия состоит в том, что технология представляет научно и/или практически обоснованную систему деятельно­сти, применяемую человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей.

Термин «технология» - имеет латинские корни и переводится как «наука об искусстве» (texno – искусство, мастерство; logos – слово, учение, знание) и означает путь гарантированного получения определенного продукта с заданными свойствами.

Технологический подход в производственной сфере — представление производственных процессов как технологий стал неотъемлемой частью современного материального производства. Он выступает как концентрированное выражение достигнутого уровня развития, внедрения научных достижений в практику, важнейший показатель высокого профессионализма деятельности.

Технологическая революция обусловила проникновение технологизации и в сферу социальных процессов и явлений, породила надежду на возможность управлять сложными социальными, в частности педагогическими, процессами и системами.

Применение технологического подхода и термина технология к социальным процессам, к области духовного производства — образованию, культуре — это явление новое для социальной действительности в нашей стране.

Современная система образования в теории и практике использует категорию «подход» для анализа педагогических явлений, моделирования и проектирования объектов, овладения и применения свойств педагогической деятельности. Подход рассматривается как ведущая научная идея, лежащая в основе организации образовательного процесса, которую исследователь развивает, объясняя возможные способы ее реализации на практике.

Для образования характерно сочетание как традиционных, так и инновационных подходов, которые детерминируются парадигмальным статусом для целей в современных образовательных стратегиях.

Для традиционной методической системы характерны:

-ведущая роль теоретических знаний в содержании образования,

-преобладание догматического и объяснительно-иллюстративного способов обучения

-ориентация учебного процесса на деятельность преподавателя

В учебной деятельности учащихся - доминирование памяти является одной из основных причин низкой результативности этой системы обучения.

Изменение парадигмы образования, в свою очередь, требует приведения в соответствие с нею технологической парадигмы, на основе которой разрабатываются образовательные технологии. Поиски ответов не только на вопросы «чему учить?», «зачем учить?», «как учить?», но и на вопрос «как учить результативно?» привели ученых и практиков к попыткам «технологизировать» учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, в связи с чем в педагогике появилось направление – педагогические технологии.

Как правило, появление нового понятия в науке следует за возникновением нового явления в общественной жизни. Бурное развитие естественных наук и их прикладных направлений в XIX веке, развитие массового промышленного производства, использующего современные для того времени научные достижения, вызвали потребность в массовом обучении подрастающего поколения для участия в производственной деятельности.

 Образование из элитарного превращается в массовое и приобретает тем самым некоторые характерные черты «производственного процесса», для которого должна существовать и технология. Массовость образования породила проблемы стандартизации и унификации сырья, производственного процесса, системы контроля качества конечного продукта.

Изменились и усложнились профессиональные задачи учителя в школе и преподавателя в вузе. Их можно представить в виде требований:

- видеть ученика в образовательном процессе;

- организовывать образовательный процесс, конструировать образовательную среду,

- обеспечивать атмосферу, способствующую учению;

- выдвигать цели профессионального роста и осуществлять самообразование;

- осуществлять эффективную коммуникацию со всеми участниками образовательного процесса;

- управлять образовательным процессом;

- эффективно работать с информацией.

Технологический подход в образовании связан с термином «технология» и активно используется: как логически упорядоченная и воспроизводимая система действий субъектов, направленная на достижение образовательной цели, а также ее отражение в форме описания, как цикла выполняемых операций в логике реализации цели и ведущего метода или алгоритмического предписания, выполнение которого гарантирует достижение цели:

- особый тип знаний о гарантированном и воспроизводимом способе достижения образовательной цели в процессе деятельности субъекта;

- научно-обоснованный проект действий субъектов для достижения цели с необходимым для этого инструментарием.

Различают технологический подход к обучению а) в узком смысле слова – конструирование учебного процесса на основе упорядочения целей обучения; б) в широком смысле слова – особую организацию обучения, при которой главным является четкая постановка целей обучения и последовательные процедуры их достижения.

Первыми примерами технологического подхода к обучению служат алгоритмизация обучения и программированное обучение. В дальнейшем его теоретическую основу составляют: понятие педагогической технологии и закономерностей ее функционирования; классификация и систематизация существующих педагогических технологий; технология проектирования технологий; технологизация психологических теорий – теории а) учебной деятельности и деятельностного подхода к обучению, б) поэтапного формирования умственных действий, в) развивающего обучения, г) коллективного обучения, д) личностно-ориентированного обучения, е) гуманно-личностного обучения, ж) обучения на основе опорных сигналов и т.д.

