A) Why В ) What С ) How D) Where
1. are you thinking about? ________________________
2. is the nearest telephone? _______________________
3. are you doing now? ____________________
4. don't you wear this sweater? ______________________
5. do they get to school? ___________________________
6. does your father go on Mondays? __________________
7. didn't you come to school yesterday? _______________
8. is she wearing? ________________________
9. do you think of Mike? __________________
10. often does he go running? ____________________
11. time do you get back? _____________________
12. don't we go shopping this afternoon? ____________________
13. much are these trousers? _________________________
14. tall is he? _______________________
15. was the party last night? ______________________
16. many people live there? _______________________
17. are they from? _______________________
18. far is your school from our house? ______________________
19. don't we have a game together some time? ____________________
20. exams have you passed? __________________________
Задания для самостоятельной работы.
Составьте по 3 предложения на каждый из видов.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы для самостоятельного изучения.
1. Текст как продукт речевой деятельности.
2. Диалог, монолог.
3. Прямая и косвенная речь в языке.
4. Главные и второстепенные члены предложения.
Итоговый тест по разделу «Синтаксис»
1. Типом связи в словосочетании white and black является…
а) сочинение б) подчинение в) примыкание
2. Словосочетание to run fast является …
а) глагольным б) именным в) адъективным
3. Что является минимальной единицей речевой коммуникации?
а) словосочетание б) текст в) предложение
4. Использование предложений в актах речи является …
а) прагматическим аспектом б) грамматическим аспектом
в) семантическим аспектом.
5. Вопрос «Why don’t we go to a club?» является …
а) общим б) специальным в) альтернативным
6. Предложение «Don’t make me repeat twice» является…
а) повелительным б) восклицательным в) вопросительным
7. Сложное сплетение лексических значений единиц словосочетания называется …
а) структурой словосочетания б) категорией словосочетания
в) семантикой словосочетания
8. Актуализация как синтаксическое явление называется …
а) семантика б) предикативность в) систематизация
9. Какая синтаксическая структура не имеет коммуникативной направленности?
а) слово б) предложение в) словосочетание
10. Предложения, служащие для установления и размыкания речевого контакта называются …
а) метакоммуникативные б) квази-предложения
в) собственно предложения.
а | б | в | а | б | в | ||
1 | 6 | ||||||
2 | 7 | ||||||
3 | 8 | ||||||
4 | 9 | ||||||
5 | 10 |
Закончите предложение.
1. Минимальное словосочетание _________________________________.
2. Важнейшей особенностью предложения является
________________________________________________________________________________________________________________
3. Квази-предложения – это
________________________________________________________________________________________________________________.
4. Каждый из типов предложений характеризуется специфическими особенностями построения:
________________________________________________________________________________________________________________.
5. Подчинительная связь слов в словосочетании построена на
________________________________________________________________________________________________________________
6. Основными типами вопросительных предложений являются
________________________________________________________________________________________________________________
7. Диалог - это ____________________________________________________
________________________________________________________
8. Основными характеристиками текста являются ________________________________________________________
9. Членами предложения называются
________________________________________________________________________________________________________________.
10. Сложность предложения как синтаксической структуры заключается
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Раздел 4. Словообразование.
Лекция 15. Словообразование.
Одним из путей пополнения словарного состава любого языка является
словообразование.
Словообразование - совокупность действующих в языке правил и способов образования новых слов на основе уже имеющихся.
В языкознании обычно выделяются следующие важнейшие способы образования новых слов грамматическим путем: аффиксация, конверсия и словосложение, каждый из которых включает ряд разновидностей.
Для многих языков наиболее характерным является способ аффиксации, с помощью которого новые слова создаются путем присоединения префиксов (префиксальный способ), суффиксов (суффиксальный способ) и одновременно префикса и суффикса (префиксально-суффиксальный способ) к основам различных частей речи.
Аффиксация действует в качестве способа образования новых слов на протяжении всей истории английского языка, о чем свидетельствует огромное количество слов, которое возникает с помощью словообразовательных аффиксов.
- аффикс - (от лат. affixus - прикрепленный) - морфемы с грамматическим значением, которые не существуют вне слов и служат для словообразования и словоизменения;
- префикс - (от лат. prae - впереди fixus - прикрепленный) называется аффикс, стоящий перед корнем, т.е. приставка;
- постфикс - (от лат. post - после) аффикс, стоящий после корня, т.е. суффикс и флексия (окончание);
- морфема - минимальная значимая часть слова, неделимая со смысловой точки зрения.
Конверсия - способ образования новых слов, при котором внешняя форма не меняется (т.е. к нему не присоединяются и не отбрасываются аффиксы), но слово переходит в другой грамматический разряд, приобретая новые функции и новое значение; таким образом, появляется возможность образовывать новые глаголы от существительных и прилагательных, существительные от глаголов и прилагательных и т.д.
При конверсии меняется не только грамматическое, но и лексическое значение слова, которое приводит к появлению нового слова.
Конверсия является специфическим способом образования новых
слов в английском языке. Например, образование глаголов от
существительных: a telephone - to telephone, fork - to fork разветвляться, word - to word выразить при помощи соответствующих слов.
Образование глаголов от прилагательных: wet - to wet замочить,
увлажнить, brave - to brave храбриться, wrong - несправедливый - to wrong - поступать несправедливо.
Образование существительных от глаголов: to feed - feed еда, to taste - пробовать - taste - проба, to remake - remake переделка.
