Методика преподавания истории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методика преподавания истории

Лекция №1. Предмет МПИ

  1. Задачи курса. Его структура.
  2. Связь МПИ с психолого-педагогическими и историческими дисциплинами.

 

МПИ возникает гораздо позже того, как возникает сам процесс преподавания. Предмет сначала собирает материал, на основании которого делаются выводы, на базе которого и строится уже сама методика.

XVI в. – Впервые вводится курс истории в западноевропейских учебных заведениях. Но тогда история не существовала как самостоятельный предмет, а как материал для литературных чтений.

70-е годы XVII в. – В Росси начинается формирование истории («История» дьяка Грибоедова, «Синопсис»). 

Начало XVIII в. – Петр I создаёт ряд учебных заведений (низших и среднеспециальных).

1703 год – Начало преподавания истории (Славяно-греко-латинская академия) – Пастер Глюк. Но это не самостоятельный курс, а изучение грамматики иностранного языка.

1796 год – Устав народных училищ. История введена как самостоятельный предмет (Отечественная история).

70-е годы XIX в. – МПИ начинает формироваться как отрасль научных знаний.

Начало XX в. – МПИ окончательно сформировалась.

П.Д. Черевин (декабрист, молодой). О преподавании истории детям // Вестник Европы. Декабрь 1825. – цели изучения истории: стать гражданином.

Язвинский. Методика преподавания хронологии, изъяснения самим преподавателям. СПб. 1837. Это практические рекомендации.

70-е годы – обобщающие работы (Покотило, Кареев).

Методика – отыскание, описание и оценка способов, которые ведут к преподаванию науки.

Конец XIX в. – много педагогических журналов. Предмет методики – как учить?

XIX в. – Рост числа средних учебных заведений, рост числа гимназий.

Гимназическое обучение

1726 год – Первая университетская гимназия                               

1755 год – Гимназия при Московском университете.              всесословные

1758 год – 3 гимназии при Казанском университете +             заведения

Губернские гимназии

1821 год – Устав гимназий – узкосословные (классно-урочная система, гимназии только мужские).

1864 год – Школьная реформа.

С 1877 года – 3 типа гимназий: 1. Классические с 2 языками.

                                                 2. Классические с латынью.

                                                 3. Реальные с изучением современных языков.

П.В. Гора: Предмет МПИ – процесс обучения истории

Процесс обучения истории

 


Содержание школьных курсов истории
Результат обучения
Организация обучения
Уровень познавательных умений и навыков
  Задачи
                                              

 

 

       Задачи МПИ:1. Определить цели обучения истории.

2. Определить содержание школьных курсов истории и расположение их  

  по годам обучения. 

Задачи определяющиеся уровнем развития истории и педагогики, школьного образования, обучения и воспитания

                          3. Определить уровень умений и навыков учащихся на каждой ступени развития,                             

                              благодаря которому можно усваивать материал.

                               4. Определение и изучение методов обучения.

                               5. Изучение результатов обучения.

 


Лекция №2. Содержание школьного курса истории

1. Учебный план. Сетка часов.

Принципы структуры курса

1) Концентрический (с сер. XIX в. До 1914 г., с 1996/1997)

2) Линейный (1934 – 1958, 1965 – 1996\1997)

3) Линейно-ступенчатый (1959 – 1965)

 

Концентрический курс. Изучение идёт последовательно на отдельных этапах – концентрах – при чем охватывается курс истории с древнейших времён до современности и изучение материала на каждом последующем этапе проходит более глубоко, чем на предыдущем.

II Систематический характер (курс всемирной истории)
I Элементарный характер курса
Условия осуществления концентризма (1945 – 60-е гг.):2 концентра(5 – 8 классы и 9 – 12 классы)

                                                                     V            ИДМ             IX

                                                                     VI          ИСВ             X

                                                                     VII       ИНВ             XI            

                                                                     VIII   Новейшая ист.  XII

 

 

Первый концентр предполагает сюжетно-посествовательный курс, много фактом, мало социологических обобщений. Развивается принцип – учение истории должно начинаться с истории Отечества и сопереживания.

       Преимущества концентрического курса: 1) молодёжь со среднем образованием имеет полное представление об истории человечества; 2) принцип обоснован педагогически и психологически и позволяет определить содержание сообразно с возрастными особенностями учащихся, что позволяет достичь высокого образно-воспитательного эффекта; 3) все разделы истории усваиваются с одинаковой степенью глубины; 4) неизбежное повторение.

 

       Русская гимназия – развитие концентризма.

       1913 г. – история изучалась на трёх концентрах.

