Основные подходы к проблеме толерантности в психологии и педагогике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ответы к зачету по «Юридической психологии».

Основные подходы к проблеме толерантности в психологии и педагогике.

В педагогике толерантность как феномен изучается сравнительно недавно. Понимание толерантности как уважения и признания равенства, отказ от доминирования и насилия, признания многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказа от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения находит отражение в работах А.Г. Асмолова, и Г.У. Солдатовой.

Противоположна позиция у А.А. Реана при рассмотрении взаимосвязи понятий «терпимость» и «толерантность». Он полагает, что понятие толерантности психофизиологическое и означает ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. По мнению А.А. Реана, понятие «терпимость» включает в себя толерантность и является более общим. Терпимость понимается как свойство личности, которое связано с отношением к различным мнениям, непредубежденностью в оценке людей и событий .

По мнению А.В. Петровского толерантность можно рассматривать как педагогическую устойчивость при наличии фрустраторов или стрессоров, сформировавшуюся в результате снижения чувствительности к их повторяющемуся воздействию .

Отечественные исследователи подчеркивают ценностную природу толерантности и ее связь с нравственным развитием человека. С таких позиций толерантность рассматривает С.М. Шалютин, характеризуя ее как общечеловеческую ценность, «существующую от века и с необходимостью сохраняющуюся до конца времен». Среди них он выделяет элементарные ценности (запрет на убийство, людоедство, расовую, религиозную, национальную и социальную ненависть, на решение споров путем насилия) и надстраивающиеся над ними, к числу которых относятся в первую очередь терпимость, т.е. толерантность.

Кроме этого существует бихевиоральный подход к определению толерантности, при котором толерантность рассматривается, прежде всего, как особое поведение человека. А также рассматривают проблему толерантности с точки зрения когнитивного подхода, когда толерантность в основе своей имеет знания и рациональные доводы. С экзистенциально-гуманистической точки зрения полноценная, зрелая толерантность - непременно осознанная, осмысленная и ответственная.

С точки зрения А.Г. Асмолова, толерантность понимается не как незыблемое правило или готовый к употреблению рецепт, и тем более не как принудительное требование под угрозой наказания, а как свободный и ответственный выбор человека «ценностного толерантного отношения к жизни».

Поводы для обязательного назначения судебно-психологической экспертизы

1. Судебно-психологическая экспертиза по поводу умственной отсталости несовершеннолетнего обвиняемого (на основании ст. 392 УПК РФ).

2. При постановке перед судебно-психологической экспертизой вопросов, связанных с выявлением способности лица правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания, следователь (судья) должен знать возможности судебно-психологической экспертизы в этой области.

3. При расследовании половых преступлений эксперту-психологу могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением или отрицанием беспомощного состояния потерпевшей.

4. Поводом для проведения судебно-психологической экспертизы в связи с аффектом является наличие признаков крайне повышенного и внезапно возникшего эмоционального перевозбуждения, проявившихся в преступном действии непосредственно за противоправными действиями потерпевшего.

Судебно-психологическая экспертиза с целью выявления целесообразности риска в ситуациях, повлекших тяжкие последствия.

Подготовка, назначение, использование заключения судебно-психологической экспертизы следователем судом.

Качество и результативность СПЭ во многом определяются подготовительной работой, которая включает в себя следующие действия.

1. Сбор материалов, необходимых для проведения экспертизы. Следователь (суд), предвидя возможность проведения СПЭ, направляет усилия на получение объективной информации о личности обвиняемого (потерпевшего, свидетеля) и ситуации, имеющей значение для всестороннего изучения обстоятельств совершенного преступления.

Информация о личности испытуемого. В ходе изучения личности индивида собираются сведения о том, как он рос, развивался, какие имеются неблагоприятные наследственные факторы, каким образом и в чем конкретно проявлялись особенности его нервной системы, психики, какие наблюдались у него заболевания, психические отклонения на разных этапах развития.

