Методика «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Подросток отвечает на вопросы на отдельных бланках для матери и отца. В бланке это помечается подчеркиванием соответствующего слова в пункте «мать/отец» (образец бланка см. ниже). Текст опросника письменно предваряется следующей инструкцией

«Данный опросник содержит описание различных особенностей поведения Ваших родителей. Каждое утверждение пронумеровано. Такие же номера есть на бланке для ответов.

Просим вас оценить, насколько поведение Ваших родителей соответствует приведенным описаниям. Для этого в качестве ответа поставьте на бланке для ответов рядом с номерами вопроса соответствующий балл.

1 - если подобное поведение не встречается у Вашего отца (матери) никогда;

2 - если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) редко;

3 - если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) иногда;

4 - если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) часто.

5 - если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) всегда

 

Текст методики

1. Приветлив (а) и доброжелателен(а) со мной.

2. Понимает, какое у меня настроение.

3. Если у него (нее) плохое настроение, мое тоже портится.

4. Помогает мне, если я его прошу.

5. При споре заставляет меня соглашаться с его (ее) доводами.

6. Затевает ссоры по пустякам.

7. Уважает мое мнение.

8. Поручает мне ответственные дела.

9. Знает о моих интересах и увлечениях.

10. Проверяет, как я выполнил(а) поручение.

11. Я должен получить разрешение на любое свое действие.

12. Благодарит меня за помощь.

13. Реагирует на одни и те же события по-разному, в зависимости от настроения.

14. Сомневается в правильности своих действий и решений.

15. Находит для меня время, если это мне нужно.

16. Относится ко мне так, как будто я старше или младше, чем на самом деле.

17. Обижается на мужа/жену, даже если проблема уже разрешена.

18. Мне нравятся наши отношения.

19. Я уверен(а), что он(а) любит меня.

20. Угадывает мои желания.

21. Если он(а) чем-то расстроена, я чувствую себя так, как будто это происходит со мной.

22. У нас есть общие дела и интересы.

23. Не выслушивает мое мнение при споре.

24. Сердится и кричит.

25. Позволяет мне самому решать, как проводить свое свободное время.

26. Считает, что я должен(а) выполнять все его (ее) требования.

27. Знает моих друзей.

28. Проверяет мой школьный дневник.

29. Требует моего подчинения во всем.

30. Умеет проявлять свою благодарность.

31. По-разному ведет себя в похожих ситуациях.

32. Сменяет свою точку зрения, если я на этом настаиваю.

33. Прислушивается к моим просьбам и пожеланиям.

34. Ведет себя так, как будто совсем не понимает меня.

35. Строит свои планы, независимые от планов мужа/жены.

36. Я ни в чем не хочу изменять наши отношения.

37. Я нравлюсь ему (ей) таким(ой), какой(ая) есть.

38. Может развеселить меня, когда мне грустно.

39. Мое отношение к делу зависит от того, как он(а) к нему относится.

40. Выслушивает мои пожелания и предложения, когда мы делаем что-то вместе.

41. При обсуждении проблемы навязывает готовое решение.

42. Вовлекает в наш конфликт других членов семьи.

43 Передает мне ответственность за то, что я делаю.

44. Требует большего, чем я способен(а) сделать.

45. Знает, где я провожу свободное время.

46. Пристально следит за моими успехами и неудачами.

47. Прерывает меня на полуслове.

48. Обращает внимание на мои хорошие поступки.

49. Тяжело заранее определить, как поступит в ответ на то или иное действие.

50. Долго откладывает принятие решения, предоставляя событиям идти своим чередом.

51. Заботится о том, чтобы у меня было все необходимое.

52. Я не понимаю его слова и поступки.

53. Ссорится с мужем/женой из-за мелочей.

54. Когда я вырасту, я хотел(а) бы иметь такие же отношения со своим ребенком.

55. Интересуется тем, что меня волнует.

56. Умеет поддержать меня в трудную минуту.

57. Дома я веду себя по-разному, в зависимости от того, какое у него (нее) настроение.

58. Могу обратиться к нему (ней) за помощью.

59. Учитывает мое мнение при принятии семейных решений

60. При решении конфликта всегда старается быть победителем.

61. Если я заработаю деньги, позволит мне самому ими распорядиться.

62. Напоминает мне о моих обязанностях.

63. Знает, на что я трачу свои деньги.

64. Оценивает мои поступки как «плохие» и «хорошие».

65. Требует отчета о том, где я был(а) и что делал(а).

66. Наказывая, может применить силу.

67. Его (ее) требования противоречат друг другу.