           

Изучали одно и то же  I – II класс – элементарный курс (2 часа)                  

                                       IV – VI класс – основной курс (3 часа)

                                       VII – VIII класс – дополнительный курс (2 часа)

НО! Элементарный курс изучался по систематическим учебникам старших классов     разрыв между теорией и практикой

 

Обязательные условия концентризма (не одно из них в русской истории не соблюдалось): 1) правильное определение объёма, специфики содержания и изложения материала на каждом этапе  элементарный курс не должен быть уменьшенной копией, а образный сюжет соответственно должны строится и учебники; 2) между соответствующими разделами концентров должен быть разрыв во времени (не менее 3 – 4 лет); 3) достаточный промежуток времени (3 – 4 года) для развёртывания каждого из концентров  обучение должно быть 12 лет.

 

Линейный курс. Материал располагается систематически и последовательно по донной линии – от класса к классу

XIX/XX вв. – два варианта линейности: хнонолочически-прогрессивный (от древнего мира до современности) и хронологически-регрессивный (от современности к древнему миру). Спор – какой материал доступнее младшим: древний (мало народов, легко понять историю) или современный (история вокруг самих детей). В ХХ веке этого спора нет, т.к. современность всё труднее понять.

 

Преимущества линейного курса:1) распределение материала наиболее естественно, соответствует ходу исторического процесса и структуре исторической науки; 2) учащиеся со среднем образованием получают дополнительное представление об истории человечества; 3) экономия учебного времени, т.к. избегаются повторения; 4) изучение в каждом классе нового курса механически поддерживает интерес учащихся к предмету.

 

Трудности линейного курса: 1) соблюдение психолого-педагогических требований при определении содержания курса, т.е. неравномерное изучение этапов развития человечества (ИДМ, ИСВ – элементарный курс); 2) последовательное изучение отдельных этапов развития человечества растягивается на 7-8 лет, что приводит к проблеме закрепления материала и прочности знаний; 3) невозможность его использования для ступенчатого образования.

 

Линейно-ступенчатый курс.

7 октября 1959 года – постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «о некоторых изменениях преподавания истории в школе»(установление в школе линейно-ступенчатого курса).

 


V класс – ИДМ         элементарный

VI класс – ИСВ    курс 

VII-VIII класс – история СССР и введение – элементарный курс

                       в иностранную историю

IX, X, XI классы – систематические курсы истории СССР и Новой и Новейшей истории

 

Т.е. принципы линейности, но с прерывностью (5-6, 9-11 – иностранная история, 7-8, 9-11 – история Отечества). По линейному принципу строится курс зарубежной истории, а по концентрическому курс отечественной.

 

Преимущества линейно-ступенчатого курса: 1) соответствует 2-х ступенчатой системе образования; 2) полное историческое образование.

 

1965 год – возвращение к линейной структуре.

14 мая 1965 года – новый этап в развитии исторического образования – «Об изменении порядка преподавания в школе» – последовательное, однократное изучение исторического процесса. Восстанавливается линейный принцип (хронологически-прогрессивный).

 Предмет

Наличие предмета в программе

IV V VI VII VIII IX X
История отечества +     + + + +
Зарубежная история   + +   + + +

 

1962 год – переход к обязательному среднему образованию, т.е. нет необходимости укладываться в 8-летку

НО! Реставрация линейного принципа была неполной: V, VI, VII классы – элементарные курсы, VIII, IX, X – системные курсы (отличие от программы 1934 года).

 

Трудности линейно-ступенчатого курса:1) нарушение принципа непрерывности в изучении зарубежной истории; 2) не соблюдается полностью принцип синхронности; 3) VIII, IX, X, классы перегружены.

 

28 декабря 1994 года – постановление «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях».

С 1996/97 года начинается переход к концентрическому образованию (в России вообще, и в самарском образовании в частности). Но ряд школ сохранили линейный принцип.

 

I этап – 3 класс – историческая пропедевтика (ИДМ, ИО + Введение в историю). Форма подачи – сюжетные рассказы.

II этап – 5 (ИДМ), 6 (ИСВ), 7 (ИО), 8 (ИО + ННИ), 9 (ИО + ННИ). Последовательное линейное обучение: курс всемирной истории + информация по истории отечества.

III этап - 10, 11 классы. Курсы могут быть по выбору.

 

На практике – нарушение принципов концентризма.

Недостатки: 1) неопределённость содержания курсов для первого и второго концентров; 2) неизбежность перегрузки на III концентре и высокий уровень перегрузки на II (в 7-9 классах); 3) нарушение психолого-педагогических требований к подбору содержания материала на II и III концентрах; 4) на II концентре нарушается синхронность и непрерывность; 5) необходимость перехода на концентры учебниками.

Предложения : 1) отказ от концентризма; 2) сохранение концентризма, но с условиями: 12-летние обучение, обеспечение учебниками, состыковка программы учебников для II и III концентров; 3) возвращение (временное) к линейности для подготовки концентризма.

 

Традиционный вариант программы

1 часть – объяснительная записка

2 часть – собственно программа

Объяснительная записка

1. Задачи изучения истории.

2. Структура курса: конкретизация задач каждого этапа исторического образования, принципы группировки материала, рекомендации ведущих методов обучения, обязательная литература для учащихся.

Собственно программа

1. Межпредметные и межкурсовые связи. Определённость в темах и разделах.

