Очная форма обучения
Заочная форма обучения
5. Содержание дисциплины
5.1. Тематический план учебной дисциплины
5.1.1. Тематический план учебной дисциплины по очной форме обучения
Таблица 5.1
№ П/п |
Разделы курса, темы |
Общая трудоемкость, Часов |
Из них аудиторной контактной работы, часов |
Контактная аудиторная работа по видам учебных занятий, отраженная в учебном плане часов | СРС по учебному плану, часов |
Текущий рубежный контроль | ||
лекции | практические | лабораторные | ||||||
1. | Введение. Стили мышления как научная парадигма. Интеграция и дифференциация в науке. Методология. Метод. Методика. Направления в современном языкознании. История системного подхода к изучению языка. Адаптивные функциональные системы. Среда. Полевая структура и нечеткие множества. Тезаурусный подход. Функции системы. | 14 | 10 | 4 | 6 | - | 4 | |
2 | Выбор методики. Методы: гипотетико-дедуктивный метод; метод оппозиций; дистрибутивный анализ; валентностный анализ; контекстологический анализ; компонентный анализ. | 12 | 8 | 2 | 4 | 4 | ||
3. | Требования, предъявляемые к научному исследованию. Выбор темы и объекта исследования. Название темы. Обоснование темы. Актуальность темы. | 12 | 6 | 2 | 4 | 6 | ||
4. | Планирование. Критерии отбора материала. Источники фактического материала. Интуиция и воображение. | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | Контрольная работа | |
5 | Композиция исследовательской работы. | 8 | 4 | 4 | 4 | |||
6 | Метаязык исследования. Общее понятие о метаязыке. Терминология. Недостатки терминологии и их причины. Графический метаязык исследования. Буквенная символика. Схемы. Таблицы и графики. Графы. Ссылочный аппарат. Цитирование. | 10 | 6 | 2 | 4 | 4 | ||
7 | Стиль изложения. Функциональный стиль научной прозы. Лексико-фразеологическое варьирование Понятийный аппарат. Накопление теоретической информации. Библиография. | 9 | 5 | 4 | 4 | Контрольная работа |
5.1.2. Тематический план учебной дисциплины по заочной форме обучения
№ П/п |
Разделы курса, темы |
Общая трудоемкость, Часов |
Из них аудиторной контактной работы, часов |
Контактная аудиторная работа по видам учебных занятий, отраженная в учебном плане часов | СРС по учебному плану, часов |
Текущий рубежный контроль | ||
лекции | практические | лабораторные | ||||||
1. | Введение. Стили мышления как научная парадигма. Интеграция и дифференциация в науке. Методология. Метод. Методика. Направления в современном языкознании. История системного подхода к изучению языка. Адаптивные функциональные системы. Среда. Полевая структура и нечеткие множества. Тезаурусный подход. Функции системы. | 8 | 2 | 2 | 6 | |||
2 | Выбор методики. Методы: гипотетико-дедуктивный метод; метод оппозиций; дистрибутивный анализ; валентностный анализ; контекстологический анализ; компонентный анализ. | 8 | 2 | 2 | 6 | |||
3. | Требования, предъявляемые к научному исследованию. Выбор темы и объекта исследования. Название темы. Обоснование темы. Актуальность темы. | 8 | 2 | 2 | 6 | |||
4. | Планирование. Критерии отбора материала. Источники фактического материала. Интуиция и воображение. | 6 | 6 | Контрольная работа | ||||
5 | Композиция исследовательской работы. | 8 | 2 | 2 | 6 | |||
6 | Метаязык исследования. Общее понятие о метаязыке. Терминология. Недостатки терминологии и их причины. | 4 | 4 | |||||
Графический метаязык исследования. Буквенная символика. Схемы. Таблицы и графики. Графы. Ссылочный аппарат. Цитирование. | 6 | 6 | ||||||
Стиль изложения. Функциональный стиль научной прозы. Лексико-фразеологическое варьирование Понятийный аппарат. | 10 | 10 | Контрольная работа | |||||
Накопление теоретической информации. Библиография. | 8 | 8 |
5.2. Виды занятий и их содержание:
5.2.1. Тематика и краткое содержание лекционных занятий
Лекционное занятие № 1.
Тема: Стили мышления как научная парадигма. Интеграция и дифференциация наук
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Стили мышления как научная парадигма (системный, функциональный, антропоцентрический подход).
2. Интеграция наук. Психолингвистика, стилистика декодирования, когнитивная поэтика, теорию текста.
3. Проблемы референции как отношения включенного в речь имени к объектам действительности.
4. Развитие науки за счет дифференциации: семантический синтаксис, коммуникативный, или прагматический, синтаксис, функциональный синтаксис, теория номинации, функциональная лингвостилистика, поэтика, стилистика декодирования, теория интерпретации текста, лингвокультурология.
Лекционное занятие № 2.
Тема: История системного подхода к изучению языка. Адаптивные функциональные системы.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Общая теория систем (И.А. Бодуэн де Куртенэ, Ф. де Соссюр Ф. де Соссюр, Гийом, Мейе, Д. Ферс, Халлидей и др.).
2. Среда. Полевая структура и нечеткие множества.
3. Функции языковой системы. Тезаурусный подход.
