Существует пять основных стилей разрешения конфликта

1.Стиль конкуренции. Человек не заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения.

Этот стиль возможен, когда:

- исход очень важен для вас и вы делаете большую ставку на разрешение возникшей проблемы;

-решение необходимо принять быстро и у вас достаточно власти для этого;

-вы чувствуете, что у вас нет другого выбора.

 

2.Стиль уклонения. Данный стиль используется, когда затрагиваемая проблема не столь важна, когда нет желания тратить силы на ее решение. Может быть, нужна отсрочка на время, чтобы обдумать ситуацию.

3.Стиль приспособления. Можно воспользоваться им, когда исход дела чрезвычайно важен для другого и не очень для вас. Когда вы не можете удержать верх, т.к. у другого человека больше власти. Или вам важнее сохранить с кем-то хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы.

4.Стиль сотрудничества. Требует более продолжительной работы по сравнению с другими стилями. Желательно использовать этот стиль, если решение проблемы важно для обеих сторон.

5.Стиль компромисса. Частичное удовлетворение желаний. Эффективен, когда стороны хотят одного и того же, но одновременно это не выполнимо.

Для конструктивного разрешения конфликтных ситуаций следует придерживаться следующих рекомендаций:

1. В конфликте не бывает победителей: всегда проигрывают две стороны. Поэтому нет смысла высчитывать, кто виноват больше, и занимать позу «оскорбленного самолюбия». Отважьтесь на первый шаг – это показатель силы вашего характера и вашего самоуважения.

2. Начинайте беседу с описания конкретной ситуации, которая вас не устраивает. Старайтесь быть при этом максимально объективным. Чем детальней вы будете про это говорить, тем лучше. Если это возможно, приводите конкретные примеры.

3. Расскажите, что вы чувствуете в этой ситуации. Немало конфликтов между людьми осложняется наличием невысказанных мыслей и чувств. Иногда одно только их высказывание, обмен этими негативными чувствами позволяют наладить ситуацию. Пользуйтесь при этом простыми словами: « Я обиделся», «Я испугался», « Я рассердился».

4. Старайтесь выслушать противоположную сторону ( хотя это достаточно сложно). Необходимо помнить, что у вас разные мысли, разное восприятие ситуации и именно это вызвало конфликт. Поэтому отнеситесь к высказанному не как к истине, а как к отражению позиции, желаний и интересов вашего оппонента. Слушайте внимательно, не перебивайте, не спорьте. Покажите собеседнику, что вы слушаете его действительно серьезно и стремитесь прийти к соглашению. Можно подчеркнуть это и одобрить кивком головы, просьбой привести конкретный пример, что поможет вам лучше понять чувства и действия противоположной стороны, а вашему собеседнику - настроиться на откровенный разговор.

Если конфликт очень серьезный, то обратитесь к «постороннему человеку», который помог бы вам выслушать друг друга, не сбиваясь на взаимные упреки и обвинения.

5. Очень полезно разобраться в сокровенных мыслях. Сокровенные мысли - это предположения, опасения, догадки относительно чувств и мыслей другого. Чтобы убедиться в правильности своих предположений, лучше всего спросить у самого человека. Если же вас спрашивают об этом, постарайтесь быть достаточно откровенным, поскольку догадки, как правило, имеют под собой реальную почву. Воздержитесь от комментариев, завершая какой-либо разговор. Акцентируйте внимание на вопросах, относительно которых ваши мысли, чувства, действия совпадают, а не на проблемах, которые разделяют, - этим вы ограничиваете зону противоречий.

6. Найдите возможность высказать конкретные предложения относительно смены ситуации, поведения, отношений (« Я вас прошу…», « Надеюсь, вам не тяжело…»). При завершении разговора скажите, что именно изменится, если вы преобразуете ситуацию или ваши отношения. Нецелесообразно угрожать и прибегать к ультиматумам – ведь позитивные перспективы привлекательней. Заметьте, выигрывает человек, если изменит свое поведение или отношение по вашей просьбе. Такой способ требует определенной решимости. Однако если быть откровенным и честным в этом разговоре, то отношения не ухудшатся, а вы вызовите большее уважение. Применяйте активное слушание.

