РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Семестр
Трудоемкость
Контактная работа при проведении учебных занятий по дисциплинам (модулям)
СРС
Форма промежуточной аттестации
Очная форма обучения
Заочная форма обучения
5. Содержание дисциплины
5.1. Тематический план учебной дисциплины
5.1.1. Тематический план учебной дисциплины по очной форме обучения
Таблица 5.1
№ П/п |
Разделы курса, темы |
Общая трудоемкость, Часов |
Из них аудиторной контактной работы, часов |
Контактная аудиторная работа по видам учебных занятий, отраженная в учебном плане часов | СРС по учебному плану, часов |
Текущий рубежный контроль | ||
лекции | практические | лабораторные | ||||||
1. | Введение. Стили мышления как научная парадигма. Интеграция и дифференциация в науке. Методология. Метод. Методика. Направления в современном языкознании. История системного подхода к изучению языка. Адаптивные функциональные системы. Среда. Полевая структура и нечеткие множества. Тезаурусный подход. Функции системы. | 14 | 10 | 4 | 6 | - | 4 | |
2 | Выбор методики. Методы: гипотетико-дедуктивный метод; метод оппозиций; дистрибутивный анализ; валентностный анализ; контекстологический анализ; компонентный анализ. | 12 | 8 | 2 | 4 | 4 | ||
3. | Требования, предъявляемые к научному исследованию. Выбор темы и объекта исследования. Название темы. Обоснование темы. Актуальность темы. | 12 | 6 | 2 | 4 | 6 | ||
4. | Планирование. Критерии отбора материала. Источники фактического материала. Интуиция и воображение. | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | Контрольная работа | |
5 | Композиция исследовательской работы. | 8 | 4 | 4 | 4 | |||
6 | Метаязык исследования. Общее понятие о метаязыке. Терминология. Недостатки терминологии и их причины. Графический метаязык исследования. Буквенная символика. Схемы. Таблицы и графики. Графы. Ссылочный аппарат. Цитирование. | 10 | 6 | 2 | 4 | 4 | ||
7 | Стиль изложения. Функциональный стиль научной прозы. Лексико-фразеологическое варьирование Понятийный аппарат. Накопление теоретической информации. Библиография. | 9 | 5 | 4 | 4 | Контрольная работа |
5.1.2. Тематический план учебной дисциплины по заочной форме обучения
№ П/п |
Разделы курса, темы |
Общая трудоемкость, Часов |
Из них аудиторной контактной работы, часов |
Контактная аудиторная работа по видам учебных занятий, отраженная в учебном плане часов | СРС по учебному плану, часов |
Текущий рубежный контроль | ||
лекции | практические | лабораторные | ||||||
1. | Введение. Стили мышления как научная парадигма. Интеграция и дифференциация в науке. Методология. Метод. Методика. Направления в современном языкознании. История системного подхода к изучению языка. Адаптивные функциональные системы. Среда. Полевая структура и нечеткие множества. Тезаурусный подход. Функции системы. | 8 | 2 | 2 | 6 | |||
2 | Выбор методики. Методы: гипотетико-дедуктивный метод; метод оппозиций; дистрибутивный анализ; валентностный анализ; контекстологический анализ; компонентный анализ. | 8 | 2 | 2 | 6 | |||
3. | Требования, предъявляемые к научному исследованию. Выбор темы и объекта исследования. Название темы. Обоснование темы. Актуальность темы. | 8 | 2 | 2 | 6 | |||
4. | Планирование. Критерии отбора материала. Источники фактического материала. Интуиция и воображение. | 6 | 6 | Контрольная работа | ||||
5 | Композиция исследовательской работы. | 8 | 2 | 2 | 6 | |||
6 | Метаязык исследования. Общее понятие о метаязыке. Терминология. Недостатки терминологии и их причины. | 4 | 4 | |||||
Графический метаязык исследования. Буквенная символика. Схемы. Таблицы и графики. Графы. Ссылочный аппарат. Цитирование. | 6 | 6 | ||||||
Стиль изложения. Функциональный стиль научной прозы. Лексико-фразеологическое варьирование Понятийный аппарат. | 10 | 10 | Контрольная работа | |||||
Накопление теоретической информации. Библиография. | 8 | 8 |
5.2. Виды занятий и их содержание:
5.2.1. Тематика и краткое содержание лекционных занятий
Лекционное занятие № 1.
