Если схематически представить себе процесс формирования и проявления преступного поведения субъекта, умышленно совершившего преступление, то такой процесс условно можно разделить на два основных этапа.
I этап - мотивационный, на данном этапе у субъекта под воздействием возникшей потребности формируется весьма активное потребностное состояние, которое может затем перейти в мотив противоправного поведения, особенно в тех случаях, когда возникшая потребность не может быть реализована законным способом. На данном этапе нередко происходит борьба мотивов. Процессу мотивации, содержанием которого является борьба мотивов на совершение преступления, сопутствуют процессы целеобразования, выбор объекта, на который субъект планирует направить свои преступные действия. Первоначально мотивы и цели могут и не совпадать. Однако в последующем возможен своеобразный сдвиг мотивов на цель. Своеобразным завершением данного этапа является прогнозирование, протекающее либо в развернутом виде с мысленным проигрыванием ролей-образов, либо в сжатом, свернутом виде, и затем - принятие решения. После того как решение принято, оцениваются условия, в которых будут совершаться противоправные действия с точки зрения того, насколько они будут способствовать достижению поставленных целей, подыскиваются, выбираются средства и способы, орудия совершения преступления.
Возникновению мотивов любой, в том числе противоправной, деятельности, как правило, предшествует появление определенной потребности. Вначале эта потребность может существовать безотносительно к тем объектам, с помощью которых она может быть удовлетворена. В последующем происходит «опредмечивание» данной потребности.
После того как решение принято, на смену мотивационного приходит II этап - реализации решения: совершаются противоправные действия и, как следствие этого, достигается преступный результат, который может и не совпадать с ранее намеченной целью.
В подобной ситуации (кроме случаев, когда цель и результат совпадают) могут встретиться следующие варианты:
А) цель оказалась «недовыполненной»: результат полностью или частично не достигнут в силу объективных или субъективных факторов;
Б) цель оказалась «перевыполненной»: достигнутый результат в ходе совершения преступных действий превзошел ранее поставленную цель, то есть достигнут первоначально не запланированный результат, который в ходе совершения преступления виновный тем не менее мог или должен был предвидеть, но не сумел внести коррективы в свои действия, отказаться от ранее задуманного замысла, будучи в состоянии избыточной психической напряженности либо просто из-за рассогласованности совместных действий или по другим каким-либо причинам.
Вменяемость является обязательным признаком субъекта, т.к. преступления являются осознанными актами поведения, совершаемыми под контролем сознания и воли. Вменяемым признается лицо, у которого психическая деятельность не нарушена и он способен осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) и руководить ими. Да и сущность, смысл, назначение принимаемых мер наказания могут правильно воспринимать лишь психически полноценные люди. Таким образом, вменяемость – это такое психическое состояние лица, которое заключается в его способности отдавать отчет в своих деяниях, руководить своим поведением во время совершения преступления и нести в связи с этим уголовную ответственность и наказание.
Под невменяемостью понимается обусловленная хроническим или временным психическим расстройством, слабоумием либо иным болезненным состоянием психики неспособность лица осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.
Невменяемость субъекта устанавливается на основе двух критериев:
— медицинского (или биологического)
— юридического (или психологического).
Медицинский критерий – при помощи него устанавливается у субъекта наличие одного из перечисленных в законе психических заболеваний: хроническое психическое расстройство, временное психическое расстройство, слабоумие, иное болезненное состояние психики. Для наличия медицинского критерия невменяемости достаточно установить одну из форм болезненного расстройства психической деятельности лица.
Юридический критерий подразделяется на два признака:
1. Интеллектуальный – это неспособность лица осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия).
2. Волевой – это неспособность лица руководить своими действиями (бездействиями).
Для признания лица невменяемым требуется наличие этих двух критериев. К лицам, совершившим общественно опасные действия в состоянии невменяемости, по определению суда могут быть применены принудительные меры медицинского характера.
9. Личность преступника: понятие, структура и содержание; ее психологическая оценка следователем (судом).
Личность преступника - это совокупность социально-политических, психических и физических признаков лица, совершившего преступление, имеющая уголовно-правовое значение. Необходимо учитывать взаимосвязь между общесоциологическим и уголовно-правовым содержанием личности преступника.
Элементы структуры личности:
- социальный статус личности - принадлежность лица к определенному классу, группе;
- социальные функции личности - совокупность видов деятельности лица в системе общественных отношений как гражданина, семьянина и т. д.;
- нравственно-психологическая характеристика - отражает отношение личности к социальным ценностям и выполняемым функциям.
Структура личности преступника включает в себя следующие признаки:
- биофизиологические;
- социально-демографические;
- психологические, нравственные;
- социально-ролевые;
- уголовно-правовые;
- криминологические.
Биофизиологические признаки - пол, возраст, состояние здоровья, природные свойства нервной системы и т. д. Эти признаки определяют индивидуальность личности.
Социально-демографические признаки - пол, возраст, образование, социальное происхождение и положение, род занятий, национальная и профессиональная принадлежность, семейное положение, уровень материальной обеспеченности и т. п.
Нравственные и психологические признаки определяют мировоззренческие и нравственные черты и свойства личности, его взгляды, убеждения, ценностные ориентации и т. п. Некоторые психологические характеристики людей имеют генетический характер.
Мировоззренческая позиция определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, сказывается на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей. Человек становится личностью лишь тогда, когда у него выработана определенная мировоззренческая позиция.
Установлению истины по конкретному уголовному делу способствует предварительное следствие, которое проводит следователь.
Деятельность следователя имеет ряд особенностей:
- процессуальная регламентированность средств и сроков предварительного следствия;
- практические навыки;
- противодействие в ходе следствия заинтересованных лиц и т.п.
Служебными обязанностями следователя являются не установление обвинительной позиции по делу или, наоборот, функций зашиты, а установление истины по делу в процессе его расследования. Неслучайно закон запрещает под страхом уголовного наказания домогаться показаний обвиняемого путем насилия и угроз.
Глубокое и полное изучение следователем и судом психологических особенностей личности обвиняемого способствует решению следующих актуальных задач:
• Правильная квалификация совершенного преступления. В особенности это касается определения психического состояния в момент совершения преступления (например, состояние аффекта), определения подлинных мотивов совершенного преступления, установления роли, которую обвиняемый играл в преступной группе, и т. д.
• Выбор тактических приемов, которые в наибольшей степени способствуют успешности при производстве следственных действий (особенно это касается допроса).
• Воспитательное воздействие на личность правонарушителя с целью его ре-социализации должно начинаться на первом допросе и опираться на достаточно глубокое знание следователем индивидуальных особенностей и динамики данной личности.
• Работа по выявлению причин данного преступления.
Психологическое изучение личности обвиняемого включает в себя исследование его внутреннего мира, потребностей, побуждений, лежащих в основе поступков (мотивов поведения), общей структуры и отдельных черт характера, эмоционально-волевой сферы, способностей, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности (воспитания, мышления, памяти и других познавательных процессов).
Дата: 2019-02-02, просмотров: 716.