                       ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ людей В КОНФЛИКТЕ

                           Вероятность наступления конфликта повышается при:

                                -несовместимость характера и психотипов

                                - наличие темперамента холерика

                             - отсутствие качеств: способность критически относится к себе, терпимость к         другим, доверие к другим

                             - наличие акцентуации характера, невротичности

            

                 КОНФЛИКТ =   Конфликтная ситуация + инцидент      


               (Накопившиеся противоречия) (повод)

                                                        

                                                       Устранить конфликтную ситуацию




РАЗРЕШИТЬ КОНФЛИКТ



Исчерпать инцидент

ТАБУ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ:

- критически оценивать партнера; - приписывать ему плохих намерений; -демонстрировать превосходство; - обвинять и приписывать вину только оппоненту; -игнорировать интересы оппонента; - видеть все только со своей позиции; - приуменьшать вклад и заслуги оппонента; - преувеличивать свои заслуги; - раздражать, кричать, нападать; - задевать «больные точки» оппонента; - обрушивать на оппонента множество претензий

Вопросы для самопроверки по теме 9:

1.  Деятельность как способ бытия человека, как преобразование мира и самого себя.

2. Деятельность и психика. Принципы единства сознания и деятельности.

3. Внешняя и внутренняя деятельность.

4. Структура деятельности.

5.  Основные виды деятельности.

6. Деятельность и личность.

7. Познавательная деятельность.

8.  Содержание, цели, средства общения.

9. Общение и деятельность.

10. Функции, виды общения.

11. Вербальное и невербальное.

12. Структура общения

13. Конфликты. Основные типы конфликтов.

14. Пути разрешения конфликтов.

Литература

1.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 2002. – 336с.

2.Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.,2009.

3.Немов Р.С. Психология в 3-х кн. Кн. 1 - Общие основы психологии: Учебник для высших педагогических учебных заведений. – 5-е изд. – М.: Гум. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 687 с.

4.Столяренко Л.Д. Основы психологии. 11-е изд. Учебное пособие (Серия «Высшее образование»). – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 672 с.

5.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 551 с. [Электронный ресурс]: www.koob.ru 

6. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение/Минск «Амалфея», 1997.- 277с. 7.Практическая психология и педагогика в схемах и таблицах. Библиотека практической психологии. - Учебно-методическое пособие. Минск, ХАРВЕСТ, 1999.-376с.

       

3.  Тестовые задания для самопроверки к введению в общую психологию

I. Выбрать правильный ответ:

 

1. Наше восприятие мира связано:

1. с культурой, к которой мы принадлежим,

2. с практикой,

3. с опытом,

4. с нашими индивидуальными особенностями.

5. Верны все ответы.

 

2. Чтобы представление о мире оставалось стабильным, психика должна:

1. постоянно осуществлять коррекции,

2. учитывать расстояние, на котором находятся предметы,

3. изменять образ в зависимости от угла зрения.

4. Ни один из ответов не верен.

 

3. Эффект параллакса:

1. позволяет оценивать расположение удаленных предметов,

2. служит одним из монокулярных признаков глубины,

3. связан с движением головы наблюдающего.

 

4. Порог чувствительности:

1. представляет собой предел чувствительности рецептора,

2. определен генетически,

3. может меняться с возрастом.

4. Все ответы верны.

 

5. Бинокулярное зрение:

1. единственное позволяет воспринимать глубину,

2. неэффективно на расстоянии более 15 метров,

3. может быть заменено монокулярными признаками.

4. Все ответы верны.

 

6. По мнению В. Вундта, отличия ощущений и чувств связаны с тем, что:

1. чувства относятся к субъекту,

2. ощущений больше,

3. ощущения простые, а чувства сложные.

 

Ответы к тестам

1 – 4, 2 – 4, 3 – 2, 4 – 4, 5 – 3, 6 – 1.

 

Тестовые задания для самопроверки  к   теме психические процессы

I .  Выбрать правильный ответ:

1. При решении проблемы этап подготовки:

1. это первый этап в процессе решения,

2. может занимать несколько дней,

3. позволяет собрать всю информацию, относящуюся к проблеме.

4. Все ответы верны.

2. Когда мы находим решение наугад, то это:

1. результат случайного перебора,

2. стратегия проб и ошибок,

3. часто приводит к непредвиденным последствиям.

4. Все ответы верны.

 

3. Согласно Ж.Пиаже, развитие мышления связано главным образом:

1. с развитием речи,

2. с взаимодействием организма и окружающей среды,

3. с угасанием процесса ассимиляции.

4. Все ответы неверны.

