Форма промежуточной аттестации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
ЗЕ часов Лекции, часов Практические занятия, часов Лабораторные занятия, часов Иные виды, часов В период теоретического обучения, часов В период сессии (контроль), часов

Очная форма обучения

3 2 72 12 28 - 2 30 2 Зачет

Заочная форма обучения

6 2 72 4 4 - 2 58 4 Зачет

5. Содержание дисциплины

5.1. Тематический план учебной дисциплины

5.1.1. Тематический план учебной дисциплины по очной форме обучения

Таблица 5.1


П/п

Разделы курса, темы

Общая трудоемкость,

Часов

Из них аудиторной контактной работы,

часов

Контактная аудиторная работа по видам учебных занятий, отраженная

в учебном плане

часов

СРС по учебному плану,

часов

Текущий рубежный контроль

лекции практические лабораторные
1.   Введение. Стили мышления как научная парадигма. Интеграция и дифференциация в науке. Методология. Метод. Методика. Направления в современном языкознании. История системного подхода к изучению языка. Адаптивные функциональные системы. Среда. Полевая структура и нечеткие множества. Тезаурусный подход. Функции системы.   14   10   4   6   -   4  
2 Выбор методики. Методы: гипотетико-дедуктивный метод; метод оппозиций; дистрибутивный анализ; валентностный анализ; контекстологический анализ; компонентный анализ.   12 8 2 4   4  
3. Требования, предъявляемые к научному исследованию. Выбор темы и объекта исследования. Название темы. Обоснование темы. Актуальность темы. 12 6 2 4   6  
4. Планирование. Критерии отбора материала. Источники фактического материала. Интуиция и воображение.   8   4   2   2     4 Контрольная работа
5 Композиция исследовательской работы. 8 4     4   4  
  6 Метаязык исследования. Общее понятие о метаязыке. Терминология. Недостатки терминологии и их причины. Графический метаязык исследования. Буквенная символика. Схемы. Таблицы и графики. Графы. Ссылочный аппарат. Цитирование.   10   6   2   4     4  
7 Стиль изложения. Функциональный стиль научной прозы. Лексико-фразеологическое варьирование Понятийный аппарат. Накопление теоретической информации. Библиография.   9   5       4     4   Контрольная работа

5.1.2. Тематический план учебной дисциплины по заочной форме обучения

П/п

Разделы курса, темы

Общая трудоемкость,

Часов

Из них аудиторной контактной работы,

часов

Контактная аудиторная работа по видам учебных занятий, отраженная

в учебном плане

часов

СРС по учебному плану,

часов

Текущий рубежный контроль

лекции практические лабораторные
1.   Введение. Стили мышления как научная парадигма. Интеграция и дифференциация в науке. Методология. Метод. Методика. Направления в современном языкознании. История системного подхода к изучению языка. Адаптивные функциональные системы. Среда. Полевая структура и нечеткие множества. Тезаурусный подход. Функции системы.   8   2   2       6  
2 Выбор методики. Методы: гипотетико-дедуктивный метод; метод оппозиций; дистрибутивный анализ; валентностный анализ; контекстологический анализ; компонентный анализ. 8 2 2     6  
3. Требования, предъявляемые к научному исследованию. Выбор темы и объекта исследования. Название темы. Обоснование темы. Актуальность темы.   8   2     2     6  
4. Планирование. Критерии отбора материала. Источники фактического материала. Интуиция и воображение.   6           6 Контрольная работа
  5 Композиция исследовательской работы.   8   2   2     6  
  6 Метаязык исследования. Общее понятие о метаязыке. Терминология. Недостатки терминологии и их причины.   4           4  
  Графический метаязык исследования. Буквенная символика. Схемы. Таблицы и графики. Графы. Ссылочный аппарат. Цитирование.   6           6  
  Стиль изложения. Функциональный стиль научной прозы. Лексико-фразеологическое варьирование Понятийный аппарат.   10           10   Контрольная работа
  Накопление теоретической информации. Библиография.   8           8  

5.2. Виды занятий и их содержание:

5.2.1. Тематика и краткое содержание лекционных занятий

Лекционное занятие № 1.

Тема: Стили мышления как научная парадигма. Интеграция и дифференциация наук

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Стили мышления как научная парадигма (системный, функциональный, антропоцентрический подход).

2. Интеграция наук. Психолингвистика, стилистика декодирования, когнитивная поэтика, теорию текста.

3. Проблемы референции как отношения включенного в речь имени к объектам действительности.

4. Развитие науки за счет дифференциации: семантический синтаксис, коммуникативный, или прагматический, синтаксис, функциональный синтаксис, теория номинации, функциональная лингвостилистика, поэтика, стилистика декодирования, теория интерпретации текста, лингвокультурология.

Лекционное занятие № 2.

 

Тема: История системного подхода к изучению языка. Адаптивные функциональные системы.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Общая теория систем (И.А. Бодуэн де Куртенэ, Ф. де Соссюр Ф. де Соссюр, Гийом, Мейе, Д. Ферс, Халлидей и др.).

2. Среда. Полевая структура и нечеткие множества.

3. Функции языковой системы. Тезаурусный подход.

 

Лекционное занятие № 3.

