Семья - один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Дети остро реагируют на все изменения в семье. Они особенно сензитивны к оценке взрослого, его позиции по отношению к себе, к состояниям матери и отца, изменению стереотипов повседневной жизни.
Наиболее остро дети переживают нарушение контакта с родителями в результате развода, длительных отлучек одного или обоих родителей, внутрисемейного конфликта, отсутствия родительскою тепла, отказа от ребенка и пр. Поэтому позитивное общение с родителями - важнейший фактор нормального психологического развития ребенка.
Подробное диагностическое обследование психического развития ребенка включает в себя изучение содержания контактов родителей с детьми. Чтобы понять многие супружеские конфликты и причину напряженности в семье, практический психолог должен знать, как строится межличностное общение родителей и детей. С помощью методик диагностики детско-родительских отношений он может получить сведения об отклонениях в психическом развитии ребенка, выяснить причины супружеских ссор и конфликтов. Эти методики разделяются на две группы: одни исследуют межличностные отношения в системе «родитель-ребенок» глазами родителя, другие - глазами ребенка.
Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель-ребенок» глазами родителя. Важнейшая сфера деятельности семейного психолога - работа с родителями, ибо их роль определяет формирование уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития.
Изучая межличностные отношения в системе «родитель-ребенок» глазами родителя, практический семейный психолог обращает внимание на
· особенности семейного воспитания:
· родительские установки и реакции;
· отношение родителей к ребенку и жизни в семье;
· нарушения воспитательного процесса в семье;
· причины отклонений в семейном воспитании;
· типы воспитания;
· уровень родительской компетентности.
Эти аспекты взаимоотношения родителей и детей исследуются с помощью социальных методик.
· Тест «Родителъско-детские отношения» (PARY)
Методика PARY разработана американскими психологами Е.С. Шефер и Р.К. Беллом, русскоязычная адаптация представлена Т. Нерешет. Она предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к различным сторонам семейной жизни, семейным ролям и взаимоотношениям с ребенком. В методике выделены 23 аспекта - признака, касающиеся различных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают их отношение к семейным ролям и 15 категорий касаются непосредственно детско - родительских отношений. Эти 15 признаков делятся на 3 фактора:
· оптимальный эмоциональный контакт,
· излишняя эмоциональная дистанция с ребенком;
· излишняя концентрация на ребенке.
Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Всего методика состоит из 115 суждений - вопросов, с которыми необходимо согласиться, частично согласиться или отвергнуть.
· Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис) предназначен для изучения нарушений в жизни семьи и причин отклонений в семейном воспитании.
· Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я.Варга, В. В. Столин) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Родительское отношение понимается в данном случае как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практнкуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Структура опросника состоит из 5 шкал:
· принятие - отвержение;
· кооперация;
· симбиоз;
· авторитарная гиперсоциализация;
· маленький неудачник.
Методика состоит из 61 утверждения, каждое из которых предполагает биполярную форму ответов. Сырые баллы по каждой шкале могут быть переведены в стандартную шкалу процентильных рангов.
· Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е.И.Захарова).
Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель- ребенок» глазами ребенка. Наиболее популярен у психологов графический тест «Рисунок семьи», который широко используется в многочисленных исследованиях межличностных отношений и практических разработках благодаря простоте процедуры проведения и точности показателей, получаемых в результате работы
· Методика Рене - Жиля
Данная проективная методика предназначена для исследования сферы межличностных отношений ребенка к его восприятия внутрисемейных отношений, кроме того, она позволяет определить степень социальной приспособленности ребенка дошкольного или младшего школьного возраста, характер и направленность его взаимоотношений с окружающими. Методика Рене - Жиля относится к классу визуально - вербальных. Она состоит из 42 картинок с изображениями детей, детей и взрослых, а также текстовых заданий. При выполнении визуальных заданий ребенок должен выбрать себе место среди изображенных на картинке людей или идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. В текстовых заданиях испытуемому предлагается выбрать типичную для него форму поведение причем некоторые из тестовых заданий строятся по принципу социометрических критериев. Таким образом, методика позволяет получить разностороннюю информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям. Методика Рене - Жиля предполагает возможность качественной и количественной обработки результатов. Психологический материал, характеризующий систему межличностных отношений и предпочтений ребенка можно разделить на 2 большие группы переменных:
· Переменные, характеризующие конкретно - личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению мать, отец, прародители, братья, сестры и т.п.), отношение к друзьям, авторитетным взрослым и т.п.
· Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях; общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения.
Всего авторы методики выделяют 12 диагностируемых в ней признаков: отношение к матери, отцу, родителям как семейной чете, отношение к братьям и сестрам, бабушке и дедушке, отношение к другу, учителю, любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность. Отношение к определенному лицу определяется количеством выборов этого лица из возможного числа заданий, направленных на выявление соответствующего типа отношения.
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что методику Рене - Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных методик. Она представляет собой форму, переходную между опросниками и проективными тестами, вследствие чего может быть использована как инструмент глубинного изучения личности ребенка и особенностей его межличностных отношений, который можно применять в исследованиях, требующих статистической обработки
· Методика А.Г.Лидерса и И.В.Анисимовой «Диагностика эмоциональных отношений в семье», разработанная для двух возрастных групп: для дошкольников и младших школьников; для подростков
· Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR — сокращенно, подростки о родителях) изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.