 

4. Согласно взглядам бихевиористов:

1. мысль – это внутренний диалог,

2. речь – это мысль, высказанная вслух,

3. мысли всегда сопутствуют неявные движения.

4. Все ответы верны.

 

5. Человеческий язык характеризуется:

1. наличием сигналов, запускающих те или иные поведенческие реакции,

2. возможностью передавать информацию о прошлых и будущих событиях,

3. ограниченной лингвистической компетентностью.

4. Все ответы верны.

6. По мнению В. Вундта, отличия ощущений и чувств связаны с тем, что:

1.чувства относятся к субъекту,

2. ощущений больше,

3. ощущения простые, а чувства сложные.

4.ощущения и чувства это одно и то же.

7. В первых теориях интеллекта считалось, что он:

1. наследуется,

2. связан с быстротой восприятия и реакции,

3. неравномерно распределен среди населения.

4. Все ответы верны.

 

8. В современном определении интеллекта основной упор делается на то, что он:

1. наследуется,

2. представляет собой способность адаптироваться к окружающей среде,

3. в основном приобретается при жизни.

4. Все ответы верны.

 

9. По мнению Спирмена, интеллект можно представить как:

1. уровень "общего" интеллекта,

2. семь первичных умственных способностей,

3. 120 факторов,

4. состоящий из двух уровней.

 

10. Вычеркните ту способность, которую Терстоун не считает первичной умственной способностью:

1. память,

2. способность к рассуждению,

3. пространственная ориентация.

4. Все ответы неверны.

 

11. Считая людей, находящихся в комнате, ребенок не называет себя. Это проявление:

1. забывания,

2. несформированности восприятия,

3. эгоцентризма.

 

12. Умственный возраст, по А.Бине, определяется на основании:

1. даты рождения,

2. среднего возраста лиц из выборки,

3. числа правильных ответов при тестировании,

4. расположения результата на кривой распределения интеллекта.

 

13. Нахождение оригинальных решений обусловлено:

1. установлением связи с прошлым опытом,

2. конвергентным мышлением,

3. инсайтом,

4. хорошей памятью.

5. Все ответы неверны.

 

14. Какая из перечисленных черт не является специфичной для творческого мышления:

1. пластичность,

2. надежность,

3. гибкость,

4. оригинальность.

 

 

15. По Б.М. Теплову, практический интеллект отличается:

1. обратимостью,

2. обобщенностью,

3. меньшей логичностью,

4. жесткими временными условиями.

 

16. Первые тесты для измерения интеллекта разработал:

1. В.Вундт,

2. А.Бине,

3. И.П.Павлов.

4. Айзенк

Ответы к тестам

1 –4, 2 – 4, 3 – 2, 4 – 4, 5 – 4, 6 –1, 7 – 1, 8 – 4, 9 – 2, 10 – 1,
11 – 4, 12 – 3, 14 – 4, 15 – 2, 16 – 2.

 

Тестовые задания для самопроверки по психологии конфликта

1. Обсуждение с целью заключения соглашения по какому-либо вопросу как в рамках сотрудничества, так и в условиях конфликта – это …

       А) интервью

       Б) деловая беседа

       В) деловые переговоры

       2. К особенностям деловых переговоров относят …

       А) взаимозависимость участников переговоров

       Б) разнородность интересов сторон

       В) обострение отношений с партнерами

       3. Стратегии ведения переговоров – это …

       А) позиционный торг

       Б) разрешение сложившегося конфликта

       В) взаимный учет интересов участников

       4. Какой стиль позиционного торга предполагает стремление твердо придерживаться выбранной позиции с возможными минимальными уступками?

       А) мягкий

       Б) средний

       В) жесткий

      

5. Перед началом переговоров необходимо согласовать процедурные вопросы.

       К ним относятся:

       А) повестка дня

       Б) порядок принятия решений

       В) этапы ведения переговоров

       6. Успех переговоров определяет …

       А) знание предмета обсуждения

       Б) владение техникой ведения переговоров

       В) умение перебивать собеседника

       7. Стадии переговорного процесса – это …

       А) подготовка к переговорам

       Б) оценка внешности партнеров по переговорам

       В) анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей

       Г) процесс переговоров

       8. Основная функция речевого этикета – …

       А) переход к внешней речи

       Б) снятие агрессии

       В) передача смысла высказывания

       9. Конфликт между производственными требованиями и ценностями, с одной стороны, и желаниями сотрудника, с другой, – это …

