VI . Значение выпускной квалификационной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Представляет собой законченную разработку, в которой анализируется одна из теоретических либо практических проблем менеджмента. Квалификационная работа должна отразить умения студента самостоятельно разработать избранную тему и сформулировать соответствующие рекомендации. Должна показывать навыки практического анализа проблем управления, расчета и разработки проекта совершенствования управления. Должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности. Научно-исследовательская практика осуществляется в форме проведения реального исследовательского проекта, который может быть связан как с разработкой теоретического направления (метода, методики, модели и пр.), так и с изучением реальных организаций (например, в рамках консультационного проекта, проекта по разработке стратегии и т.д.).

VII. Возможности продолжения образования

Бакалавр подготовлен к продолжению образования: Менеджер может продолжить образование в аспирантуре по специ- Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре по профильным науч-

Окончание табл. 1

Направление                         «Менеджмент»                      (4 года обучения) Специальность                  «Менеджмент                       организации»                                         (5 лет обучения) Направление                   «Менеджмент»                         (6 лет обучения)
- в магистратуре по направлению 521500 – “Менеджмент”; - освоению в сокращенные сроки основных образовательных программ по специальностям: 061100 – менеджмент организации, 062000 – управление персоналом. альности 08.00.05 – “Экономика и управление народным хозяйством”, а также освоить различные образовательно-профессиональные программы по экономике, менеджменту и маркетингу в послевузовской образовательной системе. ным специальностям согласно перечню Номенклатуры специальностей научных работников.

 

На основе приведенной информации можно сделать следующие выводы.

1. Выпускные квалификационные работы выполняются в форме.

- выпускной квалификационной работы бакалавра;

- дипломной работы (или проекта) (выпускной квалификационной работы специалиста);

- магистерской диссертации (выпускной квалификационной работы магистра).

Требования к выпускным квалификационным работам определяются уровнем основной профессиональной образовательной программы и квалификацией (степенью), присваиваемой выпускнику (соискателю) после успешного завершения его итоговой аттестации.

2. Выпускная квалификационная работа бакалавра должна демонстрировать овладение студентом научными знаниями по избранной теме. В ней должен содержаться краткий обзор научной литературы, должны быть освещены основные проблемы, показано знание ведущих точек зрения, основных концепций по данной тематике. В выпускной работе бакалавра рассматриваются и решаются управленческие задачи, возникающие на оперативном и тактическом уровнях управления. Период реализации разработок студента кратко- и среднесрочный.

В ВКР бакалавра может быть продемонстрировано владение студентом элементарными навыками расчетов, применение информационных технологий, стандартных методик исследований, владение практическими исследовательскими навыками. Также ВКР бакалавра может основываться на обобщении или компиляции выполненных студентом курсовых работ.

3. Дипломная работа (Выпускная квалификационная работа специалиста) должна демонстрировать владение выпускником накопленными научно-теоретическими знаниями по данной тематике, способность на основе этих знаний самостоятельно анализировать конкретные аспекты хозяйственной деятельности организации (в которой проходила преддипломная практика), умение формулировать в соответствии с этим анализом конкретную проблему, которая должна быть изучена в процессе исследования, способность проектировать и аргументировать (или адаптировать уже имеющиеся) проектные решения к конкретной ситуации, умение обосновывать их целесообразность и эффективность.

В выпускной работе специалиста рассматриваются вопросы стратегического значения. Соответственно период реализации проектных решений носит долгосрочный характер. Оценивается влияние факторов внешней среды. Усложняются методы экономического обоснования предлагаемых управленческих решений в направлении учета факторов неопределенности и риска, фактора времени.

В выпускной работе специалиста возможно использование стандартных исследовательских методик, при наличии аргументированного обоснования их отбора, адаптации к решению конкретных задач.

4. Магистерская диссертация должна демонстрировать необходимую профессиональную пригодность соискателей в области научно-исследовательской или педагогической (учебно-методической) деятельности.

В магистерской диссертации научно-исследовательского типа магистрант должен:

а) показать овладение научно-теоретическими знаниями по избранной тематике, и, в особенности, умение подвергнуть самостоятельному критическому исследованию основные концепции, точки зрения по данной теме;

6) осуществить на основе научно-теоретических знаний самостоятельный анализ практических аспектов хозяйственной деятельности организации (в которой проходила научно-исследовательская практика), сформулировать на основе этого анализа практически-значимую проблему;

в) провести самостоятельное исследование поставленной проблемы (можно с применением уже разработанных стандартных методик); магистрант должен демонстрировать умение аргументированного отбора стандартных методик, их адаптации к задачам конкретного исследования или разработки собственной оригинальной методики, навыки обработки данных и научной интерпретации результатов;

г) помимо теоретической и исследовательской компонентов магистерская диссертация научно-исследовательского типа может содержать и проектную часть (в которой магистрант демонстрирует способность к разработке и обоснованию проектной реализации разрешения исследуемой проблемы).

В магистерской диссертации педагогического (учебно-методического) типа магистрант должен:

а) продемонстрировать овладение научно-теоретическими знаниями по избранной теме;

б) дать самостоятельный критический анализ различных концепций, точек зрения, а также показать основные педагогические и методические проблемы, трудности в их преподавании, усвоении в ходе учебного процесса (по возможности, подтвердить наличие этих проблем, трудностей результатами самостоятельного исследования);

в) разработать комплекс методических материалов и разработок, призванных преодолеть педагогические и методические трудности, проблемы в изучении избранной темы той или иной организационно-управленческой дисциплины.

В то время как выпускные работы бакалавра и специалиста представляют собой аналитические исследования, в которых систематизируется и структурируется эмпирический материал с использованием уже известных в науке приемов и методов,  выпускная работа магистра представляет собой научное исследование, в силу чего содержит в себе элементы научного поиска. Анализ фактического материала происходит на качественно ином уровне, позволяющем синтезировать новое знание, расширяющее существующие в науке методические подходы к исследованию действительности.

Отличительной чертой диссертации магистра является то, что в ней формулируются и разрабатываются проблемы, в то время как в ВКР специалиста и бакалавра решаются вопросы. И научная проблема, и научный вопрос представляют собой положения, которые необходимо разрешить. Однако, как пишет Ф. A. Кузин, специфической чертой проблемы является то, что для ее решения необходимо выйти за рамки старого уже достигнутого знания. Что же касается вопроса, то для ответа на него вполне достаточно старого знания, т.е. для науки вопрос проблемой не является[2].

