Социально-экономическое развитие в середине 60-х – 70-е гг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В 1965 г. новое руководство страны начало ряд важных экономических реформ. В марте на пленуме ЦК КПСС Л. И. Брежнев сформулировал стратегический курс развития сельского хозяйства. Его суть состояла в существенном увеличении капиталовложений, направленных на комплексную механизацию, химизацию, мелиорацию, а также на повышение закупочных цен на сельхозпродукцию. Брежнев высказался за отмену введенных Хрущевым ограничений на развитие личных подсобных хозяйств.

Под руководством нового главы правительства А. Н. Косыгина осуществлялась крупная реформа в управлении промышленностью. Она была до-статочно противоречива. С одной стороны, восстанавливался отраслевой принцип управления: путем концентраций ресурсов в руках отраслевых министерств Косыгин стремился обеспечить ускорение научно-технического прогресса. С другой стороны, была предпринята попытка осуществить частичную замену административных методов управления экономическими. Для этого изменялась система планирования. Число плановых показателей, доводимых до предприятий сверху, сокращалось. Главными показателями становились прибыль и стоимость реализованной продукции. Часть прибыли оставлялась непосредственно на предприятиях и могла быть использована администрацией для развития производства, материального стимулирования работников, а также строительства жилья и решения других социальных задач.

Эти меры мыслились как первый шаг, за которым должен был последовать переход от распределения произведенной продукции плановыми органами к торговле средствами производства и ресурсами между государственными предприятиями. Иными словами, речь шла о развитии рыночных отношений в рамках государственного сектора с тем, чтобы стимулировать создание продукции высокого качества с наименьшими затратами. Торговля помогла бы также определить общественно-необходимую стоимость производимых товаров и степень эффективности работы каждого предприятия.

Однако в 1968 г. Л. Брежнев утратил интерес к развитию экономической реформы из-за событий в ЧССР, где попытка создания рыночной модели социализма повлекла за собой политические процессы, которые были чреваты потерей компартией власти и выходом ЧССР из Варшавского Договора.

Экономическая реформа, прерванная на полпути, фактически привела к усилению затратного характера советской экономики. Отказ от прежних детальных планов по номенклатуре производимых изделий привел к тому, что предприятия стали производить как можно более дорогую продукцию: чем больше ее стоимость, тем больше фонды зарплаты и прибыли. Проблем с реализацией такой продукции не было, потому что она не продавалась, а распределялась. Такой хозяйственный механизм нацеливал предприятия не на экономию, а на повышенный расход всех видов ресурсов, так как их стоимость входила в итоговую стоимость произведенной продукции. В этой ситуации предприятиям было просто невыгодно внедрять новые ресурсосберегающие технологии.

Важно отметить, что усиление затратного характера экономики происходило в период, когда страна постепенно исчерпывала прежние возможности экстенсивного развития, т. е. такого, при котором прирост продукции шел в основном за счет увеличения числа рабочих, объемов производственных мощностей и сырья. Дальнейшее развитие по экстенсивному пути становилось все менее эффективным: на каждый вложенный рубль получали все меньшую отдачу, поскольку строительство новых фабрик и заводов становилось все более дорогостоящим, а сырье приходилось добывать в более удаленных районах.

Вначале ущербный характер созданного экономического механизма не был заметен. Восьмая пятилетка (1966–1970 гг.) оказалась одной из лучших в истории СССР по количественным и качественным показателям. Увеличение валового национального дохода составило 41 %, объем промышленной продукции вырос на 50 %, среднегодовой объем сельскохозяйственного производства – на 21 %, производительность труда на 37 %, реальные доходы на душу населения – на 33 %.

Однако уже в девятой пятилетке (1971–1975) показатели роста были ниже. В десятой (1976–1980) и одиннадцатой пятилетках (1981–1985) они снизились еще больше.

Таблица 1

Основные показатели социально-экономического роста

Годы 1966–1970 1971–1975 1976–1980 1981–1985
Национальный доход 41,0 % 28,0 % 21,0 % 17,0 %
Промышленность 50,0 % 43,0 % 24,0 % 20,0 %
Сельское хозяйство 21,0 % 13,0 % 9,0 % 6,0 %
Производительность труда 37,0 % 23,0 % 17,0 % 16,5 %
Реальные доходы на душу 33,0 % 24,0 % 18,0 % 11,0 %

 

Говоря о причинах замедления темпов экономического развития, нельзя не отметить и тот факт, что они во многом были обусловлены и снижением темпов роста капитальных вложений. Эту зависимость показывает табл. 2.