       А) конфликт внутриличностный

       Б) конфликт межличностный

       В) конфликт между организациями или группами

       10. Конфликт между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинении друг к другу, – это …

       А) конфликт по горизонтали

       Б) конфликт по вертикали

       В) конфликт смешанного типа

       11. Наиболее распространенные типы конфликтов – …

       А) конфликты по горизонтали

       Б) конфликты по вертикали

       В) конфликты смешанного типа

      

12. К позитивным функциям конфликта относятся …

       А) получение новой информации об оппоненте

       Б) чрезмерное увлечение конфликтным взаимодействием в ущерб работе

       В) стимулирование к изменениям и развитию

       13. Конфликт, приводящий к негативным, часто разрушительным действиям – это конфликт …

       А) конструктивный

       Б) деструктивный

       В) объективный

       14. Какие действия могут привести к нарастанию конфликта?

       А) силовое давление

       Б) уговоры

       В) невмешательство

       15. Конструктивное разрешение конфликта зависит от

       А) адекватности восприятия конфликта

       Б) открытости и эффективности общения

       В) количества отрицательных эмоций

       16. Стиль поведения в конфликтной ситуации, при котором стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки, – это стиль …

       А) конкуренции

       Б) сотрудничества

       В) компромисса

       Г) приспособления

       17. Стиль поведения в конфликтной ситуации, при котором стороны стремятся к одностороннему выигрышу, к победе – это стиль …

       А) компромисса

       Б) конкуренции и соперничества

       В) сотрудничества

       Г) уклонения

Ответы к тестам: 1-В; 2-Б; 3-В;4-В;5-А,Б; 6-Б;7-А,В,Г;8-В;9-Б;10-А;11-В;12-Б;13-Б;14-А;15-А;16-В;17-Б.

            

Тестовые задания для самопроверки по психологии общения


I . Общение это -

1. Взаимодействие людей, не имеющих общие или взаимозаменяющие интересы, либо потребности.

2. Взаимодействие людей, имеющих общие или взаимозаменяюшие интересы, либо потребности.

3. Отношение к поступающей информации.

2. Стили общения бывают:

1. Ритуальный.

2. Манипулятивный.

3. Из скольких действий организуется структура акта общения:

1. 12.

6.13.

3. 15.

4. 14.

4. Содержание общения:

1. Передача от человека к человеку информации.

2. Восприятие партнерами по общению друг друга.

3. Ориентация в коммуникативной ситуации.

4. Взаимооценка партнерами по общению друг друга.

5. Взаимодействие партнеров друг с другом.

5. Функции общения:

1. Инструментальная.

2. Интрегративная.

3. Деловая.

4. Трансляционная.

5. Экспрессивная.

6. Виды общения:

1. Формальное.

2. Деловое.

3. Спор.

4. Духовное.

5. Светское.

7. Структура делового общения состоит из:

1. Коммуникативной стороны.

2. Интерактивной стороны.

3. Перцептивной стороны.

4. Субъективной стороны.

8. Стиль общения это:

1. Индивидуально-психологические особенности взаимодействия между

Людьми.

2. Индивидуально-типологические особенности между людьми.

3. Индивидуально-субъективные особенности между людьми.

9. Механизм общения включает в себя:

1. Заражение.

2. Внушение.

3. Убеждение.

4. Принуждение.

5. Копирование.

10. Барьеры восприятия в общении бывают:

1. Эстетический барьер.

2. Барьер « возраста».

3. Состояние здоровья.

4. Некомпетентность.

5. Барьер «боязни контактов».

11.Невербальные средства общения являются:

1. Интерактивной стороной общения.

2. Персептивной стороной общения.

3. Коммуникативной стороной общения.

12. Невербальное поведение-это:

1. Открытые социально-психологические и индивидуально психологические характеристики личности.

2. Скрытые для непосредственного наблюдателя социально- психологические и индивидуально психологические характеристики личности.

13. Невербальные средства общения:

1. Кинесика.

2. Дистанция.

3. Такесика.

4. Проксемика.

5. Рукопожатие.

3. Зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняемые выразительно-регулятивную функцию.

14.Социальная дистанция общения варьируется на расстоянии от:

1. 45-120 см..

2. 400-750 см..

3. От 120 до 400 см

15. Невербальное поведение личности:

1. Создает образ партера по общению.

2. Выражает взаимоотношения партнеров по общению. 3. Является индикатором актуальных психических состояний личности.

3. Выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального общения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного.