Тема: Стили мышления как научная парадигма. Интеграция и дифференциация наук
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Стили мышления как научная парадигма (системный, функциональный, антропоцентрический подход).
2. Интеграция наук. Психолингвистика, стилистика декодирования, когнитивная поэтика, теорию текста.
3. Проблемы референции как отношения включенного в речь имени к объектам действительности.
4. Развитие науки за счет дифференциации: семантический синтаксис, коммуникативный, или прагматический, синтаксис, функциональный синтаксис, теория номинации, функциональная лингвостилистика, поэтика, стилистика декодирования, теория интерпретации текста, лингвокультурология.
Лекционное занятие № 2.
Тема: История системного подхода к изучению языка. Адаптивные функциональные системы.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Общая теория систем (И.А. Бодуэн де Куртенэ, Ф. де Соссюр Ф. де Соссюр, Гийом, Мейе, Д. Ферс, Халлидей и др.).
2. Среда. Полевая структура и нечеткие множества.
3. Функции языковой системы. Тезаурусный подход.
Лекционное занятие № 3.
Тема: Методология — метод — методика в исследовательской деятельности
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Понятие метода, методологии, методики.
2. Выбор методики. Частные методики.
3. Методы современной лингвистики (гипотетико-дедуктивный метод; метод оппозиций; дистрибутивный анализ; валентностный анализ; контекстологический анализ; компонентный анализ).
Лекционное занятие № 4.
Тема: Требования, предъявляемые к научному исследованию
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Выбор темы и объекта исследования.
2. Название темы и её обоснование темы.
3. Актуальность темы исследования.
4. Цель и задачи научного исследования.
Лекционное занятие № 5.
Тема: Планирование исследовательской работы
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Критерии отбора фактического материала.
2. Источники фактического материала.
3. Составление картотеки.
4. Композиция исследовательской работы.
5. Контрольная работа
Лекционное занятие № 6.
Тема: Метаязык исследования. Стиль изложения. Библиографическое описание
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Общее понятие о метаязыке.
2. Терминология.
3. Буквенная символика.
4. Схемы. Таблицы и графики. Графы.
5. Ссылочный аппарат.
6. Цитирование.
7. Недостатки терминологии и их причины.
8. Стиль изложения. Функциональный стиль научной прозы. Лексико-фразеологическое варьирование.
9. Накопление теоретической информации.
10. Библиография. Библиографическое описание книг, описание статей в сборниках и журналах.
Примерная тематика практических занятий.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1-2
Тема: Направления в современном языкознании. Интеграция и дифференциация в науке. Методология. Метод. Методика.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Интеграция и дифференциация в науке.
2. Понятие «стиль мышления». Функционально-системный стиль мышления, адаптивность, антропоцентризм.
3. Краткая характеристика основных направлений в современном отечественном языкознании.
4. Направление исследования как связь метода и аспекта, в котором рассматривается язык.
5. Когнитивная лингвистика. Язык как способ кодирования, хранения и передачи информации.
6. Работа с текстом.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Тема: Системный подход. Адаптивные функциональные системы. Среда. Полевая структура. Тезаурусный подход. Функции системы
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Понятие системы: функциональный аспект.
2. Язык как адаптивная система.
3. «Среда» функционирования языковых единиц.
4. Понятие семантического поля.