Таблица 2

Среднегодовые темпы прироста

Годы 1961–1970 1971–1980 1976–1980 1981–1985
Промышленность 8,5 % 6,0 % 4,5 % 3,7 %
Сельское хозяйство 3,3 % 1,2 % 1,7 % 1,1 %
Капвложения 7,6 % 5,1 % 3,7 %

 

В рассматриваемый период все меньшая часть полученной прибыли вкладывалась в развитие производства, все большая шла на увеличение потребления.

Следует отметить, что и эти замедляющиеся темпы оставались одними из самых высоких в мире. Среднегодовые темпы экономического развития СССР в 1970-е гг., так же как и в 1950-е и 1960-е гг., превосходили темпы развития капиталистических стран. Они обеспечивали постоянный рост благосостояния советского народа и оборонной мощи СССР.

В 1970-е гг. в СССР был создан ракетно-ядерный потенциал, который позволял нанести неприемлемый ущерб любому агрессору в любой ситуации.        

Уровень жизни населения в «эпоху Брежнева» рос большими темпами, чем развитие экономики. Так, средний размер зарплаты в 1965–1985 гг. у рабочих и служащих увеличился со 100 до 190 рублей в месяц. Резко сократился разрыв в доходах между работниками государственного сектора и колхозниками: если в начале 50-х гг. он равнялся 3:1, то в 1980 г. – 10:8. Колхозники получали регулярную ежемесячную оплату труда. Увеличивался размер пенсий и стипендий, заметно вырос уровень жизнь интеллигенции.

Активно продолжалось жилищное строительство, как государственное, так и кооперативное. Объем жилья, построенного в 1965–1985 гг., превысил объем всего жилого фонда, имевшегося в СССР в начале 60-х гг.

Реальностью были различные социально-экономические права советских граждан: на труд, отдых, охрану здоровья, бесплатное образование.

Для огромной по территории страны крайне важными были низкие цены на все виды транспорта. Они позволяли всем гражданам свободно перемещаться из любого региона в любой другой.

Это было особенно важно для молодых поколений. В лучшие вузы отбирались самые способные выпускники школ со всех концов страны. Закончив эти вузы, молодые специалисты затем работали на благо своей Родины. Советская система образования была одной из лучших в мире (табл. 3).

 Таблица 3

Уровень образования (на 1 тыс. чел. в возрасте 10 лет и старше)

Число лиц, имеющих 1939 1959 1970 1979 1987
 законченное высшее образование 8 23 42 68 90
среднее (полное и неполное) образование и выше 108 361 483 638 708

                                                                            

Государство оказывало огромную поддержку детским и юношеским воспитательным и культурным учреждениям. Музеи, театры, концертные залы были доступны для всех.

Тем не менее, рост уровня жизни явно не успевал за ростом потребностей новых поколений советских людей. Они сравнивали свой уровень жизни не с уровнем прошлых поколений, а с уровнем жизни в развитых капиталистических странах, который был существенно выше. Серьезной проблемой стало качество производимых товаров. Оно во многих случаях (особенно по товарам широкого потребления) уступало качеству товаров, производимых развитыми странами, и не удовлетворяло возросшие запросы граждан. Нехватка качественных товаров создавала проблему их дефицита в государственной торговле, очередей, «теневого» распределения и т. п.

 Во многом проблема дефицита была связана с политикой низких государственных цен на товары широкого потребления, особенно на продовольствие. Эти цены делали их доступными для всего населения, а рост денежных доходов обострял дефицит. Ни в одной из европейских социалистических стран в магазинах не было, например, дефицита мяса и мясопродуктов, потому что они не стоили так дешево относительно уровня среднего дохода населения. На колхозных рынках в СССР мясо также было в изобилии, потому что оно стоило в 2–3 раза больше, чем в государственных магазинах. Однако советские люди привыкли к низким государственным ценам на продовольствие и не хотели покупать его по высоким рыночным ценам.

Следует подчеркнуть, что дефицит обострялся, несмотря на постоянный рост производства и потребления основных продуктов питания.1

Таблица 4

Потребление продуктов питания (на душу населения в год)

Продукты 1960 1970 1980 1985
Мясо и мясопродукты в пересчете на мясо (включая сало и субпродукты), кг 39,5 47,5 57,6 61,7
Молоко и молочные продукты (в пересчете на молоко), кг 240,0 307,0 314,0 325,0

 

По уровню потребления (калорийности) продуктов питания СССР в 1970-е гг. находился на уровне развитых капиталистических стран, хотя и уступал им по структуре питания. При этом импорт продовольствия в среднем составлял всего лишь 10–15 % от объема собственного производства.