Словосложение - это образование нового слова путем соединения основ двух или трех слов.
Словосложение как способ словообразования наиболее характерно для немецкого языка, например, встречаются очень редкие в других языках
сложные глаголы: kennlernen - познакомиться (kennen - знать, lernen - учиться), teilnehmen - участвовать (Teil - часть, nehmen - брать).
Различаются языки и по способам создания сложных слов. Для русского языка характерно образование сложных слов с помощью соединительных гласных (интерфиксов) о, е - снегоход, сталевар, лесостепь, а для английского языка и немецкого - составление слов без соединительных элементов: classroom, teapot, schoolboy.
Сложные слова образуют различные структурные типы, которые относятся к различным частям речи. Сложные существительные в английском языке
обычно состоят из основ различных частей речи, соединенных без каких-либо изменений, причем, если первый компонент может быть выражен любой частью речи, второй - чаще всего представлен основой существительного.
Основные структурные типы:
1) основа сущ + основа сущ: lamp – shade абажур;
2) основа прила + основа сущ: blackcock тетерев;
3) основа герундия +основа сущ: drawing-room гостиная,
4) основа глагола + основа существительного: breakstone щебень;
5) основы двух существительных, соединенные предлогом: man-of-war военный корабль, man-of-letters писатель;
6) основа существительного + соединительный гласный + основа
существительного: speedometer спидометр.
Сложные прилагательные представлены следующими структурными типами:
1) основа прилагательного + основа существительного + суффикс
прилагательного -ed: long-legged длинноногий, grey-haired седой;
2) основа прилагательного + основа существительного ten-year
десятилетний, two-room двухкомнатный (второй компонент не имеет показателя множественного числа -s, который присутствует в свободном сочетании);
3) основа сущ + основа прилаг life-long пожизненный, world-wide мировой,
4) основа существительного + основа причастия II panic-stricken
охваченный паникой, snow-covered покрытый снегом, brick built построенный из кирпича;
5) основа прилагательного + основа прилагательного red-hot раскаленный докрасна, dark-blue темно- синий;
6) основа прилагательного + основа причастия I good-looking красивый.
Для английского языка образование глаголов путем словосложения нехарактерно и сложные глаголы встречаются редко.
1) основа существительного + основа глагола - browbeat запугивать;
2) основа прилагательного + основа глагола - whitewash белить.
У одних слов общее значение равно сумме значений компонентов greyhaired, peace-loving, у других общее значение не может быть выведено из значений компонентов - lady-bird божья коровка, bluebottle василек,
butterfingers растяпа, lady-killer сердцеед. Например,
lady-chair - сиденье, образуемое сплетением четырех рук.
Lady Day - Благовещение 25 марта
lady help - экономка благородного происхождения
lady love - возлюбленная
lady's finger- виноград "дамские пальчики"
love bird - небольшой попугай
love child - дитя любви
Сложные слова могут иметь прямое значение, например, lamp-shade, military-looking и переносное - sleepy head соня, heart-burning чувство зависти, ревности, досады.
Вопросы для повторения теоретического материала:
1. Что такое словообразование?
2. Назовите основные способы словообразования в английском языке?
3. Чем отличается словообразование от словоизменения?
Практические задания :
1. Определите способ словообразования в следующих словах:
1. careful _______________ 6. reader _____________________
2. USSR ______________ 7. watchman __________________
3. unable _______________ 8. phone ______________________
4. blackmail ______________ 9. to discover __________________
5. to empty _______________ 10. musical ____________________
2. Переведите следующие сложные прилагательные на русский язык:
a) horror-stricken, ordinary-looking, noble-hearted, newly-healed, good-natured, open-faced, dark-eyed;
b) Heart-breaking, military-looking, medium-sized, soft-hearted, world-wide, light-blue, breath-taking, left-handed, cold-blooded, curly-haired.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Образуйте существительные от следующих прилагательных и переведите их:
A) -cy B) -ity C) -ness D) -ence
1. punctual 4. fluent 7. special 10. popular 13. present 16. foolish 19. intelligent 22. sad 25. ill 28. silent | 2. dark 5. convenient 8. private 11. efficient 14. bitter 17. frequent 20. stupid 23. independent 26. equal | 3. vacant 6. weak 9. confident 12. similar 15. kind 18. constant 21. different 24. urgent 27. real |
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания для самостоятельной работы :
1. Выберите подходящее по смыслу слово, обращая внимание на образование слов, переведите предложения:
1. true/truthful This play is based on a ________ story. I believe her: I think, she is a __________ person. ________________________________________________________
2. childish/childlike You can’t have everything you want: don’t be so __________. She has a _____________ quality, a sort of innocence, which I like. ________________________________________________________________________________________________________________
3. young/youthful Our teacher is full of ____________ enthusiasm for her subject. Enjoy yourself while you are still ___________
________________________________________________________________________________________________________________
4. uneatable/inedible This meat is so tough that I find it ______________. Some of the ___________ varieties of fungus are poisonous.
________________________________________________________________________________________________________________
5. unreadable/illegible The inscription was ____________, but I recognized it as Latin. War and Peace may be a good novel, but I find it ______________. ________________________________________________________________________________________________________________
6. historic/historical “Ladies and gentlemen, this is a ______________ monument. The library contains a copy of Magna Carta and other __________documents.
________________________________________________________________________________________________________________
Дата: 2019-02-02, просмотров: 436.