Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Поскольку подростковый период развития человека является одним из самых важных для формирования личности, с точки зрения исследования именно он является предметом пристального внимания ученых. Почти за век ведущими психологами, как отечественными, так и зарубежными накоплен достаточно большой объем знаний о специфике потребностей, интересов подростков, их мотивов, особенностей поведения, нравственных ценностей, профессиональных предпочтений и пр. Среди ученых, тщательно изучавших подростковый период можно назвать такие имена, как: Л.С. Выготский, Э.В. Ильенков, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн, С. Холл, А. Гезелл, Д. Коулмен, Р. Кулен, Л. Кольберг, К. Левин, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Э. Шпранглер и др.

В первую очередь, нужно отметить, что хронологические границы подросткового периода определяются исследователями по-разному. Начавшийся некоторое время назад процесс так называемой акселерации (ускоренного развития), ставший массовым явлением, нарушил привычные стереотипные границы подросткового возраста. И на сегодняшний день мы имеем следующую картину. Границы подросткового возраста в медицинской, психолого-педагогической литературе не совпадают. Также они не совпадают и в сфере законодательства и области социологии. Критические нижние границы варьируются от 10 до 14 лет. Верхняя граница определяется от тех же 14 до 20 лет [9,с.23].

Проблема определения границ подросткового возраста не нова. Если обратиться к некоторым фактам истории нашей страны, становится понятно, что границы менялись в зависимости от разных факторов. Так, например, в знаменитом словаре В.И. Даля можно найти определение подростка как дитя в возрасте 14-15 лет, находящегося в процессе так называемого «подроста» [19, с.67].

В конце ХХ столетия в академическом словаре русского языка можно было найти определение подростка как ребенка в так называемом переходном возрасте. Границы этого переходного периода указывались как: 12-16 лет.

Современный этап развития наук свидетельствует, что границы подросткового периода приблизительно совпадают с периодом обучения в средней школе. Границы варьируются от 11 до 16 лет. И главным критерием выделения подросткового периода в данном случае является не календарный возраст, но возрастные изменения в организме (анатомия и физиология). В первую очередь, речь идет о так называемом половом созревании. Как раз начало полового созревания и совпадает с нижними границами подросткового возраста. Этот процесс сопровождается резким увеличением показателей роста, веса, развитием вторичных половых признаков и т.д.

Личко А.Е. (советский психиатр, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор, доктор медицинских наук) много внимания уделявший именно подростковому возрасту, выделял три этапа внутри этого периода развития ребенка: младший подростковый возраст (12-13 лет), средний подростковый возраст (14-15 лет), и старший (16-17 лет) [27,с.81].

Период подросткового возраста традиционно считается одним из самых сложных для работы психологов и педагогов, в первую очередь в сфере воспитания.

Дубровина И.В. (доктор психологических наук, профессор) причиной указанных сложностей считает именно проблемы полового созревания. Поскольку гормональная перестройка организма является первопричиной различных психофизиологических и психических отклонений [12,с.75]. Поскольку анатомическая и физиологическая перестройка организма ребенка в подростковом периоде провоцирует повышенную возбудимость, тревожность, проблемы самооценки, конфликтность, неустойчивость в проявлении эмоций, сложности в отношениях с самим собой и окружающими.

Психологами отмечается такой феномен подросткового возраста, как появление чувства взрослости, то есть субъективное восприятие себя уже не как ребенка, но как взрослого человека. Причиной этого явления считается физические изменения в организме (возмужание). Однако, поскольку социальный статус ребенка не меняется, ни в семье, ни в школе, то возникает почва для конфликтного поведения. Подросток начинает бороться за свои права, за возможность принимать самостоятельные решения, совершать самостоятельные действия. Именно это называют кризисом подросткового периода.

Суть данного явления и составляет характерные подростковые стереотипы поведения, а именно: эмансипированность, деление на группы внутри подросткового коллектива, и так называемая реакция увлечения, включающая разнообразные хобби.