68. Предпочитает, чтобы важные решения принимал кто-то другой.

69. Покупает мне те вещи, о которых я прошу.

70. Приписывает мне те чувства и мысли, которых у меня нет.

71. Заботится о муже/жене.

72. Я горжусь тем, какие у нас отношения.

73. Рад(а) меня видеть.

74. Сочувствует мне.

75. Мы испытываем схожие чувства.

76. Для меня важно его (ее) мнение по интересующей меня проблеме.

77. Соглашается со мной не только на словах, но и на деле.

78. При решении конфликта старается найти решение, которое устраивало бы обоих.

79. Поддерживает мое стремление самому принять решение.

80. Учит меня, как надо себя вести.

81. Знает, во сколько я приду домой.

82. Хочет знать, где я был(а) и что делал(а).

83. Отвергает мои предложения без объяснения причин.

84. Считает, что хорошие дела и так видно, а на проступки надо обратить внимание.

85. Его (ее) легко переубедить.

86. Советуется с кем-нибудь о том, как лучше поступить в той или иной ситуации.

87. Охотно отвечает на мои вопросы.

88. Неверно понимает причины моих поступков.

89. Приходит на помощь мужу/жене, даже если это требует жертв.

90. Наши с ним (ней) отношения лучше, чем в большинстве семей моих сверстников.

91. Прощает мне мелкие проступки.

92. С уважением относится к моим мыслям и чувствам.

93. Я чувствую себя неуютно, если долго не вижу его (ее).

94. Участвует в тех делах, которые придумываю я.

95. При принятии решения у нас равные права.

96. При решении конфликта уступает мне.

97. Уважает мои решения.

98. Обращает мое внимание на существующие правила.

99. Знает о моих успехах и неудачах в школе.

100. Если я задерживаюсь, проверяет, где я.

101. Ведет себя так, как будто лучше меня знает, что мне нужно.

102. Несправедливо меня наказывает.

103. На его (ее) отношение ко мне влияют дела на работе.

104. Боится дать мне неправильный совет.

105. Выполняет свои обещания.

106. Своими действиями или словами ставит меня в тупик.

107. Прислушивается ко мнению мужа/жены в различных ситуациях.

108. В будущем мне бы хотелось сохранить наши отношения неизменными.

 

Закончите фразу:

109. Мне нравится …

110. Мне не нравится …

111. Мне хотелось бы …

112. Он(а) хочет видеть меня …

113. Ему (ей) нравился во мне …

114. Ему (ей) не нравится во мне …

115. Он(а) гордится тем, что я …

116. Он(а) терпеть не может …

 

Интерпритация

- Шкала № 12, «Особенности оказания поощрений и наказаний» (начинается с вопроса № 12). Эта шкала состоит из двух подшкал: «Поощрения» (вопросы № 12, 30, 48) и «Наказания» (вопросы №№ 66, 84, 102). Баллы считаются отдельно для каждой подшкалы.

- Шкала № 17, «Отношения с супругом» (начинается с вопроса № 17). Эта шкала также состоит из двух подшкал: «Враждебность» (вопросы №№ 17, 35, 53) и «Доброжелательность» (вопросы №№ 71, 89, 107). Баллы считаются отдельно для каждой подшкалы.

- В шкале «Неадекватность образа ребенка» балл считается суммарно по всем вопросам. Помимо этого возможно проведение анализа ответов на отдельные вопросы с целью выявления зон неадекватности.

 

Бланк опросника ДРОП

БЛАНК (МАТЬ/ОТЕЦ)

Фамилия, Имя ___________________ Возраст _______ Пол _____

Класс_________Школа____________Дата___________

 

                     
1     19     37     55     73     91  
2     20     38     56     74     92  
3     21     39     57     75     93  
4     22     40     58     76     94  
5     23     41     59     77     95  
6     24     42     60     78     96  
7     25     43     61     79     97  
8     26     44     62     80     98  
9     27     45     63     81     99  
10     28     46     64     82     100  
11     29     47     65     83     101  
12     30     48     66     84     102  
13     31     49     67     85     103  
14     32     50     68     86     104  
15     33     51     69     87     105  
16     34     52     70     88     106  
17     35     53     71     89     107  
18     36     54     72     90     108  

 

109.____________________________________________________

110.____________________________________________________

111.____________________________________________________

112.____________________________________________________

113.____________________________________________________

114.____________________________________________________

115.____________________________________________________

116.____________________________________________________

 

Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR — сокращенно, подростки о родителях)

