Эмоциональный интеллект является комплексным образованием, включающим в себя межличностный (способность к пониманию и управлению эмоциями других людей) и внутренний (способность к пониманию и управлению своими эмоциями) эмоциональный интеллект. Однако межличностный и внутренний интеллект не является уровнем эмоционального интеллекта, а выступают в роли его разновидности. Они предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, но при этом должны быть связаны друг с другом [29].
Человек и на собственном опыте, переживая эмоции, замечает, что аффективное волнение имеет органические проявления. Относительно связи волнения и органических проявлений, т.е. по вопросу, что является причиной, а что – следствием, сложно дать однозначный ответ. В. Вундт в конце XIX в. писал, что эмоции – это, прежде всего, внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на протекание представлений и в определенной степени оказывающих влияние последних на чувства. Итак, телесные изменения рассматриваются им как телесные последствия эмоций, которые, в свою очередь, влияют на движения души [11, стр. 26].
Таким образом, эмоциональная форма отражения имеет следующие особенности:
1. В эмоциях отражается отношение к предметной действительности, к объективным качествам предмета, значимых для субъекта. Эмоции выражают состояние субъекта.
2. Это отражение внешнего мира происходит не в форме образа, а в форме переживания.
3. Поскольку отражающая деятельность является одновременно психической и физиологической, то психофизиологический характер эмоциональных явлений является отчетливо двойственным. С одной стороны, это аффективное волнение, а с другой – органические проявления. Распространенной является точка зрения, что о наличии эмоционального переживания мы узнаем через ощущения, т.е. внешнее воздействие осознается как изменения в субъекте.
4. Целостное эмоциональное явление всегда представляет собой единство двух моментов: с одной стороны – определенного отображаемого содержания, с другой – собственно эмоционального переживания, т.е. того специфической окраски, с которым данное содержание отображается субъектом. Двойственное строение эмоционального явления наглядно демонстрирует тот факт, что один и тот же смысл может вызвать при разных условиях довольно разные переживания, иногда – прямо противоположные. И наоборот – одно и то же переживание может окрашивать разные мнения, представления, и каждое такое сочетание образует отдельное эмоциональное явление. Например, содержание субъективного переживания волнения может быть связано с опасением неудачи, с осознанием физиологических изменений в организме, с деконцентрацией внимания, с нервозностью. Предметом эмоционального переживания может быть и другая эмоция - человек может радоваться своему настроению или бояться его. Следовательно, идентификация эмоционального явления может вызвать сложности. Событие или явление, их содержание могут непосредственно радовать или огорчать человека в момент их воздействия на него, а могут и на длительное время повлиять на его настроение, если такое событие является важным для человека, особенно затрагивает его потребности, ценности. Этот внутренний, сугубо индивидуальный контекст составляет предмет настроения, непонятный для других. Поэтому эмоциональное явление всегда имеет предметность, содержание, даже если у самого человека, переживающего, складывается впечатление «беспредметности», скажем, настроения. Таким образом, эмоции всегда имеют смысл, они предметные, и эта предметность имеет специфическую окраску, она переживается человеком, вызывая страстность отображения [10, стр. 73].
5. В отличие от момента содержания, которое, отражая действительность, представляет в структуре эмоционального явления идеальное, момент эмоционального переживания всегда является реальным. Так, наслаждаясь приятными воспоминаниями или предчувствием приятной встречи, человек осознает, что то, чем он наслаждается, уже или еще нет, здесь и сейчас, одновременно само наслаждение является для него несомненным фактом в данный момент. Этот феноменологический аспект эмоций связан с доступностью для человека переживаний, которые могут быть как амбивалентными (например, ревность охватывают и любовь и ненависть), так и динамическими, когда одни эмоции защищают самого человека от других его эмоций. Таким образом, переживания – это реальный факт, реальное свидетельство об эмоциях.
6. Эмоции в отличие от субъективных образов познавательного характера, которые имеют четкие аналоги в объективной действительности, отличаются исключительной субъективностью. Удовольствие, гнев, радость и т.д. существуют в мире только потому, что в этом мире есть существа – люди. Переживания живут в человеке. Обобщая, отметим, что специфика эмоций проявляется в содержании отображения, его форме, характере и в особенностях структуры и формы существования эмоций.