 

Тема: Методология — метод — методика в исследовательской деятельности

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Понятие метода, методологии, методики.

2. Выбор методики. Частные методики.

3. Методы современной лингвистики (гипотетико-дедуктивный метод; метод оппозиций; дистрибутивный анализ; валентностный анализ; контекстологический анализ; компонентный анализ).

Лекционное занятие № 4.

 

Тема: Требования, предъявляемые к научному исследованию

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Выбор темы и объекта исследования.

2. Название темы и её обоснование темы.

3. Актуальность темы исследования.

4. Цель и задачи научного исследования.

Лекционное занятие № 5.

 

Тема: Планирование исследовательской работы

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Критерии отбора фактического материала.

2. Источники фактического материала.

3. Составление картотеки.

4. Композиция исследовательской работы.

5. Контрольная работа

 

Лекционное занятие № 6.

 

Тема: Метаязык исследования. Стиль изложения. Библиографическое описание

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Общее понятие о метаязыке.

2. Терминология.

3. Буквенная символика.

4. Схемы. Таблицы и графики. Графы.

5. Ссылочный аппарат.

6. Цитирование.

7. Недостатки терминологии и их причины.

8. Стиль изложения. Функциональный стиль научной прозы. Лексико-фразеологическое варьирование.

9. Накопление теоретической информации.

10. Библиография. Библиографическое описание книг, описание статей в сборниках и журналах.


Примерная тематика практических занятий.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1-2

 

Тема: Направления в современном языкознании. Интеграция и дифференциация в науке. Методология. Метод. Методика.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Интеграция и дифференциация в науке.

2. Понятие «стиль мышления». Функционально-системный стиль мышления, адаптивность, антропоцентризм.

3. Краткая характеристика основных направлений в современном отечественном языкознании.

4. Направление исследования как связь метода и аспекта, в котором рассматривается язык.

5. Когнитивная лингвистика. Язык как способ кодирования, хранения и передачи информации.

6.  Работа с текстом.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

 

Тема: Системный подход. Адаптивные функциональные системы. Среда. Полевая структура. Тезаурусный подход. Функции системы

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Понятие системы: функциональный аспект.

2.  Язык как адаптивная система.

3.  «Среда» функционирования языковых единиц.

4. Понятие семантического поля.

5. Работа с текстом: определение ядра и периферии семантического поля «творчество» в стихотворении М. Цветаевой «Моим стихам…»; в стихотворении Н. Гумилева «Волшебная скрипка».

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4-5

 

Тема: Выбор методики. Гипотетико-дедуктивный метод. Метод оппозиций. Дистрибутивный анализ. Дистрибутивно-статистический анализ.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Метод, методология, методика.

2. Специфика гипотетико-дедуктивного метода лингвистического исследования.

2. В чем особенность метода оппозиций?

3. Дистрибутивный анализ знаков языка. Денотативное (предметно-логическое) и коннотативное значения слова. Узуальные и окказиональные коннотации.

4. Психолингвистический ассоциативный эксперимент. Установить реакции на слово-стимул «жизнь» (анализ результатов опроса).

5. Общее понятие о лингвистической статистике.

6. Отработка навыков применения в анализе текста разных методов и приемов:

 а) работа с методическими материалами (Слово и текст: теория и практика коммуникации: сб. ст. / под ред. О.В. Четвериковой. – Армавир: РИО АГПА, 2017);

б) работа в малых группах: определить ключевые слова и семантические поля в стихотворениях И. Бунина «В горах»;

в) работа с текстом: используя метод ассоциаций, установить реакции на слово-стимул «юность»;

г) какие текстовые оппозиции лексем вы обнаружили в стихотворении Н. Гумилева «Купанье»?

7. Специфика контекстологического анализа.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6-7

 

Тема: Требования, предъявляемые к научному исследованию. Выбор темы, объекта и предмета исследования. Обоснование темы.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

 

1. Общие требования к научной работе.

2. Выбор темы исследования; его практическая значимость.

3. Понятие «актуальность» работы.

4. Новизна научного исследования.

5. Рекомендации по работе с темой исследования.

6. Работа с материалами студентов.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

 

Тема: Концепция работы и её планирование. Критерии отбора материала. Источники фактического материала.  

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Планирование процесса исследования, его организации (что делать? как делать? зачем?).

2. Планирование композиции работы — изложение результатов в виде текста.

3. Работа с материалами студентов.

4. Закрепление основных этапов работы над исследованием:

- выбор направления, темы, объекта и предмета; сбор и анализ информации по теме; первоначальный сбор фактического материала; формулировка гипотезы; выбор методик; составление подробного плана работы;

- обработка, анализ и обобщение результатов,  оформление текста работы;

- определение жанра исследования: доклад, статья, книга, диссертация и т.д. ;

- составление подробного плана по главам и разделам;

- чтение научной литературы;

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9-10

 

Тема: Композиция исследовательской работы

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

 

1. Понятие композиции лингвистического исследования.

2. Композиция исследовательской работы:

- введение: объект, предмет, цель, задачи работы, актуальность, обзор состояния вопроса, новизна, методы исследования, теоретическая и практическая значимость;

основную часть и её деление на главы и параграфы;

- заключение

- библиографический список.

3. Краткий обзор обучающимися литературы по теме исследования.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 195.