Информация о ситуации, имеющей значение для всестороннего изучения особенностей личности испытуемого. В ходе расследования выявляются ситуационно обусловленные признаки: субъективно воспринимаемая в качестве реальной угроза жизни, здоровью, благополучию человека; необычность, неопределенность обстановки; неблагоприятное социальное воздействие, вызывающее чувство внутреннего дискомфорта; общественное порицание, противоречащее оценке субъектом своего места и значения в группе, создающее отрицательный эмоционально окрашенный фон восприятия действительности.

2. Выбор эксперта. К выполнению обязанностей эксперта-психолога, как правило, допускаются специалисты с высшим психологическим образованием, работающие в области психологии (имеющие ученую степень в области психологии). Чтобы убедиться в компетентности специалиста, необходимо выяснить, в какой отрасли психологии он работает и соответствует ли круг его профессиональных, научных знаний содержанию вопросов, выносимых на разрешение экспертизы; каков стаж его работы в области психологии и экспертной деятельности, каковы его профессиональные, научные возможности.

Экспертиза должна назначаться и проводиться своевременно, как только у следствия или суда возникли вопросы, для разрешения которых требуются специальные познания, и достаточно полно собраны материалы, необходимые для составления заключения.

В постановлении следователя, определении суда о назначении СПЭ в описательной части излагаются обстоятельства дела, указываются те признаки в поведении лица, его характерологические особенности, которые являются элементами предмета юридической (общей, инженерной и т. п.) психологии, рассматриваются в качестве повода для назначения экспертизы. Аналогичный подход должен быть и к составлению ходатайства защиты о проведении СПЭ по делу.

Взаимодействие и процессуальные отношения между следователем и экспертом-психологом обычно устанавливаются сразу же после ознакомления последнего с постановлением о назначении экспертизы и разъяснения ему его процессуальных прав и обязанностей. Следователь совместно с экспертом уточняет вопросы, определяет место и сроки производства экспертизы.

В распоряжение эксперта направляются обвиняемый (потерпевший, свидетель) и материалы уголовного дела с постановлением о назначении экспертизы.

Экспертное заключение должно содержать психологическую оценку тех или иных явлений, интересующих органы правосудия.

Использованию заключения экспертизы предшествует его оценка следователем, судом, которые знакомятся с ним, обращая внимание на то, насколько оно соответствует полученному заданию. Также оцениваются научный уровень заключения, аргументированность содержащихся в нем выводов, то, в каком объеме экспертами использованы предоставленные материалы, даны ли исчерпывающие ответы на поставленные вопросы; насколько полно описана в заключении проделанная ими работа, какие методы исследования применялись.

В своем заключении эксперты-психологи должны не только указать, какие исследования они провели и какие результаты получили, но и научно обосновать свои выводы.

В уголовном процессе заключение СПЭ используется следователем (судом) в следующих случаях:

– при изучении механизма совершенного преступления. Содержащаяся в заключении информация о личности испытуемого помогает понять динамику, мотивы преступления, увидеть подлинные причины, способствовавшие совершению противоправных действий;

– при доказывании и квалификации содеянного. Заключение СПЭ является одним из доказательств фактических обстоятельств, имеющих значение по делу;

– при необходимости проверить факт невиновного причинения вреда лицом, которое хотя и предвидело наступление вредных последствий, но не могло предотвратить их в результате несоответствия своих психофизиологических качеств нервно-психическим перегрузкам, экстремальным условиям, в которых оно оказалось;

– для установления обстоятельств, смягчающих наказание, например при совершении преступления под влиянием аффекта, иного состояния эмоциональной, психической напряженности, при обнаружении у обвиняемого (подсудимого) признаков отставания в психическом развитии, не исключающих вменяемости;

– в целях применения справедливых мер уголовно-правового характера в отношении виновных в совершении преступлений с учетом их личности;

– в тактических целях: для установления психологического контакта во время допроса, проведения других следственных действий; для изобличения допрашиваемого во лжи, а также для выяснения причин неумышленного искажения фактов свидетелем.

В гражданском судопроизводстве возможности СПЭ пока еще используются недостаточно. Однако и здесь ее заключения могут оказать существенную пользу при разрешении споров о признании сделок недействительными, компенсации морального вреда, праве на воспитание детей и т. п.

