Особливости ориентировочной реакции у лиц с нарушением слуха
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

32. Змины эмоционально-волевой сферы у лиц с нарушением слуха    
Благоприятно влияет на личностную и эмоциональную сферу глухих детей развитие внимания к средствам, с помощью которых могут быть выражены эмоции, к использованию мимики , выразительных движений жестового языка.

Значительное влияние на формирование эмоционально-волевой сферы, развитие личности глухих детей, становления межличностных отношений на начальных этапах имеют условия семейного воспитания. Важным фактором, влияющим на развитие личности, является наличие или отсутствие нарушения слуха у родителей. Так, глухие дошкольники, которые имеют глухих родителей, не отличаются от слышащих сверстников по эмоциональным проявлением, тогда как в поведении глухих детей, имеющих слышащих родителей, наблюдается бедность эмоциональных проявлений - меньшее их количество и разнообразие (В. Петшак ). В младшем школьном возрасте глухие дети глухих родителей более общительны со сверстниками, более любознательны, у них наблюдается стремление доминировать в группе сверстников, быть лидерами. Глухие дети слышащих родителей более застенчивы, менее общительны, стремятся к одиночеству . В глухих детей наблюдаются значительные трудности понимания эмоций других людей, высших социальных чувств, затрудненное понимание причинной обусловленности эмоциональных состояний, есть большие трудности формирования морально этических представлений и понятий (В. Петшак , А. Гозова ).

В процессе обучения у глухих детей наблюдается все более глубокое и тонкое понимание личностных и эмоциональных особенностей того или иного человека и межличностных отношений, повышается правильность оценки результатов своей деятельности, самокритичность, устанавливается соответствие притязаний собственным возможностям. Направление их развития аналогично тому, которое наблюдается в слышащих детей, однако соответствующие изменения появляются позже (в два года и более).

33.Шляхы и средства компенсации нарушенных функций у лиц с нарушением слуха 
Выделяют два типа компенсации. Первый - внутрисистемная компенсация, которая осуществляется за счет привлечения сохранившихся нервных элементов пострадавших структур. При потере слуха это развитие остаточного слухового восприятия. Второй тип - межсистемные компенсация, которая осуществляется путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур, выполнение ими несвойственных ранее функций. Компенсация функций слухового анализатора у родившегося глухим ребенка происходит за счет развития зрительного восприятия,кинестетический и тактильно-вибрационной чувствительности. При нарушениях слуха наблюдаются в бидва типа компенсации функций.

1 ) Ребенок может компенсировать недостаток слуха повышенным вниманием на колебания воздуха при открывании, закрывании дверей, и поэтому радостно оборачиваться вам навстречу. Он может не слышать ваших шагов, но прекрасно реагировать на вибрацию пола.

2 ) У детей с нарушенным слухом гораздо большее значение, чем в норме, имеют зрительные раздражители, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей ложится на зрительный анализатор.Например, восприятие словесной речи с помощью считывания с губ требует полной сосредоточенности на лице человека, говорит. Посекундная фиксация мимики лица и положение губ говорящего требует напряжения внимания, что ведет к утомлению и потере устойчивости внимания. В глухих детей отмечаются трудности переключения внимания, больше времени им нужно на « врабатывание ». Это приводит к снижению скорости выполняемой деятельности , увеличение количества ошибок.

3 ) Глухие дети испытывают трудности в восприятии и понимании перспективных изображений, пространственно-временных отношений между предметами; не всегда понимают изображенное движение предметов; у них возникают трудности с восприятием предметов в необычном ракурсе, при восприятии контурных изображений предметов; дети могут не узнать предмет, как он частично закрыт другим.

Зрительное восприятие для ребенка с нарушением слуха - это главный источник представлений об окружающем мире; кроме того, зрительное восприятие имеет большое значение для развития возможностей глухих детей общаться с людьми. Общение предполагает при использовании дактильной языка тонкое и дифференцированное восприятие мимики и жестов, изменения положений пальцев руки; движений губ, лица и головы - при восприятии устной речи.

34.Компенсаторни механизмы и их проявления у лиц с нарушением слуха .   
Все исследователи отмечают, что при нарушении слуха есть возможность с помощью сохранных анализаторов регулировать и осуществлять сложные виды движений комплексно или выборочно воздействовать на те или иные функции. Улучшение двигательных способностей глухих под влиянием физических упражнений свидетельствует о компенсаторные возможности двигательного анализатора.Например, под влиянием специально подобранных упражнений скорость движения рук в глухих девушек и юношей не только достигает величин слышат, но и превосходит их.

Как компенсирующих каналов обратной связи при обучении и развитии глухих детей выступают такие сенсорные системы, как зрительная, кожная, двигательная, тактильная, остаточный слух. Успехкоррекционно-педагогической деятельности во многом определяется состоянием сохранившихся фу ций и умением их использования.

В комплексе анализаторов, которые активно участвуют в сенсорной основе физической деятельности, ведущее значение принадлежит двигательной системы, осуществляющая регулирование выполнения произвольного двигательного акта. Постоянным участником сенсорной основы двигательной деятельности является зрительный анализатор, детям с нарушениями слуха при зрительном восприятии предметов тяжелее, чем слышат, выделить части в предметах . Таким образом, точность распознавания тактильного раздражителя убедительно свидетельствуют о более высоких порогах пространственного различия и нарастании ощущение прикосновения от младшего к старшему возрасту.

вибрационная чувствительность выступает в роли раздражителя слухового и тактильного анализаторов. Так, Б. Г. Ананьев установил, что звуковые волны через механизм вибрационной чувствительности оказывают двойное воздействие на кору головного мозга человека. Оба эти механизмы находятся по отношению друг к другу в противоречивых отношениях: слуховой анализатор подавляет механизм вибрационных ощущений, вследствие чего человек при нормальном слухе не чувствует множества периодических изменений давления, вызываемое колебаниями подвижных тел в окружающей среде. В свою очередь нарушения вибрационных механизмов тела способствует усилению как слухов х, так и тактильных ощущений.

Увеличение чувствительности к вибрационным воздействиям в глухих в диапазоне 100-1000 Гц кончиков второго, третьего и четвертого пальцев правой руки (т. Е Тех пальцев, которыми глухие постоянно пользуются при спил ковке) обнаружил С. С. Маркарян .

Индивидуальный диапазон колебаний реакций на виброраздражители имеет определенные закономерности. В спектре низких частот (16-32 Гц) самые флуктуации порогов чувствительности обнаружены в глухих, а в диапазоне 125-500 Гц вариабельность регистрируемых показателей оказалась выше в слышат. Выявленные колебания индивидуальных показателей вибрационной чувствительности в слышат вызваны малой тренируемую этого канала. При активном участии лиц с недостатками слуха в профессиональной деятельности восприятия вибрационных сигналов совершенствуется в силу того, что исполнители чаще сталкиваются с вибрирующими предметами и чаще включаю во в действие вибрационную чувствительность.




Дата: 2019-02-02, просмотров: 182.