В научной литературе встречается как расширенное, так и узкое понимание процесса принятия решений в управлении.
В расширенном понимании принятие решений отождествляется со всем процессом управления. Расширенное понимание охватывает не только процесс принятия решений, но и его исполнение и контроль результатов его реализации. Но это не соответствует представлению, что конечным результатом принятия решения является именно решение.
В узком смысле принятия решений рассматривается только как выбор лучшего решения из множества альтернатив. В процессе анализа узкого понимания необходимо учитывать, что альтернативные варианты не возникают сами собой. Процесс принятия решений состоит не только из выбора лучшего варианта, но и по поиску альтернатив, установление критериев оценки, выбора способа оценки альтернатив и т.д.
На процесс принятия управленческих решений влияет множество разнообразных факторов. К важнейшим из них относятся следующие:
1) Степень риска - понимается, что всегда существует вероятность принятия неверного решения, которое может неблагоприятно влиять на организацию. Риск - фактор, который менеджеры учитывают сознательно, или подсознательно, при принятии решения, поскольку он связан с ростом ответственности.
2) Время, которое отводится менеджеру для принятия решения. На практике большинство руководителей не имеют возможности проанализировать все возможные альтернативы, испытывая дефицит времени.
3) Степень поддержки менеджера коллективом - этот фактор учитывает то, что новых менеджеров воспринимают не сразу. Если взаимопонимания и поддержки других менеджеров и подчиненных не хватает, то проблему следует устранять за счет своих личных качеств, которые должны способствовать выполнению принятых решений.
4) Личные качества менеджера - один из наиболее важных факторов. Независимо от того, как менеджеры принимают решения и отвечают за них, они должны иметь способности к тому, чтобы принимать верные решения.
5) Политика организации - в данном случае учитывается субъективный фактор при принятии решения. Статус, власть, престиж, легкость исполнения - все это может повлиять на принятие того или иного решения.
Конечным результатом принятия решения является именно управленческое решение, которое предстает, как первоначальный, базовый элемент процесса управления, что обеспечивает функционирования хозяйственной организации за счет взаимосвязи формальных и неформальных, интеллектуальных и организационно-практических аспектов менеджмента.
Требования, предъявляемые к управленческому решению
Основными требованиями, предъявляемыми к управленческому решению, являются следующие:
1. Целевая направленность, т.е. решение должно преследовать достижение определенной цели.
2. Обоснованность, т.е. принимаемое решение должно отражать объективные закономерности развития объекта и системы управления им. Решение, противоречащее этим закономерностям, будет пассивно или активно отторгаться, что требует дополнительного расхода ресурсов и, соответственно, замедлит развитие организации.
3. Компромиссность. Именно умение принимать решения, видя их недостатки, но не позволяя им парализовать собственную волю, отличают эффективного руководителя. Эти люди понимают, что принятие пусть неэффективного решения, лучше, чем непринятие решения вообще. Вместе с тем бывают ситуации, когда из-за недостатка информации именно непринятие решения становится единственно верным способом поведения. В этом случае руководитель возлагает больше надежды на саморегуляцию организации, чем на собственную инициативу.
4. Своевременность. Это означает, что с момента возникновения проблемной ситуации до момента принятия решения в объекте управления не должно произойти необратимых изменений, делающих решение ненужным.
5. Соответствие полномочиям лица, принимающего решение, что является необходимым условием директивности принятого решения. Этот момент достаточно важен еще и потому, что, принимая решение, руководитель берет на себя ответственность за его последствия. Превышение полномочий создает предпосылку невыполнения решения. С другой стороны, руководитель не должен принимать решения, входящие в компетенцию нижестоящих менеджеров, поскольку это приводит к снижению инициативности подчиненных.
6. Непротиворечивость и согласованность с принципами управления и ранее принятыми решениями, поскольку ни одно решение не реализуется изолировано, а дополняет другие решения.
7. Экономичность и эффективность. Требование эффективности заключается в обеспечении достижения намеченных целей. При этом важно, чтобы цель была достигнута при минимальных затратах и издержках, что делает решение экономичным.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 276.