При подготовке магистерской диссертации обязателен к применению системный подход, при котором оптимизируемый параметр исследуемой системы рассматривается во взаимосвязи с другими ее параметрами, учитывается влияние внешнего фактора. В качестве инструментария анализа объекта исследования и авторских разработок используются методы экономико-математического моделирования.

При дальнейшем изложении в данном учебно-методическом пособии используется обобщающее понятие – «выпускная квалификационная работа (ВКР)», объединяющее в себе выпускную квалификационную работу бакалавра, дипломную работу специалиста, диссертацию магистра, если при этом не даются иные указания или пояснения.

1.2. Требования к профессиональной подготовленности студента-выпускника[3]

В соответствии с полученной квалификацией бакалавр менеджмента:

- знаком с основными положениями экономической теории, а также учениями в области управленческих и социальных наук, способен анализировать значимые проблемы и процессы в системах управления, а также умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной деятельности;

- имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в обществе и бизнесе, а также о тенденциях развития российской и мировой экономик;

- владеет методами инструментального анализа, необходимыми для выполнения профессиональных функций;

- владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере менеджмента;

- способен пользоваться профессиональной литературой на иностранных языках;

- подготовлен к продолжению образования, умет приобретать новые знания, в том числе, используя современные информационные технологии.

Профессиональная подготовка специалиста-менеджера предполагает, что он должен знать и уметь использовать:

- объективные тенденции экономического развития, закономерности функционирования экономических систем, взаимодействие экономических процессов и их социальное содержание;

- сущность фискальной и денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политики;

- методы получения статистической информации и ее обобщения, методологию экономико-статистического анализа и исчисления обобщающих статистических показателей;

- приемы анализа и перспективного обоснования тенденций изменения национального рынка и разработки программ экономического роста;

- методологию анализа рыночной среды на микроэкономическом уровне, способы оценки производственно-экономического потенциала предприятия и пути достижения высокой эффективности воспроизводственного цикла;

- методы получения информации по вопросам использования производственных фондов, краткосрочного кредитования, организации безналичных расчетов и определять возможность их совершенствования;

- методологические и организационно-правовые аспекты менеджмента, технологию и экономический механизм менеджмента;

- методы, основы и основные приемы исследовательской деятельности;

- принципы, методы и цели рыночной сегментации, содержание формирования спроса и стимулирования сбыта, методы рекламной работы и "паблик рилейшнз".

Кроме того в соответствии со специальными требованиями менеджер должен:

- проводить аналитическую, исследовательскую и рационализаторскую работу по оценке социально-экономической обстановки и конкретных форм управления;

- знать современные методы социально-экономической диагностики, получения обобщенных характеристик, агрегирования информации и ее обработки с помощью ЭВМ;

- профессионально вести управленческую, маркетинговую, коммерческую, рекламную и патентно-лицензионную работу в различных подразделениях предприятий (объединений), ассоциациях, совместных предприятиях;

- разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать выбор оптимального, исходя из критериев социально-экономической эффективности и экологической безопасности;

- разрабатывать программы нововведений и составлять план мероприятий по реализации этих программ;

- применять методы научной организации труда и оргпроектирования, практически использовать навыки рационализации управленческого труда;

- владеть навыками поиска, сбора, систематизации и использования информации, практически использовать средства организационной и вычислительной техники;

- владеть методами прогнозирования развития социально-экономических и организационных процессов в объектах управления и оценки их состояния по потенциальным возможностям экономического, социального и организационного развития.

Профессиональная подготовка магистра менеджмента должна обеспечить:

а) овладение навыками самостоятельной аналитической, проектной, научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении;

б) приобретение умений:

- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности, требующие углубленных профессиональных знаний;

- выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;

- обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;

- вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;

- ставить и решать задачи в области своей профессиональной компетенции;

- системно анализировать общие тенденции и конкретные ситуации в области общего, стратегического и функционального менеджмента;

- владеть методическим аппаратом, позволяющим исследовать, анализировать и прогнозировать явления в области менеджмента;

- разрабатывать и преподавать учебные курсы по дисциплинам, относящимся к направлению “Менеджмент”;

- разрабатывать и реализовывать междисциплинарные проекты, связанные с задачами менеджмента.

1.3. Понятие, цель и задачи
выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа (ВКР), являясь элементом итоговой государственной аттестации, выступает в качестве заключительного и обязательного этапа получения высшего профессионального образования. По уровню выполнения и результатам защиты ВКР Государственная аттестационная комиссия определяет возможность присвоения выпускнику соответствующей квалификации (бакалавр менеджмента / менеджер / магистр менеджмента) по направлению «Менеджмент» либо специальности «Менеджмент организации» – и выдачи диплома государственного образца.

Содержание ВКР и процесс ее защиты позволяет установить: а) уровень профессиональной и общеобразовательной подготовки выпускника; б) способность самостоятельно проводить научные исследования; в) умение изучать и обобщать литературные источники в исследуемой области знаний; г) умение систематизировать и обобщать фактический материал; д) способность самостоятельно обосновывать выводы и практические рекомендации по результатам исследования, проведенного в рамках ВКР.

ВКР представляет собой законченное самостоятельное исследование студента, выполненное на творческой основе с использованием междисциплинарных знаний, полученных за предшествующие годы обучения. В этой связи к ВКР предъявляются такие требования, как:

– исследование проблемы, не получившей достаточного освещения в литературе (новая постановка известной проблемы) и обладающей бесспорной актуальностью;

– содержание элементов научного исследования;

– четкость построения и логическая последовательность изложения материала;

– использование экономико-математических методов и моделей;

– наличие убедительной аргументации, подкрепленной иллюстративно-аналитическим материалом (таблицами и рисунками);

– присутствие обоснованных рекомендаций и доказательных выводов;

– использование специализированных пакетов компьютерных программ.

Выполнение ВКР преследует цель демонстрации навыков теоретического и практического анализа проблем управления, разработки и расчета проекта совершенствования управления процессом или явлением, избранным в качестве объекта исследования.

В соответствии с указанной целью выделяются следующие задачи, решаемые студентом в процессе осуществления ВКР:

– обоснование актуальности выбранной темы, ее ценности и значения для управления объектом исследования;

– изучение теоретических положений, закрепленных в научных, законодательных, нормативно-методических, справочных источниках, а также статистических материалов по избранной теме;

– изложение собственной точки зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме исследования;

– сбор необходимого фактического материала для проведения анализа состояния объекта исследования;

– анализ совокупности условий функционирования объекта исследования, а также влияния факторов внутренней и внешней среды, воздействующих на процесс развития избранного объекта;

– формулирование выводов и разработка рекомендаций по повышению эффективности функционирования объекта исследования на основе проведенного анализа;

– расчет социально-экономической эффективности от внедрения предлагаемых мероприятий;

– оформление работы в соответствии с существующими нормативно-методическими требованиями.

