Особенности эмоционального интеллекта подростков из полных и неполных семей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Особенности эмоционального интеллекта подростков из полных и неполных семей

Работа завершена:

Студент__курса

группы __________

"___"_________ 20__ г.      ____________________ (______________)

 

Работа допущена к защите:

Научный руководитель

ученая степень, ученое звание,

"___"_________ 20__ г.      ____________________ (______________)

 

Заведующий кафедрой педагогической психологии

ученая степень, ученое звание

"___"_________ 20__ г.      ____________________ (______________)

 

 

Казань – 2019

Содержание

 

Введение. 3

1.Теоретические аспекты исследования проблемы эмоционального интеллекта в подростковом возрасте. 7

1.1. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста. 7

1.2. Общая характеристика эмоционального интеллекта. 14

1.3. Особенности развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте 22

1.4. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и социальными и биологическими факторами. 29

2.Экспериментальное исследование особенностей эмоционального интеллекта у подростков из полных и неполных семей. 37

2.1.Методы и методики исследования. 37

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования. 39

Заключение. 47

Список литературы………………………………………………………………49

 



Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном мире большое внимание уделяется эмоциональному компоненту, как в деловых, так и в семейных отношениях.

В наше время в качестве эталона часто выступает несгибаемый, рациональный и «безэмоциональный» человек. В связи с этим, важно подчеркнуть социальную значимость эмоций.

Эмоциональный интеллект является фундаментом для становления личности человека и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение и самочувствие среди людей.

Эмоциональный интеллект занимает значимую позицию в жизни человека, включая в себя умения понимать свои и чужие эмоции, так же управлять ими. Данные компоненты эмоционального интеллекта влияют не только на взаимоотношения с окружающими, но и на психологическое здоровье самого индивида. Известно, что запрет на выражение эмоций приводит к невозможности их психологической переработки и способствует разрастанию психосоматических расстройств. Решением проблемы эмоциональных расстройств может быть целенаправленная работа с эмоциональным интеллектом в юношеском возрасте.

Степень научной разработанности проблемы исследования . Область научного исследования эмоционального интеллекта привлекает интерес как зарубежных ученых, в числе которых Дж. Гилфорд, Г. Гарднер, А. Нойбауэр, Х. Фройдентхалер, Дж. Майер, П. Сэловей, Д. Карузо,  Х. Вайсбах, К.В. Петридес, Э. Фернхем.

В отечественной психологии исследованиям эмоционального интеллекта посвящены работы таких авторов, как Давыдовой Ю.В., Гавриловой Т.П., Ивановой Е.С., Александровой А.А., Елшанского С.П., Мешалевской С.В., Т.П. Березовской, И.И. Ветровой, И.И. Волочковой, О.И. Власовой, Г.Г. Гарсковой, Н.В. Ковриги, А.П. Лобановой, Д.В.Люсино, М.А. Манойлова, Э.Л. Носенко, А.С. Петровской, Селигман М., Е.А. Сергиенко, П.В. Симонова, Г.В. Юсупова.

В отечественной психологии развитию представлений об эмоциональном интеллекте способствовала идея единства аффективных и интеллектуальных процессов, представленная в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева.

Работы последних лет, освещающие отдельные аспекты становления и реализации эмоционального интеллекта, в частности в зависимости от возрастной периодизации (К.С. Кузнецова, Нгуен Минь Ань, Ю.В. Давыдова, Л.Н. Вахрушева); особенностей направления подготовки (И.Н. Мещерякова, О.А. Айгунова); профессиональной специфики (Т.И. Солодкова, Р.А. Кудрин); взаимосвязи с лидерством и эффективностью профессиональной деятельности (А.С. Петровская, О.В. Белоконь), а также общетеоретические исследования (И.С. Степанов, Т.В. Манянина) доказывают потребность в изучении эмоционального интеллекта как составляющей общего интеллекта.

Многогранность интеллекта позволяет выделить следующие его видовые формы: практический интеллект (Р. Стернберг), абстрактный, конкретный, социальный (Э. Торндайк), натуралистический, духовный, экзистенциальный интеллект (Х. Гарднер), адаптивный интеллект (С. Берт, Д. Уотсон), синтезированный интеллект (Ф. Дитман-Коли, П. Болтс), профессиональный интеллект (М. Смульсон), ЭИ (Дж. Мэйер, П. Сэловей).