Следует отметить, что постоянный рост уровня жизни советских людей и увеличение экономического потенциала были в существенной степени обеспечены тем, что в 1970-е гг. СССР получал высокую прибыль от экспорта энергоресурсов в силу благоприятной мировой конъюнктуры цен. Доходы от экспорта обеспечивали большую долю капиталовложений в производственную сферу и возможность импорта товаров широкого потребления.

Экспортная прибыль позволяла также расточительно тратить деньги на поддержание обороноспособности страны. Следует отметить, что наряду с необходимыми расходами на оборону осуществлялись и излишние военные программы, что тяжелым бременем ложилось на экономику.

Такая экономическая политика была опасной: падение мировых цен на энергоносители могло создать серьезные проблемы во всех секторах экономики СССР.

Конечно, нельзя сказать, что руководство страны не видело этой проблемы и не замечало падения темпов экономического роста и эффективности капитальных вложений. Напротив, уже с начала 1970-х гг., во всех партийных документах шла речь о том, что эпоха дешевых ресурсов и возможности сбыта низкокачественных товаров подходит к концу. При составлении плана IX пятилетки (1971–1975 гг.) была поставлена задача перехода на интенсивный путь развития, который предполагал более рациональное использование ресурсов и повышение качество продукции. Эту задачу Брежнев объявил в качестве главной и при составлении плана на десятой пятилетки. Однако она решалась крайне медленно.

 4.2. Общественно-политическая жизнь

 

Анализируя специфику политической жизни Советского Союза в рассматриваемый период, следует отметить, что во главе КПСС долгое время (с 1964 по 1982 г.) находился Л. И. Брежнев, который с 1977 г. по 1982 г. возглавлял и Президиум Верховного Совета СССР.

В первые годы своей деятельности Л. И. Брежнев немало сделал для исправления ошибок, допущенных Хрущевым. В 1964 г. были воссозданы единые краевые и областные комитеты КПСС, а также руководящие органы всех советских и других общественных организаций. Во второй половине 1960-х гг. произошла существенная смена первых секретарей республиканских и областных комитетов КПСС, что привело к омолаживанию руководящих кадров. Подобные перемены происходили и в органах Советской власти.

В идеологической сфере был снят хрущевский курс на быстрый переход к коммунизму и принят тезис о необходимости долгого периода совершенствования «реального социализма».

Брежнев прекратил активную критику Сталина, начатую Хрущевым. Из-за этого определенные круги интеллигенции стали обвинять Брежнева в попытках реставрации сталинизма и сужении уровня политической свободы. Утверждалось, что хрущевская «оттепель» сменилась новыми «заморозками».

Однако для таких утверждений не было оснований. Хотя критика Сталина действительно была приглушена, но в целом в эпоху Брежнева «границы дозволенного» не только не сужались, а, напротив, постоянно расширялись. Это был объективный процесс, связанный с ростом политической культуры советского общества, а также с развитием средств массовой информации. В эту эпоху СССР не был отгорожен от других стран мира «железным занавесом». Нормой стали прямые телевизионные репортажи из-за рубежа, которые, хотя и проводились с позиций критики западного образа жизни, тем не менее давали объем информации, немыслимый в 1950-е гг. Постоянно росло число людей, выезжавших за границу на работу, учебу, в туристические поездки. Десятки тысяч людей (в основном евреев и немцев) уезжали из СССР в рамках гуманитарных программ «воссоединения семей» и «возвращения на историческую родину».

В СССР появилось то, что было немыслимо при Сталине и при Хрущеве: открытая политическая оппозиция в форме «диссидентского» движения. Своеобразной вехой стала акция протеста, проведенная на Красной площади в августе 1968 г. небольшой группой интеллигентов, выступавших против ввода советских войск в Чехословакию. Органы госбезопасности вели активную борьбу с диссидентами. Однако их стремились привлекать к ответственности в рамках действующих законов. Число осужденных за государственные преступления и по политическим мотивам в СССР постоянно падало. При Хрущеве было осуждено: с 1956 по 1960 гг. – 4676 чел., с 1961 по 1964 гг. – 1052 чел. При Брежневе было осуждено: в 1965 г. – 20 чел., в 1966 – 48, в 1967 – 103, 1968 – 129, в 1969 – 195, в 1970 – 204. Это был пик, в последующие годы число осужденных не превышало 100 чел. в год. Так в 1975 г. было осуждено 96, в 1976 – 60 чел. Всего за 1976–80 гг. было осуждено 347 чел. Большая часть из осужденных действительно совершала действия, наносящие ущерб советскому государству. Диссиденты активно использовались западными спецслужбами для ведения антисоветской пропаганды. В тех случаях, когда привлечь к ответственности по закону за такие действия было трудно, КГБ стал отпускать диссидентов на Запад, а некоторых даже специально «выталкивал» из страны, лишая советского гражданства.