1.4. Методическое обеспечение исследований

Представленное вниманию учебно-методическое пособие разработано в соответствии с действующими редакциями федеральных законов «Об образовании» (№ 3266-1 от 10.07.1992 г.), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (№ 125-ФЗ от 22.08.1996 г.), Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации (утв. приказом Минобразования РФ от 25.03.2003 г. N 1155), Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлению «Менеджмент», а также по специальности «Менеджмент организации», – и другими документами, регламентирующими деятельность высших учебных заведений Российской Федерации.

Основной целью разработки данного пособия послужило формирование системы единообразных требований к содержанию, оформлению, процессуальным аспектам подготовки и защиты выпускных квалификационных работ студентов, выпускаемых кафедрой менеджмента Волгоградского государственного университета с присвоением квалификации «бакалавр менеджмента», «менеджер», «магистр менеджмента».

Учебно-методическое пособие определяет деятельность студентов и профессорско-преподавательского состава кафедры менеджмента Волгоградского государственного университета при проведении исследований в рамках выпускных квалификационных работ и защиты полученных результатов исследований. Рекомендации, содержащиеся в источниках, приводимых в перечне дополнительной литературы (раздел 6 пособия), а также других методических материалах, освещающих вопросы выполнения ВКР, могут быть использованы студентами и преподавателями в части, не противоречащей настоящему пособию.

1.5. Руководство выпускной квалификационной работой

Для контроля над процессом написания выпускной квалификационной работы, а также в целях оказания студенту-выпускнику теоретической и практической помощи, выпускающей кафедрой назначается научный руководитель ВКР.

Руководителями ВКР с учетом взаимного согласования (руководитель – студент) назначаются лица из числа профессорско-преподавательского состава выпускающей кафедры (менеджмента) университета. В особых случаях руководителем ВКР могут быть научные сотрудники и высококвалифицированные специалисты других подразделений университета и прочих организаций (предприятий), учреждений.

Руководитель ВКР обязан:

- совместно со студентом составить и выдать задание на выполнение ВКР;

- оказать студенту помощь в разработке календарного плана-графика на выполнение ВКР;

- проводить консультации в соответствии с установленным планом-графиком;

- по возможности рекомендовать студенту необходимую для проведения исследования литературу;

- контролировать ход выполнения работы, сообщать заведующему кафедрой о грубых нарушениях установленной процедуры подготовки ВКР, серьезных проблемах в части теоретико-методического и практического аспектов исследования;

- оказать помощь в подготовке ВКР к защите: разработке текста доклада и раздаточного материала;

- составить отзыв о работе студента-выпускника в процессе исследования, осуществляемого в рамках ВКР, и привести заключение о возможности присвоения студенту по итогам защиты ВКР соответствующей квалификации.

Процесс научного руководства ВКР можно разделить на три условные стадии: 1) выдача общих рекомендаций относительно подготовки ВКР: помощь в формировании методики, информационной базы и календарного плана-графика исследования; 2) выявление недостатков по мере написания работы, связанных с полнотой раскрытия темы, аргументацией, композицией и оформлением текста, корректностью заголовков, стилем изложения; 3) формулирование заключения относительно окончательного варианта ВКР с указанием степени устранения выявленных ранее недостатков и общего уровня работы, оформление письменного отзыва научного руководителя.

В обязанности студента-выпускника входит:

- постоянное информирование научного руководителя о ходе подготовки ВКР;

- инициативное консультирование по спорным и вызывающим затруднение вопросам;

- извещение об отклонениях от утвержденного плана-графика;

- самостоятельная работа по поиску источников информации, привлекаемых в процессе исследования и построения списка использованной литературы, а также формирования эмпирической базы исследования;

- самостоятельное осмысление изучаемого материала, стремление к полноте раскрытия темы, формулирование и обоснование выводов и предложений;

- самостоятельная реализация творческого подхода при разработке рекомендаций по совершенствованию функционирования избранного объекта исследования;

- соблюдение требований относительно содержания, оформления и процедуры подготовки и защиты ВКР, в том числе сроков прохождения предзащиты, нормоконтроля, предоставления готовой ВКР на отзыв, рецензирование, допуск к защите;

- заблаговременное предоставление научному руководителю промежуточных и окончательного варианта рукописи ВКР;

- материально-техническое обеспечение процессов подготовки и защиты ВКР (набор, распечатка текста и раздаточного материала, переплет, подготовка презентации раздаточного материала в программной среде Power Point).

1.6. Последовательность проведения исследования
и сроки освоения основных этапов

Процесс выполнения ВКР состоит из последовательности типовых этапов, отраженных в табл. 2 с указанием ориентировочных сроков их освоения.

Сроки освоения перечисленных этапов носят рекомендательный характер, помогая студенту-выпускнику рационально спланировать время, отведенное на подготовку ВКР, и распределить его между предстоящими фазами исследования. Однако на заключительной фазе исследования продолжительность отдельных этапов четко регламентирована. Так, установлено, что студент-выпускник обязан:

– пройти процедуру предзащиты строго в соответствии с утвержденным графиком проведения предзащит;

– не позднее, чем за 8-10 календарных дней до защиты ВКР пройти процедуру нормоконтроля (с положительным результатом);

– не позднее, чем за 7 календарных дней до защиты предоставить научному руководителю переплетенную, с визой нормоконтролера выпускную квалификационную работу для подготовки в трехдневный срок отзыва;

– не позднее, чем за 5 календарных дней до защиты предоставить переплетенную, с визами нормоконтролера и научного руководителя выпускную квалификационную работу для подготовки в трехдневный срок рецензии;

– не позднее, чем за 3 календарных дня до защиты сдать на кафедру собственноручно подписанную, переплетенную, с визами нормоконтролера и научного руководителя выпускную квалификационную работу, с прилагающимися к ней отзывом и рецензией, для получения допуска заведующего к защите.

Подробное содержание этапов, перечисленных в табл. 2, рассматривается в последующих разделах пособия.

