Специфика семейной диагностики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Семейная диагностика – это оценка семейной системы с точки зрения нарушений, следствием которых являются соматические или невротические нарушения у кого-то из членов семьи. Есть разные способы диагностики: проективные, бланковые, игровые и др. Есть разные направления в семейной терапии (стратегическая, структурная, динамическая, поведенческая и т.д.) и каждое из них имеет свои подходы к диагностике семьи.

Одна из задач психологии брачно-семейных отношений состоит в перестройке личности и устранении вредных отрицательных психологических факторов, а также в том, чтобы помочь личности самостоятельно разрешить сложную для нее ситуацию, чтобы облегчить достижение эмоциональной зрелости, которая сделает возможным самостоятельное принятие решений и ответственность за их реализацию. Психологическая помощь семье будет состоять в том, чтобы изменить целый ряд сложившихся, закрепленных в сознании установок одного или обоих брачных партнеров, и внушить целый ряд новых способов реагирования как на жизненные ситуации, так и на другого партнера по брачному союзу. Супругам часто нужно помочь осознать природу и сущность конфликтных ситуаций, подсказать возможные способы и приемы их благоприятного разрешения. Конечно, есть множество реальных жизненных проблем, которые практически неразрешимы. В подобном случае задача будет состоять в том, чтобы по-новому их психологически воспринять, смягчив их неприятные стороны.

Исходя из этого, особое значение приобретает создание методики диагноза семейных взаимоотношений, а также прогноза развития этих отношений. [4, с.38]

 

 

Методы исследования семейных отношений

Метод опроса

Метод опроса позволяет практическому психологу выявить социально-экономические и демографические характеристики супружеской пары: жилищные условия, семейный бюджет, стаж брака, возраст супругов и разницу в возрасте, образование, род занятий, количество и возраст детей. Положительное влияние на супружеский брак оказывают хорошие жилищные и материальные условия, приблизительное равенство возрастов супругов или более старший (3-7 лет) возраст мужа, отсутствие разницы в образовании, число детей от одного до четырех человек.

 

Метод беседы или интервью

Метод беседы или интервью может быть использован в случае необходимости изучения микроокружения семьи. Этот фактор также имеет значение для стабилизации брака и семьи в целом. Кроме того, необходимо знать, на какой стадии супружества находится пара, так как для каждой стадии характерны типичные проблемы, структура отношений, уклад и образ жизни семьи. Эти знания психолог может получить только в результате свободной беседы.

Целесообразно после каждого комплексного исследования добрачного и брачного периодов супружеской пары составлять психограмму супружества (А.Н.Волкова, Т.М.Трапезникова) по следующим направлениям:

1) зоны конфликтов супружества, потенциальный инициатор конфликта в каждой из зон;

2) степень личной совместимости;

3) общая мера взаимопонимания и согласия по различным сторонам семейной жизни;

4) общий прогноз отношений в паре;

5) рекомендации по формам и содержанию коррекционной работы с парой в целом и с каждым супругом в отдельности.

В основе психограммы супружества лежит сравнительный анализ результатов, полученных в процессе всестороннего исследования супружеских взаимоотношений.

 

 

Метод анкетирования

Среди анкет, позволяющих диагностировать семейные отношения выделяют следующие:

 

· Анкета-интервью «Вы вступаете в брак» (В. А. Сысенко).

Позволяет выявить мнение вступающих в брак о различных проблемах, с которыми сталкиваются невесты. Анкета-интервью - хороший инструментарий для работы психолога ЗАГСа, центров молодежи.

· Анкета родителей «Причины недисциплинированности и неуспеваемости учащихся».

Предназначена для анализа причин недисциплинированности и неуспеваемости учащихся. Анкета позволяет получить от родителей структурированную информацию о ребенке по таким значимым характеристикам как поведение, исполнительность, отзывчивость, трудолюбие, воспитанность, критичность и самокритичность, отношение к домашним заданиям, к общественным поручениям, к классу и школе.

· Анкета оценки гармонизации семейных взаимоотношений и взаимной поддержки.

Анкета была разработана американскими исследователями J.J. Gallagher и M.M. Bristol в 1981 году в Институте Северной Каролины для различных категорий семей с детьми, имеющими выраженные отклонения в развитии, и тогда же была переведена и адаптирована автором данной статьи для семей, имеющих детей с разнообразными проблемами — от тяжелой генетической патологии до речевых нарушений.

Эта анкета проста, она не требует от родителей «глубокого анализа» своих супружеских отношений. Естественно, она исключительно субъективна — направлена именно на оценку субъективного чувства и не включает никаких «скрытых» исследовательских интересов.

В ней приведен широкий диапазон социальных и эмоциональных аспектов существования любой семьи. Практика использования анкеты показала, что она хорошо воспринимается родителями, они не рассматривают ее как специальное психологическое исследование (которого, придя с ребенком к психологу, не ожидают и боятся).

Первая часть анкеты очень близка к опроснику Спилбергера–Ханина (опросник ситуативной и личностной тревожности), точно так же анкета может быть и обработана.
Можно суммировать утверждения анкеты 1, 2, 3, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20 и обнаружить отрицательное эмоциональное состояние, а суммируя утверждения 4, 8, 12, 16, — положительное. Картина становится ясна и без количественного обсчета.

В большинстве пунктов анкеты проводится сравнение между реальным положением дел (в различных аспектах существования семьи) и желаемым. Это поможет психологу-консультанту понять субъективное состояние удовлетворенности (или, наоборот, неудовлетворенности) членов семьи. Причем большинство утверждений не затрагивают на первый взгляд серьезных ценностей семьи и посвящены обычным бытовым вопросам существования, немудреной семейной рутине. Они не рассматриваются родителями как нечто серьезное и, следовательно, в какой-то степени выведены из-под контроля «семейных фильтров».

 

 


Метод тестирования

Социально-психологические проблемы семьи можно свести к трем основным группам: добрачные (часто являются основными детерминантами супружеских проблем), супружеские, проблемы взаимоотношений детей и родителей.

Одним из главных направлений работы практического семейного психолога является диагностика, она позволяет получить полную и надежную информацию о взаимоотношениях членов семьи на разных этапах их жизни.

Психологи используют различные методы социально-психологической диагностики: опрос, наблюдение, эксперимент, метод социометрии, методы поперечных и продольных срезов, количественно-качественный анализ документов, тестирование.

Остановимся на описании метода тестирования и представим некоторые методики, позволяющие семейному психологу осуществлять диагностику супружеских и детско-родительских отношений.

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 456.