Влияние диссидентов не следует преувеличивать. Большинство советских граждан лояльно относилось к существовавшему общественному строю и не выступало против социализма как общественной системы. Однако растущее недовольство вызывал существующий политический режим: советская демократия носила во многом формальный характер. Прежде всего это касалось избирательной системы. Хотя в Советах, КПСС и других общественных организациях все руководящие органы избирались, реальной состязательности при выборах не было. Сохранялась практика, сложившаяся при Сталине: «верхи» предлагали тщательно отобранных кандидатов, «низы» послушно за них голосовали. По мере роста уровня образованности советских людей эта практика становилась все более нетерпимой.

Важным событием в политической жизни советского общества стало принятие в 1977 г. сессией Верховного Совета новой Конституции СССР, в обсуждении которой приняли участие десятки миллионов граждан. В Конституции провозглашалось построение в Советском Союзе развитого социализма, говорилось о переходе к общенародному государству трудящихся, подтверждались многочисленные социальные, экономические и политические права граждан СССР. Согласно новой Конституции, высшим законодательным органом СССР оставался Верховный Совет, делившийся на две палаты (Совет Союза и Совет Национальностей) и собиравшийся на сессии обычно два раза в год. Высшим исполнительным и распорядительным органом власти являлся Совет Министров. Правительство было ответственно перед Верховным Советом и подотчетно ему. На местах власть принадлежала Советам разных уровней. Вслед за Конституцией СССР в союзных республиках были приняты аналогичные конституционные документы.

Политически активные слои населения надеялись, что принятие новой Конституции приведет к ослаблению формального характера советской демократии, но никаких существенных изменений не произошло.

Растущее недовольство среди беспартийных граждан вызывало и монопольное положение КПСС, единственной политической партии в СССР. КПСС контролировала все государственные и общественные структуры, производственные коллективы, силовые ведомства, образовательные учреждения, творческие союзы и т. д. Конституция 1977 г. не только не ослабила, а напротив, законодательно закрепила за КПСС статус «руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы». Принадлежность к КПСС открывала дополнительные возможности для карьерного роста, что вызывало стремление активной части общества вступить в ряды партии. Несмотря на то, что руководство компартии стремилось ограничить прием, численность КПСС в 70-е гг. ежегодно увеличивалась примерно на 500 тыс. чел. В общей сложности за период с 1966 г. по 1985 г. произошел рост количества членов и кандидатов в члены партии с 12,5 до 19 млн чел. Заметно вырос партийный аппарат.

Важную роль в общественно-политической системе играли массовые общественные организации: профсоюзы, комсомол, женские, детско-юношеские, спортивные объединения и т. д. Эти организации активно способствовали осуществлению различных общественно полезных программ и пропаганде советского образа жизни. Однако их беспартийный актив также сталкивался с проблемой полной зависимости деятельности этих организаций от партийных комитетов. Это связывало инициативу и вызывало недовольство.

Общее смягчение политического режима и рост образовательного уровня населения способствовали росту требовательности со стороны граждан и к уровню развития межнациональных отношений. В области национально-государственного строительства Конституция 1977 г. подтвердила принцип построения СССР как федеративного союза 15 равноправных республик. Однако на деле принципы федерализма часто нарушались. Основные решения, касавшиеся социально-экономического развития союзных республик, принимались в Москве, и они не всегда учитывали местную специфику. В то же время все республики в рассматриваемый период динамично развивались именно благодаря тому, что они являлись составными частями единого государства. Многие республики (в особенности среднеазиатские и закавказские), отстававшие по разным показателям от среднестатистического уровня развития, получали из «центра» гораздо больше средств, чем сами перечисляли в общегосударственный бюджет. Главным донором являлась Россия, и это не вызывало протеста со стороны русского народа. Дружба и солидарность народов СССР действительно имели место, и русский народ ценил эти отношения.

