Модуль II . Стандарты управления рисками
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
3. Стратегические основы управления рисками в организации - 1. Понятие риск-менеджмента. 2. Объект и субъект управления в риск-менеджменте. 3. Функции риск-менеджмента. 4. Стратегия управления рисками на предприятии. 5. Этапы процесса управления рисками в организации. 6. Концепция адаптивного динамического управления рисками. 7. Интегрированный подход к структуре службы риск-менеджмента. 8. Рассеянный подход к структуре службы риск-менеджмента. 4. Идентификация и анализ риска в деятельности организации - 1. Содержание идентификации и анализа рисков. 2. Этапы идентификации и анализа рисков. 3. Принципы информационного обеспечения системы управления рисками. 4. Источники информации для идентификации риска. 5. Визуализация рисков. 6. Концепция приемлемого риска. 7. Пороговые значения риска. 8. Методы трансформации рисков. 9. Методы финансирования рисков. 10. Программа управления рисками. 11. Основные разделы руководства по разработке, контролю и пересмотру программы управления рисками. 12. Структура информации в программе управления рисками. 13. Процедуры разработки, контроля и пересмотра программы управления рисками. 14. Мониторинг управления рисками. 5. Страхование и хеджирование рисков - 1. Страхование рисков. 2. Хеджирование рисков. 3. Ошибки в риск-менеджменте. 6. Программные средства управления рисками - -

4.3.4. Содержание самостоятельной работы студентов

Перечень дидактических единиц (вопросов),

выносимых на самостоятельное изучение студентами

  Для очной формы обучения Для заочной формы обучения
  1 2
 

Модуль I . Понятие риска и неопределенности

1. Природа риска и его содержание

Концепция адаптивного динамического управления рисками

1. Природа риска и его содержание Концепция адаптивного динамического управления рисками Структурные характеристики риска Место и роль рисков в экономической деятельности организации

Классификация рисков

Концепция приемлемого риска

2. Классификация рисков Концепция приемлемого риска Классификация по величине риска Однородные риски Понятие риск-менеджмента

Модуль II. Стандарты управления рисками

Стратегические основы управления рисками в организации

Совершенствование системы управления рисками

3. Стратегические основы управления рисками в организации Совершенствование системы управления рисками Интегрированный подход к структуре службы риск-менеджмента Рассеянный подход к структуре службы риск-менеджмента

Идентификация и анализ риска в деятельности организации

Информационная составляющая идентификации и анализа риска

4. Идентификация и анализ риска в деятельности организации Информационная составляющая идентификации и анализа риска Содержание идентификации и анализа рисков Этапы идентификации и анализа рисков

Страхование и хеджирование рисков

Мониторинг управления рисками

5. Страхование и хеджирование рисков Мониторинг управления рисками Методы трансформации рисков Методы финансирования рисков

Программные средства управления рисками

Отчетность в процессе управления рисками

6. Программные средства управления рисками Отчетность в процессе управления рисками Программа управления рисками 31. Основные разделы руководства по разработке, контролю и пересмотру программы управления рисками 32. Структура информации в программе управления рисками 33. Процедуры разработки, контроля и пересмотра программы управления рисками

5. Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Виды самостоятельной работы Методические указания
1 2

Подготовка эссе

1. Основные задачи риск-менеджмента 2. Функции, организация и правила риск-менеджмента 3. Классификация рисков 4. Идентификация и концептуальные направления анализа рисков 5. Визуализация рисков 6. Концепция приемлемого риска 7. Пороговые значения риска 8. Рисковый капитал 9. Критерии определения оптимальности в сфере неопределенности 10. Определение степени риска 11. Нормальное распределение и кривая рисков 12. Методы экспертных оценок при определении степени риска 13. Концепция рисковой стоимости 14. Процесс управления рисками на предприятии 15. Методы управления рисками 16. Методы финансирования рисков 17. Отраслевое управление рисками 18. Хеджирование рисков 19. Портфельный менеджмент 20. Основные понятия и принципы оценки эффективности инвестиций   Поиск литературы и составление библиографического списка, использование от 3 до 5 научных работ, изложение основных аспектов проблемы, предложить решение проблемы. Объем эссе не более 10 тысяч знаков. Текст эссе должен быть структурирован и содержать: титульный лист, введение, основную часть, выводы, список литературы. Эссе – небольшая по объему самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем соответствующей дисциплины. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных умозаключений. Эссе должно содержать чёткое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. Сущностная характеристика эссе по дисциплине «Управление рисками» заключается в анализе собранных обучающимся конкретных данных по изучаемой проблеме, анализе материалов из средств массовой информации, подробный разбор проблемы с развёрнутыми пояснениями и анализом примеров, иллюстрирующих изучаемую проблему, и т.д. При подготовке к эссе следует ориентироваться на следующие оценочные критерии: самостоятельность выполнения, способность аргументировать положения и выводы, обоснованность, четкость, лаконичность, оригинальность постановки проблемы, уровень освоения темы и изложения материала (обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмыслять факты, структура и логика изложения).