Таким образом, СПЭ является важным средством получения доказательств – фактических данных о психологических особенностях, свойствах личности обвиняемого (подсудимого), потерпевшего, гражданского истца, свидетеля. С помощью СПЭ создаются необходимые условия для наиболее полного исследования субъективной стороны преступления, объективной оценки показаний свидетелей, потерпевших, обвиняемых (подсудимых), выявления обстоятельств, смягчающих наказание виновному, данных, характеризующих его личность, а также для установления психологических причин и условий, способствовавших совершению преступлений.

12. Понятие и содержание мотива деятельности, значение и роль мотивов при оценке субъективной стороны содеянного в уголовном и гражданском процессе.

Мотив — это то, что отражается в сознании человека, побуждает его к деятельности, направляя ее на удовлетворение определенной потребности. Потребность находит себя в конкретных мотивах, реализуется в них. Мотив — это ответ на вопрос: что нужно для удовлетворения потребности? Мотив принадлежит личности, которая “прикладывает” его к той или иной деятельности. Из личностного он становится мотивом деятельности как бы вторично.

В основе любой деятельности человека лежит мотив, побуждающий его к этой деятельности. Однако соотношение деятельности и мотива не однозначно. Тот или иной мотив, возникший у личности, не всегда в этой деятельности исчерпывается. В процессе деятельности мотив может измениться, и, напротив, при сохранности мотива может измениться выполняемая деятельность. Иногда формирование мотива опережает формирование деятельности, а иногда — напротив — отстает — и то и другое сказывается на ее результате.

Потребности являются основой мотивов, — биологические потребности, потребность в безопасности (как нужда в порядке, устойчивости), потребность в уважении, престиже, и, наконец, потребность в самовыражении, в самоактуализации.

Мотивы различают:

1. по виду тех потребностей, которым они отвечают. Поэтому возможны, например, мотивы высшие и низшие, материальные и духовные. Мотивы можно разложить на виды по любой из существующих классификаций потребностей, в частности по “пирамиде” А. Маслоу.

2. по форме отражения предмета потребности. Мотивом выступают самые разные психологические образования: нравственное понятие или представление, идеал, ценностная ориентация.

3. по степени обобщения предмета потребности мотивы могут быть широкими и узкими, по времени существования и действия — кратковременными и долговременными. Широкие мотивы выполняют смыслообразующую функцию, тогда как узкие мотивы являются реальными побудителями. Например, человек длительное время выполняет какую-то неинтересную работу. Здесь узкими и кратковременными побудителями выступают прозаические мотивы: возможность поощрения, угроза наказания, просто необходимость действовать. Но человеку нужны какие-то более долговременные и широкие мотивы: мечты, будущая жизнь, нравственные ценности.

4. по степени участия в них сознания. Потому мотивы могут быть осознанными и неосознанными, понимаемыми и реально действенными. Допустим, студент первокурсник знает, что учиться нужно для своего светлого будущего, для глубоких знаний. Но такой мотив вряд ли является для него реально действующим. Действительное побуждение к учению идет за счет исполнения заданий, подражания однокурсникам или значимым людям.

Субъективная сторона преступления - это отражение в сознании субъекта объективных признаков содеянного и отношении к ним субъекта. Содержание субъективной стороны преступления раскрывается с помощью таких юридических признаков, как вина, эмоциональное состояние, мотив, цель. Представляя различные формы психической активности, эти признаки органически связаны между собой и взаимозависимы.

Мотив - это осознанное побуждение, которым руководствовалось лицо, совершающее преступление. На вопросы, почему и зачем виновный совершил преступление, отвечает мотив и цель, которые в отличие от вины являются необязательными, а факультативными признаками субъективной стороны преступления. Мотив и цель характерны, лишь для субъективной стороны составов умышленных преступлений, и то не для всех: то есть, они могут быть в составе преступления, а могут и не быть, что определяется законодательной конструкцией соответствующего состава.

Мотив отличает убийство из мести [ч.1 ст. 105 УК] от убийства из хулиганских побуждений [ч.2 ст. 105 УК].

Мотив и цель - это психические явления, которые вместе с виной образуют субъективную сторону преступления. Мотив определяет поведение не сам по себе, а только во взаимосвязи с целью. Мотив - стимулятор поведения, он находится "впереди" общественно опасного деяния.

