Анализ и интерпретация результатов исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Рассмотрим результаты по методике Н.Холла в группе подростков из полных семей.

Таблица 1

Анализ эмоционального интеллекта подростков из полных семей

Эмоциональная осведомленность 8,4
Управление своими эмоциями 9
Самомотивация 9,35
Эмпатия 8,95
Управление эмоциями других людей 13,1

 

Рис.1. Исследование эмоционального интеллекта подростков из полных семей

 

Итак, стоит отметить, что для подростков из полных семей характерны средние значения по всем шкалам методики. Результаты по шкале эмоциональной осведомленности говорят нам о том, что подростки осознают свои эмоции, понимают, что они испытывают и почему, для этого им нужно постоянно обращаться к словарю эмоций, а это предполагает его расширение.

Можно отметить, что подростки этой группы способны к эмоциональной отходчивости и могут управлять своими эмоциями.

Кроме этого, они понимают эмоции других людей, умеют сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека, а также готовы оказать поддержку.

Рассмотрим результаты в группе детей из неполных семей.

Таблица 2

Анализ эмоционального интеллекта подростков из неполных семей

Эмоциональная осведомленность 7,1
Управление своими эмоциями 6,9
Самомотивация 6,5
Эмпатия 7,0
Управление эмоциями других людей 7,3

 

Рис.2. Исследование эмоционального интеллекта подростков из неполных семей

Можно отметить, что в этой группе подростков получены достаточно низкие результаты. Так по «шкале управление своими эмоциями» подростки имеют низкие показатели, что говорит о неумении контролировать свои эмоции и использовать их для достижения каких-либо целей.

По шкале «самомотивации» подростки так же имеют низкие показатели. Это значит, что они не умеют самомотивировать себя, управлять своим поведением, используя эмоции.

По шкале «эмпатии» подросткиты. ТАК по в этой группе подростков получены достаочно низкие дчивости и они могут управлять своими эмоциями.  имеют также низкие  показатели, это говорит о не умении сопереживать и понимать какие чувства человек испытывает в данный момент и причину их возникновения.

Подростки имеют низкие показатели по шкале управление эмоциями других людей, это значит, что они не способны воздействовать на эмоции других людей, поддерживать положительные и влиять на отрицательные эмоции.

С помощью T-критерия сравним полученные результаты.

 Таблица 3

Сравнительный анализ исследования эмоционального интеллекта у подростков

  Подростки из полных семей Подростки из неполных семей T-критерий
Эмоциональная осведомленность 8,4 7,1 2,3
Управление своими  эмоциями 9 6,9 3,4
Самомотивация 9,35 6,5 4,5
Эмпатия 8,95 7,0 2,7
Управление эмоциями других людей 13,1 7,3 5,6

 

Рис.3. Сравнительный анализ исследования эмоционального интеллекта у подростков

 

Так были обнаружены достоверные различия в двух группах подростков; можно сказать, что у подростков из полных семей развит эмоциональный интеллект, они способны выражать и контролировать свои эмоции.

Представим результаты по методике диагностики эмоционального интеллекта М. А. Манойловой.

Таблица 4

Анализ эмоционального интеллекта подростков из полных семей

Осознание своих чувств и эмоций 8,9
Управление своими чувствами и эмоциями 7,1
Осознание чувств и эмоций других людей 7,5
Управление чувствами и эмоциями других людей 8,2

 

Рис.4. Исследование эмоционального интеллекта подростков из полных семей

 

Итак, стоит отметить, что для подростков из полных семей характерны средние значения по всем шкалам методики. Средний уровень развития эмоционального интеллекта характеризуется яркой выраженностью развития отдельных аспектов эмоционального интеллекта и низким уровнем развития других его компонентов. Средний уровень предполагает наличие способности к развитию отдельных компонентов эмоционального интеллекта.

Рассмотрим результаты в группе детей из неполных семей.

Таблица 5

Анализ эмоционального интеллекта подростков из неполных семей

Осознание своих чувств и эмоций 6,5
Управление своими чувствами и эмоциями 6,7
Осознание чувств и эмоций других людей 6,5
Управление чувствами и эмоциями других людей 6,8

Рис.5. Исследование эмоционального интеллекта подростков из неполных семей

Стоит отметить, что для подростков из неполных семей характеры достаточно низкие значения, низкий уровень развития эмоционального интеллекта представлен низкими количественными результатами диагностики и характеризуется отсутствием мотивации достижения успеха в деятельности, во взаимодействии и общении.

Таблица 6

Сравнительный анализ исследования эмоционального интеллекта у подростков

  Подростки из полных семей Подростки из неполных семей T-критерий
Осознание своих чувств и эмоций 8,9 6,5 2,7
Управление своими чувствами и эмоциями 7,1 6,7 2,3
Осознание чувств и эмоций других людей 7,5 6,5 2,4
Управление чувствами и эмоциями других людей 8,2 6,8 3,6

Рис.6. Сравнительный анализ исследования эмоционального интеллекта у подростков

 

Так, были обнаружены достоверные различия в двух группах подростков. Можно сказать, что у подростков из полных семей развит эмоциональный интеллект, они способны выражать и контролировать свои эмоции.