Лекционное занятие № 3.
Тема: Методология — метод — методика в исследовательской деятельности
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Понятие метода, методологии, методики.
2. Выбор методики. Частные методики.
3. Методы современной лингвистики (гипотетико-дедуктивный метод; метод оппозиций; дистрибутивный анализ; валентностный анализ; контекстологический анализ; компонентный анализ).
Лекционное занятие № 4.
Тема: Требования, предъявляемые к научному исследованию
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Выбор темы и объекта исследования.
2. Название темы и её обоснование темы.
3. Актуальность темы исследования.
4. Цель и задачи научного исследования.
Лекционное занятие № 5.
Тема: Планирование исследовательской работы
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Критерии отбора фактического материала.
2. Источники фактического материала.
3. Составление картотеки.
4. Композиция исследовательской работы.
5. Контрольная работа
Лекционное занятие № 6.
Тема: Метаязык исследования. Стиль изложения. Библиографическое описание
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Общее понятие о метаязыке.
2. Терминология.
3. Буквенная символика.
4. Схемы. Таблицы и графики. Графы.
5. Ссылочный аппарат.
6. Цитирование.
7. Недостатки терминологии и их причины.
8. Стиль изложения. Функциональный стиль научной прозы. Лексико-фразеологическое варьирование.
9. Накопление теоретической информации.
10. Библиография. Библиографическое описание книг, описание статей в сборниках и журналах.
Примерная тематика практических занятий.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1-2
Тема: Направления в современном языкознании. Интеграция и дифференциация в науке. Методология. Метод. Методика.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Интеграция и дифференциация в науке.
2. Понятие «стиль мышления». Функционально-системный стиль мышления, адаптивность, антропоцентризм.
3. Краткая характеристика основных направлений в современном отечественном языкознании.
4. Направление исследования как связь метода и аспекта, в котором рассматривается язык.
5. Когнитивная лингвистика. Язык как способ кодирования, хранения и передачи информации.
6. Работа с текстом.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Тема: Системный подход. Адаптивные функциональные системы. Среда. Полевая структура. Тезаурусный подход. Функции системы
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Понятие системы: функциональный аспект.
2. Язык как адаптивная система.
3. «Среда» функционирования языковых единиц.
4. Понятие семантического поля.
5. Работа с текстом: определение ядра и периферии семантического поля «творчество» в стихотворении М. Цветаевой «Моим стихам…»; в стихотворении Н. Гумилева «Волшебная скрипка».
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4-5
Тема: Выбор методики. Гипотетико-дедуктивный метод. Метод оппозиций. Дистрибутивный анализ. Дистрибутивно-статистический анализ.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Метод, методология, методика.
2. Специфика гипотетико-дедуктивного метода лингвистического исследования.
2. В чем особенность метода оппозиций?
3. Дистрибутивный анализ знаков языка. Денотативное (предметно-логическое) и коннотативное значения слова. Узуальные и окказиональные коннотации.
4. Психолингвистический ассоциативный эксперимент. Установить реакции на слово-стимул «жизнь» (анализ результатов опроса).
5. Общее понятие о лингвистической статистике.
6. Отработка навыков применения в анализе текста разных методов и приемов:
а) работа с методическими материалами (Слово и текст: теория и практика коммуникации: сб. ст. / под ред. О.В. Четвериковой. – Армавир: РИО АГПА, 2017);
б) работа в малых группах: определить ключевые слова и семантические поля в стихотворениях И. Бунина «В горах»;
в) работа с текстом: используя метод ассоциаций, установить реакции на слово-стимул «юность»;
г) какие текстовые оппозиции лексем вы обнаружили в стихотворении Н. Гумилева «Купанье»?
7. Специфика контекстологического анализа.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6-7
Тема: Требования, предъявляемые к научному исследованию. Выбор темы, объекта и предмета исследования. Обоснование темы.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Общие требования к научной работе.
2. Выбор темы исследования; его практическая значимость.
3. Понятие «актуальность» работы.
4. Новизна научного исследования.
5. Рекомендации по работе с темой исследования.
6. Работа с материалами студентов.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8
Тема: Концепция работы и её планирование. Критерии отбора материала. Источники фактического материала.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Планирование процесса исследования, его организации (что делать? как делать? зачем?).
2. Планирование композиции работы — изложение результатов в виде текста.
3. Работа с материалами студентов.
4. Закрепление основных этапов работы над исследованием:
- выбор направления, темы, объекта и предмета; сбор и анализ информации по теме; первоначальный сбор фактического материала; формулировка гипотезы; выбор методик; составление подробного плана работы;
- обработка, анализ и обобщение результатов, оформление текста работы;
- определение жанра исследования: доклад, статья, книга, диссертация и т.д. ;
- составление подробного плана по главам и разделам;
- чтение научной литературы;
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9-10
Тема: Композиция исследовательской работы
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Понятие композиции лингвистического исследования.
2. Композиция исследовательской работы:
- введение: объект, предмет, цель, задачи работы, актуальность, обзор состояния вопроса, новизна, методы исследования, теоретическая и практическая значимость;
основную часть и её деление на главы и параграфы;
- заключение
- библиографический список.
3. Краткий обзор обучающимися литературы по теме исследования.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 226.