Тем не менее в некоторых национальных республиках (особенно в Прибалтике) в рамках диссидентского движения действовали сепаратистские силы, которые получали регулярную поддержку из-за рубежа. Они всячески акцентировали любые промахи союзного руководства в межнациональных отношениях и принижали тот позитив, который обеспечивался союзным государством. Впрочем, в то время эти силы не представляли серьезной опасности для единства союзного государства.

 Куда более серьезной опасностью было падение авторитета правящей элиты, которое явно обозначилось в конце «эпохи Брежнева». Наиболее характерной чертой этой эпохи следует назвать «кадровый застой» – слабую ротацию достаточно замкнутого правящего слоя высших партийных, советских и государственных чиновников. Придя к власти вместе с Брежневым, они оставались в правящей элите на протяжении 15 лет. Именно поэтому эпоху правления Брежнева стали именовать эпохой «застоя». К 1980 г. средний возраст партийно-государственных руководителей в республиках и областях равнялся 59 годам, а средний возраст члена Политбюро ЦК КПСС составлял 71 год. У престарелых лидеров не хватало воли для борьбы с нарастающими в обществе негативными явлениями. На фоне падения контроля за деятельностью органов власти и управления в стране стали развиваться «теневая экономика», коррупция, взяточничество и т. п. Это вызывало все большее недовольство простых людей, которые возлагали ответственность на верхи 1.

 

Внешняя политика СССР

1965–1970-е гг. – период пика военно-политического могущества СССР и его влияния на мировой арене.

Внешняя политика Советского Союза, за которую главным образом отвечали сам Л. И. Брежнев и министр иностранных дел А. А. Громыко, преследовала в общем традиционные для всего послевоенного периода цели: укрепление позиций стран социалистического содружества; поддержка национально-освободительного движения в развивающихся странах, мирное сосуществование и развитие взаимовыгодных отношений с развитыми капиталистическими странами.

Во взаимоотношениях с социалистическими странами Европы Москва стремилась играть главенствующую роль, координируя внешнюю политику союзных государств и контролируя их внутриполитические процессы. Эти задачи решались через разносторонние механизмы СЭВ, ОВД, а также посредством тесных связей между КПСС и правящими компартиями социалистических стран. При этом Москва исходила из так называемой «доктрины Брежнева» (термин, получивший распространение на Западе), согласно которой не допускался отрыв какой-либо страны от социалистического содружества и, таким образом, признавался лишь «ограниченный суверенитет» соцстран. Этот курс СССР наглядно проявился в 1968 г. на примере Чехословакии, на территорию которой пять стран-участниц ОВД ввели свои войска, после того как обозначилась угроза отхода ЧССР от социалистической модели развития и выхода из Организации Варшавского Договора. В 1981 г. Москва настояла на введении военного положения в Польше, где большое влияние в стране получили оппозиционные профсоюзы «Солидарность», за которыми стояли антисоциалистические силы, опиравшиеся на поддержку Запада.

Влияние Москвы в Восточной Европе во многом зависело от характера экономического сотрудничества в рамках СЭВ. При техническом содействии Советского Союза в восточноевропейских странах строились крупные промышленные объекты, общими усилиями сооружались нефтепровод «Дружба» и газопровод «Союз», создавались межгосударственные органы для координации отдельных отраслей – «Интерхим», «Агромаш» и т. д. С 1971 г. в СЭВ действовала Комплексная программа социалистической экономической интеграции. К концу 70-х гг. под эгидой СЭВ осуществлялось около 30 совместных межгосударственных проектов. В целом они были взаимовыгодными. Однако нельзя не отметить, что экономика стран СЭВ критически зависела от поставок сырья и энергоносителей из СССР, которые осуществлялись по ценам ниже мирового уровня.

В рассматриваемый период руководству СССР не удалось наладить отношения с Китаем, которые испортились еще при Хрущеве. Прекратились политические контакты, было заморожено экономическое сотрудничество. В 1969 г. Китай предъявил территориальные претензии к СССР, в частности на ряд островов реки Уссури. Весной этого года китайцы попытались силой захватить остров Даманский. В ходе вооруженного конфликта погибло 49 советских пограничников и около 3 тыс. китайских военнослужащих.