Итак, развитый эмоциональный интеллект, по различным данным, уже основательно занял место в списке ключевых и необходимых навыков и компетенций успешного человека XXI века. Практически не осталось сомнений, что навыки понимания эмоций и умение управлять эмоциями позволяют личности реализовывать больший потенциал, более эффективно использовать другие интеллектуальные способности, да и просто гармонично жить и развиваться в социуме.

Все чаще мы говорим о том, что навыки эмоционального интеллекта важно формировать с детства. И особенно важно обратить внимание на эмоциональный интеллект подростка, т.к. именно этот возрастной период сопровождается различными гормональными перестройками, при этом еще добавляются эмоционально нагруженные процессы сдачи экзаменов, а социум требует еще и определиться с направлением профессионального развития.

Умения осознавать и принимать свои эмоции, помогает личности сформировать объективное представление о себе, своих сильных сторонах и своих зонах развития. Например, осознание и признание социальных страхов, позволяет подростку дальше проанализировать причины и преодолеть этот страх, развивать смелость. Понимание своей агрессии, дает возможность работать с причинами ее возникновения и корректировать действия.

Способность грамотно регулировать свои эмоции, мысли и поведение в различных ситуациях. Эти навыки позволяют снижать влияние стрессогенных факторов, осознавать импульсы и менять свои реакции на более конструктивные.

Осознанность в отношении своих целей, умение их формулировать, понимать свои ресурсы и возможные страхи, препятствия – это процессы, тесно связанные с эмоциональной сферой.

Способность понимать свои эмоции и эмоции других, позволяет лучше понимать свои личностные границы и цели, а также понимать и учитывать границы и цели других людей. Позволяет развивать способности конструктивно заявлять о своих правах и границах, решать конфликтные ситуации, при этом сохраняя отношения.

В том числе навыки включают в себя умение слушать, взаимодействовать и вести переговоры, а также противостоять неконструктивному влиянию.

Прежде всего, важно, чтобы подросток имел возможность проговаривать свои эмоции. Для этого необходимы доверительное пространство и умение идентифицировать эмоции. Один из ключевых навыков эмоционального интеллекта – это умение вовремя осознать эмоцию, т.е. назвать словом, термином.

Заключение

 

Исследования в области эмоций в последние десятилетия находятся на пике популярности, и ведутся на стыке многих наук: психологии, социологии, нейрофизиологии, биологии и экономики. Причины такой популярности в особенностях и возможностях системы адаптивных способностей человека через его взаимодействие с другими в различных видах деятельности. По прогнозам экономистов – на знании воздействия эмоций будет построена экономика будущего. Согласно определению американских ученых Дж. Мейера и П. Сэловея, основоположников концепции этого феномена, эмоциональным интеллектом является один из основных видов интеллекта, представляющий собой группу ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих.

Анализ литературы позволил структурировать знания об эмоциональном интеллекте и осветить разные теории эмоционального интеллекта. Интерес к проблеме эмоционального интеллекта связан с молодостью данного феномена а, следовательно, малой изученностью.

Эмоциональный интеллект рассматривается с разных сторон. Первая модель эмоционального интеллекта включает в себя только когнитивные способности, связанные с обработкой эмоциональной информации. Затем помимо когнитивных способностей усилилась роль личностных данных.

Рассмотрев некоторые особенности развития эмоционального интеллекта, мы пришли к выводу о том, что совершенствовать свои знания и умения относительно эмоционального интеллекта человек может в течение всей жизни.

В подростковом и юношеском возрасте отличия в различных показателях эмоционального интеллекта выражены в наибольшей форме. По результатам исследований эмоционального интеллекта, у подростков 12–13 лет низкий уровень эмоционального интеллекта и высокий уровень эмпатии. Эти результаты свидетельствуют о неспособности большинства подростков 12–13 лет выражать испытываемые чувства, связывать невербальные или жестовые символы с чувствами.

Школьники, испытывающие дефицит в общении со сверстниками и взрослыми, имеют высокий уровень тревожности как межличностной, так и общей, низкую мотивацию к освоению учебных программ. Подросток, зачастую попадая в сложную психологическую ситуацию, оказывается лишенным эмоциональной поддержки, в психологическом «замкнутом пространстве». Либмическая система, которая на данном этапе развития отвечает за работу эмоциональной сферы, не справляется со своими функциями, формируя ряд негативных симптомов: повышенную тревожность, депрессию, агрессивность и т.д. Следствием подобных симптомов является руминация - бессознательная склонность к повторению в настоящем ранее травматических моментов и ситуаций. Это не только навязчивые постоянные мысли о проблеме, но и невозможность отличить собственные мысли от настоящей реальности. Эти механизмы лежат в основе многих психологических проблем и связаны с дисфункцией эмоциональной сферы, так как все действия внешней и внутренней мотивации человека, отражаются ее проявлениях.