5. Работа с текстом: определение ядра и периферии семантического поля «творчество» в стихотворении М. Цветаевой «Моим стихам…»; в стихотворении Н. Гумилева «Волшебная скрипка».
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4-5
Тема: Выбор методики. Гипотетико-дедуктивный метод. Метод оппозиций. Дистрибутивный анализ. Дистрибутивно-статистический анализ.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Метод, методология, методика.
2. Специфика гипотетико-дедуктивного метода лингвистического исследования.
2. В чем особенность метода оппозиций?
3. Дистрибутивный анализ знаков языка. Денотативное (предметно-логическое) и коннотативное значения слова. Узуальные и окказиональные коннотации.
4. Психолингвистический ассоциативный эксперимент. Установить реакции на слово-стимул «жизнь» (анализ результатов опроса).
5. Общее понятие о лингвистической статистике.
6. Отработка навыков применения в анализе текста разных методов и приемов:
а) работа с методическими материалами (Слово и текст: теория и практика коммуникации: сб. ст. / под ред. О.В. Четвериковой. – Армавир: РИО АГПА, 2017);
б) работа в малых группах: определить ключевые слова и семантические поля в стихотворениях И. Бунина «В горах»;
в) работа с текстом: используя метод ассоциаций, установить реакции на слово-стимул «юность»;
г) какие текстовые оппозиции лексем вы обнаружили в стихотворении Н. Гумилева «Купанье»?
7. Специфика контекстологического анализа.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6-7
Тема: Требования, предъявляемые к научному исследованию. Выбор темы, объекта и предмета исследования. Обоснование темы.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Общие требования к научной работе.
2. Выбор темы исследования; его практическая значимость.
3. Понятие «актуальность» работы.
4. Новизна научного исследования.
5. Рекомендации по работе с темой исследования.
6. Работа с материалами студентов.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8
Тема: Концепция работы и её планирование. Критерии отбора материала. Источники фактического материала.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Планирование процесса исследования, его организации (что делать? как делать? зачем?).
2. Планирование композиции работы — изложение результатов в виде текста.
3. Работа с материалами студентов.
4. Закрепление основных этапов работы над исследованием:
- выбор направления, темы, объекта и предмета; сбор и анализ информации по теме; первоначальный сбор фактического материала; формулировка гипотезы; выбор методик; составление подробного плана работы;
- обработка, анализ и обобщение результатов, оформление текста работы;
- определение жанра исследования: доклад, статья, книга, диссертация и т.д. ;
- составление подробного плана по главам и разделам;
- чтение научной литературы;
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9-10
Тема: Композиция исследовательской работы
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Понятие композиции лингвистического исследования.
2. Композиция исследовательской работы:
- введение: объект, предмет, цель, задачи работы, актуальность, обзор состояния вопроса, новизна, методы исследования, теоретическая и практическая значимость;
основную часть и её деление на главы и параграфы;
- заключение
- библиографический список.
3. Краткий обзор обучающимися литературы по теме исследования.
Примерная тематика курсовых работ
Курсовые работы программой не предусмотрены
Обсуждение в группах
Групповое обсуждение какого-либо вопроса направлено на нахождении истины или достижение лучшего взаимопонимания. Групповые обсуждения способствуют лучшему усвоению изучаемого материала.
На первом этапе группового обсуждения перед обучающимися ставится проблема, выделяется определенное время, в течение которого обучающиеся должны подготовить аргументированный развернутый ответ. На втором этапе группового обсуждения вырабатывается групповое решение совместно с преподавателем.
Разновидностью группового обсуждения является круглый стол, который проводится с целью поделиться проблемами, собственным видением вопроса, познакомиться с опытом, достижениями.
Дискуссия
Как интерактивный метод обучения означает исследование или разбор. Образовательной дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы (ситуации), сопровождающееся обменом идеями, опытом, суждениями, мнениями в составе группы обучающихся.
Как правило, дискуссия обычно проходит три стадии: ориентация, оценка и консолидация. Последовательное рассмотрение каждой стадии позволяет выделить следующие их особенности.