2. Опорные понятия и мировоззренческие идеи.

3. Умения и навыки учащихся для каждого года обучения.

4. Оборудование к урокам по истории (карты, атласы).

5. Список литературы для учителя и учащихся (обязательная и дополнительная литература для учащихся и учителя).

Норма оценок – 5-батьная система.

 

Понятие «метод обучения».

Понятие «метод обучения»

Методы обучения – способу работы учителя и учащихся, при помощи которых учащиеся овладевают знаниями, формируется их мировоззрение, развиваются способности.

 

Недостатки определения: 1) обучение и учение не тождественны; 2) воспитание = обучению и развитию; 3) понятие «способ работы» обращает внимание на внешнюю сторону процесса обучения.

 

У Горы П.В.: понятие «метод» должно отражать внешнюю (действие) и внутреннюю (мыслительную) сторону обучения  складывается определённый тип мышления. 

Схема выбора приёмов

  1. Исторический материал >>> 2 компонента (факты и теория);
  2. Из фактов выделяются две группы: главные факты (типично повторяющиеся явления и динамичные факты), неглавные факты (динамичные события и типичные явления).

Факты сами по себе обладают особой ценностью в истории и служат для анализа и построения теоретических схем и выводов. Неглавные факты выстраивают целостную картину, но не обязательны для запоминания учащимися.

 

Признаки главных фактов: 1. Методические критерии (воспитательно-развивающие возможности материала, уровень и особенности усвоения исторического материала (главные факты усваиваются в образной форме, второстепенные – в словесной, не образной форме, на эмпирическом уровне)). 2. Развитие теории – 4 компонента: понятия … широты обобщения, причинно-следственные связи, закономерности исторического развития, мировоззренческие выводы. Первые два компонента – через факты, вторые два компонента усваиваются самостоятельно. 3. Из главного факта выделяют отдельные элементы (природные условия, люди, эпизода события, оружие). Существуют три группы приёмов выделения элементов из факта: приёмы формирования образных представлений о главных исторических фактах (единичные события и типичные явления, о выдающихся исторических личностях), приёмы формирования не образного знания не главных исторических фактов (единичные и типичные), приёмы теоретического изучения исторического материала.

 

Понятия делятся на три группы по широте обобщения:

1. Частноисторические (конкретноисторические). Эти понятия усваиваются вместе с фактами. Они создают массив для словарной работы на уроке. Они обобщают конкретные явления, отражают конкретные хронологические события в узких рамках (Египет, терем, рыцарский турнир).

2. Общеисторические. Они обобщают и отражают явления конкретно по хронологическим рамкам явления (понятия формаций: раб – рабовладелец, крестьянин – феодал).

3. Социологические. Они имеют самый высокий уровень обобщения, отражают общие связи и закономерности исторического процесса: экономика, внутри-внешнеполитические события, культура, религия (класс, государство, производительные силы, цивилизация).

Требования к слову учителя и ученика.

Требования к работе с картой

Главная задача – ученик под конец должен свободно владеть картой.

1. Карта – единственное средство наглядности, которое должно присутствовать на каждом уроке истории. Учитель должен подвести текст к моменту появления наглядности, что должно создать исторически правдивый образ >>> сочетание слуховой и зрительной памяти. Учащиеся должны быть подготовлены к работе с картой не словом учителя, а сомой картой.

2. Историческая карта должна соответствовать эпохе, изучаемой на уроке.

3. Показ по карте должен быть точным, оперативным, сопровождаться словесными пояснениями. Карта должна висеть справа от учителя и не на доске. Нужно точно указывать координаты и не говорить слов «справа», «сверху» и т.д.

4. Работа с картой должна вестись систематически.

5. Преемственность в работе с картой (постепенное усложнение и постоянство).

6. Обучение учащихся приёмам работы с картой.

7. Соответствие возрасту учащихся.

Направления работы учащихся с картой:1)выработка навыков показа по карте, т.е пространственно-ориентировачное направление; 2) аналитическое; 3) выработка навыков смыслового изложения по карте. 

Существует две группы приёмов работы с картой: механические и логически-смысловые.

Механические приёмы.

· Приём одновременного показа (настенные и настольные карты).

· Приём повторных показов(учитель >>> ученик >>> учитель (исправляет); учитель >>> ученик >>> ученик (исправляет); ученик >>> учитель (исправляет) >>> ученик; ученик >>> ученик (исправляет) >>> ученик).

· Вычерчивание карты (на доске учителем и в тетради учеником)

При работе с картой объединяется зрительное, слуховое и осязательное внимание. Эта работа имеет возрастные психологические особенности: все дети – страстные рисовальщики. Большое значение имеет иллюстрирование карт: раскрашивание, рисование и вырезание условных знаков.

В школе применяются такие карты, как настенные, шаблоны, блиц-карты и черные карты.

 

Направления работы с картой

Виды раздаточного материала

  • Карточки с фрагментом текста и система заданий. Индивидуальная или групповая работа с документом.
  • Фрагмент или текст документа целиком баз вопросов и заданий.

