Подбор теоретического и фактического материала, ознакомление с литературой по избранной теме
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Подбор литературы следует начинать сразу же после выбора темы БР. При подборе литературы следует обращаться к предметно-тематическим каталогам и библиографическим справочникам библиотеки ЮГУ и других публичных библиотек, а также использовать Интернет ресурсы.

Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск нового материала.

При изучении литературы желательно соблюдать следующие рекомендации:

а) начинать следует с литературы, раскрывающей теоретические аспекты изучаемого вопроса – монографий, учебной и учебно-методической литературы;

б) детальное изучение студентом литературных источников заключается в их конспектировании и систематизации. Характер конспектов определяется возможностью использования данного материала в бакалаврской работе, поэтому требуется внимательно и грамотно оформлять выписки, цитаты, содержание литературного источника (с указанием автора) или краткую характеристику фактического материала (с указанием источника). Систематизацию полученной информации следует проводить по разделам БР. При изучении литературы не стоит стремиться освоить всю информацию, необходимо отбирать только ту, которая имеет непосредственное отношение к теме работы. Критерием оценки прочитанного является возможность его использования в БР;

в) следует ориентироваться на последние данные по соответствующей проблеме (за последние 3-5 лет, предшествующих году защиты), опираясь на самые авторитетные источники. При отборе фактов из периодических источников (журналов, газет и т.п.) необходимо подходить к ним критически.

Особой формой фактического материала являются цитаты, которые используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики изучаемого вопроса; цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных положений работы. Во всех случаях число используемых цитат должно быть оптимальным, т.е. определяться потребностями разработки темы. Цитатами не следует злоупотреблять, их обилие может восприниматься как выражение слабости собственной позиции автора.

Сбор фактического материала – один из наиболее ответственных этапов подготовки БР. От того, насколько правильно и полно собран фактический материал, во многом зависит своевременное и качественное написание БР. Поэтому, прежде чем приступить к сбору материала, студенту, совместно с научным руководителем, необходимо тщательно продумать, какой именно фактический материал необходим для БР, и составить, по возможности, специальный план его сбора в период преддипломной практики.

Студент в период производственной (преддипломной) практики должен собрать необходимый статистический материал, сделать необходимые выписки из служебной документации организации, где он проходит практику, изучить действующие инструкции, методические указания, нормативные документы, постановления, регламентирующие работу организации, а также обобщить собранный материал, определить его достоверность и достаточность для подготовки БР.

При сборе фактического материала по БР по направлению подготовки Государственное и муниципальное управление большой объем необходимой информации может быть получен в ходе изучения официальных сайтов органов государственной власти и местного самоуправления, а также информационных правовых систем (Гарант, Консультант Плюс и др.)

После того, как изучена и систематизирована отобранная по теме литература, а также собран и обработан фактический материал, возможны некоторые изменения в первоначальном варианте плана БР.

2.3 Структура и содержание бакалаврской работы

 

Структура БР включает в себя следующие элементы:

а) титульный лист (Приложение М);

б) задание на выполнение БР (Приложение К);

в) календарный план выполнения БР (Приложение Л);

г) содержание (оглавление);

д) введение;

е) основную часть (разделы, главы);

ж) заключение;

и) список используемой литературы и (или) источников;

л) приложение.

В каждой главе основной части, как правило, должно быть не менее 2 параграфов. Объем глав должен быть примерно одинаковым (20-25 страниц). Рекомендуемый объём БР –  от 60 до 80 страниц печатного текста. Список источников и приложения в этот объем не входят.

Введение по объему должно быть от 3 до 5 страниц. Во введении обосновываются:

- актуальность выбранной темы (обоснование причины выбора данной темы, особенности современного состояния дел в этой области исследования, перечень общественных явлений, которые актуализируют выбор);

- объект и предмет исследования. Объект представляет собой область деятельности; предмет – процесс в рамках объекта, аспект проблемы, отношения внутри объекта, либо деятельность конкретного органа государственного и муниципального управления по теме исследования;

- цель работы (мысленное прогнозирование результата, определение оптимальных путей решения задач);

- задачи исследования (конкретные последовательные этапы исследования). Они, как правило, отражают названия параграфов, а последние, в свою очередь, - содержание этих параграфов;

- методы исследования (способы получения достоверных научных знаний и данных в сфере управления):

а) теоретические: теоретический анализ философской, педагогической, психологической, управленческой литературы, нормативных документов, законодательных актов; системный анализ проблем управления и управленческой деятельности на анализируемом уровне; анализ и синтез продуктов управленческой деятельности (справки, статистические сведения, аналитические материалы, приказы и т.д.); сравнение; абстрагирование; моделирование; индукция и дедукция; аналогия; обобщение и др.

б) эмпирические: наблюдение за деятельностью участников процесса управления; тестирование; управленческий эксперимент; анкетирование; интервьюирование; обобщение и систематизация опыта; организационное моделирование и проектирование и др.