Мотивы преступления:

1. Мотивы классового, идейно-политического характера;

2. Низменные мотивы, являющиеся различными формами проявления эгоизма;

3. Мотивы, лишенные низменного содержания.

Содержание, принципы проведения профессионального психологического отбора в правоохранительные органы.

В 1912 г. Г. Мюнстербергом(1863-1916) был предложен экспериментальный психологический метод определения способностей. С тех пор психологический отбор, решающий задачу определенияспособностей у кандидатов на работу, получил в мире широкое, практически повсеместное распространение. В системе правоохранительных органов нашейстраны он стал применяться с конца 70-х годов. За 20 лет накоплен значительный опыт, подтвердивший его жизненную необходимость. Вместе с тем есть серьезныеоснования критически оценить сделанное с практических позиций.

 

От психологического отбора можно ожидать многого, что подтверждают зарубежная практика и опыт различныхведомств нашей страны. Оправдываемость психодиагностических оценок в них достигает 92-95%, что позволяет существенно снизить текучесть кадров и экономит огромные средства. Кроме того, найти человеку работу по способностям- значит повысить ее эффективность, дать самому человеку возможность самоутвердиться, почувствовать себя нашедшим свое место в жизни, добиться успеха, и напротив. К сожалению, нельзя этого сказать об отборе в правоохранительных органах. Так, в структурах Министерства внутренних дел, где центры психодиагностики функционируют не менее пяти лет, число милиционеров, уволенных на первом году службы, только на 4% меньше, чем в тех, где таких центров нет, преступлений и нарушений законности сотрудниками - соответственно на 1,5%, а количество суицидов - на 3% меньше1.

 

При довольно больших численности работников, занимающихся психологическим отбором, затратах времени, усилий, финансовых средств, длительном опыте можно было бы ожидать и более впечатляющих результатов. Правоохранительные органы продолжают тревожить факты:

прогулов,

отказов от работы, самостоятельных оставлений службы,

злоупотреблений спиртными напитками,

дорожно-транспортных нарушений на служебном транспорте,

халатного отношения к служебным обязанностям,

аморального поведения,

поборов, взяточничества,

рукоприкладства,

сокрытия преступлений, фальсификации,

неправомерного использования оружия,

неделовых связей с преступной средой,

укрытия от учета изъятого оружия,

покушений на самоубийствои др.

По признанию специалистов, психологический отбор "в лучшем случае находится на стадии становления,не имея достаточной самостоятельности, целевой установки, критериев и правовогообеспечения".

По результатам проведенных анализов, причины недостаточной эффективности действующей системы психологическогоотбора весьма существенны:

психологический отбор строился и строится преимущественно на подражательной, эклектической основе. В неместь что-то от отбора операторов, что-то от отбора военнослужащих, что-тоот отбора космонавтов и пр., но нет своей основы - учета специфики правоохранительнойдеятельности, понимания юридической психологии;

при создании системы отборав МВД в конце 70-х годов были допущены серьезные методолого-теоретическиеи организационные ошибки, которые сохраняются в своей основе до сих пор.Так, отбор был построен как психофизиологический (который и сейчас "в значительной мере ориентирован на выявление психопатологии"2), психологическиелаборатории (называвшиеся до недавнего времени психофизиологическими) комплектовалисьпочти исключительно психиатрами, врачами, а не психологами;

применяемый банк психодиагностических методик не ориентирован на изучение и оценку психологии личности и психологиипрофессионала-юриста (так, как они понимаются в психологической науке),а построен О медицинских позиций (по образцу понимания личности в медицине,психиатрии) и в интересах определения психического здоровья.

Приведенные выше факты, тревожн охарактеризующие качество кадрового состава, демонстрируют недостатки существующейпрактики работы с ним, в том числе и первичного психологического отборана службу. Невооруженным взглядом видно, что главные причины тревожащихфактов - не в недостатках психического здоровья, а это значит, что в процессеотбора изучается и оценивается сейчас не то, что главным образом определяетспособность гражданина заниматься правоохранительной деятельностью.