Стадия ориентации предполагает адаптацию участников дискуссии к самой проблеме (ситуации), друг другу, что позволяет сформулировать проблему, цели дискуссии; установить правила, регламент дискуссии.
В стадии оценки происходит выступление участников дискуссии, их ответы на возникающие вопросы, сбор максимального объема идей (знаний), предложений, пресечение преподавателем (арбитром) личных амбиций отклонений от темы дискуссии.
Стадия консолидации заключается в анализе результатов дискуссии, согласовании мнений и позиций, совместном формулировании решений и их принятии.
В зависимости от целей и задач занятия, возможно, использовать следующие виды дискуссий: классические дебаты, экспресс-дискуссия, текстовая дискуссия, проблемная дискуссия, ролевая (ситуационная) дискуссия.
6 . Оценочные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Примеры оценочных материалов для проведения
текущей аттестации обучающихся по дисциплине
Примерные задания для контрольной работы
Вариант 1
1. Дайте определение семиотике. Назовите три составные части этой науки.
2. Определите семантику и возможные валентностные свойства номинаций акула, цветочки, медведь, цыплята.
3. Определите прагматический потенциал языковых средств маркирования смыслов в следующих миниатюрах В. Вишневского. Какими методами и приемами вы пользовались в работе с языковыми единицами одностиший? Каковы смыслы текстов ?
Зачем о Вас – давайте о приятном. Ах, вы не спонсор! Положите вилку. По осени цыплята усмехнулись. Я без цветов – чтоб не было банально. Мобильного в мешке не утаишь. Средь шумного бала набили хлебало. Вот я и дома – это ль не блаженство?! А мог попасть и в сводку происшествий. О, раствори мне хоть немного кофе! Куда пропал?.. Да не было в живых! По телефону смотритесь вы лучше. Любимая, да ты и собеседник. Всё больше людей нашу тайну хранят.
5. Составьте граф, раскрывающий особенности семантики лексемы «серебро».
Вариант 2
1. Дайте определение терминам «метод», «методология», «методика» исследования.
2. Раскройте специфику гипотетико-дедуктивного метода работы с языковым материалом.
3. Прочитать стихотворение И. Бунина «Мы встретились случайно…». Произвести когнитивно-смысловой анализ стихотворения с опорой на конструирование смысловых полей текста.
Мы встретились случайно, на углу.
Я быстро шел — и вдруг как свет зарницы
Вечернюю прорезал полумглу
Сквозь черные лучистые ресницы.
На ней был креп,— прозрачный легкий газ
Весенний ветер взвеял на мгновенье,
Но на лице и в ярком блеске глаз
Я уловил былое оживленье.
И ласково кивнула мне она,
Слегка лицо от ветра наклонила
И скрылась за углом... Была весна...
Она меня простила и — забыла.
4. В какие текстовые сочетания (дистрибуция) могут входить слова «бездна», «застыть», «жизнь», «любить»?
5. Составьте список из пяти-шести тем, которые бы вы предложили ученикам для перспективного исследования.
Вариант 3
1. Дайте определение понятию «семантическое поле».
2. Определите ядро и периферию семантического поля данного ниже стихотворения М. Цветаевой. Какие методы исследования смыслового содержания этого произведения вы использовали?
Солнце Вечера – добрее
Солнца в полдень.
Изуверствует – не – греет
Солнцу в полдень.
Отрешённее и кротче
Солнце – к ночи.
Умудрённое, – не хочет
Бить нам в очи.
Простотой своей тревожа –
Королевской,
Солнце Вечера – дороже
Песнопевцу!
3. Опишите признаки диссертационного исследования.
4. Сформулируйте актуальность исследования на тему «Способы языкового маркирования смысловых доминант в поэтической речи Н. Гумилева».
5. Представьте разработанную вами программу исследования художественной речи (по выбору студента).
