Психологические приемы и методы разоблачения лжесвидетеля в конфликтной ситуации допроса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В литературе по юридической психологии, криминалистике помимо описанных выше приемов психодиагностики неискреннего поведения допрашиваемого, метода развертывания лжи описано достаточно большое количество разнообразных тактико-психологических приемов, используемых для выявления и разоблачения лжесвидетелей. Кратко остановимся на некоторых из них.

1. Метод повторного допроса с постановкой вопросов в несколько иной формулировке по сравнению с теми, которые ранее уже ставились. Данный метод рассчитан прежде всего на не очень прочную память допрашиваемого, который, дав однажды ложные показания, будет стремиться придерживаться их и в дальнейшем. Однако, запамятовав отдельные детали своего вымысла, допрашиваемый может допустить противоречия по сравнению с ранее сообщенными сведениями, какие-то отдельные проговорки. Кроме того, метод повторного допроса позволяет вызвать у допрашиваемого состояние повышенной напряженности, под влиянием которой тот может проявить косвенные признаки своей осведомленности о скрытых им ранее на первом допросе обстоятельствах.

2. Методы (приемы), создающие искаженное представление об осведомленности следователя. Данная группа методов объединяет большое количество разнообразных приемов, с помощью которых допрашиваемому демонстрируется повышенная осведомленность следователя, знание им в деталях обстоятельств дела. К такого рода методам прежде всего можно отнести приемы чисто поведенческого характера (уверенная манера держать себя и задавать вопросы, тон, в котором задаются эти вопросы; выжидательные, многозначительные паузы, перемежающие речь; улыбки, выражающие сомнение относительно того, о чем говорит лжесвидетель; прямой, открытый взгляд, уместная жестикуляция и др.).

3. Метод постановки косвенных вопросов. Суть данного метода состоит в том, что допрашиваемому задаются вопросы, имеющие второстепенное для него значение, но, отвечая на них, он вынужден сообщить именно те сведения, ради которых и были поставлены эти "второстепенные" вопросы. Как пишет А. Р. Ратинов, "интересующие следователя вопросы задаются без всяких акцентов, в будничном, даже несколько небрежном тоне, чтобы не подчеркивать их особого значения. При этом используются различные отвлекающие приемы, при помощи которых переключается внимание допрашиваемого с тех обстоятельств, которые подлежат выяснению, нарочито выделяются несущественные моменты, создается видимость того, что в них и заключен весь смысл допроса"2.

4. Приемы предъявления доказательств допрашиваемому. Приемы изобличения лжесвидетеля с использованием собранных прямых и косвенных доказательств широко применяется в следственной практике. В зависимости от обстоятельств дела, индивидуально-психологических особенностей личности допрашиваемого, тактического замысла последнему сначала могут предъявляться доказательства, подтверждающие второстепенные моменты, а затем следователь переходит к предъявлению доказательств, относящихся к более серьезным обстоятельствам. Возможен и другой, обратный порядок предъявления доказательств, изобличающих лжесвидетеля в главном с использованием фактора внезапности1.

5. Обращение к положительным качествам личности допрашиваемого. Известно, что положительные качества имеются у любого человека, даже совершившего тяжкое преступление и взявшего на вооружение ложь. Тот факт, что следователь видит эти положительные стороны личности допрашиваемого (или даже делает вид, что их заметил), повышает чувство собственной значимости допрашиваемого, помогает налаживанию с ним психологического контакта.

6. Приемы использования "слабых мест" допрашиваемого. "Слабыми" обычно считаются такие свойства характера, как тщеславие, завышенная самооценка, избыточная тревожность, повышенная мнительность, трусливость, а также нервно-психическая неустойчивость, низкий уровень интеллектуального развития, негативным образом отражающийся на прогностических способностях человека. К "слабым местам" допрашиваемого можно отнести и такие психические состояния, как эмоциональная напряженность, вспыльчивость, повышенная аффективная возбудимость, отрицательно влияющие на мыслительную деятельность, поведение человека, готового сказать то, что он никогда бы не рассказал, будучи в эмоционально уравновешенном состоянии.

7. Групповой метод допроса.Опытным следователям хорошо известно, что далеко не всегда групповой допрос приводит к положительным результатам. Более того, многие из них предпочитают общаться с допрашиваемыми только наедине, разговаривая с ними "но душам", прекрасно понимая, что есть вещи, о которых человек будет рассказывать только "с глазу на глаз". Тем не менее групповой допрос имеет место в следственной практике, его проведение не противоречит уголовно-процессуальному законодательству (ч. 5 ст. 163 УПК).

Дата: 2019-02-02, просмотров: 605.