Технологический подход к обучению предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и достаточно гарантированное достижение поставленных учебных целей

Технологический подход открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической, социальной действительности; он позволяет:

- с большей определённостью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;

- анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;

- комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;

- обеспечивать благоприятные условия для развития личности;

- уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;

- оптимально использовать имеющиеся в распоряже­нии ресурсы;

- выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем.

Динамика этого процесса (от индивидуального мастерства, искусства педагога, к активным методам и формам обучения в системе массового образования) показывает, что под влиянием технологического опыта других сфер деятельности (где технологией называют процесс переработки исходного материала с целью получения «на выходе» продукта с заранее заданными свойствами) технологический подход к обучению обретает новые возможности влияния на традиционный процесс обучения и повышает его эффективность. Следует отметить, что еще А.С. Макаренко называл педагогический процесс особым образом организованным «педагогическим производством», ставил проблемы разработки «педагогической техники».

«Технологический подход к обучению» «ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения); этапы такого конструирования: постановка целей и их максимальное уточнение с ориентаций на достижение результатов (этому этапу придается первостепенное значение); подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения в соответствии с учебными целями; оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей; заключительная оценка результатов». Применительно к деятельности учителя он означает владение способами конструирования учебного процесса на основе четкого упорядочения целевых установок; смысл такого конструирования – более высокий результат, достигаемый быстрее и с меньшими затратами, чем раньше.

Современные образовательные технологии – означают способы реализации новой парадигмы образования. К ним можно отнести: технологию личностно-ориентированного обучения и воспитания; технологию дифференцированного (в том числе индивидуализированного) обучения и воспитания; технологию проблемного обучения и воспитания; технологию обучения и воспитания без насилия; технологию эффективной речевой деятельности; технологию диалогового обучения и воспитания; технологию рефлексивного обучения и воспитания.

В понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют большие разночтения, среди которых можно выделить четыре позиции.

Первая позиция: Педагогические технологии как производство и применение аппаратуры, учебного оборудования и ТСОдля учебного процесса. Педагогическая технология включает «от мела и классной доски» (Р. де Киффер) до «всех вещей, которые можно включить в розетку в стене» (М. Мейер).

-Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

-Педагогическая технология – это новый тип средств обучения (С.А. Смирнов).

-Педагогическая технология – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели («Российская педагогическая энциклопедия»).

-В глоссарии терминов по педагогическим технологиям (Париж, ЮНЕСКО, 1986) указано, что в первоначальном смысле педагогическая технология означает использование в педагогических целях средств, порожденных революцией в области коммуникаций, таких, как аудиовизуальные средства, телевидение, компьютеры и другие виды.

Слайд 11

Вторую позицию представляют Б. Скиннер, С. Гибсон, М. Жиллет, Т. Сакамото, В. Хаг. Они считают, что педагогическая технология – это процесс коммуникации или способ выполнения учебной задачи, включающий применение бихевиористской науки и системного анализа для улучшения обучения.

-Педагогическая технология – это систематическое использование людей, идей, учебных материалов и оборудования для решения педагогических проблем (С. Гибсон).

-Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

-Технология обучения - это составная процессуальная частьдидактической системы (М.А. Чошанов).

-Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий (В.А. Сластенин).

-Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

-Педагогическая технология - это оптимальный способ действия (достижения цели) в заданных условиях (А.М. Кушнир).

-Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей (А.Я. Савельев).

Слайд 12

Представители третьей позиции (М. Эраут, Р. Стакенас, Р. Кауфман, Д. Эли, С. Ведемейер) рассматривают педагогическую технологию как обширную область знания, опирающуюся на данные социальных, управленческих и естественных наук.

-Педагогическая технология есть быстро развивающаяся область знания, междисциплинарный конгломерат с элементами а) бихевиористской психологии, б) социальной философии, в) техники, г) теории коммуникации, д) аудиовизуального образования и е) кибернетики (С. Ведемейер).

-Технология обучения (педагогическая технология) - новое направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов (П.И. Пидкасистый).

-Образовательная технология – это система, включающая представление об исходных данных и планируемых результатах обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, набор моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий

Четвертая позиция предтавляет многоаспектный подход и предлагает рассматривать несколько значений педагогической технологии одновременно (Д. Финн, А. Ламсдейн, П. Митчел, Р. Томас).

-Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

-Педагогическая технология есть комплексный интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающий все аспекты усвоения знаний (К.Н. Силбер).

-Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Из приведенных определений следует, что педагогическая технология – это категория педагогики, обладающая большой степенью общности, обобщенности, стереоскопичности. Пользуясь терминологией В.В. Давыдова, педагогическую технологию можно назвать содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех вышеприведенных определений, включая генетические корни понятия.

Педагогическая (образовательная) технология — это система функционирования всех компонентов педагоги­ческого процесса, построенная на научной основе, запро­граммированная во времени и в пространстве и приводя­щая к намеченным результатам.

Понятия «образовательная» и «педагогическая» технологии в значительной степени перекрываются. С одной стороны, понятие «образовательная технология» (технология в сфере образования) представляется несколько шире, чем понятие «педагогическая технология» (относящаяся к сфере педагогики), ибо образование включает, кроме педагогических, ещё разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты. С другой стороны, педагогика традиционно охватывает и обучение, и воспитание, и развитие, составляющие образование человека.

Экзаменационный билет № 9

 

1. Лекция, семинар, лабораторные, курсовые работы, коллоквиум, практикум и, зачеты, экзамены, тестирование как формы учебной деятельности

2. Групповые состояния (конфликт, сплоченность ,групповая поляризация, психологический климат).

1. Обратим внимание на основные понятия, отражающие систему образовательной деятельности в вузе

Форма -1) внешнее очертание, наружный вид, контур; 2) внешнее выражение какого-либо содержания.

Организационная форма обучения - учебные условия, в которых происходит процесс обучения.

Формы организации обучения (ФОО) в ВУЗе - цепь управляемых учебных ситуаций, направленных на стимулирование и развитие познавательной и практической активности студента путем постановки задач.

ФОО делятся на:

а) коллективные (фронтальные) - лекция;

б) групповые - семинар, практику, групповая консультация, спецкурс, КПВ;

в) индивидуальные - СРС (конспекты, рефераты, доклады), курсовые и дипломные работы, индивидуальные консультации, коллоквиум.

Слайд 36-37

Лекция ("чтение") - систематическое устное изложение учебного материала; ведущая форма обучения в ВУЗе; формирует ориентировочную основу последующего усвоения учебного материала.

На протяжении всей истории высшей школы – с момента зарождения до наших дней – ведущей организационной формой обучения является лекция. С нее начинается первое знакомство студента с учебной дисциплиной, и именно лекция закладывает основу научных знаний. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое развитие в Древнем Риме, затем – в Средние века.

По своей структуре лекции могут отличаться одна от другой – все зависит от содержания и характера учебного материала. Но существует общий структурный каркас – план, которому необходимо строго следовать. Лекция, как правило, начинается с краткого напоминания содержания предыдущей лекции, для того чтобы связать его с новым материалом. В конце лекции подводится итог. В начале нашего курса, во введении мы изложили свою технологию чтения лекции, которой пытаемся следовать. Но обратим внимание на основные официальные требования к лекции.

Основные требования к лекции:

–научность и информативность (современный научный уровень);

–доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов, научных доказательств;

–эмоциональность при изложении учебного материала;

–активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления;

–четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов;

–методическая обработка учебного материала, выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных интерпретациях;

–изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых или неизвестных терминов и др.

Слайд 38

Можно выделить следующие виды лекций.
1. По общим целям: учебные, агитационные, воспитывающие, просветительные, развивающие.
2. По научному уровню: академические и популярные.
3. По дидактическим задачам: вводные, текущие, заключительно-обобщающие, установочные, обзорные, лекции-консультации, лекции-визуализации (с усиленным элементом наглядности).
4 . По способу изложения материала: бинарные или лекции-дискуссии (диалог двух преподавателей, защищающих разные позиции), проблемные, лекции-конференции.

В настоящее время наряду со сторонниками существуют противники лекционного изложения учебного материала. Мнение «противников» лекций, как основной формы обучения в вузе:

-Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление. Чем лучше лекция, тем эта вероятность больше.

-Лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям.

-Лекции нужны, если нет учебников или их мало.

-Одни студенты успевают осмыслить, другие - только механически записать слова лектора.





Дата: 2019-02-02, просмотров: 726.