Основой служит опросник, который создал Шафер в 1965 г. Эта методика базируется на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: принятие — эмоциональное отвержение, психологический контроль — психологическая автономия, скрытый контроль — открытый контроль. При этом принятие здесь подразумевает безусловно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей.
Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.
В ходе международного научного сотрудничества лаборатории клинической психологии Института им. В.М.Бехтерева с Институтом психодиагностики (Братислава, Словакия) эта методика была апробирована на подростках 13—18 лет в России, как это предусмотрено авторами модификации. Она оказалась весьма полезной для отражения факторов семейного воспитания, скрытых как от врачей и психологов (педагогов), так и от самих родителей.
· Методика «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП).
Она включает в себя 19 шкал, объединенных в следующие группы:
1. Блок шкал, описывающий особенности эмоциональных отношений родителя и подростка
- принятие (демонстрация родителем любви и внимания),
- эмпатия (понимание родителем чувств и состояний ребенка),
- эмоциональная дистанция (качество эмоциональной связи между родителем и подростком).
2. Блок шкал, описывающий особенности общения и взаимодействия
- сотрудничество (совместное и равноправное выполнение заданий),
- принятие решений (особенности принятия решений в диаде)
- конфликтность (интенсивность конфликтов, победитель в конфликте),
- поощрение автономности (передача ответственности подростку)
3. Блок контроля
- требовательность (количество и качество декларируемых требований),
- мониторинг (осведомленность родителя о делах и интересах подростка),
- контроль (особенности системы контроля со стороны родителя),
- авторитарность (полнота и непререкаемость власти родителя),
- особенности оказания поощрений и наказаний (качество и количество оказываемых оценочных воздействий).
4. Блок противоречивости/непротиворечивости отношений
- непоследовательность (изменчивость и непостоянство воспитательных приемов родителя),
- неуверенность (сомнение родителя в верности его воспитательных усилий)
5. Дополнительные шкалы
- удовлетворение потребностей (качество удовлетворения материальных потребностей ребенка, потребностей во внимании, в информации),
- неадекватность образа ребенка (искажение образа ребенка),
- отношения с супругом (качество отношений со вторым родителем подростка),
- общая удовлетворенность отношениями (общая оценка подростком качества отношений с родителем),
- шкала ценностных ориентации (эта шкала содержит открытые вопросы, которые помогают подростку описать те положительные и отрицательные ценности, которые оказывают влияние на отношения с родителем)
Проблема брачно-семейных отношений, иначе говоря, семейная проблематика, в последние десять лет занимает в отечественной психологической науке весьма заметное место. Из года в год растет число выполняемых исследований и публикаций, проводятся специальные симпозиумы, успешно защищаются диссертации, делаются доклады на конференциях самой разной направленности. Научная и практическая значимость семьи как объекта психологического исследования и воздействия предопределяет и дальнейший рост внимания к этой теме.
Уровень разработок по какой-либо проблематике в значительной степени зависит от уровня методической обеспеченности работ, прежде всего – от наличия надежных измерительных инструментов. Это касается и исследований брачно-семейных отношений. Без доступных, достаточно универсальных и легких в проведении психодиагностических методик работы по данной проблеме не могут быть подлинно профессиональными.
Исследовательская работа и развитие соответствующего методического инструментария, как показывает практика, должны идти параллельно. В первую очередь необходимо разрабатывать те диагностические процедуры, которые обеспечивают изучение наиболее актуальных проблем сейчас, тем более в будущем. Конечно, крайне трудно предвидеть, какие именно аспекты института семьи и семейных отношений окажутся в ближайшее время в центре внимания исследователей. Предсказания достаточно авторитетных международных источников указывает в качестве наиболее вероятных, с точки зрения приоритетности, на темы, связанные с нетрадиционными формами семейной организации (подростковые браки, браки по расчету, браки по контракту), с обеспечением качества брака и на ряд других. Такие прогнозы вызваны определенными изменениями, происходящими сейчас с самим институтом семьи.
Исследования брачно-семейных отношений, проведенные как отечественными, так и зарубежными специалистами, убеждают нас в одном: невозможно насильно сделать людей счастливыми, но разработанные специалистами и апробированные методики психодиагностики этих отношений убеждают в главном: комплексный подход, профессиональная организация исследований брачно-семейных отношений, консультационная помощь могут помочь уцелеть семье.
Список использованной литературы
1. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
2. Артамонова Психология семейных отношений с основами семейного консультирования М.: Издательский центр «Академия», 2002.
3. Волкова А.Н. Методические приемы диагностики супружеских затруднений // Вопросы психологии. 1985. №5. С. 110 - 116.
4. Навайтис Г.А. Опыт психологического консультирования супружеских конфликтов // Психологический журнал. - 1983. - Т.4, №3
5. Райгородский Д. Я. Психология семьи. Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. -Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М». 2002. -752 с
6. Филиппова Ю.В. Психологические основы работы с семьей. Учебное пособие, Ярославль 2003
7. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М.Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов.— СПб.: Речь, 2006, 352с.
Приложение
Дата: 2019-02-02, просмотров: 446.