 



Список литературы

1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 2010. - № 1. - с. 111-120

2. Алешиной А.А., Шабанова С.В. Эмоциональный интеллект. Российская практика. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. 448 с.

3. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк: ПГУ, 2011. 388 с.

4. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. Избранные труды. - М.: Наука, 2008. – 400 с.

5. Артемьева Е. Ю. Вятаин Ю. Г. Психосемантические методы описания профессии // Вопросы психологии 2006. - № 3.

6. Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. – Иваново: Изд-во пед. Института, 2013. – С.64

7. Белоконь О.В. Эмоциональный и социальный интеллект и феномен лидерства. Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под. ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М., 2000

8. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. Автореферат дис.. докт. пед. наук. - М., 2010.

9. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Академия, 2014. – С.23

10. Веккер Л.М. Единая теория психических процессов. - М.: Смысл, 2011. - 685 с.

11. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.: Издательство Московского университета, 1976. – 420 с.

12. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2004. – С.75.

13. Выготский Л.С. Психология. - М.: Апрель-Пресс: Эксмо-Пресс, 2010. - 1007 с.

14. Выготский Л.С. Собрание сочинений. - М.: Просвещение, 2001. - С. 244-268

15. Выготский Л.С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование: собр. соч. в 6-ти томах. М., Педагогика. 2004. Т.6. С.91.

16. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления. - М.: 1965.

17. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: «ЧеРо»-»Юрайт», 2012. – С. 112

18. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: АСТ, 2008. 478 с.

19. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / Владимир Иванович Даль. - М.: Рус. яз. - Медиа, 2003. – Т.3

20. Дегтярев А.В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии» журнал «Психологическая наука и образование» 2012, №2

21. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2011. – 216с.

22. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1996. – С.50

23. Козубовский В.М. Общая психология. Личность. Учеб. пособие. - Минск: Амалфея, 2011. - 448 с.

24.  Комкова Е. И., Недвецкая Т.М. Идентификация эмоций как показатель эмоционального интеллекта у старших дошкольников // Инновационные образовательные технологии. № 1 (29).2012. С. 53-58.

25. Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 1, ч. 1. СПб., 2005. – С. 48-61.

26. Лёшенко А. А. Связь эмоционального интеллекта с индивидуально-психологическими особенностями личности // Альманах современной науки и образования. / 2013 . №1. С.- 104-107.

27. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. – М.: Академия, 2011. – С.81

28. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Академия, 2006. С. 79.

29. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В.Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 200

30. Мир детства: Подросток/Под ред. А. Г. Хрипковой. - М.: Просвещение, 1982. - С. 401—431.

31. Нгуен М.А. Психологические особенности формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». №1. 2009. С. 12.

32. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник. - М.: Издательство Юрайт ; МГППУ, 2011. – С.83

33. Общая психология: Курс лекций.../ Сост. Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 630 с.

34. Пиаже Ж. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология // Избранные психологические труды. – М.: Просвещение, 2009. – 659 с.

35. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: Академия, 20015. – С. 64

36. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии./ Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб: Питер, 2013. – 560 с.

37. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 2007. – 440 с.

38. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб.: Питер, 2010. – 290 с.

39. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979. 20.

40. Робертс Р.Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология: Журнал Высшей Школы Экономики. 2004. Т. 1. № 4. С. 3.

41. Родительская педагогика / В. А. Сухомлинский. – С.-Пб.: Питер, 2017. – С. 21

42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Педагогика, 2011.- 704 с.

43. Семенова Н.Д. Возможности психологической коррекции алекситимии // Телесность человека: Междисциплинарные исслед. М.: Филос. об-во СССР, 1991. С. 89–96.

44. Сергиенко Е.А., Ветрова И. И. Тест Дж. Мэйера, П.Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (msceitv. 2.0) Руководство М. – 2010

45. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия, 2001. С. 215.

46. Уотли К., Дженкиенс Д. Понимание эмоций. - М., 2011.

47. Ушаков, Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта / Д.В. Ушаков // Социальный интеллект: теория, измерения, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д В Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – С. 11-29.

48. Ушаков. Д. В. Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В.Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004

49. Фридман Л. М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М: Просвещение, 1991. - С. 192-194

50. Холл Ст.Г. Дети. Любовь, страх, нравственные недостатки и заблуждения. Очерки по детской психологии и педагогике. - М.: Либроком, 2013. – С. 87

51. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопр. психол. 1999. № 2. С. 61–74.

52. Чеснокова, О.Б. Возрастной подход к исследованию социального интеллекта у детей / О Б Чеснокова // Вопросы психологии. 2005. - № 6. - С.35-45.

53. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., Прогресс, 2001. – С.218

54. Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков / П.М. Якобсон. – М.: АПН РСФСР, 1961. – 250 с.

55. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии, 2010. - №5. – С. 37.

56. Mayer J.D., Salovey P. Emotional Intelligence. [Electronic resourse] 2005. Mode of access: http://www.unh.edu/emotional_intelligen

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 490.