Однако исследование Особенности эмоционального интеллекта подростков из полных и неполных семей  не рассматривалось что и составляет теоретическую значимость исследования.

Социальная значимость данного исследования определяется тем, что на данный момент существует потребность в проведении исследований феномена эмоционального интеллекта у детей подросткового возраста. Его структуры, путей его формирования, что откроет реальную возможность оптимизации взаимоотношений через более глубокое осознание эмоциональных процессов и состояний, возникающих между подростками в ходе межличностного взаимодействия. Развитие эмоционального интеллекта является значимым фактором повышения психологической культуры в молодежном обществе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в психологической и педагогической практике: организации работы с подростками з полных и неполных семей.

Объект исследования : процесс развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте.

Предмет исследования : особенности эмоционального интеллекта подростков из полных и неполных семей.

Цель исследования : раскрыть особенности эмоционального интеллекта подростков из полных и неполных семей.

Задачи исследования

1. Раскрыть психолого-педагогическое понятие эмоционального интеллекта.

2. Дать общую характеристику особенностей развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте.

3. Провести исследование особенностей эмоционального интеллекта подростков из полных и неполных семей.

Гипотеза исследования : существуют отличия эмоционального интеллекта у  подростков из полных и неполных семей.

Методами исследования являются: теоретические: анализ синтез обобщение источников по проблеме исследования; практические: методики, математическая обработка данных.

Выборка. Исследование проводилось в городе Казань. В исследовании приняли участие подростки в возрасте 15-16 лет. Выборка составляет 40 респондентов: 20  человек из полных семей, из них 9 мальчиков и 11 девочек; 20 подростков из неполных семей, из них 10 девочек и 10 мальчиков.

Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.

 

 


1.Теоретические аспекты исследования проблемы эмоционального интеллекта в подростковом возрасте


Вывод по 1 главе

 

Эмоциональный интеллект - способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Эмоциональный интеллект, включает в себя такие компоненты, как: умение понимать и управлять своими и чужими эмоциями, понимать эмоции по физическому состоянию и внешнему виду.

На развитие эмоционального интеллекта в онтогенезе влияют следующие факторы: уровень эмоционального интеллекта родителей, наследственные задатки эмоциональной восприимчивости, согласованное взаимодействие правого и левого полушарий головного мозга, особенности переработки информации, свойства темперамента, уверенность в своей эмоциональной компетентности, андрогинность, религиозность, степень развития самостоятельности ребенка, уровень эмоциональной компетентности, уровень образования родителей.

 Особенность подросткового этапа развития эмоционального интеллекта  заключается в том, что в этот период происходит автономное становление каждого из компонентов эмоциональной зрелости.



Заключение

 

Исследования в области эмоций в последние десятилетия находятся на пике популярности, и ведутся на стыке многих наук: психологии, социологии, нейрофизиологии, биологии и экономики. Причины такой популярности в особенностях и возможностях системы адаптивных способностей человека через его взаимодействие с другими в различных видах деятельности. По прогнозам экономистов – на знании воздействия эмоций будет построена экономика будущего. Согласно определению американских ученых Дж. Мейера и П. Сэловея, основоположников концепции этого феномена, эмоциональным интеллектом является один из основных видов интеллекта, представляющий собой группу ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих.

Анализ литературы позволил структурировать знания об эмоциональном интеллекте и осветить разные теории эмоционального интеллекта. Интерес к проблеме эмоционального интеллекта связан с молодостью данного феномена а, следовательно, малой изученностью.

Эмоциональный интеллект рассматривается с разных сторон. Первая модель эмоционального интеллекта включает в себя только когнитивные способности, связанные с обработкой эмоциональной информации. Затем помимо когнитивных способностей усилилась роль личностных данных.

Рассмотрев некоторые особенности развития эмоционального интеллекта, мы пришли к выводу о том, что совершенствовать свои знания и умения относительно эмоционального интеллекта человек может в течение всей жизни.