Самый сложный приём работы с документом связан с чтением источника: язык архаичный >>> требует объяснений и комментируется учителе.

 

Методы работы с документом

v Репродуктивный метод (комментирование учителя).

· Вводное слово учителя: информация о документе, целесообразность и направленность работы.

· Чтение документа (чтение вслух документа вместе с учителем + словарная работа).

· Приём комментированного чтения.

· Обобщающее слово учителя (оценка документа).

v Проблемный метод. При изучении информации документа перед учащимися ставится проблема, и учитель должен указать пути разрешения данной проблемы.

· Проблема (вводное слово учителя + задание).

· Первичное ознакомление с приёмами учебного исследования.

· Анализ документа (демонстрация использования того или иного приёма).

· Заключение учителя (проверка значимости).

v Частично -поисковый метод.

· Вводное слово, постановка учебно-познавательных задач, вводная беседа.

· Чтение документа вслух.

· Аналитическая беседа.

· Обобщающая беседа.

v Исследовательский метод. Используется при наличии у учащихся опыта работы с документами.

· Подготовка к восприятию.

· Первичное ознакомление с текстом.

· Анализ текста.

· Оценка, выводы, обобщения.

Лекция №7.Урок истории и подготовка к нему учителя

Требования к уроку истории.

Типология уроков истории

3. Подготовка к уроку. Основные этапы и аспекты. Выбор типа урока. Определение цели урока. План, план-конспект и конспект к уроку.

Формы организации обучения: 1) экскурсия; 2) индивидуальные занятия; 3) семинар; 4) лекция; 5) зачёт, экзамен; 6) урок (основная форма обучения).

Урок – основная форма учебно-воспитательной работы.

Признаки урока: 1) постоянный состав учащихся в классе приблизительно на равной стадии развития; 2) определённая продолжительность занятий, твёрдое расписание; 3) непосредственное руководство учителя работой учащихся; 4) применение разнообразных методов обучения; 5) возможность сочетания коллективной, групповой и индивидуальной работы.

Компоненты урока: урок – сложный педагогический комплекс, состоящий из 1) источников знаний, благодаря которым учащиеся овладевают содержанием урока; 2) различных звеньев обучения (согласно этапам развития усвоения); 3) различных форм учебной деятельности.

Требования к уроку:

1) Правильное определение значения урока в системе исторических знаний (формирование мировоззрения, развитие способностей, качественное просветление).

2) Урок должен давать полноценные исторические знания >>> достоверность исторической информации, должен соответствовать уровню развития современной науки, реставрация (реконструкция) прошлого.

3) Создание перспективности при изучении прошлого ( как из прошлого возникает настоящие, прогнозируется будущие). >>> Передача учащимся знаний и достижений и понимание закономерностей исторического развития.

4) Урок должен иметь научно обоснованную организацию деятельности.

5) Урок должен быть развивающим, в широком смысле слова, т.е развитие способностей, интеллектуальное развитие.

6) Урок должен быть результативным >>> реализует свою цель и становится знанием.

 

Типология уроков

Существует две типологии уроков, но на практике господствует только одна.

1. Тип урока определяется по ведущим дидактическим задачам >>> дидактическое направление >>> урок – дидактическая категория. Сущность урока – процесс завоевания знаний, который проходит определённые этапы. Этапы зависят от дидактической задачи >>> урок зависит от дидактической задачи.

I этап. – Подготовка к первичному усвоению знаний.

II этап. – Первичное усвоение знаний и ознакомление с материалом.

III этап. – Вторичное восприятие материала, закрепление и осмысление. 

IV этап. – Повторение и систематизация знаний.

Четыре типа урока решают одну из задач. Пятый тип – решает все четыре задачи.

Типы урока.

1. Вводный урок – подготовка к первичному восприятию.

2. Урок изучения нового материала.

3. Урок закрепления знаний.

4. Урок повторительно-обобщающий.

5. Комбинированный урок.

 

Если конкретизировать путь усвоения знаний, будет больше дидактических задач и больше этапов  и типов уроков.

Комбинированный урок есть в любой классификации – это один из ведущих типов урока.

 

2.Эта позиция осталась только в литературе по урокам. Бернадский и др. определяли типы урока по методу обучения: уроки объяснения, рассказа, картинного описания, урок с применением экранных средств, работа с картой.

 

Этапы подготовки учителя к уроку

· Предварительная подготовка или перспективная подготовка, или курсовая подготовка. Она заключает в себе определение содержания курса, а также определение форм организации работы учащихся, т.е. структурный анализ содержания курса.

Определяются задачи курса (образовательные, воспитательные и развивающие).

Выделяются главные сквозные понятия и закономерности исторического развития, проходящие через весь курс (или ранее изучаемые).

Выделяются главные ведущие факты.

