Понятие о эмоциональном интеллекте взяло свое начало в изучении социального интеллекта такими учеными, как Г.Айзенк, Дж.Гилфорд, Х.Гарднер.
К одной из современных концепций эмоционального интеллекта относится модель «множественного интеллекта» Х.Гарднера. Данная модель включает в себя семь основных форм интеллекта, в которые кроме традиционных вербальных и логико-математических, входят музыкальный, пространственный, телесно–кинестетический, межличностный и внутренний интеллекты. Все это он описывал в своей теории «множественного интеллекта».
Первыми, кто ввел понятие «эмоциональный интеллект» были Майер и П. Сэловей в 1990 году. По их мнению, эмоциональный интеллект определяется усвоением, пониманием, умением воспринимать и выражать эмоции, это относиться как к своим эмоциям, так и к эмоциям других. [28]
П. Сэловей и Дж. Мэйер выделили четыре «ветви», которые представляют устройство эмоционального интеллекта. Эти компоненты выстраиваются в иерархию, ступени которой осваиваются в онтогенезе последовательно [44,с.23].
1. Распознание эмоций. Включает в себя способность воспринимать эмоции, то есть факт их наличия, распознавать, адекватное выражать и различать подлинных и ложных эмоций. Маленький ребенок познает эмоции через выражения лица, мимику. Поскольку родители более четко выражают чувства, ребенок наблюдает эмоции отраженные на их лицах. В ходе взросления ребенок начинает различать искренние чувства, например вежливую улыбку. Немало важным фактом является то, что люди генерализируют эмоции касающиеся объектов.
2. Эмоции, как ресурс для повышения продуктивности умственной деятельности. Освоение эмоций, набор опыта включает в себя умственный процесс. Эмоциональное переживание сохраняется в сознании, позволяя в будущем сравнивать его с похожим чувством.
3. Понимание эмоций. Несет в себе способность понимания и рассуждения об эмоциях. Эмоциональный интеллект дает способность распознавать эмоции и адекватно рассуждать о них
4. Управление эмоциями. Самый высокий уровень эмоционального интеллекта. На этом этапе человек может управлять и регулировать эмоциональными состояниями в себе и в других. Например, умение успокоить себя в ситуации гнева либо умение успокоить человека после гнева [20,с.14].
Дж. Мейер выделяет пять периодов в истории исследования эмоционального интеллекта:
1. 1900-1969-е годы – изучение эмоций и интеллекта проходило достаточно обособлено;
2. 1970-1989-е годы – наибольшее внимание исследователей уделено взаимному влиянию интеллектуальных когнитивных и когнитивных процессов;
3. 1990-1993-е годы – определение эмоционального интеллекта как самостоятельного предмета исследования;
4. 1994-1997-е годы – популяризация понятия «эмоциональный интеллект»;
5. 1998 год настоящее время – прояснение сущности эмоционального интеллекта [3,с.45].
Вторая попытка классифицировать модели принадлежит К.В.Петридесу и Э.Фёрнхему. Они предложили более широкую классификацию, разделяя эмоциональный интеллект на:
1. как способность;
2. как черта.
К.В. Петридес и Э. Фёрнхем отмечают, что характер модели определяется методами измерения эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект проявляется как черта устойчивое поведение в различных ситуациях, для его измерения применяют опросники. Эмоциональный интеллект как способность относиться к традиционной психологии интеллекта, отсюда следует, что для измерения эмоционального интеллекта следует применять задачи, на подобии задач в интеллектуальном тесте.
М.А. Нгуен, изучая развитие эмоционального интеллекта, отметила «интегративную способность личности, проявляющуюся в идентификации, осмыслении и регуляции эмоций, использовании эмоциональной информации в качестве основы для мышления и принятия решений» [31,с.12].
И.Н. Андреева при исследовании проблемы эмоционального интеллекта отметила, что то, в какой степени будет развит эмоциональный интеллект ребенка, в первую очередь, зависит от уровня эмоциональности, которым его обладают родители [3,с.216].
В контексте биологических предпосылок развития эмоционального интеллекта И.Н. Андреева отмечает следующие условия развития эмоционального интеллекта:
1. Наследственные задатки эмоциональной способности;
2. Правополушарный тип мышления;
3. Экстраверсия.
Е.И. Комкова и Т.М. Недвецкая предложили следующую модель эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста:
1. Способность к пониманию или осмыслению своих эмоций.
2. Использование эмоциональных состояний в целях решения мыслительных задач, способности к различению и выражению эмоций [24,с.58].
Существует достаточно большое количество определений понятия «эмоциональный интеллект». Создатель термина «EQ» Р. Бар-Он определяет эмоциональный интеллект как набор не когнитивных способностей, компетенций и навыков, влияющих на способность человека справляться с вызовами и давлением внешней среды [3,с.101]. Д. Гоулман - как способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других и чтобы хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими [18,с.53].
В модели эмоционального интеллекта Д. Гоулмана, различаются следующие компоненты:
1. Эмоционально самосознание.
2. Контроль.
3. Социальная чуткость.
4. Управление взаимоотношениями.
К управлению отношениями относится влияние и воодушевление. Влияние – это умение осуществлять воздействие на других людей. Влияние проявляется через способность выбирать нужную интонацию, заинтересовать в своей идее и склонить на свою сторону как одного человека, так и группу людей [40,с.3].
В трудах отечественных психологов идея о единстве аффекта и интеллекта появлялась в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна. Л.С. Выготский говорил о наличии в психике человека динамической смысловой системы, объединяющей в себе аффективные и интеллектуальные процессы [13,с.91].
С.Л. Рубинштейн, продолжая идею Л.С. Выготского, говорил о мышлении единстве эмоционального и рационального компонента психики [42,с.39].