Психологи очень часто пользуются таким понятием как фундаментальные (базовые, первичные) эмоции. Ведь эмоция считается фундаментальной, если она имеет свой собственный механизм возникновения (специфический внутренне детерминированный нервный субстрат), выражается вовне особыми мимическими или нервно-мимическими средствами и является субъективным переживанием.
Свою классификацию эмоциональных процессов С.Л. Рубинштейн построил на трех уровнях:
1. Уровень органической эмоциональной чувствительности – связан с органическими потребностями. Это эмоциональная окраска, эмоциональный тон ощущений.
2. Уровень предметных чувств – выраженный в сознательном переживании отношения человека к миру (через отношение к определенному предмету). Сюда относятся интеллектуальные, эстетические, моральные и другие эмоции.
3. Уровень обобщенных мировоззренческих чувств. Это юмор, ирония, чувство трагического, комического, возвышенного, которые могут выступать в качестве более или менее отдельного состояния, но в основном отражают мировоззренческие установки человека.
По функциональному признаку, содержанием которой является оценка смысла различных явлений жизни, выделяются две группы эмоциональных явлений: ведущие и производные.
Ведущие эмоции сигнализируют о смысле предмета определенной потребности. Они предшествуют деятельности и обеспечивают преобразование предмета потребности в мотив. К этому классу относятся биологические, социальные и собственно психологические эмоции [7, с. 61].
Производные эмоции возникают уже в процессе деятельности и проявляют отношение индивида к тому, что способствует или препятствует удовлетворению его потребностей. Такие эмоции возникают в конкретных ситуациях и оценивают смысл явлений, обусловленных отношением субъекта к ведущему мотиву текущей деятельности. Это, например, эмоции успеха - неуспеха, сигнализирующие индивиду о степени успешности его деятельности. В свою очередь, производные эмоции делятся на констатируемые, предсказательные и обобщающие.
Констатируемые эмоции «обозначают» успешные или неуспешные попытки индивида достичь цели, предсказательные – функционируют в ситуациях, неоднократно повторяются. Основываясь на констатируемые эмоции, они сигнализируют о возможном результате того или иного варианта действия. Обобщающие эмоции взаимодействуют с ведущими и стимулируют деятельность при предвидении быстрого успеха или тормозят при предвидении возможных трудностей и неудач.
Функциональная роль психики заключается в определении способа поведения на основе отражения реальной ситуации, в решении задач ориентирования в ситуации для принятия правильного решения.
Условия ситуации, предметы и явления, которые отражаются индивидом, являются значимыми с точки зрения его потребностей и интересов и раскрывают отношение индивида к этим предметам и явлениям. Такая своеобразная форма отражения действительности человеком посредством отображения ее отношения к действительности связана с распространением возбуждения на весь организм, вызванным активной реакцией субъекта. В отличие от гностических процессов, отражающих свойства и связи предметов материального мира в форме образов, процессы эмоциональной сферы отражают отношение человека к значимым для него объектам в форме переживаний.
Остановимся на возрастных особенностях эмоционального интеллекта.
Выделяют основные этапы становления эмоциональной зрелости в юношеском возрасте [26,с.104]:
1) 11 – 13 лет. На данном возрастном отрезке наблюдается ослабление саморегуляционного и эмпатийного компонентов повышению эмоциональной экспрессивности. К концу данного периода наблюдается спад уровня эмоциональной экспрессивности, в ходе чего происходит стабилизация всех трех компонентов и равное участие каждого компонента в организации адаптивности эмоционального реагирования. По этой причине период раннего подросткового возраста, может быть назван этапом доминирования экспрессивности в эмоциональной зрелости;
2) 14 – 15 лет. На протяжении данного возрастного этапа отмечается направленность к снижению уровня экспрессивности и одновременного возрастания произвольной эмоциональной саморегуляции. Следует отметить, что в подростковом и юношеском возрасте у лиц мужского и женского пола общие показатели эмоциональной зрелости существенно не отличаются, но имеются гендерные различия в уровне её проявлений. Так, у девочек наиболее активно развивается сочувствие и сопереживание, понимание эмоционального состояния и мотивов поведения партнёра; у мальчиков – регуляция собственных эмоций. Определены следующие закономерности в становлении эмоциональной зрелости в подростковом и юношеском возрасте: 1) неравномерность становления эмоциональной зрелости, которая проявляется в разбалансированности развития её основных особенностей и уровней их проявлений; 2) интеграция и последующее приобретение автономии компонентами эмоциональной зрелости; 3) взаимосвязь с определёнными личностными особенностями – экстраверсией и общительностью.