Главные темы

Понятия и факты

Древний Египет
Междуречье
Древняя Греция
Связующие сквозные понятия

Связь между понятиями >>> внутрикурсовые связи (понятия цивилизации, формации, класса.)

Определяется типология урока. Существуют факторы выбора типов урока: 1) возраст учащихся; 2) содержание материала. До 6-7 класса используется комбинированный урок. На содержание материала влияет: I) степень трудности – теория; II) первичность или вторичность информации; III) анализ материала в учебной литературе.

 

№ урока (по порядку) Темы разделов, подтемы, темы уроков Количество часов на разделы, темы и уроки Примерные сроки изучения Основные темы и теоретические положения изучаемые на уроке Межпредметные, межкурсовые и внутрикурсовые связи Тип урока, уровень познавательной деятельности учащихся Программа развития учащихся при изучении темы Оборудование урока, средства обучения Литература ктеме
1 Раздел 4 12

1.09 – 21.09

Земство

К разделу или теме. Тематика. § к д\з.

Форма

Перечень умений и навыков, к-е развиваются при изуч. темы

 

1) Для учителя (рекомендация)

2)Список для чтения учеников к уроку

  Тема 5 Дума
  Урок 1 Пром. переворот

 

· Поурочная подготовка. При поурочной подготовке определяется содержание урока, формы, методы и приёмы учительской деятельности на уроке.

Цель урока определяется исходя из структурного анализа материала. Цель урока – совокупность образовательных и воспитательных задач. Недостатки определения цели: подмена цели урока темой (формальный подход); вместо цели – план. Сегодня цель урока – совокупность образовательных, воспитательных и развивающих задач.

В.Г. Карцов и П.В. Гора определяют цель урока, как главную идею урока – то, что на базе изучения урока должно быть понято и воспринято учащимися в качестве смыслового вывода. П,В. Гора уточняет это определение: цель урока – выражение главной идейно-теоритической  направленности урока. Цель – конечный мысленный результат. >>> Особое внимание следует уделять содержанию материала, образовательным задачам. При определении цели необходима конкретность и чёткость, выделение главного.

 

Образовательные задачи: 1) определение исторического объекта, места и времени его существования (события, процесса); 2) ведущие признаки исторического объекта; 3) причинно-следственные связи изучаемых событий или закономерность исторического процесса. >>> Показать, доказать, убедить, подвести к поминанию.

Механизмы образовательных задач: 1) чтение программы, определение темы и типа урока; 2) основные компоненты образовательной цели.

 

Пример: Почему именно в X-XI  вв. возникает город? >>> 1) что было непосредственной причиной возникновения средневекового города (отделение ремесла от с\х); 2) почему происходит отделение ремесла от с\х (развитие знания, рост количества и качества ремесленных изделий); 3) почему в IX-X  вв. происходит бурное развитие с\х и ремесла.

 

Развивающие задачи – направлены на развитие логического мышления.

Воспитательные задачи – роль трудовой деятельности.

 

В зависимости от уровня развития класса – различное содержание урока >>> необходим отбор методов и приёмов работы >>> необходим план-конспект урока.

 

Конспект урока

       Структура конспекта: 1) вводная часть;

                                      2) основная часть;

                                              3) заключительный компонент + (список литературы).

       Вводный компонент.

       Урок 2. Развитие технологии …

       Цели урока: 1)…; 2)….

       План урока (структура): вводное слово, новый материал, повторение-обобщение.

       Основные понятия, изучаемые на уроке.

       Оборудование урока: название учебника, номер иллюстрации и т.д.

       Основная часть.

       Отражение всех структурных частей урока + разработка содержания для каждого этапа и методика проведения урока.

       I этап. Проверка знаний учащихся – 15 минут.

                   4 человека – работа с кроссвордом – 5 минут

                   Развернутые вопросы у доски: 1) вопрос №1; 2) вопрос №2 и т.д.

                   Форма опроса: устно, письменно, у доски, в тетради.

       II этап. Изучение нового материала - … минут

                   Приёмы, схемы и т.д.

 

Опрос

Опрос – причины неудач.

1. Учитель игнорирует образовательные функции опроса (он не для контроля).

2. Однотипность шаблонных форм.

3. Неправильный расчет времени на комбинированном уроке.

 

Функции опроса:

1) Совершенствование знаний учащихся;

Ø Повторение и закрепление;

Ø Систематизация и обобщение;

Ø Углубление и пополнение знаний;

Ø Достижение осмысления.

2)  Развитие учащихся;

Ø Развитие мышления и речи;

Ø Выработка учащимися системы умений и навыков;

Ø При этом учитель даёт образцы разбора учащимися объектов. Учитель осуществляет контроль за словом и мыслью учащихся (рассказ из 12 предложений >>> говорить четко, по сути). Учитель не должен при опросе задавать альтернативные вопросы, проблемные и вузовские вопросы.

3) Воспитательная;

Ø Постоянная работа;

Ø Знания через убеждение.

4) Контроль ( оценки можно не ставить).

5) Самопроверка учителя.