В подростковом и юношеском возрасте отличия в различных показателях эмоционального интеллекта выражены в наибольшей форме. По результатам исследований эмоционального интеллекта, у подростков 12–13 лет низкий уровень эмоционального интеллекта и высокий уровень эмпатии. Эти результаты свидетельствуют о неспособности большинства подростков 12–13 лет выражать испытываемые чувства, связывать невербальные или жестовые символы с чувствами.

Школьники, испытывающие дефицит в общении со сверстниками и взрослыми, имеют высокий уровень тревожности как межличностной, так и общей, низкую мотивацию к освоению учебных программ. Подросток, зачастую попадая в сложную психологическую ситуацию, оказывается лишенным эмоциональной поддержки, в психологическом «замкнутом пространстве». Либмическая система, которая на данном этапе развития отвечает за работу эмоциональной сферы, не справляется со своими функциями, формируя ряд негативных симптомов: повышенную тревожность, депрессию, агрессивность и т.д. Следствием подобных симптомов является руминация - бессознательная склонность к повторению в настоящем ранее травматических моментов и ситуаций. Это не только навязчивые постоянные мысли о проблеме, но и невозможность отличить собственные мысли от настоящей реальности. Эти механизмы лежат в основе многих психологических проблем и связаны с дисфункцией эмоциональной сферы, так как все действия внешней и внутренней мотивации человека, отражаются ее проявлениях.

 



Список литературы

1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 2010. - № 1. - с. 111-120

2. Алешиной А.А., Шабанова С.В. Эмоциональный интеллект. Российская практика. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. 448 с.

3. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк: ПГУ, 2011. 388 с.

4. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. Избранные труды. - М.: Наука, 2008. – 400 с.

5. Артемьева Е. Ю. Вятаин Ю. Г. Психосемантические методы описания профессии // Вопросы психологии 2006. - № 3.

6. Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. – Иваново: Изд-во пед. Института, 2013. – С.64

7. Белоконь О.В. Эмоциональный и социальный интеллект и феномен лидерства. Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под. ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М., 2000

8. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. Автореферат дис.. докт. пед. наук. - М., 2010.

9. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Академия, 2014. – С.23

10. Веккер Л.М. Единая теория психических процессов. - М.: Смысл, 2011. - 685 с.

11. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.: Издательство Московского университета, 1976. – 420 с.

12. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2004. – С.75.

13. Выготский Л.С. Психология. - М.: Апрель-Пресс: Эксмо-Пресс, 2010. - 1007 с.

14. Выготский Л.С. Собрание сочинений. - М.: Просвещение, 2001. - С. 244-268

15. Выготский Л.С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование: собр. соч. в 6-ти томах. М., Педагогика. 2004. Т.6. С.91.

16. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления. - М.: 1965.

17. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: «ЧеРо»-»Юрайт», 2012. – С. 112

18. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: АСТ, 2008. 478 с.

19. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / Владимир Иванович Даль. - М.: Рус. яз. - Медиа, 2003. – Т.3

20. Дегтярев А.В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии» журнал «Психологическая наука и образование» 2012, №2

21. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2011. – 216с.

22. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1996. – С.50

23. Козубовский В.М. Общая психология. Личность. Учеб. пособие. - Минск: Амалфея, 2011. - 448 с.

24.  Комкова Е. И., Недвецкая Т.М. Идентификация эмоций как показатель эмоционального интеллекта у старших дошкольников // Инновационные образовательные технологии. № 1 (29).2012. С. 53-58.

25. Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 1, ч. 1. СПб., 2005. – С. 48-61.

26. Лёшенко А. А. Связь эмоционального интеллекта с индивидуально-психологическими особенностями личности // Альманах современной науки и образования. / 2013 . №1. С.- 104-107.

27. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. – М.: Академия, 2011. – С.81

28. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Академия, 2006. С. 79.

29. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В.Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 200

30. Мир детства: Подросток/Под ред. А. Г. Хрипковой. - М.: Просвещение, 1982. - С. 401—431.

31. Нгуен М.А. Психологические особенности формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». №1. 2009. С. 12.

32. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник. - М.: Издательство Юрайт ; МГППУ, 2011. – С.83

33. Общая психология: Курс лекций.../ Сост. Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 630 с.