Сложные отношения СССР с Китаем не помешали СССР оказывать эффективную помощь Северному Вьетнаму, народ которого вел борьбу за объединение страны. Необходимость в такой помощи возникла в связи с тем, что в 1964 г. правительство США развязало прямую войну против Северного Вьетнама, выступив в поддержку своего марионеточного режима в Южном Вьетнаме. В Северный Вьетнам были направлены советские специалисты и военная техника. Число специалистов за 10 лет конфликта не превышало 500 человек в год. В основном они обслуживали ракетные комплексы ПВО. В просьбе прислать советских летчиков Москва Ханою отказала, не желая серьезно обострять отношения с США. Действия системы ПВО Северного Вьетнама оказались эффективными. Только за первые три года войны они сбили более 3 тыс. самолетов США. Всего во Вьетнаме американцы потеряли 9 тыс. самолетов и вертолетов, 360 тыс. человек, из них убитыми более 50 тыс. человек. Более 1 тыс. американцев попали в плен. Такие потери побудили американцев уже в 1973 г. начать выход из Вьетнама. В 1976 г. объединение страны было завершено, и единый Вьетнам стал строить социалистическое общество. Исход вьетнамской войны укрепил авторитет СССР в «третьем мире».

Следует отметить, что с середины 1960-х гг. советская дипломатия, несмотря на вьетнамскую войну, проводила курс на разрядку международной напряженности в Европе и сближение между Москвой и Вашингтоном. В 1966 г. в Москву приехал президент Франции Ш. де Голль. Этот визит положил начало особым франко-советским отношениям. В 1969 г. в ФРГ к власти пришел лидер социал-демократов В. Брандт, который начал проводить курс на активное экономическое сотрудничество с СССР. В 1970 г. был заключен Московский договор между СССР и ФРГ, по которому обе страны признавали незыблемость сложившихся в Европе после войны границ.

Состоявшийся весной 1971 г. XXIV съезд КПСС принял Программу мира, в которой Западу предлагалось создать систему коллективной безопасности в Европе, ликвидировать военные базы на территории других стран, урегулировать локальные военные конфликты, сократить военные расходы, приступить к сокращению и последующему запрещению всех видов оружия массового поражения. Эта политика получила название политики «разрядки напряженности», и она давала свои плоды.

В сентябре 1971 г. страны – победительницы во Второй мировой войне заключили Четырехстороннее соглашение по Западному Берлину, в котором подтверждался особый статус Западного Берлина.

Это соглашение стало возможным потому, что на фоне новых отношений между СССР и Западной Европой новый американский президент Р. Никсон также выступил за улучшение отношений с СССР. С 1969 г. начались регулярные советско-американские переговоры по вопросам ограничения гонки вооружений. В мае 1972 г. во время пребывания Р. Никсона в Москве был подписан договор о количественном ограничении стратегического наступательного вооружения (ОСВ-1). Кроме того, стороны подписали еще более важный Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), согласно которому СССР и США брали на себя обязательство иметь на вооружении не более 200 «противоракет», размещенных в двух наземных районах, и не создавать систем ПРО космического базирования.

В июне 1973 г. в ходе визита Л. И. Брежнева в США было подписано Соглашение о предотвращении ядерной войны, а также заключены около 20 соглашений о сотрудничестве в различных областях, в том числе о совместной космической программе «Союз-Аполлон» (она была реализована в 1975 г.). Во время встречи летом 1974 г. в Крыму Л. И. Брежнев и Р. Никсон договорились об ограничении подземных ядерных испытаний, а также подписали протокол об уменьшении численности ракет ПРО до 100 штук и о сокращении количества районов размещения систем ПРО до одного.

На советско-американской встрече в верхах в ноябре 1974 г. в районе Владивостока Брежнев и новый американский президент Дж. Форд подтвердили решимость завершить выработку нового соглашения по ОСВ, который предусматривал бы ограничение числа боезарядов, устанавливаемых на носителях стратегического оружия (ракетах, самолетах, подводных лодках).

Процессу «разрядки» способствовали и начавшиеся в Вене переговоры между представителями ОВД и НАТО по сокращению вооруженных сил и обычных вооружений в Центральной Европе.

В 1973–1975 гг. в Европе состоялись три этапа Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) при участии европейских стран, США и Канады. Финальный этап этого Совещания, который прошел на высшем уровне в Хельсинки, завершился подписанием 1 августа 1975 г. исторического документа – Заключительного акта СБСЕ. В нем фиксировались основополагающие принципы взаимоотношений государств, в том числе признание послевоенных границ, уважение независимости и суверенитета, территориальной целостности отдельных государств, отказ от применения силы и угрозы ее применения, невмешательство во внутренние дела друг друга. В Заключительном акте содержались положения о необходимости укрепления экономических, научно-технических, культурных связей в Европе, защиты прав человека и национальных меньшинств.

