Страдания — это чувства, эмоциональное состояние человека в виде отрицательных переживаний, возникающих под воздействием травмирующих его психику событий, глубоко затрагивающих его личностные структуры, настроение, самочувствие, здоровье.
Характерными признаками страдания являются следующие: внешне страдающий человек выглядит печальным, отрешенным от происходящих событий, оторванным от людей, испытывает одиночество, изолированность, особенно от тех, кто заботится о нем; чувствует себя неудачником, несчастным, потерпевшим поражение, неспособным к достижению прежних успехов; уныние, упадок духа, появляются мысли о своей профессиональной некомпетентности, об утрате смысла жизни; понижается и общий физический тонус, появляются сопутствующие этому различного рода функциональные расстройства, нарушаются сон, аппетит и т.д. Подмечено, что глубина страданий, равно как и стресса, во многом зависит не только от того, что произошло, но и в не меньшей мере от нашего отношения к этому, от индивидуально-психологических особенностей личности потерпевшего, от его установок, социальных ожиданий.
Переживаемые человеком страдания отрицательно отражаются на его профессиональной деятельности, познавательной активности, что обычно не остается без внимания со стороны его ближайшего окружения.
В законе упоминаются две разновидности данного класса эмоций: страдания нравственные, психические и страдания физические. Понятие «нравственность» и производное от него прилагательное «нравственный» имеют несколько смысловых оттенков Нравственность — это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Понятие «нравственный» употребляется не только по отношению к человеку, соблюдающему требования нравственности, но и как прилагательное, характеризующее то или иное явление, «относящееся к сознанию, внутренней жизни человека»[33]. С этой точки зрения нравственные (душевные) страдания человека напрямую связаны с его личностными, глубинными структурами, которые подвергаются посягательствам, что и вызывает у него столь сильную ответную эмоциональную реакцию в виде отрицательных переживаний, называемых страданиями.
Поскольку с помощью понятий «личность», «личностный» раскрывается включенность человека в общественные отношения, его социальная сущность, его положение в обществе, есть все основания полагать, что источником нравственных страданий субъекта нередко являются прежде всего посягательства на его социальный статус, авторитет, честь и достоинство, личностные убеждения (если они, разумеется, не носят антиобщественный, противоправный характер), на его самооценку, положение, место в обществе, сложившуюся систему его межличностных отношений.
Все это, безусловно, связано с правами человека и его свободами, гарантированными Конституцией РФ. Поэтому посягательства на его личную неприкосновенность, свободу, мировоззрение, ценностные ориентации, т.е. на все то, что позволяет ему быть личностью, могут вызывать нравственные (душевные) страдания, причинять ему моральный вред.
Моральный вред также может выражаться, как подчеркивается в упомянутом постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 10, в нравственных переживаниях, страданиях человека, связанных «с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав»[34].
В отличие от нравственных физические страданиясвязаны с причинением человеку физической боли, мучений, нередко сопутствующих нанесению телесных повреждений, различного рода увечий, с истязаниями, с заражением какой-либо инфекцией, с заболеванием, которое может быть результатом в том числе и перенесенных нравственных страданий.
При определении размера компенсации морального вреда суды должны учитывать «степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред» (ст. 151 ГК), а также выяснять, «чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены»[35].
При доказывании факта причинения потерпевшему нравственных страданий требуется больше обращать внимания на индивидуально-психологические особенности его личности: нравственные, ценностные ориентации, установки, самооценку, социальный статус, его стремление к самоактуализации, характерологические особенности, наличие у него акцентуированных свойств характера того или иного типа.
Известно, что повышенная тревожность, сенситивность, психастеничность, неврастеническая симптоматика и т.п. являются весьма благоприятной почвой для развития всевозможного рода глубоких переживаний, травмирующих психику, в том числе и негативного характера в виде страданий И в этих случаях помимо допроса самого потерпевшего, а также лиц, близко знающих его, существенную помощь суду, несомненно, может оказать судебно-психологическая экспертиза аналогично тому, как это делается при установлении аффекта.
Таким образом, понимание роли эмоциональных состояний у субъектов уголовного, гражданского, административного судопроизводства помогает следователю, суду наиболее эффективно, с точки зрения задач правосудия, объективно оценивать поступки людей, их мотивационную сферу, принимать правильные решения по делу.
Существенное влияние эмоциональные состояния оказывают на эффективность и качество профессиональной деятельности самих юристов, которые должны владеть приемами саморегуляции собственной эмоциональной сферы, уметь вовремя нейтрализовать свои отрицательные и стимулировать положительные эмоции и чувства.
37. Профессионально значимые психологические качества (психограмма) личности юриста.
Определение путей повышения эффективности и качества правоохранительной деятельности предполагает всестороннее изучение индивидуально-психологических особенностей, свойств личности юриста, их соответствия требованиям, предъявляемым профессией. Проведенный профессиографический анализ правоохранительной деятельности прокурорских, следственных, судебных работников позволил сформулировать пять основных факторов профессиональной пригодности, включающих соответствующие им комплексы профессионально значимых психологических качеств.
I фактор - высокий уровень социализации личности юриста. Данный фактор напрямую связан с нормативностью поведения юриста в любых, в том числе сложных, экстремальных, условиях профессиональной деятельности, поэтому его следует рассматривать в качестве одного из главных факторов профессиональной пригодности работников правоохранительных органов.
