Интеллект. Возрастные особенности развития интеллекта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Интеллект (от лат. intellectus – понимание, познание) – способность разумно действовать и рационально мыслить, определяющая успешность в какой-либо деятельности. Зачастую под интеллектом понимают систему познавательных способностей человека (ощущение, восприятие, память, воображение и т.д.). Интеллект является сложным образованием, обладающим определенной структурой.

Интеллектуальное развитие человека может определяться требованиями социальной среды. Человек может сосредоточиться на развитии одних навыков, пренебрегая другими, для достижения успеха в трудовой и общественной действиетельности.

В период зрелого взрослого возраста различную динамику развития имеют динамичный и кристаллический типы интеллекта (рассматривались в предыдущем разделе). Максимального развития динамичный интеллект достигает в юности, а в зрелом взрослом возрасте его показатели снижаются. Для кристаллизованного интеллекта характерна другая особенность. Его максимальное развитие становится возможным лишь в период зрелой взрослости.

Результаты обстоятельного исследования. В Шайи показывают, что показатели ряда интеллектуальных функций, которые относятся к динамическому и кристаллизованного интеллекта растут или остаются на одном уровне до в 60 лет. Таким образом,"потери"когнитивной сферы в зрелом возрасте имеют ограниченный характер. Чаще наблюдался рост оценок по всем тестам интеллекта до 40 и более лет. После этого начинается ется период относительной стабильности, который длится до 60 рокиає до 60 років.

Очевидно, что в период зрелого взрослого возраста одним из важнейших факторов, который влияет на познавательные процессы, есть жизненный опыт. Если человек ведет активную интеллектуальную жизнь, с возрастом, в процессе пр рактичного совершенствование навыков, она приобретает значительного объема знаний, как декларативных (знание фактов), так и процессуальных (знание процессов, а также знания"как нужно действовать"). Таким образом, опыт ко мпенсуе возрастное ухудшение когнитивного функционирования. Знание опытного человека характеризуются системностью, между единицами информации существует больше связей, они выстроены в схемы. Владение часто отв рацьовани до автоматизма, благодаря чему, взрослые могут переключать внимание на восприятие сложной информации. Однако, некоторые способности, связанные с памятью и концентрацией могут ухудшаться. В зрелом д орослому возрасте успешнее идентифицируются типичные задачи, быстрее выявляются оптимальные способы решения, а также адекватные реакциидекватні реакції.

Г Крайг выделяет элементы профессионального мастерства, которая формируется в результате накопления опыта и практического совершенствования навыков:

o постоянное развитие компетентности;

o углубленная специализация;

o процедурные знания и умения, которые имеют практическую пользу;

o быстрая идентификация типовых задач и ситуаций. Большой опыт, обычно, способствует не только увеличению объема информации, но и лучшей ее организации. Человек постоянно перестраивает свою систему знаний, чтобы бы улучшить ее связи, точность и доступность. Данное утверждение справедливо для общих и специальных знанияань.

Для большинства людей в период зрелой взрослости средой, что способствует дальнейшему развитию когнитивных навыков, является профессиональная сфера. Взрослые, которые характеризуются значительной сложностью, большой разнообразные истю рабочих функций трудовой деятельности, демонстрируют более высокие результаты в тестах интеллектуальной гибкости. Люди, которым в процессе работы часто приходится принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу, решать сложные задачи, также имеют высокие интеллектуальные показательки.

На данный момент, стремительный научно-технический прогресс обусловливает актуальность постоянного приобретения специалистом новых знаний и навыков для сохранения профессиональной компетентности. Данное утверждение имеет особое значе ения для отраслей, где знания могут быстро устареть под влиянием новых требований и изменений. Проблема устаревших знаний является актуальной в период зрелости, поскольку обучение в школе, вузе доро сли закончили уже давно, кроме того, продолжительность трудовой деятельности значительно увеличилось за последние сто лет. В современном профессиональном мире невозможно избежать устарелости знаний, если специалисты не будут овладевать новыми методами и технологиями. Кроме того, профессиональная жизнь человека в современных условиях отмечается изменениями места работы, что требует от него постоянного обогащения своих знаний и усовершенствует ния навичоичок.

В Шайи утверждает, что возрастные изменения интеллекта связаны с особенностями функционирования, а несовместимыми аспектами его природы. Интеллектуальное развитие в ранней взрослости находится на стадии достижения. На этой стадии интеллект используется для решения главных для возрастного периода проблем профессиональная реализация, создание семьи. В зрелом взрослом возрасте начинается стадия выполнению социальных х обязанностей (стадия ответственности). Теперь, принимая любые решения, человек должен учитывать интересы членов семьи, коллег, общества в целом. Для части взрослых данная стадия имеет другую спецы фику и переходит в стадию управления. Это касается специалистов, работающих на административных и управленческих должностях, где каждое решение определяет судьбу многих людей. В возрасте характер использование интеллекта снова меняется. На стадии реинтеграции люди вновь возвращаются к собственным интересам, ценностям и учреждениям установок.

Таким образом, изменения интеллектуальной сферы в зрелом взрослом возрасте, в большинстве случаев, касающихся способов применения интеллекта, не дает никаких оснований говорить о его снижении.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 893.