в) методы математической статистики и информационных технологий: корреляционный анализ; выявление статистических зависимостей; компьютерно-статистическая обработка данных; графическое отображение результатов и др.;

- практическая значимость проведенного исследования, возможность применения сформулированных предложений в деятельности организаций.

Во введении должна быть четко определена теоретическая база исследования, т.е. перечислены авторы, проводившие научные или научно-практические исследования по данной проблеме.

Также во введении может быть приведена аннотация, т.е. краткое изложение содержания БР в соответствии с планом работы.

Основная часть. В главах основной части БР подробно рассматриваются и обобщаются результаты исследования. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы, поставленным задачам исследования, полностью их раскрывать. Эти главы должны показать умение автора сжато, логично и доказательно излагать теоретический и фактический материал.

В конце каждого параграфа следует сделать небольшой вывод, в конце главы – подводить краткий итог объемом не менее одной страницы, отражающий итог этой части.

Первая глава традиционно содержит теоретические и методические основы изучения темы, анализ нормативной правовой базы. В отдельных параграфах может быть представлено теоретическое осмысление предмета и объекта исследования, исторический опыт изучения рассматриваемых явлений. Описание должно показать, насколько хорошо студент знаком со специальной литературой, умеет систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической последовательности. Поскольку БР обычно посвящается достаточно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы, а не по всей проблеме в целом. В обзоре литературы не нужно излагать все, что стало известно студенту из прочитанного и имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие непосредственное отношение к теме БР, должны быть названы и критически оценены.

Термины, употребляемые в работе, должны быть обоснованными (например, понятия из законов РФ), либо содержать ссылку на исследования ученых.

При изложении в БР спорных вопросов темы (например, наличие нескольких определений одного явления) необходимо приводить мнения различных авторов. Если в работе критически рассматривается точка зрения какого-либо автора, при изложении его точки зрения следует приводить цитаты, только при этом условии критика может быть объективной.

Вторая глава традиционно содержит практический анализ аспектов темы. Опираясь на результаты производственной (преддипломной) практики, приводя статистические данные, основываясь на конкретном опыте организаций, студент должен подтвердить выдвинутые в 1 главе теоретические положения о состоянии предмета и объекта исследования. Анализ проводится за 3-5 лет, предшествующих году защиты БР студентом.

Возможно использование статистических (и других) данных ведущих научных центров страны по исследуемой теме. При этом необходимо делать ссылки на использованные источники.

Отдельные положения БР могут быть проиллюстрированы цифровыми данными из справочников, при необходимости могут быть оформлены аналитические таблицы и диаграммы. При составлении больших по объему аналитических таблиц используемые исходные данные выносятся в приложение, а в тексте приводятся расчеты отдельных показателей. В отдельных случаях можно заимствовать некоторые таблицы из литературных источников. Ссылаться на таблицу нужно в том месте текста, где формулируется положение, подтверждаемое или иллюстрируемое ею. В тексте, анализирующем или комментирующем таблицу, не следует пересказывать её содержание, а уместно формулировать основной вывод, к которому подводят табличные данные, или вводить дополнительные показатели, более отчётливо характеризующие то или иное явление или его отдельные стороны. Все материалы, не являющиеся необходимыми для решения поставленной в работе задачи, также выносятся в приложение.

В третьей главе студент-выпускник должен выделить проблемы (трудности) взятой для исследования темы, с которыми сталкиваются на практике специалисты; предложить пути решения (в том числе и прежде всего - собственные) и дальнейшие перспективы работы над темой. Предложения (рекомендации) могут быть высказаны от лица самого студента (авторские) на основе анализа практической деятельности организации, могут быть процитированы с указанием автора. Предложения должны быть обоснованы с позиций экономической (социальной) эффективности, целесообразности и перспектив использования в практической деятельности организаций и органов государственной власти и местного самоуправления.

Первостепенное значение для оценки эффективности авторских предложений имеют следующие критерии: экономический результат; научная (теоретическая) значимость; социальный и организационно-управленческий эффект.

При невозможности расчета эффективности разработанных мероприятий должен быть применен метод экспертных оценок.

Авторские предложения, выносимые на защиту, могут иметь характер научной новизны, определять концептуальные и методико-методологические основы осуществления (совершенствования) процесса конкретного вида менеджмента в органах власти, организации, предприятии и учреждении.

В некоторых случаях целесообразно привести в пример зарубежный опыт по изучаемой теме, если данный опыт поможет решить обозначенные в главе проблемы.

При наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы обязательным является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов. Только после этого следует обосновывать свое мнение по спорному вопросу или соглашаться с одной из уже имеющихся точек зрения, выдвигая в любом случае соответствующие аргументы.