К числу профессионально значимых свойств личности юриста, составляющих данный фактор, относятся:
- высокий уровень развития правосознания (общего и профессионального);
- доминирование социально значимых мотивов в сфере мотивации профессиональной деятельности (стремление помогать людям отстаивать их права, добиваться справедливости, противостоять преступности, непреклонно защищать законность, стремиться к достижению успеха в работе, наиболее полной реализации своих возможностей, завоеванию профессионального авторитета и уважения среди коллег и др.);
- честность, принципиальность, гражданское мужество, чувство долга, совестливость;
- ответственность, обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность, аккуратность.
Свидетельством профессиональной непригодности юриста являются противоположные качества: низкий нравственный облик, нечестность, безответственное отношение к делу, недисциплинированность, склонность к алкоголизму, аморальный образ жизни и т.н.
II фактор - эмоционально-волевая устойчивость личности юриста. Комплекс психических свойств, обеспечивающих эмоционально-волевую устойчивость, включает:
- высокий уровень работоспособности, выносливость в ситуациях длительных, интенсивных физических и психических перегрузок, способность сохранять целеустремленность и продуктивность деятельности в указанных условиях;
- высокий уровень стрессоустойчивости, самоконтроля над эмоциями и поведением, самообладание, способность сдерживать спонтанно возникающие импульсивные реакции;
развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, активность, динамичность нервных процессов).
Отрицательно оцениваются следующие качества личности; низкий порог устойчивости к стрессу, сниженная фрустрационная толерантность, избыточная эмоциональная напряженность; агрессивность, импульсивность поступков; невротические симптомы, быстрая истощаемость нервных процессов.
III фактор - познавательные способности юриста, высокий уровень интеллектуального развития. Это предполагает следующие психологические качества:
- развитой интеллект, аналитико-синтетический склад ума, способности к абстрагированию, рефлексии;
- глубина, оперативность, широта, самостоятельность, продуктивность, гибкость, критичность, прогностичность мышления;
- широкий кругозор, эрудированность;
- развитое воображение, наблюдательность, проницательность, интуиция;
- емкая память, способность к быстрой актуализации необходимой информации;
- способности к сосредоточению, высокой концентрации внимания и его быстрому переключению с одного объекта на другой;
- развитое смысловое восприятие;
- высокая умственная работоспособность, обучаемость, восприимчивость к новому.
Напротив, низкая умственная работоспособность, сниженные познавательная активность, интеллект, неразвитое воображение, слабая память - качества, несовместимые с высокой эффективностью профессионального труда юриста.
IV фактор - коммуникативная компетентность юриста.
Данный фактор включает следующие свойства:
- способности устанавливать и поддерживать психологический контакт с различными участниками общения, преодолевать психологические и коммуникативные барьеры в процессе общения;
- проницательность, способность правильно интерпретировать поведение, невербальные проявления собеседника и понимать его внутренний мир, дифференцировать правдивые и ложные показания;
- свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, в том числе средствами коммуникативного воздействия, как в межличностном взаимодействии, так и во время публичных выступлений;
- развитая культура речи, предполагающая правильность, четкость, точность, ясность, понятность, гибкость, убедительность, выразительность и образность устной речи, свободное владение письменной речью;
- вежливость, тактичность, чуткость, уважительное, внимательное и доброжелательное отношение к людям, умение слушать партнера по диалогу, эмпатийность (способность эмоционально отзываться на переживания собеседника);
- умение в конфликтных ситуациях избирать и проводить адекватную линию поведения, стратегию коммуникативного взаимодействия, гибкость, способность изменять в зависимости от складывающихся обстоятельств стиль общения, оказывать управляющее воздействие на партнера по общению;
- адекватная самооценка;
- чувство юмора.
Качествами, существенно затрудняющими коммуникативное поведение, снижающими его результативность, являются замкнутость (аутизм), повышенная сосредоточенность на своих проблемах, переживаниях; легкоранимое самолюбие, повышенная обидчивость, конфликтность, агрессивность; эмоциональная неустойчивость, импульсивность; слабое владение вербальными и невербальными средствами общения.
V фактор - организаторские способности. Они позволяют юристу, независимо от рода его профессиональной деятельности, оказывать управляющее воздействие на различных субъектов, с которыми ему приходится вступать в диалог в процессе профессионального общения. Поэтому юрист, особенно управленческого звена, помимо глубоких профессиональных знаний и опыта должен иметь следующие качества:
- повышенная работоспособность;
- самостоятельность, инициативность, предприимчивость;
- настойчивость, целеустремленность, уверенность в себе; в мотивационной сфере - доминирование мотивов достижения;
- высокая стрессоустойчивость;
- чувство ответственности за свои действия;
- развитые аналитические способности, такие как гибкость мышления, умение прогнозировать и планировать совместную деятельность, распределять задания с учетом возможностей и психологических особенностей своих подчиненных;
- развитые коммуникативные качества, предполагающие умение устанавливать психологический контакт с людьми, проницательность, способность прогнозировать поведение подчиненных, понимать мотивы их поступков; доброжелательность к окружающим, психологический такт во взаимоотношениях с ними;
- умение контролировать ход и результаты совместной деятельности, критичность, требовательность к подчиненным;
- умение оказывать управляющее воздействие на коллектив, мотивировать и побуждать подчиненных к выполнению работы, направлять их и "заряжать" своей энергией. Последняя группа качеств является центральной среди других составляющих организаторские способности.
Качествами, существенно снижающими организаторские возможности юриста, эффективность его воздействия на других лиц, особенно если он занимает должность руководителя, являются повышенная агрессивность, эмоциональная неустойчивость, пассивность, безответственность, избыточная мнительность, тревожность, сниженный интеллект, завышенная самооценка, властолюбие, пренебрежительное отношение к людям.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 1136.