34. Пиаже Ж. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология // Избранные психологические труды. – М.: Просвещение, 2009. – 659 с.

35. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: Академия, 20015. – С. 64

36. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии./ Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб: Питер, 2013. – 560 с.

37. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 2007. – 440 с.

38. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб.: Питер, 2010. – 290 с.

39. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979. 20.

40. Робертс Р.Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология: Журнал Высшей Школы Экономики. 2004. Т. 1. № 4. С. 3.

41. Родительская педагогика / В. А. Сухомлинский. – С.-Пб.: Питер, 2017. – С. 21

42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Педагогика, 2011.- 704 с.

43. Семенова Н.Д. Возможности психологической коррекции алекситимии // Телесность человека: Междисциплинарные исслед. М.: Филос. об-во СССР, 1991. С. 89–96.

44. Сергиенко Е.А., Ветрова И. И. Тест Дж. Мэйера, П.Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (msceitv. 2.0) Руководство М. – 2010

45. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия, 2001. С. 215.

46. Уотли К., Дженкиенс Д. Понимание эмоций. - М., 2011.

47. Ушаков, Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта / Д.В. Ушаков // Социальный интеллект: теория, измерения, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д В Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – С. 11-29.

48. Ушаков. Д. В. Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В.Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004

49. Фридман Л. М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М: Просвещение, 1991. - С. 192-194

50. Холл Ст.Г. Дети. Любовь, страх, нравственные недостатки и заблуждения. Очерки по детской психологии и педагогике. - М.: Либроком, 2013. – С. 87

51. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопр. психол. 1999. № 2. С. 61–74.

52. Чеснокова, О.Б. Возрастной подход к исследованию социального интеллекта у детей / О Б Чеснокова // Вопросы психологии. 2005. - № 6. - С.35-45.

53. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., Прогресс, 2001. – С.218

54. Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков / П.М. Якобсон. – М.: АПН РСФСР, 1961. – 250 с.

55. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии, 2010. - №5. – С. 37.

56. Mayer J.D., Salovey P. Emotional Intelligence. [Electronic resourse] 2005. Mode of access: http://www.unh.edu/emotional_intelligen

 

Особенности эмоционального интеллекта подростков из полных и неполных семей

Работа завершена:

Студент__курса

группы __________

"___"_________ 20__ г.      ____________________ (______________)

 

Работа допущена к защите:

Научный руководитель

ученая степень, ученое звание,

"___"_________ 20__ г.      ____________________ (______________)

 

Заведующий кафедрой педагогической психологии

ученая степень, ученое звание

"___"_________ 20__ г.      ____________________ (______________)

 

 

Казань – 2019

Содержание

 

Введение. 3

1.Теоретические аспекты исследования проблемы эмоционального интеллекта в подростковом возрасте. 7

1.1. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста. 7

1.2. Общая характеристика эмоционального интеллекта. 14

1.3. Особенности развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте 22

1.4. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и социальными и биологическими факторами. 29

2.Экспериментальное исследование особенностей эмоционального интеллекта у подростков из полных и неполных семей. 37

2.1.Методы и методики исследования. 37

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования. 39

Заключение. 47

Список литературы………………………………………………………………49

 



Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном мире большое внимание уделяется эмоциональному компоненту, как в деловых, так и в семейных отношениях.

В наше время в качестве эталона часто выступает несгибаемый, рациональный и «безэмоциональный» человек. В связи с этим, важно подчеркнуть социальную значимость эмоций.

Эмоциональный интеллект является фундаментом для становления личности человека и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение и самочувствие среди людей.

Эмоциональный интеллект занимает значимую позицию в жизни человека, включая в себя умения понимать свои и чужие эмоции, так же управлять ими. Данные компоненты эмоционального интеллекта влияют не только на взаимоотношения с окружающими, но и на психологическое здоровье самого индивида. Известно, что запрет на выражение эмоций приводит к невозможности их психологической переработки и способствует разрастанию психосоматических расстройств. Решением проблемы эмоциональных расстройств может быть целенаправленная работа с эмоциональным интеллектом в юношеском возрасте.