Фамилия                            ___ Имя _______ Отчество

№п/п   Мой отец (моя мать)   Да   Час­тично   Нет  
1   Очень часто улыбается мне   2   1   0  
2   Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, что нет 2   1 0  
3   Обладает недостаточной терпеливостью в отношении меня   2   1   0  
4   Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться   2   1   0  
5   Всегда быстро забывает то, что сам говорит или при­казывает   2   1   0  
6   Когда у меня плохое настроение, советует мне ус­   2   1   0  
    покоиться или развеселиться              
7   Считает, что у меня должно существовать много пра­вил,   2   1   0  
    которые я обязан выполнять              
8   Постоянно жалуется кому-то на меня   2   1   0  
9   Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо   2   1   0  
10   За одно я то же один раз наказывает, а другой —прощает   2   1   0  
11   Очень любит делать что-нибудь вместе   2   1   0  
12   Если назначает какую-нибудь работу, то считает,   2   1   0  
    что я должен делать только ее, пока не закончу              
13   Начинает сердиться и возмущаться по поводу лю­бого   2   1   0  
    пустяка, который я сделал              
14   Не требует, чтобы я спрашивал у него разрешения,   2   1   0  
    чтобы идти туда. куда захочу              
15   Отказывается от многих своих дел в зависимости   2   1   0  
    от моею настроения              
16   Пытается развеселить и воодушевить меня, когда мне грустно   2   1   0  
17   Всегда настаивает на том. что за все мои проступки   2   1   0  

   я должен быть наказан

 

           
18   Мало интересуется тем, что меня волнует и чего я хочу   2   1   0  
19   Допускает, чтобы я мог бы идти куда хочу каждый вечер   2   1   0  
20   Имеет определенные правила, но иногда соблюда­ет их,   2   1   0  
    иногда нет              
21   Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения   2   1   0  
22   Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано   2   1   0  
23   Иногда вызывает у меня ощущение, что я ему про­тивен   2   ,1   0  
24   Практически позволяет мне делать все. что мне нра­вится   2   1   0  
25   Меняет свои решения так, как ему удобно   2   1   0  
26   Часто хвалит меня за что-либо   2   1   0  
27   Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь   2   1   0  
28   Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился   2   1   0  
29   Позволяет мне самому выбирать себе дело по душе   2   1   0  
30   Иногда очень легко меня прощает, а иногда — нет   2   1   0  
31   Старается открыто показать; что любит меня   2   1   0  
32   Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе   2   1   0  
33   Если я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде   2   1   0  
    говорит об этом              
34   Предоставляет мне много свободы. Редко говорит   2   1   0  
    «должен» или «нельзя»              
35   Непредсказуем в своих поступках, если я сделаю что-   2   1   0  
    нибудь плохое или хорошее              
36   Считает, что я должен иметь собственное мнение по   2   1   0  
    каждому вопросу              
37   Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею   2   1   0  
38   Не будет со мной говорить, пока я сам не начну, если   2   1   0  
    до этого я его чем-то задену или обижу              
39   Всегда легко меня прощает   2   1   0  
40   Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иног­   2   1   0  
    да слишком много, а иногда слишком мало              
41   Всегда находит время для меня, когда это мне необ­ходимо   2   1   0  
42   Постоянно указывает мне, как себя вести   2   1   0  
43   Вполне возможно, что, в сущности, меня ненавидит   2   1   0  
44   Проведение каникул я планирую по собственному же­ланию   2   1   0  
45   Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и при­знательным   2   1   0  
46   Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем   2   1   0  
    бы я не спросил              
47   Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел   2   1   0  
48   Пренебрегает мною. как мне кажется   2   1   0  
49   Не вмешивается в то, убираю я или нет мою комнату   2   1   0  
    (или утолок) — это моя крепость              
50   Очень неконкретен в своих желаниях и указаниях   2   1   0  

Механизм обработки сырых данных

После того, как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать), все полученные данные сводятся в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца. Затем, по каждому параметру под­считывается арифметическая сумма сырых баллов (POZ — пози­тивный интерес, DIR — директивность, HOS — враждебность, AUT — автономность и NED — непоследовательность). Далее сырые баллы переводятся в стандартизованные в соответствии с таблицами. Стандартизованные данные располагаются от 1 до 5 и нормой является среднее значение, т.е. 3.

Если по параметру вышло 1—2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4—5 — то измеряемое качество выра­жено вполне отчетливо. Затем строятся оценочные профили от­ношений как к матери, так и к отцу, на специальном бланке.

 

 

Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)

Дата: 2019-02-02, просмотров: 569.