3) 16 – 17 лет. На данном этапе отмечается повышение эмпатии. При этом снижается значение эмоциональной саморегуляции. Так же выявлены изменения, в снижении особенностей, связанных с коммуникативной деятельностью, и увеличении роли способностей связанных с организацией внутренней деятельности личности. На этом этапе происходит совершенствование личностного эмоционального интеллекта.
4) 18 – 23 года. Для данного этапа характерно значительное повышение всех компонентов эмоционального интеллекта при сохранении ведущей роли эмпатии. Особенность данного этапа заключается в том, что в этот период происходит автономное становление каждого из компонентов эмоциональной зрелости, что определяет этот этап как автономный, сбалансированный и относительно устойчивый в ее проявлении.
Говоря о гендерных различиях выражения эмоций, следует учитывать то, что для мужчин свойственно контролировать и минимизировать эмоциональную экспрессию. Когда испытуемым демонстрировали картинки с несчастными случаями, то лица мужчин оставались безучастными, а женщины выражали симпатию. При этом психологические замеры показали, что реакция и у женщин и у мужчин была одинакова. Это может быть связанно с тем, что у женщин лицевая активность выше, чем у мужчин [26,с.105].
Гендерные стереотипы влияют на выражение эмоций. Так для мужчин открытое выражение эмоции может привести к насмешкам. Проявление печали, страха, смущение рассматриваются как не мужские качества. А выражение гнева и агрессии считается более приемлемым для мужчин.
Отметим, что гендерная роль женщины несет в себе некоторые особенности. Как отмечает Р. Сальваггио, для женщин желательна погруженность в любовь и эмоциональная зависимость от партнера, при этом запрет на проявление агрессии и выражение чувств [17]
Ш. Берн говорил, что нет значительных различий в эмоциональной сфере между мужчиной и женщиной. Общий коэффициент эмоционального интеллекта одинаковый у женщин и мужчин. Однако, у женщин межличностный эмоциональный интеллект выше, а у мужчин выше внутренний ЭИ.
Анализируя выше сказанное, можно сделать вывод о том, что сила переживаний эмоций у обоих полов одинакова, разница в степени экспрессии.
Понимание эмоций. Если говорить о понимании эмоций, то этот компонент более характерен для женщин. Женщины более способны понимать эмоциональное состояние партнёра по мимике и другим невербальным признаками.
Гендерные различия в обработке эмоциональной информации заметны в подростковом возрасте. Девочки в подростковом возрасте лучше контролируют свои чувства и выражают их. Имеют богатый словарный запас для выражения эмоционального состояния. Девушки старших классов более эмпатичны, чем юноши.
Так, же отметим, что мужчины и женщины по-разному объясняют причины своих эмоциональных вспышек (гнев, переживание печали). Если мужчины терпит неудачу, он ищет причину в окружающих. Женщина, как правило, ищет причины в себе, в собственном несоответствии.
Регуляция эмоций в большей степени связанна с их подавлением. Мужчины более сдержаны в проявлениях печали, дистресса, симпатии, а женщины в проявлениях гнева, агрессии и сексуальности. Подавление эмоций служит проблемой в межличностных отношениях между полами.
Причины гендерных различий являются больше социальными, чем биологическими. Согласно Юнгу эмоциональные различия полов обусловлены подходом к воспитанию детей. В процессе воспитания мальчиков их чувства подавляются, в то время как у девочек доминируют. Например, родители чаще спрашивают девочек о том, как они себя чувствуют, нежели мальчиков. Мамы чаще разговаривают о переживаниях с двухлетними девочками, чем с мальчиками того же возраста. Родители требуют от мальчика контролировать свои эмоции, а у девочек подчеркивают эмоциональную открытость.
Мы рассмотрели особенности эмоционального интеллекта подростков. Подростковый период характеризуется эмоциональной сенситивностью. В это время для индивида нормально испытывать переживания по отношению к конкретным людям или событиям, происходит формирование обобщенных чувств, вроде чувства прекрасного или трагического. Такие изменения свидетельствуют уже о наличии более или менее устойчивого мировоззрения личности. В это время у молодых людей формируется эмоциональная направленность, которая будет фундаментом эмоциональности в более зрелом возрасте, основой эмоциональной культуры.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 571.