Заключение – последовательное, логически стройное изложение итогов исследования, содержащие ответы на все задачи, поставленные во введении.

Заключение должно отражать результаты теоретического и практического исследования, пути решения проблем и дальнейшие перспективы работы по данной теме. В данном разделе БР дается краткий перечень наиболее значимых выводов и предложений, содержатся обобщенные выводы и общие формулировки предложений по совершенствованию общественных отношений в социально-трудовой сфере, экономике, управлении – в соответствии с темой БР. Рекомендуемый объем заключения – 4-6 страниц.

После основного текста следуют список использованных литературы и/или источников, приложения, правила оформления которых см. в параграфе 3.4.

Список используемой литературы должен включать изученную и использованную в БР литературу. Он свидетельствует о степени изученности проблемы и сформированности у студента навыков самостоятельной работы с информационной составляющей работы и должен иметь следующую упорядоченную структуру:

а)    международные официальные документы;

б)    законодательные и нормативные акты, другие документы и материалы органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации;

в)    монографии, диссертации, научные сборники, учебники, научные статьи и другие публикации периодических изданий;

г) источники статистических данных, энциклопедии, словари и Интернет-источники.

3 Требования к оформлению бакалаврской работы

3.1 Правила оформления бакалаврской работы

БР оформляется согласно требованиям ГОСТ 7.32 – 2001. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.».

Текст БР следует печатать на одной стороне листа формата А4 (210 х 297 мм), межстрочный интервал – 1,5; абзац – 1,5 см. Поля страницы: левое – 3 см, верхнее и нижнее – по 2 см, правое – 1,5 см. Шрифт: Times New Roman, кегель шрифта – 12-14 пт. Обязательно выравнивание строк по ширине. Полужирный шрифт, курсив, подчеркивание не применяются. Текст на листе должен иметь книжную ориентацию, альбомная ориентация допускается только для таблиц и схем приложений. Основной цвет шрифта - черный.

Заголовки структурных элементов БР и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами , не подчеркивая.

Структурными элементами БР являются:

– ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ;

– ВВЕДЕНИЕ;

– ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ;

– ЗАКЛЮЧЕНИЕ;

–СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Каждый структурный элемент БР следует начинать с нового листа (страницы) (Приложение Я).

Абзацными отступами необходимо выделять примерно равные и обособленные по смыслу части текста, тесно связанные между собой. Абзацный отступ должен быть одинаковым и равным пяти знакам (1,25 см). Пробел между словами оставляют в один знак.

Страницы бакалаврской работы нумеруются арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки (Шрифт – Times New Roman, кегль 12). Нумерация страниц БР и приложений, входящих в нее, должна быть сквозной. Первым пяти страницам (титульный лист, задание, календарный план выполнения БР, содержание, введение) работы номера присваивают, но НЕ проставляют.

Титульный лист оформляется по установленному образцу (Приложение М).

После титульного листа помещается задание на БР и календарный план, далее -  содержание работы с указанием номеров страниц. Примеры содержания БР оформляются по установленному образцу (приложения Н,П,Р,С,Т,У,Ф).

Каждая глава начинается с новой страницы. Заголовки глав и параграфов (пунктов) следует располагать с промежутком в один межстрочный интервал. Параграфы и пункты внутри главы располагаются последовательно друг за другом с промежутком в два межстрочных интервала. Выравнивание текста – по ширине (Приложение Ю).

Главы, параграфы, пункты следует нумеровать арабскими цифрами с абзацного отступа. Номер параграфа или пункта включает в себя номер главы и порядковый номер параграфа или пункта, разделенные точкой. После номера главы, параграфа, пункта в тексте точку не ставят (Приложение Ю).

Внутри параграфов могут быть приведены перечисления. Перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву, после которой ставится скобка. Если перед элементами перечислений ставится дефис, то текст начинается со строчной буквы и выравнивается по абзацному отступу. После каждого перечисления ставится точка с запятой.

Пример:

Задачи дипломной работы:

– изучение теоретических и законодательных основ оценки финансовой безопасности;

– ознакомление с объектом анализа финансовой безопасности;

– проведение анализа и оценки финансовой безопасности компании с использованием различных подходов.

 При дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится точка, а запись начинается с прописной буквы и производится с абзацного отступа.

Пример:

Задачи дипломной работы:

1. Изучение теоретических и законодательных основ оценки финансовой безопасности.

2. Ознакомление с объектом анализа финансовой безопасности.

3. Проведение анализа и оценки финансовой безопасности компании с использованием различных подходов.

 

Бакалаврская работа должна быть переплетена в твердую обложку типографским способом.

БР подлежат обязательному нормоконтролю (проверке на соответствие требованиям ГОСТов). Консультант по нормоконтролю ставит свою подпись на титульном листе БР. В случае отсутствия консультанта проверку осуществляет научный руководитель БР.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 243.