Концептуальные основы психологического отбора в правоохранительных органах. Психологическийотбор потому и называется психологическим, что он должен быть психологическиориентированным, представлять собой соединение психологическдйнауки и практики, строиться на строгих методолого-теоретическихосновах этой науки. В этом утверждении есть, конечно, тавтология,но об этом приходится говорить, ибо, как отмечено выше, до сих пор ориентацияотбора в некоторых юридических органах была иной; строился он на эклектичныхосновах и методах; задавали тон в нем не психологи-профессионалы; а медики,врачи, лаборатории и отделения, занимавшиеся им, подчинялись медицинскимуправлениям, а не управлениям кадров.

Психологический отбор может быть эффективным, если он строится на основе диагностики способностиличности к правоохранительной деятельности. Отбор по способностям- наиболее распространенный и собственно психологический отбор. Нет способностейвообще, есть качества человека, оцениваемые по их соответствию требованиямпредстоящей деятельности. Способности выступают предпосылкой профессиональногоуспеха, именно они определяют скорость, легкость и степень овладения деятельностью,продуктивность ее осуществления и последующий непрерывный ее рост. Способностик правоохранительной деятельности должны определяться и при психологическомотборе в юридические органы, а сам он должен быть по существу профессионально-психологическим.Отбор по пригодности, оцениваемой с позиций психического здоровья,бесспорно нужен, но столь же бесспорно, что он относится к медицинскому(психиатрическому), а не психологическому отбору.

 

Способность к правоохранительной деятельности - системная характеристика личности. Даже сотня разрозненноопределенных индивидуальных особенностей человека не может заменить строгосистемной оценки его. Полезно определять интеллектуальные качества, склонностьк симуляции и дис-симуляции, степень и характер тревожности, экстравертированностьи ин-тровертированность, психотический или невротический тип реагирования,направленность сексуального интереса, непосредственность и др., но еслине дать целостную и определенную оценку направленности личности и ее морально-психологическогооблика, то никакого заключения о способности данного человека к правоохранительнойдеятельности сделать нельзя.

 

Распространенная практика как раз и страдает тем, что определением множества третьестепенно значимыхпсихологических качеств она прикрывает свои слабости в определении главныхсвойств личности.

 

В соответствии с основополагающими положениями психологической науки и юридической психологии (см. гл. 4)способность к правоохранительной деятельности определяется по совокупностиоценок важнейших свойств личности, а именно:

 

социально-мотивационных качеств (жизненных ориентации, уровня социальной ответственности личности);

профессионально-мотивационных качеств (мотивов выбора профессии сотрудника правоохранительных органови деятельностных ценностных ориентации);

правосознания;

морально-психологической подготовленности;

деловых качеств (волевых,организаторских);

познавательных психологических качеств (мышления, внимания, памяти и др.);

психофизиологических качеств.

Набор стандартизованных методик, используемых при профессионально-психологическом отборе в правоохранительныеорганы, должен обеспечивать полноценное интегральное изучение и оценкувсех этих свойств.

 

Специфика правоохранительной деятельности определяет специфику приоритетов при профессионально-психологическомотборе. Трудности космонавта связаны с нагрузками на организм, а поэтомупервостепенное внимание к определению психофизиологических качеств приоценке способности быть космонавтом оправданно. Трудности вождения автотранспортныхсредств определяются приоритетной необходимостью в оценке дорожной обстановки,действий других участников дорожного движения и мгновенного уверенногореагирования на их изменения. Отсюда и специфика приоритетов в оценке способностичеловека быть водителем спецмашины. Правоохранительная же деятельность- это социальная деятельность, осуществляемая в режиме права. Спецификаее требований в принципиально ином: в требованиях социальности, строгойзаконности, высокой моральности. Если еще раз возвратиться к приведенномув начале параграфа списку тревожащих кадры фактов, то станет очевидным,что в основе их лежат именно дефекты правовой психологии и морально-психологическойподготовленности сотрудников. Поэтому-то и психологический отбор в правоохранительныеорганы должен строиться на принципиально ином подходе. Приоритетнымидля оценки способностей конкретного гражданина к правоохранительнойдеятельности выступает изучение и оценка его мотивационных качеств,правосознания и морально-психологических особенностей. В этом инаходит выражение специфика профессионально-психологического отборав правоохранительные органы. Негативная оценка их - безусловноепротивопоказание для такой деятельности.