 

Таблица 2

Последовательность проведения исследования
и сроки освоения основных этапов

№ п/п Содержание этапа Ориентировочный срок освоения
1 Выбор темы ВКР. Подача заявления на закрепление темы (см. приложение 1) 01 сент – 01 окт
2 Предварительное изучение проблемы. Подбор и ознакомление с основной литературой по теме. 01 окт – 01 нояб

Окончание табл. 2

3 Составление первоначального плана исследования. Выдача задания на его разработку (см. приложение 2 и 3) 01 – 15 ноября
4 Разработка теоретической главы исследования. Расширение списка использованной литературы. Формирование приложений (при необходимости). 15 нояб – 01 янв
5 Разработка аналитической главы исследования. Расширение списка использованной литературы. Формирование приложений (при необходимости). 01 янв – 15 фев
6 Разработка проектной главы исследования. Расширение списка использованной литературы. Формирование приложений (при необходимости). 15 фев – 01 апр
7 Корректировка основных разделов работы. Окончательное формирование списка использованной литературы. 01 – 15 апреля
8 Формирование введения и заключения к ВКР. 15 – 20 апреля
9 Окончательное оформление ВКР, включая титульный лист и оглавление (см. приложения 4 и 5), а также последний лист ВКР (см. приложение 6).  Предоставление завершенной ВКР научному руководителю для итогового контроля. Подготовка и предоставление научному руководителю проекта доклада и раздаточного материала. 20 апр – 01 мая
10 Предзащита ВКР. 10 – 15 мая
11 Внесение заключительных правок в ВКР, доклад и раздаточный материал. Предоставление научному руководителю готовой, но не сшитой ВКР, окончательного варианта доклада и раздаточного материала (см. приложение 7). 15 – 20 мая
12 Нормоконтроль ВКР. Переплет ВКР. 20 - 22 мая *
13 Предоставление переплетенной ВКР научному руководителю для подготовки отзыва (см. приложение 8).  23 – 25 мая *
14 Предоставление переплетенной ВКР рецензенту (см. приложение 9). 25 – 27 мая *
15 Сдача готовой ВКР на кафедру для получения допуска к защите. 27 мая *
16 Защита ВКР. 30 мая – 25 июня

* Примечание: даты освоения этапов 12-15 (с момента нормоконтроля) указаны по отношению к студентам, защищающимся в первый день заседания ГАК (ориентировочно, 30 мая).

2. Подготовка к выполнению выпускной квалификационной работы

2.1. Разработка темы, плана и задания на выполнение выпускной квалификационной работы

Выбор темы ВКР может осуществляться двумя путями: а) тема работы выбирается из списка тем ВКР, рекомендованных выпускающей кафедрой (см. приложение 10 пособия); б) имеется хорошо обдуманная идея, которая реализуется в выпускной работе по самостоятельно сформулированной теме. В последнем случае инициативная тема оценивается на предмет соответствия ниже перечисленным критериям и утверждается заведующим выпускающей кафедры.

Для понимания логики формулирования темы ВКР следует обратиться к смысловому содержанию понятия «тема». В словаре В.И. Даля оно определяется как «предложение, положение, задача, о коей рассуждается или которую разъясняют»[4]. В большом энциклопедическом словаре отмечается, что «тема (от греч. thema – то, что положено в основу) – 1) предмет описания, изображения, исследования, разговора и т.д.; 2) круг отображаемых жизненных явлений, скрепленных воедино замыслом автора»[5].

По теме ВКР должно быть видно, что исследование является актуальным, новым, имеет научное и практическое значение. В формулировке темы должна отражаться суть рассматриваемой проблемы, завершенность работы, ее конечные результаты.

При закреплении темы выпускной работы целесообразно использовать сравнительно узкую формулировку, что позволит в установленные сроки раскрыть тему, достаточно глубоко ее исследовав, и в полной мере решить поставленные задачи. В этой связи не допустимо использовать в качестве темы ВКР наименования учебных курсов либо их отдельных крупных разделов («Антикризисное управление…», «Информационные технологии управления», «Стратегический менеджмент…», «Управление качеством…», «Управление персоналом…», «Исследование систем управления…», «Управление проектами...», «Механизмы антикризисного управления…», «Мотивация и стимулирование труда…», «Системный анализ…», «Стратегия предприятия…», «Транспортная логистика…»  и др.).

Конкретность формулировки темы ВКР достигается за счет указания временных границ исследования (в среднесрочном периоде…), адресности проводимого исследования (отрасль экономики: предприятия электроэнергетики, химической промышленности…), введения дополнений, характеризующих состояние рассматриваемой проблемы и отвечающих на вопросы: кем, какого, в каком аспекте и т.д.

Не рекомендуется начинать название темы со слов  «Исследование...», «Организация…», «Основы…», «Особенности…», «Оценка…», «Перспективы...», «Проблемы...», «Процесс…», «Развитие…», «Система…», «Стратегия…», «Управление...», «Эффективность…» и др. Такие темы не отражают завершенность работы, получение конечных результатов исследования.

Более удачными примерами наименования тем могут быть следующие: «Разработка способов (модели, методики, системы, комплекса и др.)...», «Обоснование способов (путей, направлений, методов и др.) повышения эффективности (совершенствования, развития) чего-либо...», «Обоснование рекомендаций по рационализации...», «Анализ и совершенствование чего-либо…», «Проектирование мероприятий по повышению…», «Формирование стратегии (системы, модели, структуры и др.)…», «Методы совершенствования…», «Критерии и показатели эффективности чего-либо…», «Определение принципов чего-либо…», «Факторы чего-либо…» и т.д.

Сформулированная тема должна соответствовать профилю специальности «Менеджмент организации». Соответственно, темы ВКР по данной специальности не должны освещать проблемы финансового, экономического, инвестиционного анализа; планирования и организации производства; бухгалтерского учета хозяйственной деятельности; ценообразования и маркетинга на предприятии. Знания из перечисленных отраслей экономической науки могут служить лишь инструментом исследования, проводимого в рамках ВКР по специальности «Менеджмент организации», но не его предметом, а значит, не могут быть отражены в формулировке темы исследования. Таким образом, не допустимо выполнять ВКР на темы, в формулировках которых присутствует указание на такие направления научного знания в сфере экономики, как: «Бюджетирование…», «Финансовый анализ…», «Экономический анализ…», «Управление оборотным капиталом…», «Маркетинг…», «Рекламная деятельность…», «Брендинг…», «Организация производства…», «Управление затратами…», «Планирование производственной программы…», «Налогообложение…» и т.д.

Примерный перечень тем ВКР приведен в приложении 9. При формулировании инициативной темы, не представленной в указанном перечне, необходимо исходить из требования, что тема ВКР должна лежать в предметной области таких дисциплин, как «Антикризисное управление», «Инновационный менеджмент», «Исследование систем управления», «Информационные технологии управления», «Логистика», «Менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Управление качеством», «Управление персоналом», «Управленческие решения».

