Нарушение слуха. Сурдопедагогика
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сурдопедагогика (от лат. surdus – глухой) – составная часть специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями слуха. Нормальная функция слухового анализатора имеет особую значимость для общего развития ребенка. Состояние слуха оказывает решающее влияние на его речевое и психологическое становление.

Слух – отражение действительности в форме звуковых явлений, способность человека воспринимать и различать звуки.

     Различают следующие причины нарушений слуха у детей:

1. Наследственные: наследственная тугоухость, то есть передающаяся из поколения в поколение, генетические отклонения.

2. Врожденные : вес при рождении менее 1500 г и/или роды ранее 32-й недели беременности; гипоксия (кислородная недостаточность) плода; остановка дыхания (младенец после рождения долгое время не мог вдохнуть); родовые травмы; инфекции, перенесенные матерью во время беременности (краснуха, грипп, герпес, цитомегаловирус, токсоплазмоз); прием ототоксических препаратов во время беременности; злоупотребление будущей матери алкоголем.

3. Приобретенные: бактериального менингита или энцефалита; тяжелых форм кори или свинки; хронического воспаления уха; несчастных случаев (различные травмы); химиотерапии, применения ототоксических средств (особенно некоторых антибиотиков). Кроме того, следует насторожиться в следующих случаях (так как они могут сопровождаться нарушениями слуха) : при необычной форме наружного уха и слухового прохода; ограниченной подвижности рта; повышенном слюноотделении, которое нельзя объяснить прорезыванием зубов; церебральных двигательных расстройствах; отсутствии речи или приостановке ее развития; отклонениях в поведении (слишком шумные, агрессивные или, наоборот, слишком спокойные дети).

Кроме того, примерно в 30% случаев причину нарушения слуха установить не удается.

Основные группы детей с нарушениями слуха

Выделяют три основные группы детей с нарушениями слуха: глухих, слабослышащих (тугоухих) и позднооглохших.

Глухие дети имеют глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха, которое может быть наследственным, врожденным или приобретенным в раннем детстве – до овладения речью.

Слабослышащие (тугоухие) – дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития. К слабослышащим относятся дети с очень большими различиями в области слухового восприятия.

Позднооглохшие – это дети, потерявшие слух вследствие какой-либо болезни или травмы после того, как они овладели речью, т.е. в 2-3-летнем и более позднем возрасте. Потеря слуха у таких детей бывает разная – тотальная, или близкая к глухоте, или близкая к той, что наблюдается у слабослышащих.

Глухота – стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи даже на самом близком расстоянии от уха. При этом сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать громкие неречевые звуки, некоторые звуки речи на близком расстоянии.

Тугоухость – стойкое понижение слуха, при котором возможны самостоятельное накопление минимального речевого запаса на основе сохранившихся остатков слуха, восприятие обращенной речи хотя бы на самом близком расстоянии от ушной раковины.

 

30. Глубокое стойкое нарушение слуху. Врожденное и приобретенное нарушение слуху. Глухота.
Глухонимота
.
Причины нарушения слуха:
1. Врожденные: токсикоз беременности, вирусная инфекция матери, травматические повреждения плода, врожденная деформация слуховых косточек, недоразвитие слухового нерва, аклюзия(недоразвитие внутреннего уха), отсутствие барабанной перепонки, атрезия (заращение наружного слухового прохода) и так далее.
2. Приобретенные (до трех лет): различные заболевания - менингит, энцефалит, пневмония, свинка, воспалительные заболевания носа и носоглотки, неврит слухового нерва, грипп и его осложнения;механические травмы головы - ушибы, удары, воздействия сверхсильных звуковых раздражителей.
В инвалидов с нарушением слуха и речи возможны следующие нарушения основных функций организма: нарушение психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли)нарушение статодинамичних функций; нарушения с енсорних функций (то есть слуха).
Инвалидам с нарушением функций слуха наиболее значимым является ограничение способности к общению. Способность к общению - способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации. Общение осуществляется за счет средств коммуникации.       
Основой классификации являются следующие критерии: степень потери слуха, потере слуха, уровень развития речи (Г. М. Боскис ). Согласно этим критериям выделяют следующие группы детей.
1. Глухие (те, кто не слышат). К ним относят детей со степенью потери слуха, лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею. Среди них выделяют:
- ранооглохли . В эту группу входят дети, родившиеся с нарушенным слухом или потеряли слух до начала речевого развития или на ранних его этапах. Конечно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать сильные резкие звуки;        
- пизднооглохли . Это дети, у которых в той или иной степени сохранилась речь, дети потеряли слух в том возрасте, когда она уже была сформирована. Главной задачей в работе с ними является закрепление уже имеющихся языковых навыков, предотвращение языка от распада и обучение чтению с губ. 
2. Туговухи (те, кто плохо слышат). Это дети с частичной слуховой недостаточностью, что затрудняет речевое развитие, но со способностью к самостоятельному накоплению языкового запаса с помощью остаточного слуха .
Термин "глухой" применяется только к тем, кто не воспринимает никакие звуки. У людей, страдающих глухотой с детства, речь не развивается, вследствие - глухонемота.













Дата: 2019-02-02, просмотров: 173.