Если схематически представить себе процесс формирования и проявления преступного поведения субъекта, умышленно совершившего преступление, то такой процесс условно можно разделить на два основных этапа.
Первый этап – мотивационный. На данном этапе у субъекта под воздействием возникшей потребности формируется весьма активное потребностное состояние, которое может затем перейти в мотив противоправного поведения, особенно в тех случаях, когда возникшая потребность не может быть реализована законным способом.
На данном этапе нередко происходит борьба мотивов. Процессу мотивации, содержанием которого является борьба мотивов на совершение преступления, сопутствуют процессы целеобразования, выбора объекта, на который субъект планирует направить свои преступные действия. Первоначально мотивы и цели могут и не совпадать, однако в последующем возможен сдвиг мотивов на цель.
Завершением данного этапа является прогнозирование, протекающее либо в развернутом виде с мысленным проигрыванием ролей-образов, либо в сжатом, свернутом виде. Затем следует принятие решения.
После того как решение принято, на смену мотивационному приходит второй этап – реализация решения: совершаются противоправные действия и, как следствие этого, наступает преступный результат, который может и не совпадать с ранее намеченной целью. Цель может оказаться «недовыполненной», «перевыполненной», либо возникает побочный результат, который вообще не охватывался целью.
Перечисленные выше процессы завершаются оценкой виновным достигнутого результата, прогнозированием своего дальнейшего поведения в ходе предварительного расследования и на суде.
Проводя психологический анализ преступного поведения, нельзя игнорировать такие важнейшие факторы, определяющие поведение субъекта, как особенности, свойства его личности (направленность, мировоззрение, ценностные ориентации, социальные установки, уровень правосознания, индивидуально-психологические особенности, характер) и воздействие социальной среды на формирование его личности и поведение как до возникновения криминогенной ситуации, так и непосредственно в ходе нее.
Следует также помнить, что отсутствие мотивации на достижение преступного результата в неосторожных преступлениях не исключает в целом мотивов противоправного поведения, следствием которого в конечном итоге и явился этот результат.
Таким образом, мотив присущ любому волевому, а следовательно, и любому преступному поведению независимо от формы вины. Но, поскольку при неосторожной форме вины наступившие последствия не охватываются желанием виновного, следует различать мотивы умышленных преступлений и мотивы поведения, объективно приведшего к общественно опасным последствиям в неосторожных преступлениях.
Подготовка, назначение, использование заключения судебно-психологической экспертизы следователем судом.
Качество и результативность СПЭ во многом определяются подготовительной работой, которая включает в себя следующие действия.
1. Сбор материалов, необходимых для проведения экспертизы. Следователь (суд), предвидя возможность проведения СПЭ, направляет усилия на получение объективной информации о личности обвиняемого (потерпевшего, свидетеля) и ситуации, имеющей значение для всестороннего изучения обстоятельств совершенного преступления.
Информация о личности испытуемого. В ходе изучения личности индивида собираются сведения о том, как он рос, развивался, какие имеются неблагоприятные наследственные факторы, каким образом и в чем конкретно проявлялись особенности его нервной системы, психики, какие наблюдались у него заболевания, психические отклонения на разных этапах развития.
Информация о ситуации, имеющей значение для всестороннего изучения особенностей личности испытуемого. В ходе расследования выявляются ситуационно обусловленные признаки: субъективно воспринимаемая в качестве реальной угроза жизни, здоровью, благополучию человека; необычность, неопределенность обстановки; неблагоприятное социальное воздействие, вызывающее чувство внутреннего дискомфорта; общественное порицание, противоречащее оценке субъектом своего места и значения в группе, создающее отрицательный эмоционально окрашенный фон восприятия действительности.
2. Выбор эксперта. К выполнению обязанностей эксперта-психолога, как правило, допускаются специалисты с высшим психологическим образованием, работающие в области психологии (имеющие ученую степень в области психологии). Чтобы убедиться в компетентности специалиста, необходимо выяснить, в какой отрасли психологии он работает и соответствует ли круг его профессиональных, научных знаний содержанию вопросов, выносимых на разрешение экспертизы; каков стаж его работы в области психологии и экспертной деятельности, каковы его профессиональные, научные возможности.