Вариант 4
1. Дать определение термину «адаптивная система».
2. Описать этапы работы с текстом с позиций гипотетико-дедуктивного метода.
3. Установить, как маркирована в речи С. Есенина эмотивная доминанта в стихотворениях «Дай, Джим, на счастье руку мне»; «Сукин сын».
4. Используя метод компонентного анализа слова, установите семный состав лексемы «сын».
5. Сформулируйте возможные цель и задачи курсовой работы «Номинация “звезда” и особенности её семантического развертывания в лирике А. Блока».
6.2. Контрольные вопросы для проведения промежуточной аттестации (экзамена)
Программой экзамен не предусмотрен
Текущая аттестация
Проверяется сформированность готовности использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11); способности руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12).
Шкала оценки контрольной работы на примере освоения компетенции ПК-11 «готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования»
Контрольная работа оценивается в соответствии со следующими критериями:
Оценка | Характеристика сформированности компетенций |
«5» (отлично) | Знает терминологию, методы и приемы научного исследования. Умеет осуществлять методологическое обоснование научного исследования, определить объект и предмет исследования, сформулировать цель и задачи, обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость исследования. Владеет понятийным аппаратом дисциплины, методами и приемами исследовательской работы в области анализа художественной речи. |
«4» (хорошо) | Знает терминологию, методы и приемы научного исследования Умеет (в большей степени) осуществлять методологическое обоснование научного исследования, определить объект и предмет исследования, сформулировать цель и задачи, обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость исследования. Владеет понятийным аппаратом дисциплины; методами и приемами исследовательской и практической работы в области анализа художественной речи (в большей степени). |
«3» (удовлетворительно) | Знает слабо терминологию, методы и приемы научного исследования. Умеет не в полной мере осуществлять методологическое обоснование научного исследования, формулировать задачи исследования, обосновывать его актуальность, его теоретическую и практическую значимость. Владеет не в полной мере понятийным аппаратом дисциплины, методами и приемами исследовательской работы в области анализа художественной речи |
«2» (неудовлетворительно) | Не знает терминологию, методы и приемы научного исследования. Не умеет осуществлять методологическое обоснование научного исследования, формулировать задачи исследования, обосновывать его актуальность, его теоретическую и практическую значимость. Не владеет понятийным аппаратом дисциплины, методами и приемами исследовательской работы в области анализа художественной речи. |
Шкала оценки контрольной работы на примере освоения компетенции ПК-12 «способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся»
Оценка | Характеристика сформированности компетенций |
«5» (отлично) | Знает, как анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование. Умеет использовать индивидуальные креативные способности для организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся; вовлекать обучающихся в научную работу; самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные научные и исследовательские задачи перед обучающимися; консультировать обучающихся на этапах выбора темы, подготовки и оформления исследовательских, курсовых, выпускных квалификационных работ, контролировать и оценивать процесс и результаты их выполнения. Владеет технологиями разработки научных статей, публичных выступлений на конференциях; навыками публикации материалов научной работы; навыками руководства научно-исследовательской работой. |
«4» (хорошо) | Знает, как анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование. Умеет использовать индивидуальные креативные способности для организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся; вовлекать обучающихся в научную работу; самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные научные и исследовательские задачи перед обучающимися; консультировать обучающихся на этапах подготовки и оформления исследовательских работ, контролировать и оценивать процесс и результаты их выполнения. Владеет навыками публикации материалов научной работы; навыками руководства научно-исследовательской работой. |
«3» (удовлетворительно) | Знает, в основном, как анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования. Умеет вовлекать обучающихся в научную работу; ставить конкретные научные и исследовательские задачи перед обучающимися; контролировать и оценивать процесс и результаты их выполнения. Владеет (в меньшей степени) навыками руководства научно-исследовательской работой. |
«2» (неудовлетворительно) | Не знает, как организовать учебно-исследовательскую деятельностью обучающихся. Не умеет вовлекать обучающихся в научную работу. Не владеет навыками руководства научно-исследовательской работой. Компетенция абсолютно не проявлена. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
В процессе изучения учебной дисциплины следует:
1. Ознакомиться с рабочей программой дисциплины. Рабочая программа дисциплины содержит перечень разделов и тем, которые необходимо изучить, планы лекционных и семинарских занятий, вопросы к текущей и промежуточной аттестации, перечень основной, дополнительной литературы и ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», определиться с темой курсовой работы (при наличии).