4. Выступает в качестве показателя статусных отношений.

16. Вербалъные средства общения являются:

1. Коммуникативной стороной общения.

2. Интерактивной стороной общения.

3. Персептивной стороной общения.

17. К вербальным средствам общения относят:

1. Мимика.

2. Слова.

3. Жесты.

Ответы к тестам:

1-2;  2-1,2; 3-1; 4-5;5 -2,5; 6-1, 2, 4, 5;7-4; 8-1; 9-1, 3, 4;   10-1, 2 ,5; 11-2;12-2; 13-1,3;

14-1; 15-3; 16-1; 17-2.

4.  Тестовые задания для итогового контроля знаний

Вариант 1.

I. Выбрать правильный ответ:

1. Стимул или объект имеет тем больше шансов привлечь внимание, чем он :

1. новее,

2. сложнее,

3. интенсивнее.

4. Все ответы верны.

 

2. Кратковременная память:

1. длится до 2 минут,

2. обладает емкостью в 11 элементов,

3. позволяет долго помнить телефонный номер.

4. Все ответы не верны.

 

3. Долговременная память:

1. обладает ограниченной емкостью,

2. обладает неограниченной длительностью,

3. более развита у пожилых людей.

4. Все ответы не верны.

 

4. Как показали исследования Б.В. Зейгарник, мы лучше помним работу, если она:

1. была доведена до конца,

2. осталась незаконченной,

3. была сознательно прекращена,

4. привела к вознаграждению.

 

5. При извлечении информации из памяти всегда легче:

1. вспомнить какой-то отдельно взятый элемент,

2. узнать элемент информации среди предъявленных,

3. ответить на прямые вопросы,

4. не учитывать контекста.

 

6. Ретроактивная интерференция:

1. связана с событиями, произошедшими до запоминания данного материала,

2. лежит в основе положительного переноса при научении,

3. усиливается, если материал сильно отличается.

4. Все ответы не верны.

 

7. Когда мы забываем прийти на важное свидание, то это обусловлено:

1. торможением,

2. активным забыванием,

3. мотивированным забыванием.

4. Все ответы верны.

8. Память – это:

1. познавательный процесс,

2. участник любого познавательного процесса,

3. сквозной психический процесс.

4. Верны все ответы.

 

9. Согласно когнитивной психологии, обратимость – это:

1. свойство восприятия,

2. свойство памяти,

3. основное свойство допонятийного мышления.

4. все ответы неверны

10. Психическое время – это:

1. психическое отражение физического времени,

2. время протекания психического процесса,

3. длительность восприятия.

4. все ответы верны

11. Ретроградная амнезия – это:

1. вид мышления,

2. нарушение интеллекта,

3. вид забывания.

4.нарушение памяти

Ответы к тестам

1 – 3, 2 – 4, 3 – 2, 4 – 2, 5 – 2, 6 – 4, 7 – 4, 8 – 3, 9 – 4, 10 – 1, 11 – 3.

Вариант 2

I. Выбрать правильный ответ:

1. Гомеостаз – это:

1. неуравновешенное состояние организма,

2. уменьшение импульсивного напряжения,

3. поддержание оптимального уровня активации.

4. Ни один из ответов не верен.

 

2. По мнению психологов-когнитивистов, все виды нашего поведения:

1. обусловлены внутренней мотивацией,

2. являются результатом "силы", действующей в критические моменты,

3. в основном мотивируются достижением конечной цели.

4. Ни один из ответов не верен.

 

3. Материнский инстинкт:

1. еще очень распространен у людей,

2. свойственен всем приматам, кроме человека,

3. не существует в полном смысле у современных женщин.

4. Ни один из ответов не верен.

4. Привязанность ребенка к себе подобным:

1. меньше выражена у первенцев,

2. необратимо возникает в момент рождения,

3. вероятно, зависит от очень раннего контакта с родителями.

4. Все ответы верны.

 

5. По мнению А.Маслоу, потребность в самореализации проявляется:

1. одновременно с другими потребностями,

2. у людей, стремящихся к самоуважению,

3. у большинства людей.

4. Ни один из ответов не верен.

 

6. Среди различных аспектов эмоций легче всего поддаются четкому описанию:

1. внутренние переживания,

2. эмоциональное поведение,

3. физиологическая активация.

4. Ни один из ответов не верен.

