· Карты-атласы и настенные карты (российское централизованное государство).
· Черные карты (80 на 100 см) – планшеты из линолеума черного или коричневого цвета, в нём вырисовываются контур-схемы государств (с минимальными обозначениями) голубой или белой краской.
· Меловые контуры на доске (блиц-карта).
· Контуры-шаблоны.
· Игровые упражнения – цветная мозаика.
Логически-смысловые приёмы – определение объекта по признакам связей и зависимостей, причин и следствий.
· Нахождение объекта по словесному описанию.
· Показ объекта сопровождающийся словесным описанием.
· Упражнения на блиц карте: определи, покажи, обозначь.
· Алгоритмизация (памятка).
· «Соотнеси» (без карты).
Т.о. развивается приём мысленной увязки.
Аналитические приёмы. Карта – источник знания в момент урока, которая иллюстрирует слово учителя.
· Сравнение и сопоставление карт
· Аналитическая операция (анализ информации с карты).
· Проследить развитие процесса.
· Операции связанные с характеристикой изучаемого периода наиболее разностороннее.
Умение читать карты даёт ученикам разные типы знаний:
· О системе условных обозначений.
· О специфической особенности отражения исторических объектов.
Т.о. Чтение карты – передача информации ученикам.
Путешествия (игра).1) разработай маршрут; 2)путешествие (рассказ или путешествие персонажа); 3) доска с маршрутом, карточка с заданием на группу.
Иллюстративные приёмы. Использование – карта как основа словесного изложения (приём описания). Эти приёмы способствуют развитию свободной ориентации по карте, т.е знание условных символов и их свободное использование.
Лекция №6. Методика работы с историческим документом
Задачи при использовании документов:
v Обучающая (использование документа как источника знаний о прошлом).
v Ознакомление учащихся с материалом исторического исследования.
v Развитие образности, конкретизации картины исторического процесса.
v Использование документа, как основы для формирования у учащихся приёмов учебного исследования.
Виды документальных источников, которые должны использоваться на уроке:
Ø Актовые документы: юридические, программно-политические, хозяйственные.
Ø Повествовательно-описательные документы: летописи, мемуары, хроники.
Ø Литературные произведения: мифы, драма, поэзия, проза.
Направления работы с документами
1. Иллюстративное. Главный источник знаний – живое слово учителя, а документы лишь иллюстрация. При иллюстративном направлении работы с документом выбор приёма работы с ним зависит от цели учителя. Если учитель хочет дать знание определённой точки зрения, то он должен придерживаться документативности и аргументированности своего выступления. Если учитель хочет оживить своё повествование с помощью документа или использует его для развития образности и конкретизации, то используется пересказ исторического документа (изложение самого факта или события) или использование определённой фразы из источника.
2. Аналитическое. Самостоятельная работа с источниками и их анализ. При аналитическом направлении работы с документом выделяются определённые этапы, продиктованные особенностями восприятия любого источника знаний : 1) подготовка к усвоению текста; 2) Первичное ознакомление с текстом документа; 3) анализ текста; 4) оценка, выводы работы с документом или обобщение проанализированного материала.
Виды раздаточного материала
Самый сложный приём работы с документом связан с чтением источника: язык архаичный >>> требует объяснений и комментируется учителе.
Методы работы с документом
v Репродуктивный метод (комментирование учителя).
· Вводное слово учителя: информация о документе, целесообразность и направленность работы.
· Чтение документа (чтение вслух документа вместе с учителем + словарная работа).
· Приём комментированного чтения.
· Обобщающее слово учителя (оценка документа).
v Проблемный метод. При изучении информации документа перед учащимися ставится проблема, и учитель должен указать пути разрешения данной проблемы.
· Проблема (вводное слово учителя + задание).
· Первичное ознакомление с приёмами учебного исследования.
· Анализ документа (демонстрация использования того или иного приёма).
· Заключение учителя (проверка значимости).
v Частично -поисковый метод.