Следует заметить, что до современных исследований наличие взаимосвязи между эмоциональной и когнитивной сферами психики отмечали многие психологи и философы. О наличии такой связи говорили еще Платон и Аристотель. Существует ряд трудов и исследований, касающихся данной темы, однако действительно значимые исследования в сфере эмоционального интеллекта появились лишь в 90-х годах XX века [3,с.217].
В свою очередь, эмоциональный интеллект подразумевает:
- способность погружаться в свои эмоции и осознавать их;
- рациональный анализ эмоций и принятия решения на основе этого анализа.
Развитие чувств ребёнка обусловлено их глубокими физиологическими изменениями. Г.А. Урунтаева связывает эти изменения в эмоциональной сфере с переходом доминирующих центров из подкорковых структур в кору и поэтому переживания становятся более осознанными [45,с.215].
Остановим свое внимание на таком понятии как синтоничность. Я. Мазуркевич определяет синтонию как инстинктивное созвучие с окружением. Без синтонии невозможно развитие эмоционального интеллекта, в первую очередь, такого его элемента, как распознавание эмоций окружающих людей.
Формирование эмоциональной сферы является многокомпонентным процессом, где должны участвовать как родители, так и ровесники, и также дети младше и старше по возрасту [28,с.79] .
И.Н. Андреева отмечает, что в юношеском возрасте уровень эмоционального интеллекта связан с индивидуальным проявлением самоактуализации. Также она показывает, что высокий уровень развитости внутреннего эмоционального интеллекта сопутствует естественным эмоциональным проявлениям и позитивному самоотношению, вследствие чего устанавливать глубокие и тесные взаимоотношения с другими людьми становиться намного проще [3,с.217].
Д.В. Ушаков говорит о том, что при измерении эмоционального интеллекта нужно использовать не опросники, а тесты. По его мнению, опросники затуманивают измеряемые конструкты, а тесты в свою очередь, оценивают переработку эмоциональной информации в реальном времени. [47,с.11]
А.Б. Холмогорова говорит о том, что переживание эмоций и их определение (называние) относятся к разным феноменам, которые могут быть эмпирически разведены. Это имеет важное значение для эмоционального опыта человека и для его поведения. Определение эмоции (или ее называние) - это результат конструктивных процессов, которые изменяют перцептивные переживания во внутренний опыт, при этом модифицируя их. Зная это, можно выделить три основные функции определения (называния) эмоций: 1) закрепление опыта, 2) межличностная коммуникация, 3) эмоциональная экспрессия [51,с.62].
От умения ясно говорить о своих эмоциях частично зависит способность выражать эмоции вербально. В такой связи распознавание эмоций может быть сложной задачей для людей с выраженной алекситимией. Сам термин «алекситимия» или «чувство без слов» ввел американский психиатр Р.Е. Сифнеос. Также было предложено несколько объяснений алекситимии. Одно из них говорит о возможности блокировки импульсов между левым и правым полушарием в мозолистом теле или нарушении связей между функционированием лимбической системы и высшей кортикальной активностью [56]. Важными характеристиками алекситимии являются: сложности в распознавании и описании собственных чувств, неспособность к дифференциации чувств и телесных ощущений, а также неразвитое воображение, ригидность и конкретность [43,с.89].
Я. Рейковский говорит о том, что могут быть трудности в понимании индивидуальных эмоций окружающих людей. Он называет несколько причин:
- чрезмерная сосредоточенность на собственной личности, которая приводит к неспособности наблюдать и адекватно оценивать эмоциональное состояние окружающих;
- чувство собственного превосходства;
- чувство тревоги, которое может быть связано с собственными эмоциями или эмоциями других людей;
- некая выгода от непонимания чужих эмоций.
- страх выдать собственные эмоции, связанный с возможной потерей самоконтроля;
- боязнь быть отвергнутым или осужденным;
- присвоенные ранее нормы поведения в семье и близком окружении [39,с.12].
Зарубежные и отечественные психологи часто рассматривали эмоциональный интеллект как компонент, влияющий на лидерские качества. Так, например, работы О.В. Белоконь указывают на взаимосвязь эмоционального интеллекта и делового стиля лидерства. Лидеры с высоким показателем эмоционального интеллекта способны мотивировать сотрудников на решение плановых задач, а также поддерживать благоприятный и позитивный климат в коллективе [7].
Д.В. Люсин говорит и о двойственной природе эмоционального интеллекта: с одной стороны он связан с когнитивными способностями, с другой - с личностными характеристиками. Другими словами
Д. В. Люсин определяет эмоциональный интеллект как способность понимать и управлять своими и чужими эмоциями. По его мнению, способность понимать эмоции означает, что человек:
Может распознавать эмоции, устанавливать сам факт наличия эмоционального переживание, как у себя, так и у других;
Может распознавать эмоции, т.е. понимать какую именно эмоцию испытывает другой человек или он сам, умение описать ее словесно;
Понимает причины сопутствующие появлению данной эмоции и следствия, к которым она приведет.
Способность к управлению эмоций означает, что человек:
Умеет контролировать силу эмоций, т.е. способность приглушать сильные эмоции
Умеет контролировать выражение эмоций во внешней среде, например: слезы, крики
Умеет вызывать ту или иную эмоцию при необходимости
Понимание и умение управлять своими и чужими эмоциями дает нам возможность выделить внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект. Эти два варианта предполагают актуализацию и взаимосвязь разных когнитивных навыков и процессов [29,с. 45]
Таким образом, эмоциональный интеллект – это совокупность социальных и эмоциональных способностей человека, таких как понимание и управление своими эмоциями, а так же эмоциями других людей.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 905.