2. Ознакомиться с планом самостоятельной работы обучающихся.
3. Посещать теоретические (лекционные) и практические (семинарские, лабораторные) занятия.
4. При подготовке к практическим (семинарским, лабораторным) занятиям, а также при выполнении самостоятельной работы следует использовать методические указания для обучающихся.
Все виды аудиторных занятий сочетают образовательную, воспитательную, практическую и методическую функции.
Вводная лекция – лекционное занятие, предназначенное для создания общего впечатления о дисциплине. На занятии до сведения, обучающегося доводятся основные вопросы дисциплины, показывается ее роль и место в соответствующей области знаний, определяется значение дисциплины для формирования общих и профессиональных компетенций.
Тьюринг – лекционное занятие консультативного характера, на котором раскрываются основные вопросы, подготовки к самостоятельной работе, а также к промежуточной и итоговой аттестации.
Коллективный тренинг – коллективное занятие по заранее разработанному сценарию с использованием активных методов обучения. Различают несколько видов коллективных тренингов: дискуссия, круглый стол, ролевая и деловая игра.
Штудирование – учебная работа по структурированию и анализу содержания образовательно-информационных ресурсов по учебной дисциплине, результатом которой являются подготовка конспекта, тезисов, составление логических схем или классификаций по изучаемой теме, а также глоссария основных терминов и понятий, фактов, персоналий и дат.
Мониторинг работы с текстами – проверка результатов выполнения обучающимися «Заданий для самостоятельной работы». В процессе проверки выявляется умение обучающегося структурировать и анализировать содержание учебной и иной литературы, составлять тезисы, конспекты, логические схемы, а также фиксируются результаты заучивания основных терминов и понятий, фактов, персоналий и дат.
Тестирование - одним из наиболее эффективных методов оценки знаний, обучающихся, используется для оценки уровня подготовленности обучаемых по иностранному языку. Тестирование является важнейшим дополнением к традиционной системе контроля уровня обучения. Тестирование способствует развитию логического мышления, целенаправленности: обучаемый при письменном контроле более сосредоточен, обдумывает варианты решения и построения ответа. Слово «тест» (test) английского происхождения и означает «испытание», «проверка»
Виды тестовых заданий:
* Множественный выбор (multiple choice) – задание заключается в выборе правильного ответа из трех и более вариантов;
* Упорядочение (rearrangement) – используется для проверки умения составить связных текст из отдельных частей или предложения из данных слов;
* Завершение (completion) -предлагается самостоятельно закончить предложение, руководствуясь смыслом;
* Подстановка (substitution) – выполнение задания предусматривает изменение формы слова или структуры предложения в целом;
* внутриязыковое перефразирование – состоит в передаче своими словами содержания текста;
* межъязыковое перефразирование – предполагает умение обучающихся найти эквивалентную форму для передачи содержания текста, выраженного средствами изучаемого языка.
* Клоуз-тесты (cloze test) – предполагает восстановление пропущенных слов в тексте и проверяет общий уровень владения языком.
