Семья и ее современные модели
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Семья — ячейка общества (малая социальная группа), важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях — отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство. По данным социологических опросов, основными причинами создания семьи в нашей стране являются следующие желания (Мацковский М. С, 1990):

— иметь детей, продолжить род (66 % опрошенных);

— быть с человеком, способным понять и оказать поддержку (45 %);

— быть нужным другому человеку (37 %);

— выполнить моральную обязанность человека по образованию семьи (27 %);

— избежать одиночества (26 %);

— иметь устроенную жизнь (24 %);

— не расставаться с любимым человеком (19 %);

— иметь постоянного сексуального партнера (7 %).

Чем старше отвечающий, тем больше вероятность выбора брака и семьи как образа жизни.

Для человека семья — главный и основной компонент среды, в котором он живет первую четверть своей жизни и который он пытается построить всю оставшуюся жизнь. По мнению В. Н. Дружинина, специфической особенностью семьи является ее «несвобода» — в смысле навязывания человеку определенных правил жизни. Однако эта несвобода имеет свои преимущества, поскольку она обеспечивает членам семьи возможность оптимально удовлетворять свои естественные и культурные потребности (Дружинин В. Н„ 1996).

Нельзя понять и оценить состояние и перспективы современной семьи, игнорируя кардинальные перемены, происходящие с ней на протяжении XX века (эмансипация детей от родителей, переход от закрытой к открытой системе формирования брака, изменение социального положения женщин, рост личной свободы каждого члена общества и пр.). При этом трансформация института семьи разрешает одни проблемы и создает другие. Становится более очевидным, что такие тенденции, как массовое распространение добрачной практики сексуального поведения молодежи, снижение рождаемости, малодетность и сознательная бездетность нужно рассматривать в качестве признака существенных сдвигов в самом институте семьи. По мнению С. И. Голода, в настоящее время одновременно функционируют три модели семьи: патриархальная, детоцентристская и супружеская, которые в реальности взаимно переплетаются (Голод С. И., 1998).

Патриархальная семья — наиболее архаичная. Ведущим в ней является кровнородственное отношение: зависимость жены от мужа, детей от родителей, в связи с чем происходит жесткое закрепление семейных ролей. Брак внешне устойчив, семья состоит их нескольких поколений: прародителей, родителей и детей. Приветствуется многодетность. Главным считается муж: в его руках сосредоточены все экономические ресурсы семьи, ему принадлежит принятие основных решений. Жена берет фамилию мужа, подчиняется ему и уважительно к нему относится. Ее основные функции — рожать и воспитывать детей, вести домашнее хозяйство. Для такой семьи характерна родительская власть и авторитарная система воспитания.

Детоцентристская семья возвышает роль частной жизни, интимности и ценности детей. Отношения между мужем и женой более или менее равноправны, сексуальность, практикуемая в браке, не сводится только к деторождению. Супруги регулируют сроки и частоту зачатия и совместно принимают решение о количестве детей. Социализация приобретает иной смысл, поскольку в семье может не быть брата или сестры, мало кузенов, контакты с которыми порой сведены до минимума. Ребенок превращается в объект особой родительской заботы и стойкой привязанности, ему стараются дать максимально возможное образование. Родительство является главной функцией семьи, стили воспитания разнообразны: от авторитарного до изнеживающего. В целом дети пользуются большим числом материальных и духовных благ, чем их родители, и могут выступать как главный смысл семьи. В отсутствие закрепленных семейных ожиданий и ролей возрастает значимость взаимной адаптации супругов (психологической, бытовой, сексуальной, духовной и пр.). Пожилые родители не хотят жить в доме детей, состоящих в браке, взрослые дети, в свою очередь, предпочитают самостоятельность. Вместе с тем молодая семья, отделившись от родительской, не утрачивает с ней связь. Родители оказывают материальную и моральную поддержку детям, надеясь, что те, в свою очередь, поступят по отношению к ним так же.

Изменившееся в XX в. социальное положение женщин приводит к возникновению супружеской семьи. Женщины осваивают новые сферы деятельности -общественно-трудовую и политико- культурную, начинают преобразовывать семейную сферу и успешно все это совмещают. Такому положению дел способствует отмирание «двойного» стандарта в отношении возможности получения образования и профессиональной подготовки, участие женщин в общественной жизни, индустриализация домашнего быта, рост числа детских образовательных учреждений и возможность планировать число детей. Однако мужчины, утратив профессиональную монополию, не спешат расстаться с «традиционными» семейными привилегиями, что порождает многочисленные семейные конфликты1.

Вместе с тем наблюдается тенденция к расширению мужской родительской роли, которая постепенно вбирает в себя некоторые составляющие, традиционно приписываемые материнскому поведению-. Можно сказать, что супружество — это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и присущими им внутренними ценностями. Для такого взаимодействия характерна симметричность нрав и в то же время асимметричность ролей супруговв. Сознательное поощрение мужем индивидуальности жены сопряжено с повышением значимости ее личностных характеристик для него самого. Для мужа теперь важна сексуальная экспрессивность жены, а не только ее хозяйственно-практические качества, которые в прошлом определяли выбор супруги. Муж и жена перестают безоговорочно подчинять собственные интересы интересам детей, сексуальность не сводится к деторождению, для супружеских отношений все больше характерен эротизм. Супружеская модель открывает широкие возможности для автономии и самореализации каждого члена семьи: интересы мужа и жены разнообразнее семейных, а потребности и круг общения выходят за рамки брака. При этом основополагающие семейные ценности сначала формируются во взаимоотношениях супругов и лишь затем становятся естественной базой для детско-родительских отношений. Частота регулярных обменов с родственниками постепенно снижается.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 221.