Экспертиза должна назначаться и проводиться своевременно, как только у следствия или суда возникли вопросы, для разрешения которых требуются специальные познания, и достаточно полно собраны материалы, необходимые для составления заключения.
В постановлении следователя, определении суда о назначении СПЭ в описательной части излагаются обстоятельства дела, указываются те признаки в поведении лица, его характерологические особенности, которые являются элементами предмета юридической (общей, инженерной и т. п.) психологии, рассматриваются в качестве повода для назначения экспертизы. Аналогичный подход должен быть и к составлению ходатайства защиты о проведении СПЭ по делу.
Взаимодействие и процессуальные отношения между следователем и экспертом-психологом обычно устанавливаются сразу же после ознакомления последнего с постановлением о назначении экспертизы и разъяснения ему его процессуальных прав и обязанностей. Следователь совместно с экспертом уточняет вопросы, определяет место и сроки производства экспертизы.
В распоряжение эксперта направляются обвиняемый (потерпевший, свидетель) и материалы уголовного дела с постановлением о назначении экспертизы.
Экспертное заключение должно содержать психологическую оценку тех или иных явлений, интересующих органы правосудия.
Использованию заключения экспертизы предшествует его оценка следователем, судом, которые знакомятся с ним, обращая внимание на то, насколько оно соответствует полученному заданию. Также оцениваются научный уровень заключения, аргументированность содержащихся в нем выводов, то, в каком объеме экспертами использованы предоставленные материалы, даны ли исчерпывающие ответы на поставленные вопросы; насколько полно описана в заключении проделанная ими работа, какие методы исследования применялись.
В своем заключении эксперты-психологи должны не только указать, какие исследования они провели и какие результаты получили, но и научно обосновать свои выводы.
В уголовном процессе заключение СПЭ используется следователем (судом) в следующих случаях:
– при изучении механизма совершенного преступления. Содержащаяся в заключении информация о личности испытуемого помогает понять динамику, мотивы преступления, увидеть подлинные причины, способствовавшие совершению противоправных действий;
– при доказывании и квалификации содеянного. Заключение СПЭ является одним из доказательств фактических обстоятельств, имеющих значение по делу;
– при необходимости проверить факт невиновного причинения вреда лицом, которое хотя и предвидело наступление вредных последствий, но не могло предотвратить их в результате несоответствия своих психофизиологических качеств нервно-психическим перегрузкам, экстремальным условиям, в которых оно оказалось;
– для установления обстоятельств, смягчающих наказание, например при совершении преступления под влиянием аффекта, иного состояния эмоциональной, психической напряженности, при обнаружении у обвиняемого (подсудимого) признаков отставания в психическом развитии, не исключающих вменяемости;
– в целях применения справедливых мер уголовно-правового характера в отношении виновных в совершении преступлений с учетом их личности;
– в тактических целях: для установления психологического контакта во время допроса, проведения других следственных действий; для изобличения допрашиваемого во лжи, а также для выяснения причин неумышленного искажения фактов свидетелем.
В гражданском судопроизводстве возможности СПЭ пока еще используются недостаточно. Однако и здесь ее заключения могут оказать существенную пользу при разрешении споров о признании сделок недействительными, компенсации морального вреда, праве на воспитание детей и т. п.
Таким образом, СПЭ является важным средством получения доказательств – фактических данных о психологических особенностях, свойствах личности обвиняемого (подсудимого), потерпевшего, гражданского истца, свидетеля. С помощью СПЭ создаются необходимые условия для наиболее полного исследования субъективной стороны преступления, объективной оценки показаний свидетелей, потерпевших, обвиняемых (подсудимых), выявления обстоятельств, смягчающих наказание виновному, данных, характеризующих его личность, а также для установления психологических причин и условий, способствовавших совершению преступлений.
