1. Справочно-исторические карты. Исторический процесс в них даётся в определённый хронологический период. Их цель – дать возможно больше конкретных исторических сведений.
2. Учебно-исторические карты. Они преследуют образовательные цели.
3. Агитационно-пропагандистские карты. Эти карты способствуют распространению определённых идей в массах.
Учебно-исторические карты – графическое, условное, созданное на географической основе, изображение исторических событий, явлений или исторического периода в пространстве.
Учебно-исторические карты отличаются от географических нагрузкой (легендой), т.е. массивом условных изображений, и ролью.
Задачи учебной карты: 1) карта позволяет локализовать историю в пространстве; 2) карты устанавливает связи между природными условиями и общественной жизнью; 3) карта позволяет осмысливать локальные исторические связи и закономерности общественного развития.
Карты делятся на настенные и настольные. По внешним признакам карты делятся на атласы, контурные карты, врезки к учебникам.
По нагрузке (содержанию) карты делятся на:
1. Группа общих карт. Они показывают состояние одной или нескольких стран в определённый момент развития. Такие карты имеют максимальную нагрузку(условныё обозначения внутри- и внешнеполитических событий, экономика, классовая борьба, культура – вертикальный срез всех этих линий >>> всё переплетено). Таких карт наибольшее количество.
2. Обзорные карты. Они посвящены ряду последовательных моментов в развитии определённой стороны общественной жизни или изучаемого явления (например: образование российского централизованного государства). В таких картах нагрузка меньше чем в общих картах.
3. Тематические карты. Эти карты посвящены отдельным событиями этапам в их развитии (например: войны Александра Македонского). У этих карт минимальная нагрузка (нет цвета, географии, мало условных обозначений), но эти карты дают дополнительные условные обозначения по военной истории. Эти карты делятся на: 1) карты-схемы (чертежи на доске); 2) мультипликационные карты в документальных фильмах; 3) транспаранты кодоскопа.
Требования к работе с картой
Главная задача – ученик под конец должен свободно владеть картой.
1. Карта – единственное средство наглядности, которое должно присутствовать на каждом уроке истории. Учитель должен подвести текст к моменту появления наглядности, что должно создать исторически правдивый образ >>> сочетание слуховой и зрительной памяти. Учащиеся должны быть подготовлены к работе с картой не словом учителя, а сомой картой.
2. Историческая карта должна соответствовать эпохе, изучаемой на уроке.
3. Показ по карте должен быть точным, оперативным, сопровождаться словесными пояснениями. Карта должна висеть справа от учителя и не на доске. Нужно точно указывать координаты и не говорить слов «справа», «сверху» и т.д.
4. Работа с картой должна вестись систематически.
5. Преемственность в работе с картой (постепенное усложнение и постоянство).
6. Обучение учащихся приёмам работы с картой.
7. Соответствие возрасту учащихся.
Направления работы учащихся с картой:1)выработка навыков показа по карте, т.е пространственно-ориентировачное направление; 2) аналитическое; 3) выработка навыков смыслового изложения по карте.
Существует две группы приёмов работы с картой: механические и логически-смысловые.
Механические приёмы.
· Приём одновременного показа (настенные и настольные карты).
· Приём повторных показов(учитель >>> ученик >>> учитель (исправляет); учитель >>> ученик >>> ученик (исправляет); ученик >>> учитель (исправляет) >>> ученик; ученик >>> ученик (исправляет) >>> ученик).
· Вычерчивание карты (на доске учителем и в тетради учеником)
При работе с картой объединяется зрительное, слуховое и осязательное внимание. Эта работа имеет возрастные психологические особенности: все дети – страстные рисовальщики. Большое значение имеет иллюстрирование карт: раскрашивание, рисование и вырезание условных знаков.
В школе применяются такие карты, как настенные, шаблоны, блиц-карты и черные карты.
Направления работы с картой
Дата: 2019-02-02, просмотров: 434.