Механические приёмы (иллюстрирование, оживление).  
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

· Карты-атласы и настенные карты (российское централизованное государство).

· Черные карты (80 на 100 см) – планшеты из линолеума черного или коричневого цвета, в нём вырисовываются контур-схемы государств (с минимальными обозначениями) голубой или белой краской.

· Меловые контуры на доске (блиц-карта).

· Контуры-шаблоны.

· Игровые упражнения – цветная мозаика.

Логически-смысловые приёмы – определение объекта по признакам связей и зависимостей, причин и следствий.

· Нахождение объекта по словесному описанию.

· Показ объекта сопровождающийся словесным описанием.

· Упражнения на блиц карте: определи, покажи, обозначь.

· Алгоритмизация (памятка).

· «Соотнеси» (без карты).

Т.о. развивается приём мысленной увязки.

Аналитические приёмы. Карта – источник знания в момент урока, которая иллюстрирует слово учителя.

· Сравнение и сопоставление карт

· Аналитическая операция (анализ информации с карты).

· Проследить развитие процесса.

· Операции связанные с характеристикой изучаемого периода наиболее разностороннее.

Умение читать карты даёт ученикам разные типы знаний:

· О системе условных обозначений.

· О специфической особенности отражения исторических объектов.

Т.о. Чтение карты – передача информации ученикам.

 

       Путешествия (игра).1) разработай маршрут; 2)путешествие (рассказ или путешествие персонажа); 3) доска с маршрутом, карточка с заданием на группу.

       Иллюстративные приёмы. Использование – карта как основа словесного изложения (приём описания). Эти приёмы способствуют развитию свободной ориентации по карте, т.е знание условных символов и их свободное использование.

 

                   Лекция №6. Методика работы с историческим документом

Задачи при использовании документов:

v Обучающая (использование документа как источника знаний о прошлом).

v Ознакомление учащихся с материалом исторического исследования.

v Развитие образности, конкретизации картины исторического процесса.

v Использование документа, как основы для формирования у учащихся приёмов учебного исследования.

Виды документальных источников, которые должны использоваться на уроке:

Ø Актовые документы: юридические, программно-политические, хозяйственные.

Ø Повествовательно-описательные документы: летописи, мемуары, хроники.

Ø Литературные произведения: мифы, драма, поэзия, проза.

 

Направления работы с документами

1. Иллюстративное. Главный источник знаний – живое слово учителя, а документы лишь иллюстрация. При иллюстративном направлении работы с документом выбор приёма работы с ним зависит от цели учителя. Если учитель хочет дать знание определённой точки зрения, то он должен придерживаться документативности и аргументированности своего выступления. Если учитель хочет оживить своё повествование с помощью документа или использует его для развития образности и конкретизации, то используется пересказ исторического документа (изложение самого факта или события) или использование определённой фразы из источника.

2. Аналитическое. Самостоятельная работа с источниками и их анализ. При аналитическом направлении работы с документом выделяются определённые этапы, продиктованные особенностями восприятия любого источника знаний : 1) подготовка к усвоению текста; 2) Первичное ознакомление с текстом документа; 3) анализ текста; 4) оценка, выводы работы с документом или обобщение проанализированного материала.

Виды раздаточного материала

  • Карточки с фрагментом текста и система заданий. Индивидуальная или групповая работа с документом.
  • Фрагмент или текст документа целиком баз вопросов и заданий.

Самый сложный приём работы с документом связан с чтением источника: язык архаичный >>> требует объяснений и комментируется учителе.

 

Методы работы с документом

v Репродуктивный метод (комментирование учителя).

· Вводное слово учителя: информация о документе, целесообразность и направленность работы.

· Чтение документа (чтение вслух документа вместе с учителем + словарная работа).

· Приём комментированного чтения.

· Обобщающее слово учителя (оценка документа).

v Проблемный метод. При изучении информации документа перед учащимися ставится проблема, и учитель должен указать пути разрешения данной проблемы.

· Проблема (вводное слово учителя + задание).

· Первичное ознакомление с приёмами учебного исследования.