Предстоит еще математически решить задачу системной оценки всех семи основных свойств, входящих в структуруспособности к правоохранительной деятельности. Их нельзя просто суммировать,игнорируя ранговую значимость свойств, резко возрастающую от седьмого кпервому свойству. Образно говоря, даже десять "пятерок" по седьмому свойствуне могут перевесить одной "двойки" по первому.

Изложенные концептуальные положения относятся к изучению и оценке всех отбираемых в правоохранительныеорганы, но нужны изучение и оценка специальных способностей приотборе специалистов в конкретные юридические органы, службы, подразделения.При этом отборе должно уделяться внимание оценке степени развития отдельныхкачеств или их групп, отвечающих особенностям деятельности специалиста,например, управленческих, профессионально-педагогических, оперативно-розыскных,следственных и других способностей. Хотя это и очевидно, но реализуетсядалеко не всегда. В этом отношении интересен получивший в последние годыопыт разработки методики психологического отбора прокурорских работников(В.В. Романов, М.В. Кроз), излагаемый ниже.

 

Все виды психологического отбора целесообразно сделать в основном компьютеризованными.

Вопросы организации психологического отбора. Справедливо уделяется повсеместное внимание первичному профессиональномуотбору в правоохранительные органы и образовательные учреждения, готовящиеспециалистов для ряда юридических органов.Психологический отбор выступает как часть профессионального отбора, которыйпредполагает также:

социально-правовой отбор:проверка кандидатов, подавших заявления, по социально-демографическим данным,образованию, отношению к военной обязанности, специальности, трудовомуопыту, опыту жизни, характеристикам, наркологическим и криминологическимучетам и др.,

медицинский отбор, направленный на определение состояния здоровья, в том числе психического.

Хорошо, когда психологический отбор сочетается с оценкой специальных способностей и распределением,т.е. рекомендациями, к какой службе, специальности поступающий на службуимеет наибольшие способности. Важно, чтобы и то и другое завершалось подготовкойрекомендаций для руководителей и сотрудников кадровых аппаратов по индивидуальнойработе с принимаемым на службу.

Необходимо и значительно более широкое использование вторичного отбора, который целесообразенпри решении задач:

зачисления в резерв на выдвижение,

при отборе на освободившиеся более высокие должности одного из имеющихся нескольких кандидатов,

при выдвижении на должности руководителей.

В штатных расписаниях подразделений психологического отбора должно быть предусмотрено обязательное наличиебазового психологического образования у лиц, назначаемых для работы в них,и дополнительного - по юридической психологии.

Основные виды мышления

По мере развития психики человека в процессе его социализации, мышление последовательно проходит четыре стадии.

Первый способ мышления ребенка – предметно-действенное мышление (в возрасте от 1 до 3-х лет), то есть, мышление в виде практических действий. Маленькие дети познают окружающий мир и делают первые выводы о его устройстве, пробуя предметы руками, разбирая их и ломая.

Следующая ступень - наглядно-образное - мышление в виде наглядных образов и представлений (зрительных, слуховых, тактильных). Оно наиболее развито в возрасте от 4 до 7 лет, но сохраняется и у взрослых людей. Это мышление опирается на практическую реальность, но уже может создавать и хранить образы, не имеющие прямого аналога в ощущениях (сказочные персонажи).

В образном мышлении, которое наиболее развито у художников, дизайнеров, рекламистов, портных, парикмахеров и архитекторов, материалом для решения задачи являются не понятия, а образы – чаще зрительные (у музыкантов – слуховые). Они либо извлекаются из памяти, либо воссоздаются воображением. Преобладающую роль в этом виде мышления играет правое полушарие человека. Отличие от предыдущего этапа является широкое использование словесных конструкций в формировании и преобразовании образов, а также использование отвлеченных понятий.

Абстрактно-логическое (отвлеченное или понятийное) мышление работает в форме отвлеченных понятий, символов и цифр. В этом случае человек оперирует понятиями, не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств. Например, термины этики «справедливость» и «совесть», математические термины «степень» и «производная», экономические термины «баланс» или «прибыль», являются абстрактными понятиями и не могут восприниматься человеком непосредственно его органами чувств.