Подготовка презентации

1. Риск банкротства. 2. Биржевой риск. 3. Риск снижения доходности. 4. Коммерческие риски. 5. Факторы неопределенности в условиях рыночной экономики. 6. Риски в антикризисном управлении. 7. Аварийный риск. 8. Риск и доходность инвестиций. 9. Определение степени валютного риска и способы его минимизации. 10. Анализ управления рисками на предприятии. 11. Роль государства в предотвращении и регулировании последствий техногенных катастроф. 12. Риск мошенничества со стороны персонала. 13. Страхование экологических рисков. 14. Страхование финансовых рисков 15. Внутренние риски в управлении организацией. 16. Управленческие риски. 17. Риск и капитал. 18. Банковские риски. 19. Этапы процесса управления риском. 20. Учет рисков в бизнес планировании. 21. Риски в малом бизнесе. 22. Проблемы экономической безопасности. 23. Коммерческая тайна и экономическая безопасность бизнеса. 24. Информационная безопасность. 25. Обеспечение экономической безопасности компании. 26. Страхование технических рисков. 27. Измерение риска. 28. Управление рыночными рисками. 29. Управление кредитными рисками. 30. Управление операционными рисками. Презентация является средством проверки и оценки знаний студентов по освоенному материалу, а также умений применять полученные знания для решения поставленных задач. Цель: сформировать и проверить владение осмысленным пониманием изученного, способности к суждению, умение использовать знания в предметной области, обобщении или сравнении, умение конструировать и структурировать материал, выносить самостоятельные суждения, владение технологиями критической оценки фактов. Презентация готовится (как правило) с помощью специализированной программы для создания презентаций – Microsoft PowerPoint и представляет собой результат самостоятельного освоения обучающимся заданной темы, решения поставленной задачи, последующее изложение ее в слайдах и публичное выступление с результатом своей работы. Рекомендуемый размер презентации: 10-15 слайдов.

Контрольные задания на межсессионный период

Вариант 1 1. Понятие и содержание категории «риск» 2. Критерии классификации рисков по характеристике взаимодействия с другими рисками 3. Интегрированный подход к структуре службы риск-менеджмента Вариант 2 1. Риск как форма проявления неопределенности 2.Критерии классификации рисков по характеристике подверженности риску 3.Критерии классификации рисков по характеристике уязвимости Вариант 3 1.Рассеянный подход к структуре службы риск-менеджмента 2.Классификация по величине риска 3.Стратегия управления рисками на предприятии Вариант 4 1.Структурные характеристики риска 2.Место и роль рисков в экономической деятельности организации 3.Этапы процесса управления рисками в организации Вариант 5 1.Содержание идентификации и анализа рисков 2.Этапы идентификации и анализа рисков 3.Критерии классификации рисков по характеристике имеющейся информации о риске   Контрольные задания выполняются студентами письменно в межсессионный период с отчетностью перед преподавателем на первом практическом занятии по дисциплине на очередной сессии. В случае непредставления отчетного материала студент выполняет в специально отведенные расписанием занятий часы контрольную работу.