· Анализ документа (демонстрация использования того или иного приёма).

· Заключение учителя (проверка значимости).

v Частично -поисковый метод.

· Вводное слово, постановка учебно-познавательных задач, вводная беседа.

· Чтение документа вслух.

· Аналитическая беседа.

· Обобщающая беседа.

v Исследовательский метод. Используется при наличии у учащихся опыта работы с документами.

· Подготовка к восприятию.

· Первичное ознакомление с текстом.

· Анализ текста.

· Оценка, выводы, обобщения.

Лекция №7.Урок истории и подготовка к нему учителя

Требования к уроку истории.

Типология уроков истории

3. Подготовка к уроку. Основные этапы и аспекты. Выбор типа урока. Определение цели урока. План, план-конспект и конспект к уроку.

Формы организации обучения: 1) экскурсия; 2) индивидуальные занятия; 3) семинар; 4) лекция; 5) зачёт, экзамен; 6) урок (основная форма обучения).

Урок – основная форма учебно-воспитательной работы.

Признаки урока: 1) постоянный состав учащихся в классе приблизительно на равной стадии развития; 2) определённая продолжительность занятий, твёрдое расписание; 3) непосредственное руководство учителя работой учащихся; 4) применение разнообразных методов обучения; 5) возможность сочетания коллективной, групповой и индивидуальной работы.

Компоненты урока: урок – сложный педагогический комплекс, состоящий из 1) источников знаний, благодаря которым учащиеся овладевают содержанием урока; 2) различных звеньев обучения (согласно этапам развития усвоения); 3) различных форм учебной деятельности.

Требования к уроку:

1) Правильное определение значения урока в системе исторических знаний (формирование мировоззрения, развитие способностей, качественное просветление).

2) Урок должен давать полноценные исторические знания >>> достоверность исторической информации, должен соответствовать уровню развития современной науки, реставрация (реконструкция) прошлого.

3) Создание перспективности при изучении прошлого ( как из прошлого возникает настоящие, прогнозируется будущие). >>> Передача учащимся знаний и достижений и понимание закономерностей исторического развития.

4) Урок должен иметь научно обоснованную организацию деятельности.

5) Урок должен быть развивающим, в широком смысле слова, т.е развитие способностей, интеллектуальное развитие.

6) Урок должен быть результативным >>> реализует свою цель и становится знанием.

 

Типология уроков

Существует две типологии уроков, но на практике господствует только одна.

1. Тип урока определяется по ведущим дидактическим задачам >>> дидактическое направление >>> урок – дидактическая категория. Сущность урока – процесс завоевания знаний, который проходит определённые этапы. Этапы зависят от дидактической задачи >>> урок зависит от дидактической задачи.

I этап. – Подготовка к первичному усвоению знаний.

II этап. – Первичное усвоение знаний и ознакомление с материалом.

III этап. – Вторичное восприятие материала, закрепление и осмысление. 

IV этап. – Повторение и систематизация знаний.

Четыре типа урока решают одну из задач. Пятый тип – решает все четыре задачи.

Типы урока.

1. Вводный урок – подготовка к первичному восприятию.

2. Урок изучения нового материала.

3. Урок закрепления знаний.

4. Урок повторительно-обобщающий.

5. Комбинированный урок.

 

Если конкретизировать путь усвоения знаний, будет больше дидактических задач и больше этапов  и типов уроков.

Комбинированный урок есть в любой классификации – это один из ведущих типов урока.

 

2.Эта позиция осталась только в литературе по урокам. Бернадский и др. определяли типы урока по методу обучения: уроки объяснения, рассказа, картинного описания, урок с применением экранных средств, работа с картой.

 

Этапы подготовки учителя к уроку

· Предварительная подготовка или перспективная подготовка, или курсовая подготовка. Она заключает в себе определение содержания курса, а также определение форм организации работы учащихся, т.е. структурный анализ содержания курса.

Определяются задачи курса (образовательные, воспитательные и развивающие).

Выделяются главные сквозные понятия и закономерности исторического развития, проходящие через весь курс (или ранее изучаемые).