 

       Функции опроса реализуются через его формы.

       Формы опроса: устный, письменный, усложнённый.

Виды устного опроса: 1) индивидуальный (развёрнутые ответы учащихся у доски); 2) вызов учащихся для простых ответов.

Варианты индивидуального развёрнутого опроса: 1) «тихий», он может быть магнитофонным или парным, а парный может быть групповым или фронтальным; 2) «громкий», т.е. устный реферат или доклад, беседа (диалог с учителем) или развёрнутая рецензия, рассказ, описание, характеристика, объяснение (формы монологической речи).

Парный опрос: одна-две пары у доски: ведомый и ведущий – ответ по карточке и контроль (при этом учитель судья) >>> две оценки – ученика и учителя.

Формула «расскажи» требует сюжетного рассказа >>> докажи, объясни, определи, т.е. доказательство, объяснение и определение должны присутствовать в рассказе.

В некоторых случаях можно прерывать ответ ученика: 1) ответ не на вопрос, а то, что он учил; 2) ученик затягивает ответ, выбрав не ту форму ответа или усугубляясь во второстепенные детали; 3) грубые ошибки

Варианты вызова учащихся для кратких ответов: 1) фронтальный опрос, т.е. работа большой группы учащихся и присутствие элементов теории; 2) «немой» опрос, т.е. пятиминутка с датами, событиями, именами, названиями.

Краткий ответ:

· Составление плана ответа.

· Фронтальный опрос.

· Ответы на дополнительные вопросы (дополнение, рецензия, исправление, ошибок).

Фронтальный опрос:

§ Традиционный, т.е. группа учащихся отвечает с места и воспроизводит короткий теоретический ответ.

§ «немой ответ», т.е. карточки >>> вопросы и ответы по карточкам (хронология, понятия, слова).

§ Пятиминутка, т.е. лист взаимоконтроля + перечень вопросов по годовому курсу в тетради, можно задавать на дом.

 

Индивидуальный опрос является ведущим видом устного опроса, он реализует всю совокупность воспитательных, образовательных и развивающих задач. Но часто на индивидуальный опрос не хватает времени (максимум опрашиваются 4-5 человек). Также этот вид опроса подразумевает нерегулярную подготовку учащихся.

Фронтальный опрос охватывает большой объём материала, но он подразумевает схематизм ответов и отсутствие конкретизации, нарушаются речевые навыки, развивается поверхностная подготовка, ослабевает внимание к инициативной работе с книгой, всё это может привести к случайным оценкам.

 

Письменный опрос:

1) На доске.

Ø Текстовые записи, т.е. составление плана ответа или заполнение текстом учебной таблице, или же словарная работа.

Ø Графические записи, т.е. рисунок, схема, диаграмма, таблица, карта.

Ø Текстовые и графические работы: план, чертёж.

К заданиям на доске также относится ряд игр: 1) «чайндат» - цепочка дат (17898821024); 2) «соотнеси» - на доске события и даты (что к чему относится: 1-2, 3-1 и т.д.); 3) выписать события на доске и вычеркнуть лишнее по логике – «третий лишний»; 4) «лишнее слово». Благодаря этим заданиям вырабатывается логика работы у доски, т.е. выполняется задача систематизации + высокая активность класса >>> знание. НО это требует достаточного количества времени.

2) В тетради.

Ø Групповой – карточки (тематически подобранные).

Ø Фронтальный – индивидуальная работа, по вариантам, коллективно (одно задание для всех).

Оптимальными (рациональными) видами опроса является: 1) опрос по перфокартам (перфокарта – карта со специальной пробитой системой ответа); 2) диктант по контурной карте (картографический диктант) – заготовки с пометами.

 

Усложнённый опрос. Этот вид опроса подразумевает устный (индивидуально у доски и фронтально) и письменный опрос (работа у доски, задание в тетради). Преимущества такого опроса состоят в том, что происходит активизация учащихся, он обеспечивает систематическую подготовку и охватывает большой объём материала.

Условия опроса: 1) центральный вопрос темы обсуждается всем классом; 2) точный расчёт времени для каждого задания; 3) последовательность вызова учащихся.

 

Закрепление

Закрепление - вторичное восприятие, дальнейшее осмысление и углубление знаний учащихся, а также дальнейшее совершенствование умений и навыков самостоятельного приобретения знаний.

 

Задачи закрепления:

  1. Установление прочных связей между новым и старым материалом.
  2. Выявление и решение проблем.
  3. Определение результатов организации изучения нового материала.

Закрепление – это не проверка знаний, это вторичное знание >>> оценки ставить можно, но не нужно. Закрепление нужно для усвоения нескольких вопросов, но всё зависит от цели урока.

Типы закрепления:

v Последующие – закрепление следующие за изучаемым материалом.

v Пошаговое (поэтапное) – последовательное, по ходу изложения материала.

v Смешанное – пошаговое сопровождается последовательным.

В основе выбора типа закрепления лежит событийный материал.