В формулировке темы не допускается использование сокращений, применение общепринятой аббревиатуры также нежелательно (за исключением указания на организационно-правовую форму предприятия).

При выборе темы следует учитывать имеющиеся возможности сбора фактического материала о различных аспектах деятельности конкретной организации или учреждения – формирования эмпирической базы исследования.

Выбор темы имеет документальное подтверждение: студентом на имя заведующего кафедрой подается заявление на закрепление темы установленного образца (см. приложение 1). В заявлении делается ссылка на эмпирическую базу исследования – приводится полное наименование юридического лица с указанием организационно-правовой формы, на материалах которого будет осуществлено исследование.

Если одна и та же тема выбрана многими студентами (более двух), то кафедра оставляет ее только за теми из них, которые наиболее аргументированно обосновали свой выбор. Остальным студентам предлагается подобрать иную тему ВКР.

После выбора темы наступает этап предварительного изучения проблемы в процессе подбора и ознакомления с основной литературой по теме. Для уяснения сущности и структуры проблемы рекомендуется изучить около 30-50 литературных источников, обязательно включив в рассмотрение наиболее общие работы, подробно рассматривающие интересующее студента явление во взаимосвязи с другими явлениями экономической природы.

В итоге предварительного изучения проблемы составляется развернутый первоначальный план исследования (пример приведен в приложении 2 настоящего пособия), который в заданные сроки (см. табл. 2, п. 1.6 пособия) подается на рассмотрение научного руководителя. При подготовке плана исследования следует учитывать, что тема в смысловом отношении должна быть шире каждой из глав, а название каждой главы – шире каждого из составляющих ее параграфов.

Рабочий план в обязательном порядке включает заголовки первого и второго уровня (названия разделов ВКР и параграфов). По усмотрению студента в плане могут присутствовать ключевые понятия, раскрывающие сущность исследований, проводимых в конкретном параграфе работы. В дальнейшем рабочий план уточняется в соответствии с потребностями проводимого исследования, необходимостью достижения поставленной цели и задач. Заголовки, вынесенные в рабочий план, подлежат доработке, прежде чем сформируют оглавление ВКР.

После обсуждения рабочего плана с научным руководителем студент в установленные сроки (см. табл. 2, п. 1.6 пособия) заполняет типовую форму задания на разработку ВКР (см. приложение 3), которое подписывается научным руководителем, студентом и утверждается заведующим кафедрой.

2.2. Предварительный анализ литературных источников

Опыт показывает, что изучение отобранной литературы по теме ВКР, следует производить в такой последовательности, как:

– просмотр оглавления;

– беглое чтение содержания;

– последовательное чтение-просмотр интересующих разделов;

– выборочное чтение наиболее важной части материала;

– записывание необходимого материала;

– оценка отобранного материала, редактирование его в контексте исследуемой темы.

Отбор необходимой научной информации – это творчество и требует критического осмысливания и оценки. Не следует только заимствовать материал, надо обдумать его, тогда появятся собственные идеи, новое в данном научном направлении.

Достоверность научных фактов, описанных в литературе, во многом определяется изданием. Так официальные издания содержат, как правило, достоверные материалы. Монографии, научные сборники, содержащие материалы конференций, исследовательских работ научных и учебных учреждений, также могут быть отнесены к достоверным.

Научные статьи могут иметь различную степень достоверности. Статьи технического содержания более достоверны, чем гуманитарные, так как в первых приводится математический аппарат и строгие доказательства, а во вторых – много рассуждений, сравнений и словесных доказательств, что может приводить к ошибочным трактовкам и неточностям. Поэтому при изучении статей гуманитарного содержания следует особенно тщательно разобраться в сути исследуемого вопроса, сопоставить рассматриваемый подход с различными точками зрения, прежде чем включать его в теоретическое обоснование решения проблемы, исследуемой в ВКР.

Следует отбирать только последние данные, обращаться к авторитетным источникам, точно указывать, откуда взяты материалы. В этой связи на отобранном материале, в виде выписок, ксерокопий, электронных копий статей, книг, нормативно-правовых актов и пр., следует записывать библиографические сведения об источнике (автор, название, издание, год, диапазон страниц и т.д. в соответствии с правилами библиографического описания документа, приведенными в п. 4.3 данного пособия). В дальнейшем подобная аккуратность существенно облегчить подготовку критического литературного обзора и списка использованной литературы.

В случае использования в тексте ВКР прямого цитирования, которое служит студенту опорой при построении доказательств и суждений, очень важно соблюдать принцип уместности, без искажения передавать мысли цитируемого автора, например, за счет сокращения цитаты.

3. Содержание выпускной
квалификационной работы

3.1. Общие указания

ВКР, являясь научной работой, носит комплексный характер: в ней должны быть раскрыты теоретические аспекты заявленной темы, произведен анализ избранного объекта исследования (на базе эмпирических данных, характеризующих деятельность конкретного хозяйствующего субъекта) и разработан проект мероприятий по совершенствованию отдельных аспектов функционирования объекта с учетом специфики темы ВКР.

Структурно ВКР состоит из установленной последовательности разделов, приведенных в табл. 3 с указанием примерного объема каждого раздела. Все перечисленные в таблице структурные элементы ВКР начинаются с новой страницы. Все разделы ВКР, за исключением приложений, являются обязательными.

Таблица 3

Типовая структура ВКР

Наименование структурного элемента ВКР Примерный объем, стр.
Титульный лист 1
Оглавление 1-2
Введение 4-5
1. Теоретическая глава 25
2. Аналитическая глава 25
3. Проектная глава 25
Заключение 5-7
Список использованной литературы 10
Приложения Любое количество
Итого (без учета приложений) 80-100

Важно соблюдать пропорциональность глав основной части работы. Общий объем основного текста должен составлять 65-80 страниц, который делится между тремя главами таким образом, чтобы разница в их объемах составляла не более 5 страниц. Главы подразделяются на параграфы, число которых в одной главе может составлять от 2 до 4, рекомендованное же количество – 3. В выпускной квалификационной работе используется сплошной принцип построения глав, то есть параграфы не начинают с новой страницы.

В отношении параграфов также недопустима диспропорциональность: все параграфы одной главы должны быть сопоставимы по объему с отклонениями в пределах 5 страниц. Необходимо отметить, что в ВКР не может присутствовать основной текст, не относящийся ни к одному из параграфов конкретной главы и следующий сразу за ее названием. Также не используется в ВКР деление параграфов на более мелкие структурные элементы.