Выделяются главные ведущие факты.

Главные темы

Понятия и факты

Древний Египет
Междуречье
Древняя Греция
Связующие сквозные понятия

Связь между понятиями >>> внутрикурсовые связи (понятия цивилизации, формации, класса.)

Определяется типология урока. Существуют факторы выбора типов урока: 1) возраст учащихся; 2) содержание материала. До 6-7 класса используется комбинированный урок. На содержание материала влияет: I) степень трудности – теория; II) первичность или вторичность информации; III) анализ материала в учебной литературе.

 

№ урока (по порядку) Темы разделов, подтемы, темы уроков Количество часов на разделы, темы и уроки Примерные сроки изучения Основные темы и теоретические положения изучаемые на уроке Межпредметные, межкурсовые и внутрикурсовые связи Тип урока, уровень познавательной деятельности учащихся Программа развития учащихся при изучении темы Оборудование урока, средства обучения Литература ктеме
1 Раздел 4 12

1.09 – 21.09

Земство

К разделу или теме. Тематика. § к д\з.

Форма

Перечень умений и навыков, к-е развиваются при изуч. темы

 

1) Для учителя (рекомендация)

2)Список для чтения учеников к уроку

  Тема 5 Дума
  Урок 1 Пром. переворот

 

· Поурочная подготовка. При поурочной подготовке определяется содержание урока, формы, методы и приёмы учительской деятельности на уроке.

Цель урока определяется исходя из структурного анализа материала. Цель урока – совокупность образовательных и воспитательных задач. Недостатки определения цели: подмена цели урока темой (формальный подход); вместо цели – план. Сегодня цель урока – совокупность образовательных, воспитательных и развивающих задач.

В.Г. Карцов и П.В. Гора определяют цель урока, как главную идею урока – то, что на базе изучения урока должно быть понято и воспринято учащимися в качестве смыслового вывода. П,В. Гора уточняет это определение: цель урока – выражение главной идейно-теоритической  направленности урока. Цель – конечный мысленный результат. >>> Особое внимание следует уделять содержанию материала, образовательным задачам. При определении цели необходима конкретность и чёткость, выделение главного.

 

Образовательные задачи: 1) определение исторического объекта, места и времени его существования (события, процесса); 2) ведущие признаки исторического объекта; 3) причинно-следственные связи изучаемых событий или закономерность исторического процесса. >>> Показать, доказать, убедить, подвести к поминанию.

Механизмы образовательных задач: 1) чтение программы, определение темы и типа урока; 2) основные компоненты образовательной цели.

 

Пример: Почему именно в X-XI  вв. возникает город? >>> 1) что было непосредственной причиной возникновения средневекового города (отделение ремесла от с\х); 2) почему происходит отделение ремесла от с\х (развитие знания, рост количества и качества ремесленных изделий); 3) почему в IX-X  вв. происходит бурное развитие с\х и ремесла.

 

Развивающие задачи – направлены на развитие логического мышления.

Воспитательные задачи – роль трудовой деятельности.

 

В зависимости от уровня развития класса – различное содержание урока >>> необходим отбор методов и приёмов работы >>> необходим план-конспект урока.

 

Конспект урока

       Структура конспекта: 1) вводная часть;

                                      2) основная часть;

                                              3) заключительный компонент + (список литературы).

       Вводный компонент.

       Урок 2. Развитие технологии …

       Цели урока: 1)…; 2)….

       План урока (структура): вводное слово, новый материал, повторение-обобщение.

       Основные понятия, изучаемые на уроке.

       Оборудование урока: название учебника, номер иллюстрации и т.д.

       Основная часть.

       Отражение всех структурных частей урока + разработка содержания для каждого этапа и методика проведения урока.

       I этап. Проверка знаний учащихся – 15 минут.

                   4 человека – работа с кроссвордом – 5 минут

                   Развернутые вопросы у доски: 1) вопрос №1; 2) вопрос №2 и т.д.

                   Форма опроса: устно, письменно, у доски, в тетради.

       II этап. Изучение нового материала - … минут

                   Приёмы, схемы и т.д.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 485.