Мыслительные операции

Процесс мышления включает в себя несколько операций: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация.

Анализ - мысленное расчленение объекта на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Например, психолог проводит анализ личностных качеств своего клиента на основании результатов теста Кеттела.

Синтез - объединение отдельных компонентов в целое. Обычно соседствует с анализом. Продолжая предыдущий пример, представим себе, как психолог, после анализа нескольких тестов, строит обобщенный психологический портрет человека.

Абстрагирование - выделение одной стороны предмета или явления, которые в реальности как отдельная не существует. В результате абстракции формируются понятия. В качестве примера можно взять понятие «надежность», как низкую вероятность поломки какой-нибудь разновидности бытовых приборов.

Обобщение - выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах. Например, произведя анализ продаж отдельных сортов хлеба, хозяин пекарни приходит к выводу, что наилучшим спросом пользуются сдобные булочки, независимо от их размеров и начинок.

Конкретизация - операция, обратная обобщению, выделение у предмета или явления характерных именно для него черт, не связанных с чертами, общими для класса предмета или явления. Например, хозяин мини-пекарни, выяснив повышенный спрос на сдобные булочки, решает выпекать их новый вид – с кунжутом и клубничной начинкой.

Вопрос

Содержание предмета юридической психологии, задачи, стоящие перед ней.

Предмет юридической психологии - психические закономерности деятельности и

личности человека в области правовых отношений.

Среди них такие задачи, как:

методологическая – заключается в разработке теоретических и методических

основ юридической психологии;

исследовательская – предполагает получение новых знаний, раскрывающих

предмет юридической психологии;

прикладная – заключается в разработке практических рекомендаций для

юристов-практиков по осуществлению ими правотворческой, правоприменительной и

правоохранительной деятельности;

практическая – предполагает обеспечение юридической практики специальным

психологическим знанием, разработку и внедрение в практическую деятельность

психологических приемов ведения оперативно-сыскной и следственной работы;

образовательная – заключается в разработке и внедрении новых эффективных

курсов повышения психологической подготовки юристов.

60. Психологическая характеристика организационно-управленческой деятельности юриста; требования, предъявляемые к личности юриста.

В современных системах управления каждый орган, каждое должностное лицо являются субъектами, не только оказывающими управляющее воздействие на других, но и подвергающимися воздействию со стороны вышестоящих органов (должностных лиц). При этом управляющее воздействие осуществляется как по вертикали, так и по горизонтали, когда взаимодействующие субъекты не находятся в одной строго иерархизированной системе, а контактируют временно, не выходя за пределы сложившейся правовой ситуации, с разрешением которой прекращается и само управляющее воздействие их друг на друга.

В различных видах правоприменительной деятельности роль организационно-управленческих вопросов неравнозначна. Например, в деятельности прокурора (его заместителей) управленческая подструктура занимает ведущее, доминирующее положение по отношению к деятельности следователя, в которой более заметны познавательно-прогностические, коммуникативные аспекты, а организационно-управленческие вопросы в ряде случаев играют вспомогательную роль, обеспечивая эффективность процесса познания, установления истины в ходе расследования преступления. На отдельных этапах предварительного следствия организационно-управленческие вопросы могут приобретать первостепенное значение. Однако они по своему содержанию значительно уже, чем в деятельности прокурора, и носят скорее вспомогательный характер. Например, такие следственные действия, как осмотр места происшествия, обыск, следственный эксперимент, невозможно выполнить, не предприняв предварительно ряд организационных мер. Да и сам процесс расследования преступления требует высокой степени организации труда следователя, начиная с планирования и заканчивая оценкой достигнутых результатов.

Следователю нередко приходится принимать и сугубо управленческие решения. Так, следователь прокуратуры вправе давать указания и поручения органам дознания о производстве следственных и розыскных мер, требовать от них содействия при выполнении следственных действий. Следователям предоставлено право вносить соответствующим должностным лицам представления по расследуемым уголовным делам и т. д. Иными словами, круг вопросов организационно-управленческого характера в деятельности следователя в основном определяется работой по конкретному уголовному делу, находящемуся в его производстве.