ВКР должна представлять собой законченное исследование, проведенное в соответствии с единой логикой. Законченность предполагает получение результатов исследования в виде решения задач, поставленных во введении к ВКР. Внутреннее единство работы означает, что все ее структурные элементы подчинены достижению главной цели, также сформулированной во введении. Соответственно, главы и параграфы ВКР не могут содержать материал, не способствующий решению заявленных задач и цели. Кроме того содержание всех глав должно быть взаимоувязано. Проследить логику выполнения ВКР удобно с помощью структурно-логической схемы работы, отраженной на рис. 1.

Как наглядно видно из схемы, итоги теоретического исследования должны найти свое применение как при написании второй, аналитической, главы, так и при разработке проекта мероприятий по повышению эффективности функционирования избранного объекта. Таким образом совершенно недопустимо включать в рассмотрение теоретической части вопросы, не играющие никакой роли для формирования последующих, аналитической и проектной, частей ВКР.

Особое внимание следует уделять формулированию выводов, поскольку они характеризуют промежуточные и итоговые результаты исследования, осуществляемого в рамках ВКР и позволяют сохранять четкость логики исследования. Выводы должны быть краткими, из формулировок исключаются общие фразы, ничего не значащие слова.

Промежуточные выводы формируются по итогам написания параграфов и глав. Вывод по параграфу не подлежит обособлению и представляет собой его заключительный абзац, в котором в тезисной форме излагаются полученные автором результаты.

Примеры формулирования выводов по отдельному параграфу ВКР:

«Из вышесказанного можно сделать вывод, что понятия конкуренция, конкурентные силы и конкурентные преимущества тесно связаны между собой. Механизм конкуренции порождает систему конкурентных сил на рынке, а предприятие может бороться с данными силами, обеспечивая себе рыночную долю и выживаемость, только за счет своих конкурентных преимуществ. Современный подход к формированию конкурентных преимуществ основывается на разработке целой системы мероприятий, позволяющих преодолеть конкурентное давление по всем направлениям».

«Проведенный анализ конкурентоспособности предприятия выявил, что в настоящий ООО «Ювента-М» имеет только одно весомое конкурентное преимущество – месторасположение парикмахерской. В то же время существует сильное отставание от основных конкурентов по таким показателям, как широта ассортимента предоставляемых услуг и условия обслуживания».

Выводы по главам следуют за подзаголовком: «Вывод по 1-й главе» и структурно представлены 3-5 абзацами, общим объемом не более страницы.

 

Рис. 1. Структурно-логическая схема выполнения ВКР[6]

В выводах по главе перечисляются конкретные итоги произведенной работы в порядке их получения. Они представляются на более высоком уровне обобщения, чем в выводах по параграфам, служат основой для последующего формирования заключения работы и средством контроля степени достижения поставленных во введении целей. При формулировании выводов по главе принято использовать речевые конструкции, подобные следующим: в работе систематизировано…, нами установлено…, обосновано…, исследовано…, выявлено…, сформулировано…, предложено…, дополнено…, разработано…, сформировано…

Пример формулирования выводов по отдельной главе ВКР:

Выводы по 2-й главе.

· На основании анализа интенсивности конкуренции с применением модели пяти сил М. Портера установлено, что степень конкуренции в отрасли бытового обслуживания населения соответствует интенсивной. Выявлены основные причины, обуславливающие остроту конкуренции: наличие большого числа продавцов на данном рынке, угроза вхождения на рынок других участников, угроза со стороны товаров-заменителей.

· Рассчитан показатель конкурентоспособности ООО «Ювента-М» по методике Э.В. Минько. Сравнительный анализ показал, что предприятие имеет более низкую конкурентоспособность, чем его основные конкуренты.

· С помощью модели многоугольника конкурентоспособности М. Портера оценены конкурентные преимущества ООО «Ювента-М» по отношению к его основным конкурентам. К числу бесспорных преимуществ предприятия отнесено его месторасположение. Обоснована необходимость развития таких конкурентных преимуществ, как широта ассортимента предоставляемых услуг и привлекательные условия обслуживания.

В соответствии с вышеизложенным очевидно, что никакой из разделов и параграфов ВКР не может завершаться рисунком, таблицей, перечислением каких-либо признаков. Единственной формой завершения параграфов и глав являются сформулированные выводы.

Титульный лист оформляется строго в соответствии с образцом, представленным в приложении 4.

Оглавление выполняет две важные функции: дает представление о тематическом содержании работы и ее структуре, а также помогает читателю быстро найти в тексте нужное место. В этой связи к формированию оглавления ВКР необходимо подходить с большим вниманием.

Целесообразно указать на отличие разделов «оглавление» и «содержание»[7]. Оглавление используется в качестве указателя частей, разделов, рубрик работы, связанных по содержанию между собой. Содержание же выступает указателем структуризации текста, когда работа представлена несколькими не связанными между собой трудами одного или нескольких авторов. Соответственно, в ВКР включается раздел «Оглавление».

В разделе «Оглавление» последовательно перечисляются наименования всех структурных элементов ВКР и указываются номера страниц, на которых они помещены. Оглавление должно включать все заголовки, имеющиеся в работе. Не допускается сокращать заголовки или давать их в другой формулировке, последовательности или соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте. Названия отдельных приложений в оглавление не выносятся, дается лишь ссылка на раздел в целом – «Приложения» – и на страницу, с которой он начинаются.

Для удобства восприятия информации, заключенной в оглавлении работы, рекомендуется использовать различный абзацный отступ для заголовков разной степени рубрикации, наименования разделов писать прописными буквами, последнее слово каждого заголовка соединять с соответствующим номером страницы с помощью отточия. Пример составления оглавления к ВКР приведен в приложении 5.

В процессе подбора названий для глав и параграфов ВКР необходимо, во-первых, четко отражать в названии содержание структурного элемента работы, а во-вторых, соблюдать принцип соразмерности объемов определяемых элементов работы. То есть название главы должно быть шире, чем название каждого из входящих в нее параграфов.

3.2. Язык и стиль выпускной квалификационной работы

Язык и стиль ВКР, как и любой научной работы[8], должен соответствовать так называемому академическому этикету, суть которого заключается в интерпретации собственной и привлекаемых точек зрения с целью обнаружения и обоснования научной истины. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, направленных на доказательство положений, выявленных в результате исследования фактов действительности.