 

7. Интенсивность наших эмоций зависит главным образом:

1. от восприятия данной обстановки,

2. от уровня бодрствования,

3. от анализа полученных сведений,

4. от значения той потребности, с которой связана эмоция.

 

8. отрицательные эмоции возникают, если имеющаяся информация:

1. избыточна,

2. недостаточна,

3. достаточна,

4. почти достаточна.

 

9. Стресс связан:

1. с прогрессирующим истощением резервов организма,

2. с неожиданной и острой ситуацией,

3. со способностью каждого идти на риск.

4. Все ответы верны.

 

10. Термин "аффект" переводится как:

1. напряжение,

2. страсть,

3. всплеск.

 

11. Состояние фрустрации связано:

1. с последствиями аффекта,

2. с борьбой мотивов,

3. с непреодолимым препятствием на пути к цели.

12. Цена потребности – это:

1. соотношение максимального и минимального объема потребности,

2. чувство усталости,

3. зависимость потребности от цели.

 

13. Программа поведения:

1. вырабатывается индивидом самостоятельно,

2. возникает на основе общественных норм,

3. может меняться в процессе реализации.

4. Все ответы верны.

14. Экстерналы – это люди, которые в своем поведении руководствуются больше, что:

1. все зависит от наших желаний,

2. судьба управляет миром,

3. реальные обстоятельства нельзя предвидеть заранее.

 

15. Согласно У.Джемсу:

1. мы огорчены, потому что плачем,

2. мы плачем, потому что огорчены.

3. Оба ответа верны.

Ответы к тест ам

1 – 4, 2 – 1, 3 – 3, 4 – 3, 5 – 4, 6 – 4, 7 – 2, 8 – 2, 9 – 2, 10 – 1, 11 – 3,
12 – 2, 13 – 4, 14 – 3, 15 – 1.


Вариант 3

I. Выбрать правильный ответ:

1. Наследственность – это:

1. потенциал, наследуемый от родителей,

2. важнейший фактор, лежащий в основе интеллектуального развития,

3. сравнительно малоизученная область.

4. Все ответы верны.

2. Дети, направляющие всю энергию на достижение успеха и избегающие риска или высказывания собственного мнения, как правило, характеризуются:

1. высоким уровнем интеллекта и низким уровнем творческих способностей,

2. низким уровнем интеллекта и высоким уровнем творческих способностей,

3. низким уровнем интеллекта и творческих способностей,

4. высоким уровнем интеллекта и творческих способностей.

3. Как правило, одаренные дети характеризуются:

1. конформизмом,

2. хорошим включением в социальную группу,

3. четко установленными представлениями о жизни и обществе.

4. Все ответы неверны.

4. По типологии Шелдона, человек эктоморфного типа бывает:

1. крупным, застенчивым, предпочитает умственную работу,

2. сильным, мускулистым, динамичным и склонным к доминированию,

3. толстым, круглым, веселым и общительным,

4. маленьким, хрупким и чаще всего экстравертированным.

Ответы к тестам

1 – 1, 2 – 1, 3 – 4, 4 – 1.

5. Темы  рефератов для студентов  заочн ого  отделения.

1. Психика и отражение.

2. Предмет психологии и задачи психологической науки и практики.

3. Сознание и бессознательное.

4. Методы психологии. Классификация методов психологии.

5. Взаимосвязь физиологических и психологических явлений.

6. Мотивы и цели деятельности.

7. Основные этапы развития психики в филогенезе.

8. Деятельность внешняя и внутренняя.

9. Формирование высших психических функций.

10. З.Фрейд о природе бессознательного и его отношении к сознанию.

11. Классификация ощущений.

12. Основные характеристики восприятия.

13. Гештальт-теория восприятия.

14. Отличительные особенности представления по сравнению с восприятием.

15. Виды мышления.

16. Специфические функции воображения.

17. Виды эмоциональных состояний.

18. Теории эмоций.

19. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и их основные характеристики.

20. Виды и функции речи.

21. Внимание как общий компонент психических процессов.

22. Волевая регуляция поведения.

23. Простой и сложный волевой акт.

24. Структура деятельности.

25. Операционально-технические аспекты деятельности.

26. Мотивационно-потребностные аспекты деятельности.

27. Классификация существующих типологий темперамента.

28. Структура характера. Соотношение понятий "темперамент" и "характер".

29. Способности и задатки.

30. Общая одаренность и специальные способности.

31. Соотношение понятий "индивид", "личность", "индивидуальность".

32. Психологическая структура личности.