Осуществление функций управления (планирования, организации, мотивации и контроля) во многом зависит от личностных качеств руководителя. Поэтому к нему предъявляются повышенные требования.

Помимо общих качеств, которыми должен быть наделен любой юрист (это нормативность поведения, развитый интеллект, нервно-психическая устойчивость, коммуникативная компетентность, профессионализм и др.), руководитель правоохранительного органа должен отличаться еще более высоким уровнем интеллектуального развития, большей устойчивостью к стрессу, более развитыми волевыми качествами, организаторскими способностями. Руководитель должен быть достаточно общительным человеком, умеющим выслушать, понять другого, а если чужое мнение принципиально неверно, противоречит положениям закона, убедить подчиненного в обратном, не умаляя при этом его достоинство и профессиональный статус.

Руководитель должен быть инициативной, творчески мыслящей личностью, своевременно ставить перед подчиненными очередные задачи, предоставляя им полную возможность проявить инициативу, раскрыть свои профессиональные способности. В необходимых случаях руководителю следует проявить решительность и настойчивость, принципиальность, готовность взять на себя ответственность за принятое решение.

Исключительно важное значение в организационно-управленческой деятельности приобретает расстановка кадров в соответствии с их деловыми, морально-психологическими качествами. Правильное решение кадровых вопросов оказывает влияние на формирование коллектива с доброжелательным характером отношений между его членами, не отделяющими себя от коллектива, живущими с ним общими интересами. В этих условиях повышаются удовлетворенность сотрудников трудом, своей ролью в коллективе, исполнительская дисциплина, реальной становится возможность их профессионального, служебного роста. Напротив, там, где руководители принимают скоропалительные, иногда в обход социальной справедливости, кадровые решения, в коллективе возникают конфликтные отношения, что сразу же негативно отражается на эффективности труда.

 

Ответы к зачету по «Юридической психологии».

Основные подходы к проблеме толерантности в психологии и педагогике.

В педагогике толерантность как феномен изучается сравнительно недавно. Понимание толерантности как уважения и признания равенства, отказ от доминирования и насилия, признания многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказа от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения находит отражение в работах А.Г. Асмолова, и Г.У. Солдатовой.

Противоположна позиция у А.А. Реана при рассмотрении взаимосвязи понятий «терпимость» и «толерантность». Он полагает, что понятие толерантности психофизиологическое и означает ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. По мнению А.А. Реана, понятие «терпимость» включает в себя толерантность и является более общим. Терпимость понимается как свойство личности, которое связано с отношением к различным мнениям, непредубежденностью в оценке людей и событий .

По мнению А.В. Петровского толерантность можно рассматривать как педагогическую устойчивость при наличии фрустраторов или стрессоров, сформировавшуюся в результате снижения чувствительности к их повторяющемуся воздействию .

Отечественные исследователи подчеркивают ценностную природу толерантности и ее связь с нравственным развитием человека. С таких позиций толерантность рассматривает С.М. Шалютин, характеризуя ее как общечеловеческую ценность, «существующую от века и с необходимостью сохраняющуюся до конца времен». Среди них он выделяет элементарные ценности (запрет на убийство, людоедство, расовую, религиозную, национальную и социальную ненависть, на решение споров путем насилия) и надстраивающиеся над ними, к числу которых относятся в первую очередь терпимость, т.е. толерантность.

Кроме этого существует бихевиоральный подход к определению толерантности, при котором толерантность рассматривается, прежде всего, как особое поведение человека. А также рассматривают проблему толерантности с точки зрения когнитивного подхода, когда толерантность в основе своей имеет знания и рациональные доводы. С экзистенциально-гуманистической точки зрения полноценная, зрелая толерантность - непременно осознанная, осмысленная и ответственная.

С точки зрения А.Г. Асмолова, толерантность понимается не как незыблемое правило или готовый к употреблению рецепт, и тем более не как принудительное требование под угрозой наказания, а как свободный и ответственный выбор человека «ценностного толерантного отношения к жизни».

Дата: 2019-02-02, просмотров: 445.