12. Понятие и содержание мотива деятельности, значение и роль мотивов при оценке субъективной стороны содеянного в уголовном и гражданском процессе.
Мотив — это то, что отражается в сознании человека, побуждает его к деятельности, направляя ее на удовлетворение определенной потребности. Потребность находит себя в конкретных мотивах, реализуется в них. Мотив — это ответ на вопрос: что нужно для удовлетворения потребности? Мотив принадлежит личности, которая “прикладывает” его к той или иной деятельности. Из личностного он становится мотивом деятельности как бы вторично.
В основе любой деятельности человека лежит мотив, побуждающий его к этой деятельности. Однако соотношение деятельности и мотива не однозначно. Тот или иной мотив, возникший у личности, не всегда в этой деятельности исчерпывается. В процессе деятельности мотив может измениться, и, напротив, при сохранности мотива может измениться выполняемая деятельность. Иногда формирование мотива опережает формирование деятельности, а иногда — напротив — отстает — и то и другое сказывается на ее результате.
Потребности являются основой мотивов, — биологические потребности, потребность в безопасности (как нужда в порядке, устойчивости), потребность в уважении, престиже, и, наконец, потребность в самовыражении, в самоактуализации.
Мотивы различают:
1. по виду тех потребностей, которым они отвечают. Поэтому возможны, например, мотивы высшие и низшие, материальные и духовные. Мотивы можно разложить на виды по любой из существующих классификаций потребностей, в частности по “пирамиде” А. Маслоу.
2. по форме отражения предмета потребности. Мотивом выступают самые разные психологические образования: нравственное понятие или представление, идеал, ценностная ориентация.
3. по степени обобщения предмета потребности мотивы могут быть широкими и узкими, по времени существования и действия — кратковременными и долговременными. Широкие мотивы выполняют смыслообразующую функцию, тогда как узкие мотивы являются реальными побудителями. Например, человек длительное время выполняет какую-то неинтересную работу. Здесь узкими и кратковременными побудителями выступают прозаические мотивы: возможность поощрения, угроза наказания, просто необходимость действовать. Но человеку нужны какие-то более долговременные и широкие мотивы: мечты, будущая жизнь, нравственные ценности.
4. по степени участия в них сознания. Потому мотивы могут быть осознанными и неосознанными, понимаемыми и реально действенными. Допустим, студент первокурсник знает, что учиться нужно для своего светлого будущего, для глубоких знаний. Но такой мотив вряд ли является для него реально действующим. Действительное побуждение к учению идет за счет исполнения заданий, подражания однокурсникам или значимым людям.
Субъективная сторона преступления - это отражение в сознании субъекта объективных признаков содеянного и отношении к ним субъекта. Содержание субъективной стороны преступления раскрывается с помощью таких юридических признаков, как вина, эмоциональное состояние, мотив, цель. Представляя различные формы психической активности, эти признаки органически связаны между собой и взаимозависимы.
Мотив - это осознанное побуждение, которым руководствовалось лицо, совершающее преступление. На вопросы, почему и зачем виновный совершил преступление, отвечает мотив и цель, которые в отличие от вины являются необязательными, а факультативными признаками субъективной стороны преступления. Мотив и цель характерны, лишь для субъективной стороны составов умышленных преступлений, и то не для всех: то есть, они могут быть в составе преступления, а могут и не быть, что определяется законодательной конструкцией соответствующего состава.
Мотив отличает убийство из мести [ч.1 ст. 105 УК] от убийства из хулиганских побуждений [ч.2 ст. 105 УК].
Мотив и цель - это психические явления, которые вместе с виной образуют субъективную сторону преступления. Мотив определяет поведение не сам по себе, а только во взаимосвязи с целью. Мотив - стимулятор поведения, он находится "впереди" общественно опасного деяния.
Мотивы преступления:
1. Мотивы классового, идейно-политического характера;
2. Низменные мотивы, являющиеся различными формами проявления эгоизма;
3. Мотивы, лишенные низменного содержания.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 649.