 

Пошаговое закрепление применяется, когда изучается сложный исторический материал, когда изучаются вопросы, имеющие слабую теоретическую часть, когда изучение последующих вопросов требует закрепления предыдущих.

Первичное закрепление:

  1. Письменное – графические задания, построение различных схем и планов >>>  учебно-познавательные задачи.
  2. Устные – фрагменты беседы или опроса, решение учебно-познавательных задач.

 

Домашнее задание

       Домашнее задание – это связующие звено между уроками, его формулировка направляет на организацию изучения материала + это форма самостоятельной работы учащихся.

       Главная задача: закрепление изученного материала.

       Минусы д\з:  1) перегрузка учащихся в связи с введением дополнительного материала; 2) неправильно определённое содержание материала и опроса >>> новый материал учащиеся вынуждены изучать самостоятельно.  

       Цель д\з: определить нагрузку для работы учащихся, объяснение пути оформления и выполнения д\з.

 

       Требования к Д/З:

  1. Оно должно быть направлено но более прочное закрепление, на развитие знаний и навыков.
  2. Определяется материалом двух уроков (где д\з формулируется и следующим).
  3. Должно быть построено на основе программ и дополнительного материала при условии обеспечения учащихся дополнительными источниками.
  4. Строится в порядке постепенного усложнения.
  5. Строгая дозировка д\з (10-11 класс – 20-30 минут).

Формулировка Д\З:

  1. Четко должен звучать источник – учебник, хрестоматия, тетрадь, художественная литература, наглядное средство, периодика.
  2. Определяется характер деятельности учащихся – репродуктивный, поисковый, механический.
  3. Определяется форма деятельности – письменная, устная, учебно-практическая, познавательная.
  4. Организация выполнения – групповое, индивидуальное или коллективное задание.
  5. Можно предложить варианты заданий + задания по желанию и по выбору.

 

 

 

 

 


1.Узнавание приёма. 2. «Подражание». 3. Самостоятельное перенесение учащимися действий на новый материал
1. Сообщение о приёме учебной работы, определение приёма. 2. Познание приёма. 3. Правила использования приёма. 4. Демонстрация приёма.

 


Практические методы

       Практические методы – это группа методов по источнику – самостоятельная учебно-практическая деятельность учащихся.

       НО! Самостоятельная работа по одному из уже названных источников. Самостоятельная работа предполагает формирование знаний и навыков.

 

Классификация методов.

 

  1. Объяснительно-иллюстративный или репродуктивный. Метод подразумевает сообщение готовых знаний и их воспроизведение учащимися. Учащиеся должны понимать сообщаемое им. Этот метод развивает главным образом понимание чужих мыслей и память. Источники усвоения этих готовых знаний различны: беседа, рассказ, изображение объектов и т.д.
  2. Проблемный. Сообщаются готовые знания, но не просто, а так, чтобы поставить перед учащимся проблему и через ряд логических доказательств прийти к её разрешению. Проблему разрешает учитель.
  3. Частично-поисковый. Самостоятельное, творческое осуществление какой-то части, какого-то элемента процесса познания, т.е. учащиеся привлекаются либо только к созданию гипотезы, или составлению плана исследования, или решению логической задачи. Его отличие от исследовательского метода в том, что школьники овладевают только отдельными этапами, элементами научного познания. Формы самостоятельной роботы учащихся различны: беседа, наблюдение, часть эксперимента, проектирование и т.д. Например: сопоставить два восстания, найти общее и различия в требованиях восставших.
  4. Исследовательский. Перед учениками ставится проблема, познавательная задача и затем организуется самостоятельная поисковая деятельность: изучение фактов, формулирование предположений, их проверка, выводы. Суть метода состоит в самостоятельной поисковой деятельности учащихся, направленной на решение познавательной задачи. Это высшая ступень познавательной деятельности.

Картинное описание.

Приёмы обучения:

  1. Изучение исторических фактов и формирование исторических представлений: конспективное изложение, картинное описание, сюжетный рассказ, образное повествование, сообщение.
  2. Изучение сущности исторического процесса: эвристическая беседа, объяснение (если есть объект, а не только причины), рассуждение, характеристика.

 

Беседа. Это приём изложения. Это обсуждение в форме диалога и система взаимосвязанных вопросов. Для беседы необходимо умение выстроит структуру (экспозиция, завязка и т.д.).

1. Вводная беседа. Используется на вводном уроке, при переходе к усвоению нового материала. Она мобилизует знания.

2. Обобщающая или аналитическая беседа. Используется на повторительно-обобщающем уроке, при опросе. Она систематизирует знания.

3. Итоговая беседа. Используется на уроке закрепления, при вторичном восприятии.

4. Контрольная беседа. Используется при изучении материала и повторе-обобщении.