Однако уже с середины 1970-х гг. во взаимоотношениях Запада и Востока стала вновь усиливаться напряженность. Консервативные силы на Западе заявили, что «разрядка – это улица с односторонним движением», т. е. она приносит пользу только СССР и его союзникам. Во многом этот вывод был сделан под влиянием событий осени 1973 г. на Ближнем Востоке, когда на фоне очередной арабо-израильской войны все арабские страны отказали в поставках нефти тем западным странам, которые в ходе войны оказали помощь Израилю. Более того, арабские страны провели в этот период национализацию значительной части иностранных нефтяных компаний. В условиях стратегического паритета между СССР и США и в атмосфере, созданной политикой «разрядки», Запад не мог оказать силового давления на нефтедобывающие страны. Цена на нефть на мировых рынках выросла в 3 раза. На Западе возник серьезный энергетический кризис. В это же время СССР стал получать большие доходы от экспорта нефти.

Значительная их часть шла на гонку вооружений. Именно за вторую половину 1970-х гг. Советский Союз по числу стратегических носителей и боеголовок приблизился к уровню США.

Запад был недоволен и процессами в Африке. В середине 1970-х там распалась последняя крупная колониальная империя – португальская. Бывшие португальские колонии Мозамбик, Гвинея-Бисау и Ангола получили независимость и стали на некапиталистический путь развития. Правительства этих стран развивали сотрудничество с СССР.

В конце 1970-х антиимпериалистические процессы усилились и в Латинской Америке. Здесь «форпостом мировой социалистической системы» являлась Куба, которая опиралась на помощь СССР и в свою очередь оказывала помощь антиимпериалистическим силам, действовавшим в различных странах Центральной и Южной Америки. Большим успехом левых сил стала победа Сандинистской революции в Никарагуа в конце 70-х гг.

На таком фоне консервативные круги Запада искали повод сорвать «разрядку». Хорошим поводом стало решение советского правительства провести замену расположенных в западных районах СССР ракет средней дальности старого поколения на новые модели, с большей дальностью, точностью и разделяющимися боеголовками. Вашингтон заявил о том, что СССР создал угрозу Европе, и добился права разместить в Англии, ФРГ и ряде других западных стран свои ракеты средней дальности нового поколения.

В этих условиях подписанный в июне 1979 г. советско-американский договор ОСВ-2, предусматривавший качественное ограничение гонки вооружения, не был ратифицирован Сенатом США, хотя в целом соблюдался обеими сторонами.

В конце 1979 г. СССР ввел ограниченный контингент советских войск в Афганистан для оказания помощи правительству, которое пыталось проводить прогрессивные реформы в стране. Однако эти реформы не учитывали крайней отсталости страны и сильной роли исламского фактора, что порождало сопротивление со стороны значительной части населения. Запад предоставил афганской оппозиции большую помощь деньгами и оружием, что привело к долгой и кровавой войне в Афганистане. Эта война негативно влияла на внешнеполитические позиции и на внутриполитическую ситуацию в СССР.

 4.4. Особенности развития СССР в 19821984 гг.

 

После кончины Л. И. Брежнева в ноябре 1982 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР был избран Ю. В. Андропов. Он провел определенное омоложение высшего партийного руководства и последовательно продвигал политиков нового поколения, таких как М. Горбачев, Е. Лигачев, Н. Рыжков. Им было поручено готовить программы экономических и политических реформ.

В качестве немедленных мер, направленных на повышение эффективности экономики и улучшение работы государственного аппарата, Андропов предложил меры по укреплению дисциплины и порядка. В 1983–1984 гг. действовали строгие меры наказания за пьянство, прогулы и иные дисциплинарные нарушения на производстве. В результате удалось повысить производительность труда, снизить потери сырья при производстве продукции.

Андропов развернул борьбу против коррупции и теневой экономики. В краткосрочный период андроповского руководства были проведены несколько показательных уголовных процессов над руководителями ряда крупных магазинов столицы (Центрального универсама, Елисеевского гастронома). Обвиняемые были приговорены к длительным срокам заключения и даже к смертной казни. Уголовные процессы над казнокрадами прошли и во многих республиках. Ряд крупный партийных и советских руководителей лишились своих постов. Так, был снят с должности и исключен из партии министр внутренних дел СССР Н. Щелоков, а его заместитель, зять Л. И. Брежнева Ю. Чурбанов, был приговорен к длительному сроку тюремного заключения.