· Вводное слово, постановка учебно-познавательных задач, вводная беседа.
· Чтение документа вслух.
· Аналитическая беседа.
· Обобщающая беседа.
v Исследовательский метод. Используется при наличии у учащихся опыта работы с документами.
· Подготовка к восприятию.
· Первичное ознакомление с текстом.
· Анализ текста.
· Оценка, выводы, обобщения.
Лекция №7.Урок истории и подготовка к нему учителя
Требования к уроку истории.
Типология уроков истории
3. Подготовка к уроку. Основные этапы и аспекты. Выбор типа урока. Определение цели урока. План, план-конспект и конспект к уроку.
Формы организации обучения: 1) экскурсия; 2) индивидуальные занятия; 3) семинар; 4) лекция; 5) зачёт, экзамен; 6) урок (основная форма обучения).
Урок – основная форма учебно-воспитательной работы.
Признаки урока: 1) постоянный состав учащихся в классе приблизительно на равной стадии развития; 2) определённая продолжительность занятий, твёрдое расписание; 3) непосредственное руководство учителя работой учащихся; 4) применение разнообразных методов обучения; 5) возможность сочетания коллективной, групповой и индивидуальной работы.
Компоненты урока: урок – сложный педагогический комплекс, состоящий из 1) источников знаний, благодаря которым учащиеся овладевают содержанием урока; 2) различных звеньев обучения (согласно этапам развития усвоения); 3) различных форм учебной деятельности.
Требования к уроку:
1) Правильное определение значения урока в системе исторических знаний (формирование мировоззрения, развитие способностей, качественное просветление).
2) Урок должен давать полноценные исторические знания >>> достоверность исторической информации, должен соответствовать уровню развития современной науки, реставрация (реконструкция) прошлого.
3) Создание перспективности при изучении прошлого ( как из прошлого возникает настоящие, прогнозируется будущие). >>> Передача учащимся знаний и достижений и понимание закономерностей исторического развития.
4) Урок должен иметь научно обоснованную организацию деятельности.
5) Урок должен быть развивающим, в широком смысле слова, т.е развитие способностей, интеллектуальное развитие.
6) Урок должен быть результативным >>> реализует свою цель и становится знанием.
Типология уроков
Существует две типологии уроков, но на практике господствует только одна.
1. Тип урока определяется по ведущим дидактическим задачам >>> дидактическое направление >>> урок – дидактическая категория. Сущность урока – процесс завоевания знаний, который проходит определённые этапы. Этапы зависят от дидактической задачи >>> урок зависит от дидактической задачи.
I этап. – Подготовка к первичному усвоению знаний.
II этап. – Первичное усвоение знаний и ознакомление с материалом.
III этап. – Вторичное восприятие материала, закрепление и осмысление.
IV этап. – Повторение и систематизация знаний.
Четыре типа урока решают одну из задач. Пятый тип – решает все четыре задачи.
Типы урока.
1. Вводный урок – подготовка к первичному восприятию.
2. Урок изучения нового материала.
3. Урок закрепления знаний.
4. Урок повторительно-обобщающий.
5. Комбинированный урок.
Если конкретизировать путь усвоения знаний, будет больше дидактических задач и больше этапов и типов уроков.
Комбинированный урок есть в любой классификации – это один из ведущих типов урока.
2.Эта позиция осталась только в литературе по урокам. Бернадский и др. определяли типы урока по методу обучения: уроки объяснения, рассказа, картинного описания, урок с применением экранных средств, работа с картой.
Этапы подготовки учителя к уроку
· Предварительная подготовка или перспективная подготовка, или курсовая подготовка. Она заключает в себе определение содержания курса, а также определение форм организации работы учащихся, т.е. структурный анализ содержания курса.
Определяются задачи курса (образовательные, воспитательные и развивающие).
Выделяются главные сквозные понятия и закономерности исторического развития, проходящие через весь курс (или ранее изучаемые).
Выделяются главные ведущие факты.
