1.1 Мотивы инвестирования и подготовка инвестиционного решения
Понимать мотивы инвестирования необходимо для того, чтобы при проектировании определить общий концептуальный подход к выбору объектов инвестирования и обосновать соответствующее управленческое решение.
Согласно современным исследованиям мотивация к инвестированию у экономических субъектов может иметь как экономическую (рост прибыли, повышение рыночной стоимости активов и др.), так и внеэкономическую природу (экологическая безопасность, благотворительность, перераспределение товарного рынка).
Исследования показали, что у предприятий, находящихся в стадии жизненного цикла «зарождение, рост», в инвестировании преобладают экономические мотивы, а на стадиях «зрелость, спад» – внеэкономические. Исходя из характера мотивов, в каждом конкретном случае определяется схема обоснования инвестиционного решения и метод планирования инвестиций.
Анализ стратегических альтернатив проводится с учетом внутреннего экономического потенциала предприятия и тенденций развития сферы его деятельности. Задача данного анализа состоит в определении качественной основы экономического развития предприятия. Например:
• ограниченный рост или интенсивное развитие за счет собственных ресурсов;
• присоединение других предприятий, связанных по кооперационным производственным каналам, т. е. интегрированное развитие или расширение экономического пространства. Оно может быть вертикальным и горизонтальным;
• диверсификация, предполагающая выход в другие сферы деятельности.
Оценка качественной основы развития предприятия позволяет согласовать направления стратегического инвестирования с принципами выбора перспективного объекта инвестирования. Методическим обеспечением анализа стратегических альтернатив служат матричные методы. К их числу относятся:
• матрица Ансоффа;
• модифицированная матрица Бостонской консультационной группы (БКГ);
• матрица направленного развития.
Также используется SWOT-анализ, который позволяет выявить проблемы, решение которых относится к числу приоритетов инвестирования.
Матрица Ансоффа как метод анализа стратегической альтернативы позволяет определить целесообразность дальнейшего расширения действующего производства и освоения новых товарных рынков для уже освоенной или существующей продукции (таблица 1.1).
Таблица 1.1 –– Матрица Ансоффа
Продукты Рынки | Существующие | Новые |
Существующие | Проникновение на рынок | Развитие продукта |
Новые | Развитие рынка | Диверсификация |
Примечание — составлено на основе [5, 9].
По этой матрице составляются следующие альтернативы:
1) Если не менять бизнес-линию и товарный рынок, то развитие будет определять стратегия «Проникновение на рынок».
Объектом инвестирования по этой стратегии будет сегмент существующего рынка: увеличение доли существующего рынка (например, инвестиции в рекламу, акции).
При дополнении линии продуктов альтернативой будет «Развитие продукта». Объектом инвестирования этой альтернативы будет модифицированный или усовершенствованный продукт, т.е. продуктовая инновация, новая марка продукта, все то, что способствует развитию продукта.
2) Если предполагается развитие рынка, то в качестве объекта инвестирования будет товаропроводящая сеть, которая обеспечит выход на новые товарные рынки.
3) Стратегия диверсификации производства, по которой предусматривается и смена продукта, и смена рынка, потребует инвестирования как в продуктовые, так и процессорные инновации.
Модифицированная матрица Бостонской консультационной группы (БКГ) связывает степень будущего роста предприятия с эффектом от принятой менеджментом формы организации производства при различных стадиях жизненного цикла продукта (внедрение, рост, зрелость, спад) (таблица 1.2).
Таблица 1.2 –– Модифицированная матрица БГК
Степень возможного роста | Высокий?? | Низкий |
Сильная (рост, зрелость) | Специализация производства | Фрагментарная деятельность |
Слабая (внедрение, спад) | Концентрация производства | Свертывание производства (бесперспективная деятельность) |
Примечание — составлено на основе [5, 9].
В соответствии с квадрантами матрицы выдвигаются следующие стратегии:
1) Стратегия специализации. Предполагает, что развитие предприятия будет построено на выпуске продукции ограниченной номенклатуры (монопроизводство). Объект инвестирования – стандартизация продукции (приводит к сужению номенклатуры), инвестирование в дизайнерские проекты и т. п.
2) Стратегия концентрации производства предполагает увеличение производственной мощности предприятия. Объект инвестирования – новые основные фонды, создаваемые, или приобретаемые, или модернизируемые.
3) Стратегия фрагментарной деятельности. Она возможна в двух случаях:
• если предприятие только начинает производство потенциально перспективной продукции;
• когда предприятие работает под заказ, т.е. организовано мелкосерийное или индивидуальное производство.
Тогда объектом инвестирования в первом случае будут инновационные разработки, во втором случае – инженерные разработки, связанные с выпуском нестандартного или уникального оборудования. Они могут быть совмещены с разработкой принципиально новых изделий.
4) Свертывание производства также возможно в двух случаях:
ü когда спрос на продукцию падает, и собственники предприятия принимают решение о закрытии производства. Тогда объектом инвестирования будет маркетинговый комплекс по подготовке предприятия к ликвидации и продаже, включая поиск покупателя;
ü закрытие одного производства и открытие на его месте нового производства (перепрофилирование), т.е. замещение одного другим. В этом случае объектом инвестирования будет реконструкция производства, либо обновление технической базы, либо реструктуризация предприятия.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 333.