Эти меры способствовали усилению авторитета государства и власти.

Состояние здоровья Ю. В. Андропова помешало ему приступить к осуществлению планов по модернизации страны. В феврале 1984 г. Ю. В. Андропов скончался, после чего Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета стал тяжело больной К. У. Черненко. Это была последняя попытка представителей старой «брежневской» гвардии сохранить власть в своих руках. Через год, в марте 1985 г. Черненко скончался.

Этот год был последним годом XI пятилетки (1981–1985 гг.) Ее итоги характеризуют следующие показатели: ВВП и национальный доход увеличились соответственно на 20 и 17 %, реальные доходы на душу населения – на 11 %. Наиболее заметным было падение темпов роста сельского хозяйства. Среднегодовой прирост составил всего 1,1 %. Это было связано как с неблагоприятными погодными условиями в данное пятилетие, так и со старением сельского населения, оттоком молодых и квалифицированных кадров в города.

Слабый рост сельскохозяйственного производства при значительном росте денежных доходов населения обострял дефицит продовольствия. В начале 80-х гг. многие регионы России и других союзных республик фактически перешли на нормированную (талонную) систему распределения мяса, колбасы, масла. Жители провинциальных городов и сел устремлялись в Москву и другие крупные города, чтобы купить эти продукты питания. Наполнить прилавки магазинов можно было простым повышением цен на дефицитные товары, но правительство не решалось это сделать, помня о печальном опыте хрущевского повышения цен в 1962 г.

В связи с трудностями, с которыми сталкивалось сельское хозяйство, ЦК КПСС и Совет Министров СССР в середине 1982 г. одобрили «Продовольственную программу», которая, в частности, предусматривала серьезное вложение средств в переработку и хранение произведенной продукции, с тем чтобы ликвидировать потери, достигавшие 20 % от объемов производства сельскохозяйственной продукции. Однако быстрого результата эта программа не дала.

Внешняя политика СССР в первой половине 80-х гг. была обусловлена нагнетанием конфронтации в отношениях между Западом и Востоком. По-прежнему одним из приоритетных направлений во внешней политике Советского Союза оставались взаимоотношения со странами «реального социализма». На регулярных встречах руководителей стран–участниц ОВД и СЭВ говорилось о стремлении крепить военное, политическое и экономическое сотрудничество социалистических стран и совместно противостоять «мировому империализму».

Тем временем отношения СССР и США продолжали деградировать. США резко критиковали СССР за размещение советских войск в Афганистане и нарушения прав человека. Республиканская администрация Р. Рейгана объявила «крестовый поход» против коммунизма. С 1983 г. в Западной Европе американцы начали размещать направленные против СССР ракеты «Першинг» и «Томагавк». В первой половине 80-х гг. в США начались исследования по созданию системы космической обороны, что заставило СССР вновь увеличить свои военные расходы.

Одним из проявлений обострения международных отношений стал случай с южнокорейским гражданским самолетом, оказавшимся в сентябре 1983 г. в советском воздушном пространстве и сбитым советскими системами ПРО. Гибель более 250 чел. вызвала возмущение на Западе. Переговоры между СССР и США по евроракетам в Женеве были прерваны, отношения двух сверхдержав еще более ухудшились. В 1984 г. СССР и его восточноевропейские союзники демонстративно бойкотировали Олимпийские игры в Лос-Анджелесе.

Конфронтация СССР и США, как и раньше, наглядно проявилась в «третьем мире». С весны 1980 г. вплоть до 1985 г. ограниченный воинский контингент Советской армии принимал самые активные участия в боевых действиях в Афганистане на стороне центрального правительства. Основная часть жертв советских военнослужащих, погибших в Афганистане, приходится именно на начало 80-х гг. Война в Афганистане требовала колоссальных расходов, что подтачивало ресурсы отечественной экономики.

Советские военные и гражданские специалисты в период нахождения у власти Ю. В. Андропова и К. У. Черненко оказывали помощь антиамериканским правительствам на Ближнем и Среднем Востоке, в Юго-Восточной Азии, различных частях Африки, в Центральной Америке. При активной помощи государств-членов СЭВ более чем в 100 развивающихся странах к 1985 г. было построено около 3990 различных объектов, десятки тысяч граждан из развивающихся стран проходили обучение на территории СССР.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 215.