Подготовка к дискуссии в формате круглого стола

Основные направления и методы снижения экономического риска Страхование – как метод снижения риска Диверсификация – как метод снижения риска Лимитирование – как метод снижения риска   При подготовке к выступлению, а также к участию в дискуссии на круглом столе необходимо изучить предложенную литературу и выявить основные проблемные моменты темы. Продолжительность доклада на круглом столе не должна превышать 7-8 минут, материал должен быть тщательно проработан. После выступлений участники круглого стола задают докладчикам наиболее интересующие их вопросы. На заключительном этапе круглого стола проводится открытая дискуссия по представленным проблемам, в которой участвуют все студенты. После завершения дискуссии путём голосования выбирается лучший докладчик. Затем по результатам обсуждения одним из студентов готовится проект резюме, которое рассматривается и принимается участниками круглого стола. Резюме содержит предложения как теоретической, так и практической направленности, к которым пришли студенты в ходе обсуждения рассматриваемой темы, а также основные выводы. План круглого стола: 1. Вступительное слово руководителя 2. Заслушивание докладов 3. Обсуждение докладов 4. Избрание счётной комиссии и голосование (выбор лучшего доклада) 5. Подведение итогов круглого стола 6. Подготовка резюме по результатам проведения круглого стола

Контрольные вопросы промежуточной аттестации (вопросы к зачету)

1. Какие факторы учитываются при принятии решения в условиях риска и неопределенности? 2. Каково содержание раздела «Оценка рисков» в бизнес-плане? 3. Каково место риска в деятельности фирмы? 4. Какие факторы определяют уровень экономического риска? 5. Что понимают под потерями от риска и как классифицируются потери от риска? 6. Изложите классификацию экономических рисков. 7. Изложите методику определения возможных потерь для производственного риска. 8. Изложите методику определения возможных потерь для коммерческого и финансового рисков. 9. Охарактеризуйте этапы процесса управления риском. 10. Каковы общие принципы анализа риска? В чем проявляются причины некачественного анализа риска? 11. Какие факторы воздействуют на восприятие риска? 12. Какие операции включает процедура выявления риска? 13. Какие существуют уровни (зоны), области предпринимательского риска? 14. Охарактеризуйте экспертный метод оценки рисков. В чем особенности метода Дельфи? 15. Охарактеризуйте методы анализа чувствительности проекта, анализа сценариев. 16. Охарактеризуйте метод корректировки параметров проекта. 17. Как применяется в оценке риска метод построения «дерева решений»? 18. В чем особенности метода статистического моделирования «Монте-Карло»? 19. Какие шкалы риска можно использовать при выработке стратегии деятельности? 20. Изложите методику постадийной оценки риска бизнес-проекта. 21. Как обосновать показатели предельного уровня риска проекта? 22. Охарактеризуйте метод оценки риска на основе формализованного описания неопределенности. 23. Как используется концепция временной ценности денежных вложений в оценке инвестиционного риска? 24. Дайте понятие системы риск-менеджмента, политики риска, стратегии и тактики риск-менеджмента. 25. Каковы основные правила управления рисками, и что означает их реализация? 26. Охарактеризуйте методы уклонения от риска и принятия риска. 27. Охарактеризуйте способы передачи риска. 28. Охарактеризуйте страхование как метод снижения риска. 29. В чем сущность хеджирования как метода снижения риска? 30. В чем заключается метод распределения риска? 31. Назовите и охарактеризуйте формы диверсификации риска. 32. Как осуществляется резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов? Что такое лимитирование? 33. Как могут оцениваться финансовые возможности предприятия по покрытию различных видов убытков - максимально возможного, наиболее вероятного и ожидаемого? 34. Назовите условие экономической целесообразности использования любого конкретного метода управления рисками. Зачет по дисциплине (модулю) служит для оценки работы обучающегося в течение семестра и призван выявить уровень, прочность и систематичность полученных им теоретических и практических знаний, приобретения навыков самостоятельной работы, развития творческого мышления, умение синтезировать полученные знания и применять их в решении практических задач.    

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

№ п\п Наименование компетенции Код компетенции
1. Способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли ПК-9
2. Умение проводить анализ рыночных и специфических рисков для принятия управленческих решений, в том числе при принятии решений об инвестировании в финансировании ПК-15
3. Владение навыками оценки инвестиционных проектов, финансового планирования и прогнозирования с учётом роли финансовых рынков и институтов ПК-16

Дата: 2019-02-02, просмотров: 249.