33. Способы психологической защиты: достоинства и недостатки. Свойства и условия развития Я-концепции.

34. Конфликты в нашей жизни и пути их разрешения.

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Определение предмета психологии, методы психологии, основные принципы психологического исследования.

2. Психология человека и ее место в системе наук, отрасли психологии

3. Основные направления психологии

4. Организационные методы исследования.

5. Эмпирические методы исследования.

6. Методы анализа и обработки результатов исследования.

7. Понятие о деятельности. Ее характеристики и структура.

8. Основные виды деятельности (игра, учение, труд). Их сравнительные характеристики.

9. Понятие о личности. Структура личности.

10. Индивид, личность, индивидуальность. Взаимосвязь социального и биологического в личности.

11. Потребности, мотивы и цели.

12. Виды и свойства потребностей. Структура потребностей по А. Маслоу.

13. Виды и уровни осознания мотивов. Мотивация.

14. Направленность личности. Убеждения, ценности, мировоззрение, идеалы.

15. Понятие о темпераменте. Типы темперамента, их психологическая характеристика.

16. Физиологическая основа темперамента. Типы ВНД и темперамент.

17. Проявление темперамента в учебной и трудовой деятельности. Учет особенностей темперамента школьника в учебно-воспитательной работе.

18. Понятие о характере, его структуре. Связь характера с темпераментом.

19. Типология характера К. Леонгарда. Акцентуации характера.

20. Понятие о способностях. Классификация способностей. Взаимодействие и взаимокомпенсация способностей.

21. Способности и задатки. Роль наследственности и социальных условий в развитии способностей. Одарённость, талант, гениальность.

22. Познавательная сфера личности. Краткая характеристика познавательных процессов.

23. Понятие об ощущении. Физиологическая основа ощущений. Структура анализатора.

24. Виды и свойства ощущений. Адаптация, Пороги чувствительности. Синестезия.

25. Характеристика восприятия, его свойства. Перцепция и апперцепция.

26. Виды восприятия. Восприятие пространства, времени и движений. Иллюзии восприятия.

27. Сущность внимания. Виды, свойства и функции внимания.

28. Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание).

29. Виды памяти и их особенности. Развитие памяти. Индивидуальные особенности памяти.

30. Запоминание. Факторы, влияющие на продуктивность запоминания. Смысловое и механическое запоминание.

31. Узнавание и воспроизведение, их особенности и закономерности.

32. Природа мышления, его связь с чувственным познанием. Виды мышления.

33. Основные мыслительные операции. Формы мышления.

34. Способы мышления. Особенности творческого мышления. Понятие интеллекта, тесты интеллекта.

35. Понятие о воображении, его роль в познании и творчестве. Механизмы синтезирования образов.

36. Виды воображения. Функции воображения, его развитие. Мечта. Фантазия.

37. Психологическая характеристика речи. Виды речи, их назначение.

38. Отличие речи от языка, значение и смысл слова. Функции речи. Соотношение мышления и речи.

39. Определение эмоций, их основные особенности. Связь эмоций с непосредственными переживаниями и внутренними процесса в организме человека.

40. Психологическая структура эмоциональных состояний. Виды и функции эмоций.

41. Виды основных эмоциональных состояний, их внешнее выражение и сравнительная характеристика: настроение, чувства, эмоции, аффект, стресс, фрустрация.

42. Соотношение эмоций и чувств. Физиологические основы чувств. Виды чувств, их основные содержательно-динамические характеристики: устойчивость, предметность, полярность.

43. Понятие о воле. Структура волевого акта.

44. Понятие общения, его роль в психическом развитии человека. Содержание, цели и средства общения.

45. Функции, виды, структура процесса общения.

46. Коммуникативная сторона общения. Вербальное и невербальное общение. Сущность коммуникативных барьеров.

47. Интерактивная сторона общения. Стили взаимодействия. Социальный контроль, социальный статус и ролевые ожидания в процессе общения.

48. Перцептивная сторона общения. Механизмы межличностного восприятия.

49. Сознание как форма отражения действительности. Соотношение сознательного и бессознательного в психике.

50. Самосознание личности. Самопознание, рефлексия.

51. Понятие группы. Классификация групп.

52. Малая группа. Коллектив. Особенности развития коллектива как малой группы.

53. Понятие конфликта. Основные типы конфликтов и пути их разрешения.

     

Дата: 2019-02-02, просмотров: 48.