5. Эвристическая беседа. Разновидность беседы с самостоятельными суждениями учащихся путём наводящих вопросов. Ученик сам доходит до истины, но при помощи учителя – выводы делаются учениками. Связана с обработкой теоретического материала (причинно-следственные связи, закономерности, мировоззренческие выводы). При данной беседе 90% информации прочно запоминаются, учащиеся сами понимают материал, истину, это их собственный опыт >>> вторичное восприятие, при этом развивается мышление и творчество. НО она требует большой затраты времени. Разновидность эвристической беседы – сократическая беседа – беседа строится с помощью наводящих вопросов так, чтобы ученик сам постепенно убеждался в неверности высказанных положений.

 

Основные требования к организации беседы:

  1. Предметом беседы должен быть существенный вопрос, позволяющий освятить различные стороны явления, совокупность связей, противоречия.
  2. Беседа должна строится с соблюдением доказательств, опровержений, гипотез.
  3. Учащиеся должны обладать достаточными фактическими знаниями.
  4. Умелое руководство учителем хода беседы: направляющее, но не подавляющее, умелая постановка дополнительных вопросов, умелое регулирование выводов учащегося, умение терпеливо выслушать ответ.

Дополнение № 6. Варианты формулировки темы урока

  1. Через обозначение исторического объекта, места и времени.
  2. Через план темы.
  3. «Сквозная линия» (от Британии к Англии).
  4. В виде вопроса.
  5. Эпиграф, цитата (Москва не сразу строилась).
  6. Через определение нового ракурса в трактовке исторической науки (Уставшая Азия).
  7. Через проблему.
  8. Альтернативность в постановке темы.

 

Требование к формулированию темы: 1) Указание времени и места главного события; 2) формулировка темы должна помочь школьникам осмыслить содержание урока, логику структуры, направленность анализа.

 

Пути введения слова

v Раскрытие смыслового содержания.

v Этимология слова.

v Введение определения.

v Определение состава слова.

v Перевод слов иностранного происхождения.

v Описание или введение наглядного образа.

v Перечисление признаков.

v Раскрытие через систему более частных понятий.

 

Методика преподавания истории

Лекция №1. Предмет МПИ

  1. Задачи курса. Его структура.
  2. Связь МПИ с психолого-педагогическими и историческими дисциплинами.

 

МПИ возникает гораздо позже того, как возникает сам процесс преподавания. Предмет сначала собирает материал, на основании которого делаются выводы, на базе которого и строится уже сама методика.

XVI в. – Впервые вводится курс истории в западноевропейских учебных заведениях. Но тогда история не существовала как самостоятельный предмет, а как материал для литературных чтений.

70-е годы XVII в. – В Росси начинается формирование истории («История» дьяка Грибоедова, «Синопсис»). 

Начало XVIII в. – Петр I создаёт ряд учебных заведений (низших и среднеспециальных).

1703 год – Начало преподавания истории (Славяно-греко-латинская академия) – Пастер Глюк. Но это не самостоятельный курс, а изучение грамматики иностранного языка.

1796 год – Устав народных училищ. История введена как самостоятельный предмет (Отечественная история).

70-е годы XIX в. – МПИ начинает формироваться как отрасль научных знаний.

Начало XX в. – МПИ окончательно сформировалась.

П.Д. Черевин (декабрист, молодой). О преподавании истории детям // Вестник Европы. Декабрь 1825. – цели изучения истории: стать гражданином.

Язвинский. Методика преподавания хронологии, изъяснения самим преподавателям. СПб. 1837. Это практические рекомендации.

70-е годы – обобщающие работы (Покотило, Кареев).

Методика – отыскание, описание и оценка способов, которые ведут к преподаванию науки.

Конец XIX в. – много педагогических журналов. Предмет методики – как учить?

XIX в. – Рост числа средних учебных заведений, рост числа гимназий.

Гимназическое обучение

1726 год – Первая университетская гимназия                               

1755 год – Гимназия при Московском университете.              всесословные

1758 год – 3 гимназии при Казанском университете +             заведения

Губернские гимназии

1821 год – Устав гимназий – узкосословные (классно-урочная система, гимназии только мужские).

1864 год – Школьная реформа.

С 1877 года – 3 типа гимназий: 1. Классические с 2 языками.

                                                 2. Классические с латынью.

                                                 3. Реальные с изучением современных языков.

П.В. Гора: Предмет МПИ – процесс обучения истории

Процесс обучения истории

 


Содержание школьных курсов истории
Результат обучения
Организация обучения
Уровень познавательных умений и навыков
  Задачи
                                              

 

 

       Задачи МПИ:1. Определить цели обучения истории.

2. Определить содержание школьных курсов истории и расположение их  

  по годам обучения. 

Задачи определяющиеся уровнем развития истории и педагогики, школьного образования, обучения и воспитания

                          3. Определить уровень умений и навыков учащихся на каждой ступени развития,                             

                              благодаря которому можно усваивать материал.

                               4. Определение и изучение методов обучения.

                               5. Изучение результатов обучения.

 


Лекция №2. Содержание школьного курса истории

1. Учебный план. Сетка часов.


Дата: 2019-02-02, просмотров: 306.