Память — это интегративный психический процесс, охватывающий результаты ощущений, восприятия и мышления.
Память – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли.
Виды памяти:
1. по сенсорной модальности — зрительная (визуальная), моторная (кинестетическая), звуковая (аудиальная), вкусовая, болевая;
2. по содержанию — образная, моторная, эмоциональная;
3. по организации запоминания — эпизодическая и семантическая, на их стыке автобиографическая, включает в себя черты обоих; процедурная;
4. по временным характеристикам — долговременная, кратковременная, ультракратковременная, оперативная (в ходе выполнения и обслуживания определенной деятельности), промежуточная (обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов);
5. по физиологическим принципам — определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)
6. по наличию цели — произвольная и непроизвольная;
7. по наличию средств — опосредованная и неопосредованная;
8. по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.
Свойства памяти:
1.Точность 2.Объём 3.Скорость процессов запоминания
4.Скорость процессов воспроизведения 5.Скорость процессов забывания
Закономерности памяти:
1) Закон интереса -интересное запоминается легче.
2) Закон осмысления - чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
3) Закон установки - если чел сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.
4) Закон действия -информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
5) Закон контекста - при ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.
6) Закон торможения - при изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой.
7) Закон оптимальной длины ряда - длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.
8) Закон края - лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.
9) Закон повторения - лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.
10) Закон незавершённости - лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.
В деятельности юриста, где ведущим является коммуникативный процесс, получение информации и ее запоминание являются той основой, на которой строятся все практические действия. Память представляет собой сложный психический процесс, включающий в себя: 1) запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей, информации и т. д.; 2) сохранение в памяти того, что было запомнено; 3) узнавание при повторном восприятии и воспроизведение запомненного. Физической основой памяти являются следы нервных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий головного мозга.
47. Психологические особенности допроса в ходе предварительного следствия на очной ставке.
С социально-психологической стороны допрос - довольно динамичная разновидность профессионального общения, характеризующегося целым рядом психологических особенностей, обусловленных особым порядком его проведения, процессуальным положением участвующих в нем лиц, их отношением к расследуемому преступлению. Все это оказывает сильное влияние на характер коммуникативной ситуации во время допроса, выбор и применение следователем различных психологических приемов в ходе его проведения.
В зависимости от коммуникативной ситуации различают допрос в конфликтной (со строгим и нестрогим соперничеством) и в бесконфликтной ситуации. С этой точки зрения всех допрашиваемых независимо от их процессуального положения условно можно разделить па три основные категории лиц:
а) заинтересованных в положительных результатах расследования и вследствие этого оказывающих своими показаниями помощь правоохранительным органам;
б) безразлично относящихся к деятельности правоохранительных органов, к самой возможности давать показания;
в) незаинтересованных в том, чтобы преступление было раскрыто, и вследствие этого активно противодействующих усилиям правоохранительных органов.
1. Получение информации о личности допрашиваемого, его индивидуально-психологических особенностях. Допросу в ходе предварительного расследования, когда это необходимо, предшествует сбор информации о личности допрашиваемого, его отношении к преступлению и о других обстоятельствах, имеющих отношение к делу. Особую помощь следователю на данном этапе может оказать использование следующих методов:
- анализ результатов деятельности изучаемого лица;
- беседа с теми, кто его хорошо знает; метод обобщения независимых характеристик;
- непосредственное и опосредованное наблюдение за ним, его поведением; сопоставление результатов наблюдения и другой полученной информации.
2. Вызов свидетеля (потерпевшего) на допрос. Согласно ст. 188 УПК свидетель, потерпевший вызываются на допрос повесткой. Основанием для принятия подобного решения может служить предположение следователя о том, что субъект располагает важной для дела информацией. Другим фактором, влияющим на принятие данного решения, является характер следственной ситуации определяющий необходимость безотлагательного вызова свидетеля. Оценка следователем информационных возможностей субъекта с учетом сложности следственной ситуации, когда на него воздействуют заинтересованные лица, может ускорить принятие подобного решения
3. Пространственная организация общения во время допроса. Пространственные формы общения с допрашиваемым зависят от характера отношений (конфликтные, бесконфликтные) и тактического замысла, реализуемого во время допроса.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 1011.