Задержка психического развития (ЗПР) - это замедление темпов развития, выражающийся в недостаточном общем запасе знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщении интеллектуальной деятельностью.
Причин задержки психического развития много, среди них в частности:
- наследственность;
- неблагоприятные условия воспитания;
- длительные болезни в раннем ди тинстви, которые истощают малыша;
- нарушение функционирования головного мозга, связанные с его поражениями во время внутриутробного развития вследствие патологии родов, травм и тому подобное.
Особенности психического развития детей с ЗПР
Чтобы вовремя выявить задержку психического развития у ребенка, следует знать как она проявляется у детей разного возраста. Характерными признаками ЗПР ребенка раннего возраста являются:
· Недоразвитые речевые функции - отсутствие фразовой речи, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, неправильное произношение, утруд ния речевого воспроизведения;
· Не сформированы навыки самообслуживания - ребенок не может самостоятельно одеться, неопрятная, не умеет польз уватися ложкой, салфеткой и тому подобное;
· Низкий уровень развития и темп развития игровой деятельности - примитивность и однообразие игровых действий;
· Незрелые моторные функции - оказываются в недоразвития общей и мелкой моторики;
· Негативные проявления поведения.
Для ребенка дошкольного возраста с ЗПР характерны:
· Недоразвитие игровой деятельности - ребенок не принимает предложенную ей игровую роль, не соблюдает правила игры, предпочитает подвижным играм. В процессе сюжетно-ролевой игры такой ребенок действует с игровым материалом стереотипно, сжимается с трудностями мы при выполнении отдельных ролей;
· Недостаточная познавательная активность, быстрая утомляемость, истощаемость , которые серьезно тормозят эффективность развития и обучения ребенка. Быстрая утомляемость приводит к снижению работоспособности, негат вно влияет на усвоение знаний;
· Неспособность к обобщению и целостности восприятия, которые снижают результативность продуктивных видов деятельности, в част ема рисования и конструирования;
· Недоразвитие эмоционально-волевой сферы, что приводит к негативным проявлениям в поведении. Ребенок не понимает, как следует вести себя со взрослыми, может быть навязчивой. Такому ребенку сложно соблюдать правила поведения в группе, поддерживать отношения со своими сверстниками и тому подобное.
37.Олигофрения.Класификация по степени выраженности
Олигофрения - это врожденное или приобретенное в раннем возрасте слабоумие. Оно выражается в общем недоразвития психики и в первую очередь затрагивает интеллект человека. В быту олигофрению у детей нередко называют психической отсталостью, а самого ребенка с задержкой умственного развития - отсталым. В зависимости от выраженности умственного дефекта и коэффициента интеллекта больного роз ризняють 3 степени олигофрении:
Легкую умственную отсталость принято называть дебильностью . У больных с этой степенью олигофрении коэффициент интеллекта находится в переделах 50-70 баллов. Пациенты имеют достаточно развитую речь, могут осуществлять простые арифметические операции (сложить, вычесть, посчитать деньги). Их круг интересов ограничен бытовыми вопросами. К обучению больные с легкой степенью олигофрении интереса не проявляют и демонстрируют полную неспособность к абстрактному мышлению. Они в состоянии усвоить правила общественного поведения и навыки примете вного монотонного ручного труда.
Имбецильность - степень олигофрении с умеренной выраженности интеллектуального недоразвития. Коэффициент интеллекта этих людей от 20 до 49 баллов. Больные с данной степенью олигофрении косноязычные. Их словарный запас состоит из нескольких десятков слов. При этой степени олигофрении у человека сохраняется способность к самообслуживанию, но выполнять самую примитивную производственную работу хвори и часто оказывается не в состоянии.
Идиотия - степень олигофрении с самой глубокой умственной отсталостью. Пациенты этой группы имеют коэффициент интеллекта менее 20 баллов. Мышление при глубокой степени олигофрении практически неразвитое. Больные плохо понимают обращенную к ним речь. Их общение с окружающими ограничено проявлением эмоций удовольствия или неудовольствия. Навыки самообслуживания у пациентов отсутствуют, и они полностью зависимы от ухаживают за ними людей.
38. Общие понятия о предельных формы интеллектуального дефекта и задержка темпа психического развития.