Главные темы | Понятия и факты | ||||
Древний Египет | |||||
Междуречье | |||||
Древняя Греция |
|
|
Определяется типология урока. Существуют факторы выбора типов урока: 1) возраст учащихся; 2) содержание материала. До 6-7 класса используется комбинированный урок. На содержание материала влияет: I) степень трудности – теория; II) первичность или вторичность информации; III) анализ материала в учебной литературе.
№ урока (по порядку) | Темы разделов, подтемы, темы уроков | Количество часов на разделы, темы и уроки | Примерные сроки изучения | Основные темы и теоретические положения изучаемые на уроке | Межпредметные, межкурсовые и внутрикурсовые связи | Тип урока, уровень познавательной деятельности учащихся | Программа развития учащихся при изучении темы | Оборудование урока, средства обучения | Литература ктеме |
1 | Раздел 4 | 12 | 1.09 – 21.09 | Земство | К разделу или теме. Тематика. § к д\з. | Форма | Перечень умений и навыков, к-е развиваются при изуч. темы |
| 1) Для учителя (рекомендация) 2)Список для чтения учеников к уроку |
Тема | 5 | Дума | |||||||
Урок | 1 | Пром. переворот |
· Поурочная подготовка. При поурочной подготовке определяется содержание урока, формы, методы и приёмы учительской деятельности на уроке.
Цель урока определяется исходя из структурного анализа материала. Цель урока – совокупность образовательных и воспитательных задач. Недостатки определения цели: подмена цели урока темой (формальный подход); вместо цели – план. Сегодня цель урока – совокупность образовательных, воспитательных и развивающих задач.
В.Г. Карцов и П.В. Гора определяют цель урока, как главную идею урока – то, что на базе изучения урока должно быть понято и воспринято учащимися в качестве смыслового вывода. П,В. Гора уточняет это определение: цель урока – выражение главной идейно-теоритической направленности урока. Цель – конечный мысленный результат. >>> Особое внимание следует уделять содержанию материала, образовательным задачам. При определении цели необходима конкретность и чёткость, выделение главного.
Образовательные задачи: 1) определение исторического объекта, места и времени его существования (события, процесса); 2) ведущие признаки исторического объекта; 3) причинно-следственные связи изучаемых событий или закономерность исторического процесса. >>> Показать, доказать, убедить, подвести к поминанию.
Механизмы образовательных задач: 1) чтение программы, определение темы и типа урока; 2) основные компоненты образовательной цели.
Пример: Почему именно в X-XI вв. возникает город? >>> 1) что было непосредственной причиной возникновения средневекового города (отделение ремесла от с\х); 2) почему происходит отделение ремесла от с\х (развитие знания, рост количества и качества ремесленных изделий); 3) почему в IX-X вв. происходит бурное развитие с\х и ремесла.
Развивающие задачи – направлены на развитие логического мышления.
Воспитательные задачи – роль трудовой деятельности.
В зависимости от уровня развития класса – различное содержание урока >>> необходим отбор методов и приёмов работы >>> необходим план-конспект урока.
Конспект урока
Структура конспекта: 1) вводная часть;
2) основная часть;
3) заключительный компонент + (список литературы).
Вводный компонент.
Урок 2. Развитие технологии …
Цели урока: 1)…; 2)….
План урока (структура): вводное слово, новый материал, повторение-обобщение.
Основные понятия, изучаемые на уроке.
Оборудование урока: название учебника, номер иллюстрации и т.д.
Основная часть.
Отражение всех структурных частей урока + разработка содержания для каждого этапа и методика проведения урока.
I этап. Проверка знаний учащихся – 15 минут.
4 человека – работа с кроссвордом – 5 минут
Развернутые вопросы у доски: 1) вопрос №1; 2) вопрос №2 и т.д.
Форма опроса: устно, письменно, у доски, в тетради.
II этап. Изучение нового материала - … минут
Приёмы, схемы и т.д.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 485.