Творческая работа – это самостоятельная учебная научно-методическая работа, основными целями которой является развитие у студентов, прежде всего, исследовательских навыков и умений – таких, как: корректность постановки цели, проблемы, выделения объекта и предмета исследования, формулировки задач и гипотез работы; логика изложения работы, соотношение и взаимосвязь теоретического и эмпирического материала; грамотное изложение работы, соблюдение правил грамматики и орфографии; обоснование выбора методического обеспечения, его соответствие задачам исследования; использование современных методов обработки данных эмпирического исследования; владение основными методами и средствами получения, хранения, переработки информации; корректность авторских обобщений, содержательность и обоснованность выводов.
Портфолио – является современной эффективной формой самооценки результатов образовательной деятельности, создается в течение всего периода обучения данной дисциплине, и позволяет студенту профессионально подойти к оценке собственных достижений в овладении иностранными языками.
Структура языкового портфолио:
1. Персональные данные (CV, Resume).
2. Образовательный опыт слушателя до поступления в магистратуру (свидетельства об образовании, сертификаты, характеризующие уровень владения английским языком, участие в международных проектах, конференциях, олимпиадах и т.д.)
3. Достижения в результате освоения основной образовательной программы, выполненные самостоятельно задания по освоенным разделам дисциплины, демонстрирующие использование им печатных и интернет-изданий на иностранном языке (список прочитанной литературы, аннотации на опубликованные статьи, сообщения о научной специальности, перевод текста по теме диссертационного исследования, резюме на иностранном языке, рефераты, тезисы, глоссарий научной терминология по избранной направленности и т.д.)
Языковой портфолио выполняются индивидуально каждым обучающимся.
Самостоятельная работа обучающихся является важной компонентой профессиональной подготовки специалистов и включает в себя следующее.
Штудирование учебного материала – подготовка конспекта, логической схемы изучаемого материала, выучивание глоссария (словарь терминов), изучение алгоритмов решения типовых задач программы. Занятие проводится в рамках самостоятельной работы обучающегося.
Изучение рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) – работа с тематическим обзором, выучивание глоссария (словарь терминов), изучение алгоритмов решений типовых заданий дисциплины. Занятие проводится в рамках самостоятельной работы обучающегося.
Составление тематического глоссария профессиональной лексике. Глоссарий – список наиболее часто употребляемых в тексте терминов и понятий, расположенных в определённой системе и по определённым правилам.
Правила составления глоссария:
1. Термины располагаются в алфавитном порядке (или в логике чтения информации).
2. Обязательно указывается ссылка на источник.
3. Располагается в конце работы, после списка используемых источников.
4. Включаются термины, употребляемые в тексте работы.
5. Используется не менее 2-х словарей.
Работа с текстами – работа с методическими пособиями в начале изучения дисциплины, при освоении материала программы и при подготовке к формам текущего рубежного и промежуточного контроля. Занятие носит самостоятельный характер.
Работа с электронным образовательным контентом – повторное закрепление материала программы с использованием обучающих программных продуктов, слайд лекций, слайд тьюторинга, просмотр видео-материалов, прослушивание аудио-материалов
Аннотирование – это процесс переработки и изложения информации в устной, или – чаще в письменной форме.
Процесс аннотаций научных статей по специальности из иноязычных научных журналов (Интернета). Представление и анализ аннотаций включает три этапа.
1-й этап – это чтение исходного текста и его анализ – обычно несколько раз – с целью детального понимания основного содержания текста, осмысления его фактической информации (изучающее чтение).
2-й этап – это операции с текстом первоисточника: текст разбивается на отдельные смысловые фрагменты с целью извлечения основной и необходимой информации каждого из них.
3-й этап – это свертывание, сокращение, обобщение, компрессия выделенной основной фактологической информации и оформление текста аннотации в соответствии с принятой моделью
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Основы научного исследования
Направление подготовки: | 44.03.01 Педагогическое образование |
Направленность (профиль): | Филологическое образование |
Квалификация (степень) выпускника: | бакалавр |
Форма обучения: | очная, заочная |
Армавир, 2018
Автор: Четверикова Ольга Владимировна, д.ф.н., профессор кафедры отечественной филологии и журналистики
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «04» декабря 2015 г. № 1426 по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
При разработке РПД в основу положен учебный план направленности (профиля) «Филологическое образование».
Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры отечественной филологии и журналистики
(протокол № 16 от « 30 » июня 2018 г.)
Зав. кафедрой д.филол.н., доцент ____________ А.А.Безруков ученая степень, ученое звание, Ф.И.О. подпись
Содержание Рабочей программы дисциплины
№ п/п | Наименование раздела РПД | Страница |
1. | Цели и задачи освоения учебной дисциплины | 4 |
2. | Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО | 4 |
3. | Планируемые результаты обучения по дисциплине | 4 |
4. | Структура дисциплины и распределение ее трудоемкости | 6 |
5. | Содержание дисциплины | 7 |
6. | Оценочные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине | 16 |
7. | Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины | 22 |
8. | Требования к условиям реализации рабочей программы дисциплины | 23 |
9. | Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины | 25 |
1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины
Цель освоения дисциплины «Основы научного исследования» - развитие навыков научно-исследовательской деятельности, формирование основ культуры умственного труда, готовности к проведению научно-исследовательских работ.
Задачи:
- изучение теоретических и практических аспектов научного познания и научно- исследовательской деятельности;
- формирование представления о системе методов научного исследования, методики организации научно-исследовательской работы;
- формирование умения работать с научной литературой, с фактическим материалом на основе современных приемов и методов исследования языка;
- развитие практических умений обучающихся в проведении научных исследований, анализе полученных результатов.
Цели и задачи дисциплины определены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» – 44.03.01. (квалификация – «бакалавр»).
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО
Дисциплина «Основы научного исследования» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (дисциплина по выбору) и изучается в 3-м семестре. По содержанию и методически программа курса связана с такими дисциплинами, как «Философия» (материя и основные формы её существования; познание как отражение действительности; диалектика как учение о всеобщей связи и развитии), «Психология личности», «Введение в литературоведение», «Информатика» (используются навыки программирования), с изученными учебными разделами современного русского языка (фонетика, орфоэпия, лексикология), стилистикой и подготавливает обучающихся к освоению следующих курсов: «Филологический анализ текста», «Методика преподавания русского языка», «Методика преподавания литературы»; позволяет приобрести знания и навыки написания курсовых и выпускных квалификационных работ.
Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин, позволяет обучающимся закрепить необходимые знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению:
ПК-11 | Готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования | Знать: методы и приемы научного исследования, методологические теории и принципы современной науки, базис современных компьютерных технологий. Уметь: осуществлять методологическое обоснование научного исследования, оценить эффективность научной деятельности, использовать сетевые технологии и мультимедиа в образовании и науке; сформулировать задачи исследования, обосновывать актуальность исследования, его теоретическую и практическую значимость. Владеть: логико-методологическим анализом научного исследования и его результатов, применением различных приемов в исследовании и описании языкового материала, осуществлением научного эксперимента, методами и приемами исследовательской и практической работы в области анализа художественной речи. |
ПК-12 | Способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся | Знать организацию научно-исследовательской деятельности; основы лингвистического эксперимента, методы и приемы работы с научными и художественными текстами, критерии оценки научной работы и систему внедрения её результатов Уметь выбрать тему исследования, определить объект и предмет исследования, цель и задачи работы, актуальность; прогнозировать практическую значимость исследования; оформлять и защищать результаты исследования Владеть: системой теоретических и практических навыков исследовательской деятельности; навыками создавать коллектив, работающий над определенной научной проблемой; навыками проведения информационного поиска, навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, навыками сотрудничества. |
4. Структура дисциплины и распределение ее трудоемкости
Семестр
Трудоемкость
Контактная работа при проведении учебных занятий по дисциплинам (модулям)
СРС
Дата: 2019-02-02, просмотров: 269.