Эмансипированность подростка (реакция эмансипации) включается в себя такой стиль поведения, который предполагает дистанцирование от взрослых, попытки вырваться из-под их контроля. В процессе борьбы за самостоятельность происходит утверждение себя как самостоятельной личности. В данном случае возможна негативная реакция на принятые в обществе нормы нравственности и морали, отказ от общепринятых образцов поведения, нивелирование и полный отказ от ценностей старшего поколения. Если за подростком устанавливается чрезмерный контроль, результатом которого является полное лишение свободы и самостоятельности, зачастую это приводит к уходу из дома, пропускам занятий в школе и пр.

Деление на группы в подростковом коллективе (реакция группирования). Тяга к сплочению со сверстниками считается нормальной реакцией подростков. Задачами, которые решаются путем сплочения в группы являются, в первую очередь, нарабатывание навыков социального взаимодействия, навыков коллективных действий, формирование социальной иерархии. Именно в группе отрабатывается самооценка ребенка. Мнение сверстников в данный период значит для подростка гораздо больше, нежели мнение взрослых.

Реакция увлечения. Хобби в течение подросткового периода играют особую роль в становлении личности подростка. Поскольку именно хобби формирует и обнаруживает склонности и в дальнейшем, возможно, профессиональные интересы. Выделяют несколько видов подростковых увлечений. Во-первых, так называемые интеллектуально-эстетические увлечения, включающие разнообразный спектр занятий (от музыки до электроники). Во-вторых, накопительные увлечения (например, филателия). В-третьих, эксцентрические (например, стремление к ношению яркой модной одежды) [30,с.401].

К сожалению, в последнее время к уже названным хобби присоединились так называемые экстремальные увлечения, связанные с риском для жизни. Среди них наиболее часто встречающимися являются следующие: диггерство (исследование подземных коммуникаций), руфинг (прогулки по крышам), зацепинг (проезд снаружи поездов), сталкерство (исследование заброшенных объектов), инфильтрация (проникновение на охраняемые территории). Единого мнения психологов относительно причин такого увлечения не существует. Однако данное явление приобретает катастрофические масштабы. По данным статистики, за последние 10 лет 2,5 млн. детей и подростков получили черепно-мозговые травмы, из них 43 тыс. стали инвалидами, а более 16 тыс. погибли.

Несмотря на все вышеперечисленное именно в подростковом периоде развития познавательные процессы достигают очень высокого уровня. То есть анатомическая и физиологическая перестройка организма одновременно сопровождается и скачком познавательной активности, в связи, с чем возможным становится научение подростка самым различным видам практической и умственной деятельности [22,с.50].

Главным итогом подросткового периода развития, по мнению известного советского психолога Л.С. Выготского, является формирование более высокого, по сравнению с предыдущим периодом, уровня самосознания. Одной из главных потребностей ребенка в данном возрастном периоде является потребность осознания себя личностью [14,с.244].

Подросток, начиная изучать себя, свой внутренний мир, познает собственное «Я». Открывает для себя свои сильные стороны, свои слабости. Одновременно начинается сопоставление себя со сверстниками, взрослыми, оценивание себя в сравнении с ними. И, по мнению Л.М. Фридмана и И.Ю. Кулагиной, это является основой процесса самопознания подростка [49,с.192].

В свою очередь поведение детей в подростковом периоде регулируется приобретаемой самооценкой, формируемой в процессе общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Подростки ориентированы на сверстников еще и потому, что дети одного с ними возраста воспринимаются как некий образец, они ближе по стилю мышления и поведения, они более понятны, чем «недоступные» взрослые.

Поскольку мнение группы оказывается гораздо более значимым для подростка, чем оценки взрослых (учителей, родителей), то основным путем формирования личности подростка является воздействие путем предъявление требований со стороны группы влияния (коллектива сверстников).

Подростковый возраст является хорошим периодом для обнаружения и формирования способностей организатора, предприимчивости, то есть качеств, необходимых в дальнейшей жизни. Например, умение налаживать контакты, совместная деятельность, умение грамотно распределять функции в трудовом коллективе и пр. Приобретенные в подростковом периоде описанные качества личности в дальнейшем могут быть применены в любых избранных сферах деятельности, в том числе и профессиональных. Развивать нужные качества подростка можно через все сферы групповой деятельности, будь то учебная деятельность или совместный труд.