Предельные формы интеллектуального дефекта. К этой группе расстройств относятся состояния, проявляющиеся легкой интеллектуальной недостаточностью и занимают промежуточное положение между интеллектуальной нормой и олигофренией. Это одна из самых распространенных форм психической патологии детского возраста. Статистические данные по распространенности предельной умственной отсталости довольно противоречивые и имеют широкий диапазон: от 2 до 12%. Это обусловлено тем, что нет четких клинических критериев диагностики этой патологии. Как известно, интеллектуальный показатель не может в полном объеме определить уровень психического недоразвития, тем более, что нередко существенную роль в этом играет социальный критерий. Предельная умственная отсталость у детей становится заметной в 6-летнем возрасте в период подготовки детей к школе и окончательно оказывается в младшем школьном возрасте.
Клиническая классификация:
1. Дизонтогенетические формы, при которых недостаточность обусловлена механизмами задержанного или искаженного психического развития ребенка.
2. энцефалопатических формы, в основе которых лежит органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза.
3. Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов и органов чувств (действие сенсорной депривации).
4. Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства.
Ранняя диагностика предельной умственной отсталости и своевременная медико-педагогическая коррекция способствуют редукции симптомов психического недоразвития, в результате чего интеллектуальный уровень приближается к нижней границе нормы. В то же время подросткового и пубертатная кризиса могут осложнить имеющуюся патологию невротическими и патохарактерологические расстройствами. Конечные состояния предельной умственной отсталости во многом зависят от этиологического фактора и наличия или отсутствия медико-педагогических коррекционных мероприятий. При благоприятных условиях возможно ускорение развития психических функций у лиц с задержкой психического развития.
Лечение детей с предельной умственной отсталостью должно включать лекарственные препараты, действие которых направлено на улучшение гемодмнамикы и биохимических процессов головного мозга, и коррекций ни меры педагогического уровня. Дети с различными клиническими формами требуют индивидуального подхода и специальных программ для обучения. Имеет значение воспитательный подход оздоровления социальной среды больного ребенка.
ЗПР (задержка психологического развития) у детей. Это Отставание в темпе развития психики ребенка от общепринятых показателей для данной возрастной категории. Причинами ЗПР могут быть органическое поражение головного мозга, неблагополучная социальная ситуация р озвитку (условия воспитание), после переноса ребенком хронических заболеваний в связи с общей интоксикацией организма.
симптомы
отсталость в когнитивном развитии по сравнению со сверстниками;
-Труднощи с овладением навыков чтения, письма, арифметики;
- Часто наблюдаются проявления гиперактивности, проблемной поведения;
- Незначительное нарушение мелкой моторики
- Преимущество игровых мотивов над учебными;
- Сложности с соблюдением норм и правил (например, школьных)
-Незрилисть эмоционально-волевой сферы;
-эмоциональная лабильность.
Важным отличием ЗПР от умственной отсталости является способность детей продуктивно использовать помощь взрослого. Например, при выполнении задач ребенок с помощью взрослого может успешно с ними справляться и это означает ближайшую зону ее развития. В случае правильно проведенной коррекционной работы специалистов в команде с родителями можно достичь больших успехов в минимизации (обычно это также зависит и от других факторов, например от глубины поражения головного мозга).
К. С. Лебединская (1980) предложила медицинскую классификацию детей с ЗПР. Ею были выделены четыре основных варианта ЗПР:
1. конституционального происхождения. Причины: нарушение обмена веществ, специфика генотипа. Симптомы: задержка физического развития, становления статодинамической психомоторных функций;интеллектуальные нарушения, эмоционально-личностная незрелость, что проявляется в аффектах, нарушениях поведения.
2. соматогенного происхождения. Причины: длительные соматические заболевания, инфекции, аллергии. Симптомы: задержка психомоторного и речевого развития; интеллектуальные нарушения;невропатические расстройства, выражающиеся в замкнутости, робости, застенчивости, заниженной самооценки, несформированности детской компетентности; эмоциональная незрелость.
3. психогенного происхождения. Причины: неблагоприятные условия воспитания на ранних этапах онтогенеза, травмирующее микросреду. Симптомы: несформированность детской компетентности и произвольной регуляции деятельности и поведения; патологическое развитие личности; эмоциональные расстройства.
4. Церебрально-органического происхождения. Причины: точечная органическое поражение ЦНС остаточного характера, вследствие патологии беременности и родов, травм ЦНС и интоксикации. Симптомы: задержка психомоторного развития, интеллектуальные нарушения, органический инфантилизм.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 221.