Для текста ВКР должна быть характерна смысловая законченность, целостность и связность. Важнейшим средством выражения логических связей являются специальные функционально-синтаксические речевые средства, указывающие на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.), противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее), причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же), переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к …, обратимся к …, рассмотрим, остановимся на …, рассмотрев, перейдем к …, необходимо остановиться на …, следует рассмотреть), итог и вывод (таким образом, итак, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать…). В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные, приведенные и др.). Подобные речевые обороты отражают специфику научного повествования и предупреждают о поворотах мысли автора, информируют об особенностях его мыслительного пути.

Следует строго выдерживать стиль письменной речи ВКР, а именно: безличный монолог, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на его субъекте. С этой целью используются неопределенно-личные предложения и страдательный залог (Расчет производят в соответствии с методикой… Продолжительность периода оценивают… В упомянутых работах обосновывается… Наиболее часто встречается...).

Допускается изложение от третьего лица (Автор полагает… Предложенный автором подход…) и множественного числа первого лица (Мы рассматриваем… С нашей точки зрения… В этой связи нами предлагается…). Однако необходимо соблюдать меру, используя отмеченные личные конструкции, и употреблять их при необходимости подчеркнуть авторский вклад в разработку исследуемой проблемы.

Особо следует подчеркнуть, что местоимение единственного числа первого лица (я), его формы (меня, мне, мной), а также притяжательное местоимение (мой, моя, мое) и его падежные формы (моего, моему, о моем и т. д.) в тексте ВКР не употребляются.

Культуру научной речи определяют точность, ясность и краткость. В связи с чем необходимо избегать достаточно распространенной ошибки приведения в тексте ВКР арифметических расчетов. В научных работах описывается методика расчета (формулы с пояснениями к условным обозначениям и указанием единиц измерения), а его результаты оформляются в табличной форме.

Пример неправильного представления расчетных величин:

Расчет затрат по каждому виду аттестации, проводимой в ООО «РК «Волгоград»:

1. Аттестация по  истечению испытательного срока (на примере кондитера):

Затт = (0,5ч.*(15000 руб.+12000 руб.+18000 руб.) / 176)+

+ (0,5 ч.*(7000 руб. / 176)) + 200 руб. + 100 руб. = 448 руб; К = 0.

Пример правильного представления расчетных величин:

…На следующем шаге определяется максимальная (3) и фактическая (4) доля рынка ОАО «ВАО Волгоград-Интурист»:

Дmax =  * 100%,                               (3)

где      мmax – общее количество номеров в ОАО «ВАО Волгоград-Интурист»;

мо – общее количество номеров в гостиницах Волгограда и Волгоградской области.

 Дфакт =  * 100%,                                            (4)

где мфакт – фактическая загрузка в ОАО «ВАО Волгоград-Интурист».

Результаты расчетов по предложенной методике представлены в табл. 11.

Таблица 11

Расчет уровня безубыточности гостиничной деятельности
ОАО «ВАО Волгоград-Интурист»

Наименование показателя Условное обозначение Величина
Средняя цена за номер, руб./сут. Ц 3289
Точка безубыточности при существующем уровне затрат, количество мест Тб 15
Максимальная доля рынка, % Дmax 3
Фактическая доля рынка, % Дфакт 2
Планируемая загрузка, количество мест Мплан 80
Точка безубыточности после внедрения инвестиционного проекта А, количество мест Тб 96
Точка безубыточности после внедрения инвестиционного проекта В, количество мест Тб 79

Важной стилистической особенностью письменной научной речи является объективность изложения. Ею обусловливается наличие в тексте ВКР вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения (конечно, разумеется, действительно, очевидно – представляют вполне достоверный факт; видимо, надо полагать – предполагаемый факт; возможно, вероятно – возможный факт). А также обязательного указания на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение (по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным и др.).

3.3. Введение

Введение представляет собой очень ответственную часть ВКР и формируется на заключительном этапе исследования (см. табл. 1 п. 1.5 настоящего пособия). Введение не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики работы.

Введение формируется в соответствии с канонической структурой, в которой не допускается исключение либо перестановка отдельных элементов. Заголовки подразделов введения даются в подбор к тексту и выделяются жирным шрифтом. Наименования подразделов введения: «Актуальность исследования», «Цели и задачи исследования», «Объект исследования», «Предмет исследования», «Теоретико-методическая основа исследования», «Информационная база исследования», «Структура и объем работы».

Актуальность исследования (одна-две страницы) содержит положения и доводы, свидетельствующие в пользу научной и прикладной значимости решения проблемы, исследуемой в ВКР. Следует подчеркнуть, что обосновывается актуальность не только темы ВКР, но и самого проведенного студентом-выпускником исследования. При этом целесообразно определить роль и место исследования в процессе развития отечественной и мировой экономики и общества, соответствие современным тенденциям данного развития.

В процессе обоснования актуальности сообщается о степени изученности выбранной темы: приводится краткий обзор литературных источников, на основании которого становится очевидно, что тема остается не раскрытой (или раскрытой частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке, то есть формулируется основная проблема, подлежащая разработке в ВКР.

Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности. В него должны быть включены наиболее ценные исследования, имеющие непосредственное отношение к теме ВКР.

Пример краткого литературного обзора, включаемого во введение и обосновывающего актуальность выбранной темы исследования:

«Проблема влияния различных факторов на деятельность предприятий индустрии гостеприимства разрабатывалась в трудах И.В. Сергеева и В.А. Квартального.

Показатели и методы качества получили детальное рассмотрение в работах В.И. Гиссина, Р.А. Фатхудинов.

Следует упомянуть исследования С. Чичкиной, А. Умнова, М. Круглова, как отражающие региональный аспект развития гостиничного бизнеса в России.

Между тем продолжают оставаться слабо освещенными вопросы адаптации зарубежного опыта организации предоставления гостиничных услуг к специфике современной российской экономики и менталитета потребителей».

При формулировании цели и задач исследования необходимо исходить из того, что ими описываются как теоретические, так и практические результаты проведенного исследования. Главная цель характеризует итог ВКР в целом, вклад, вносимый в разработку теоретического и практического аспектов обозначенной в актуальности проблемы. Задачи конкретизируют содержание цели исследования, характеризуя промежуточные итоги работы.

В соответствии с поставленной целью в ВКР выделяется четыре-пять задач, которые перечисляются в повелительной форме: систематизировать…, изучить…, описать…, установить…, выявить…, обосновать…, проанализировать…, разработать…, предложить и т.д.

Описанию решения указанных во введении цели и задач посвящается все содержание ВКР, поэтому в каждом параграфе работы должна решаться та или иная задача исследования. Соответственно, формулировками задач должно охватываться содержание всех без исключения структурных элементов основной части ВКР, то есть глав и параграфов. Причем решению одной конкретной задачи может быть посвящено несколько параграфов.