Степень научной разработанности проблемы исследования . Область научного исследования эмоционального интеллекта привлекает интерес как зарубежных ученых, в числе которых Дж. Гилфорд, Г. Гарднер, А. Нойбауэр, Х. Фройдентхалер, Дж. Майер, П. Сэловей, Д. Карузо,  Х. Вайсбах, К.В. Петридес, Э. Фернхем.

В отечественной психологии исследованиям эмоционального интеллекта посвящены работы таких авторов, как Давыдовой Ю.В., Гавриловой Т.П., Ивановой Е.С., Александровой А.А., Елшанского С.П., Мешалевской С.В., Т.П. Березовской, И.И. Ветровой, И.И. Волочковой, О.И. Власовой, Г.Г. Гарсковой, Н.В. Ковриги, А.П. Лобановой, Д.В.Люсино, М.А. Манойлова, Э.Л. Носенко, А.С. Петровской, Селигман М., Е.А. Сергиенко, П.В. Симонова, Г.В. Юсупова.

В отечественной психологии развитию представлений об эмоциональном интеллекте способствовала идея единства аффективных и интеллектуальных процессов, представленная в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева.

Работы последних лет, освещающие отдельные аспекты становления и реализации эмоционального интеллекта, в частности в зависимости от возрастной периодизации (К.С. Кузнецова, Нгуен Минь Ань, Ю.В. Давыдова, Л.Н. Вахрушева); особенностей направления подготовки (И.Н. Мещерякова, О.А. Айгунова); профессиональной специфики (Т.И. Солодкова, Р.А. Кудрин); взаимосвязи с лидерством и эффективностью профессиональной деятельности (А.С. Петровская, О.В. Белоконь), а также общетеоретические исследования (И.С. Степанов, Т.В. Манянина) доказывают потребность в изучении эмоционального интеллекта как составляющей общего интеллекта.

Многогранность интеллекта позволяет выделить следующие его видовые формы: практический интеллект (Р. Стернберг), абстрактный, конкретный, социальный (Э. Торндайк), натуралистический, духовный, экзистенциальный интеллект (Х. Гарднер), адаптивный интеллект (С. Берт, Д. Уотсон), синтезированный интеллект (Ф. Дитман-Коли, П. Болтс), профессиональный интеллект (М. Смульсон), ЭИ (Дж. Мэйер, П. Сэловей).

Однако исследование Особенности эмоционального интеллекта подростков из полных и неполных семей  не рассматривалось что и составляет теоретическую значимость исследования.

Социальная значимость данного исследования определяется тем, что на данный момент существует потребность в проведении исследований феномена эмоционального интеллекта у детей подросткового возраста. Его структуры, путей его формирования, что откроет реальную возможность оптимизации взаимоотношений через более глубокое осознание эмоциональных процессов и состояний, возникающих между подростками в ходе межличностного взаимодействия. Развитие эмоционального интеллекта является значимым фактором повышения психологической культуры в молодежном обществе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в психологической и педагогической практике: организации работы с подростками з полных и неполных семей.

Объект исследования : процесс развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте.

Предмет исследования : особенности эмоционального интеллекта подростков из полных и неполных семей.

Цель исследования : раскрыть особенности эмоционального интеллекта подростков из полных и неполных семей.

Задачи исследования

1. Раскрыть психолого-педагогическое понятие эмоционального интеллекта.

2. Дать общую характеристику особенностей развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте.

3. Провести исследование особенностей эмоционального интеллекта подростков из полных и неполных семей.

Гипотеза исследования : существуют отличия эмоционального интеллекта у  подростков из полных и неполных семей.

Методами исследования являются: теоретические: анализ синтез обобщение источников по проблеме исследования; практические: методики, математическая обработка данных.

Выборка. Исследование проводилось в городе Казань. В исследовании приняли участие подростки в возрасте 15-16 лет. Выборка составляет 40 респондентов: 20  человек из полных семей, из них 9 мальчиков и 11 девочек; 20 подростков из неполных семей, из них 10 девочек и 10 мальчиков.

Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.

 

 


1.Теоретические аспекты исследования проблемы эмоционального интеллекта в подростковом возрасте


Дата: 2019-02-02, просмотров: 592.