Великий советский педагог В.А. Сухомлинский, обобщая характерные черты личности подростка, выделял следующее. Во-первых, сложности с ориентацией в жизненных явлениях, и при этом неприятие зла в любой форме. Во-вторых, стремление к идеалу, стремление быть лучше, быть хорошим, и одновременно неприятие воспитательного процесса со стороны взрослых. В-третьих, стремление стать личностью, совершить подвиг, самоутвердиться (отсюда и экстремальные увлечения), и одновременно неумение или незнание путей достижения этих целей. Четвертая черта: выраженное противоречие между богатой палитрой желаний и стремления и ограниченностью возможностей. Отсюда и неустойчивость, непостоянство избранных хобби. Пятое: повышенное самолюбие, демонстративная уверенность в себе и скрытая беспомощность и необходимость в опеке и поддержке. И наконец, еще одна черта: противоречие между желанием и стремлением к романтичности и грубостью поведения. Подросток стремится скрыть свои чувства, стыдится их, считает их детскими. Поэтому скрывается за показной грубостью поведения, агрессивностью [41,с.21].

Конечно, нельзя сказать, что у каждого подростка проявляется весь перечисленный выше набор противоречий. Но в процессе воспитания и образования подростка обязательно нужно иметь их в виду. Основные особенности подросткового периода, как физиологические, так и психологические, являются базовой информацией при работе с детьми данной возрастной категории.

Например, Ст. Холл, которого по праву считают «отцом психологии переходного периода», полагал, что подростковый возраст – это своеобразный переход от детства к взрослости, примерно соответствующий эпохе романтизма в истории человечества. Он называл период подросткового возраста – периодом «бури и натиска». Впервые заговорил о парадоксах в характере подростков, эмоциональной нестабильности, кризисе в процессе становления самосознания. Итогом подросткового развития, по его мнению, становится чувство индивидуальности [50,с.87].

Другой крупный исследователь подросткового возраста, немецкий философ и психолог Э. Шпрингер в 1924 г. выпустил книгу «Психология юношеского возраста», которая не потеряла своего значения до сих пор. С точки зрения данного исследователя, подростковый возраст – это своеобразное врастание в культуру. Естественно, культура меняется, поэтому подростковый возраст историчен. При этом главным новообразованием подросткового периода считал осознание подростком собственной индивидуальности [32,с.83].

Э. Штерн также считал, что подростковый возраст является критичным для формирования человеческой личности. Основным фактором формирования называл выбор ценностных ориентаций. Но помимо выбора ценностей в жизни, подростковый возраст связывался с переходом от детских игр к ответственной деятельности взрослого человека. Э. Штерн полагал, что социальное поведение ребенка в подростковом возрасте является достаточно серьезным, в первую очередь, в собственных оценках.

Во второй половине XX века исследователи углубили понимание роли среды в развитии подростка. Например, подход Э. Эриксона. Исследователь полагал, что подростковый период является самым важным в жизни человека. Факторами, влияющими на успешность преодоления кризиса подросткового возраста, Э. Эриксон считал: проблемы физиологического созревания, общая духовная атмосфера общества, общественная идеология, ближайшее окружение [53,с.218].

Другой известный автор, Ж. Пиаже, отмечал, что подростковый возраст исключительно важен для окончательного формирования личности. В первую очередь, именно в данном возрасте формируется будущая жизненная позиция. Развивая данную концепцию, Ж. Пиаже отмечал, что подросток полагает, что должен сыграть огромную роль в будущем человечества и строит собственные жизненные планы в соответствии с этим пониманием себя и своей роли в обществе. Поскольку общество сопротивляется, а подросток хочет быть независимым от него, одновременно желая преобразований, то таким образом происходит процесс социализации подростков, и в ходе социализации преодолевается подростковый кризис [35,с.64].

Подростковый возраст, как известно, является наиболее сложным возрастным периодом. Специалисты многих поколений сходились во мнении, что для подростков характерными являются такие черты, как: отдаление подростков от взрослых (родителей и учителей), отсутствие взаимопонимания с ними, невозможность преодолеть протестное, а порой и открыто агрессивное поведение.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 288.