Цель и совокупность задач исследования должны быть идентичны по объему: полная реализация цели возможна только при условии решения каждой из поставленных задач.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. При написании научных работ, в том числе ВКР, довольно часто встречается смешение этих понятий. Представляется, что неопределенность этих понятий кроется в этимологии слова «объект», которое происходит от латинского objectum, что означает предмет. Таким образом этимологическое толкование не решает проблему разграничения данных понятий и различия следует искать в их смысловом употреблении в современном научном обороте[9].

Объект исследования представляет собой область научных изысканий, в пределах которой выявлена и существует исследуемая проблема. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения. Это может быть субъект деятельности, а также система закономерностей, связей, отношений, видов деятельности, процессов, в рамках которой зарождается проблема.

Предмет исследования более узок и конкретен. Предмет – это то, что находится в границах объекта. Благодаря его формулированию из общей системы, представляющей объект исследования, выделяется непосредственно та часть системы или процесс, протекающий в системе, на который направляется исследование.

Другими словами, объект изучения – это явление, на которое направлена исследовательская деятельность субъекта. Предмет изучения – это планируемые к исследованию конкретные свойства объекта. Посредством формулирования объекта очерчивается круг исследуемых явлений (создается своеобразная «репрезентативная выборка»), а с помощью формулирования предмета исследования указывается, какой именно аспект названного явления берется к изучению в данной научной работе. Следовательно, специфика и уникальность конкретного научного исследования, в том числе и ВКР, определяется ее предметом.

В формулировку объекта ВКР включается указание на организацию, в том числе предприятие, либо учреждение, на базе которого исследуется явление.

Важно заметить, что цель, объект и предмет необходимо четко увязать с темой исследования. В противном случае, может возникнуть серьезное замечание о не раскрытии темы ВКР.

Примеры, иллюстрирующие взаимосвязь формулировок темы, цели, объекта и предмета ВКР:

1. «Тема – формирование системы качества гостиничных услуг с учетом региональных особенностей (на примере ОАО «ВАО Волгоград-Интурист»).

Цель – теоретическое обоснование и разработка практических рекомендаций по формированию системы качества гостиничных услуг.

Объект –  процесс предоставления гостиничных услуг ОАО «ВАО Волгоград-Интурист».

Предмет – система качества гостиничных услуг в региональном аспекте».

2. «Тема – условия и инструменты повышения эффективности мотивационного процесса на промышленном предприятии (на примере ОАО «Волгограднефтемаш»).

Цель – исследование теоретических основ управления мотивационным процессом и разработка рекомендаций по повышению его эффективности на промышленном предприятии.

Объект – деятельность по управлению ОАО «Волгограднефтемаш».

Предмет – организационно-экономические отношения, сопровождающие мотивационный процесс на промышленном предприятии».

3. «Тема – обоснование рекомендаций по рационализации процесса аттестации персонала на предприятиях гостинично-туристического бизнеса (на примере ООО «Ресторанный комплекс «Волгоград»).

Цель – теоретическое обоснование процесса аттестации персонала, а так же разработка практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности аттестации работников предприятия гостинично-туристического бизнеса.

Объект – система управления персоналом ООО «Ресторанный комплекс «Волгоград».

Предмет – процесс аттестации работников предприятий гостинично-туристического бизнеса».

4. «Тема – разработка системы конкурентных преимуществ предприятия в среднесрочной перспективе (на примере ООО «Ювента-М»).

Цель – исследование теоретических основ формирования конкурентных преимуществ предприятия и разработка практических рекомендаций по повышению конкурентных позиций предприятия бытового обслуживания.

Объект – хозяйственная деятельность ООО «Ювента-М» по бытовому обслуживанию населения.

Предмет – процесс формирования и реализации конкурентных преимуществ предприятия в среднесрочной перспективе».

5. «Тема – обоснование внедрения программы лояльности потребителей на предприятии индустрии туризма (на материалах ООО «РК «Волгоград»).

Цель – исследование процесса принятия решения о покупке и формирование лояльности потребителей средствами маркетинга.

Объект – процесс принятия решения о покупке потребителями услуг ООО «РК «Волгоград».

Предмет – управленческие и экономические отношения, возникающие в процессе формирования и реализации на предприятии программы лояльности потребителей».

Формулирование теоретико-методической основы исследования обычно носит стандартный характер и сводится к утверждению, что такую основу составили научные труды отечественных и зарубежных авторов в области тех отраслей и направлений науки, к которым относится тема ВКР.

Здесь же отдельным абзацем указываются использованные при написании ВКР методы исследования[10], которые в самом общем виде подразделяются на общенаучные и специальные.

В подразделе «Информационная база исследования» в агрегированном представлении отмечается, какие виды источников информации привлекались в процессе выполнения ВКР с указанием издавшего их субъекта: законодательные и нормативно-методические материалы федерального, регионального уровня или местного самоуправления; данные органов статистики федерального, регионального или местного уровня; материалы специализированных печатных изданий (научная и публицистическая литература); данные бухгалтерской и управленческой отчетности конкретных организаций и учреждений.

Подраздел «Структура и объем работы» констатирует сложившиеся структуру и объем работы (с приложениями и без приложений) с указанием количества содержащихся в работе рисунков, таблиц и приложений. Фиксируется число источников, сформировавших список использованной литературы.

Пример составления введения к ВКР вынесен в приложение 11 настоящего пособия.

3.4. Теоретическая глава

В теоретической главе производится исследование теоретических подходов к постановке и решению проблем в соответствии с тематикой ВКР.

Обязательным условием формирования теоретического раздела ВКР служит использование критического анализа литературы по избранной теме. Критический анализ литературы представляет собой исторический обзор проблемы, которой посвящено исследование, осуществляемое в рамках ВКР, и которая заявлена в обосновании актуальности темы, присутствующем во введении. В исторический обзор включается исследование этапов развития проблемы, степени ее проработки, современного состояния проблемы.

Приступая к литературному обзору, необходимо иметь достаточно полный список литературы, предполагаемой к использованию. Литературный обзор целесообразно проводить следующим способом. Сначала по материалам аннотаций, оглавлений и беглого просмотра произвести тщательную классификацию анализируемых публикаций, не прибегая к подробному чтению и конспектированию работ. Определить логический порядок их изучения. Далее последовательно анализировать отобранные работы, планомерно формируя литературный обзор. После того, как будут изучены все работы, как правило, возникает потребность в корректировке отдельных фрагментов текста, изменении их взаимного расположения.



Дата: 2019-02-02, просмотров: 237.