Показатели , характеризующие объемы производства и продаж
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

    Анализ деятельности производственных организаций начинают с изучения показателей производства и реализации продукции.

    Основными задачами анализа являются:

· оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

· определение влияния факторов на изменение величины объемов производства и продаж;

· выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

· разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

    Объем производства характеризуется валовой и чистой продукцией; объем выпуска - готовой и товарной продукцией; объем реализации - отгруженной и реализованной продукцией.

    Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.

    Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Товарная продукция  - это часть готовой продукции, предназначенная для продажи.

    Анализ объемов производства проводится по стоимостным и натуральным показателям. Сравнение темпов роста стоимостных и натуральных показателей позволяет выделить основные факторы, влияющие на объем производства. При этом возможны следующие варианты:

· Темпы роста стоимостных показателей выше, чем темпы роста натуральных - изменение объемов продукции обусловлено преимущественно ростом цен;

· темпы роста натуральных показателей выше, чем темпы роста стоимостных - изменение объемов продукции вызвано ростом физических объемов производства.

 

Оценка влияния факторов на величину выручки

От реализации продукции

    Представим выручку (N) как произведение цены реализации (Р) на объем реализации (Q):

                            N = Р * Q

Nо = Ро*Qо - выручка базисного года;

N1 = Р1 *Q1 - выручка отчетного года.

Оценка влияния изменения объема реализации продукции (при неизменных ценах) на изменение выручки производится следующим образом:

D Nq = Ро*Q1 - Ро * Qо = Ро(Q1 - Qо) =Ро * DQ

Оценка влияния изменения цены реализации (при неизменном объеме) на изменение выручки осуществляется следующим образом:

DNр = Р1 *Qо - Ро *Qо = Qо*(Р1 - Ро) = Qо *DР

    В процессе анализа определяется также влияние такого фактора, как изменение структуры реализации.

При этом определяется удельный вес отдельных ассортиментных позиций в общем объеме реализации в базисном и анализируемом периоде, а затем рассчитывается влияние структурных сдвигов на общий объем реализации. Недополученная выручка в результате изменения ассортимента реализованной продукции оценивается отрицательно, а сверхплановая выручка - положительно.

 

                                5.3. Система цен на продукцию

    Цена - это сумма денежных средств, за которую продавец согласен продать, а покупатель купить единицу товара или услуги.

В денежной форме цена выражает стоимость единицы товара. Цена является важнейшим фактором, определяющим финансовые результаты деятельности организации.

    В общем виде механизм формирования цены выглядит следующим образом.

    Оптовая цена складывается из себестоимости и величины планируемой прибыли (затратный метод ценообразования):

                       Ц = С + П

    Установление цен по стадиям ценообразования отражает количественную взаимосвязь между ценами, складывающимися по мере продвижения товаров от производителя к конечному потребителю.

Схема формирования цен в процессе движения товаров:

1.  Цены оптовые изготовителя = себестоимость + прибыль изготовителя;

2.  Цены оптовые отпускные = цены оптовые изготовителя + косвенные налоги (акцизы, НДС);

3.  Цены оптовые закупки = Цены оптовые отпускные + Посредническая надбавка (издержки посредника, прибыль посредника, НДС посредника);

4.  Цены розничные = Цены оптовые закупки + торговая надбавка (издержки торговли, прибыль торговли, НДС торговли).

    Группировка цен по их транспортной составляющей осуществляется в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов. На практике это отражается в системе франкирования цен. Термин «франко» означает, до какого пункта на пути продвижения продукции от изготовителя к потребителю транспортные расходы включены в цену.

В современной практике ценообразования применяется система цен «франко».

              Схема франкирования цен

1. Франко-склад поставщика = цена продукции на складе поставщика;

2. Франко-станция отправления = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления;

3. Франко-вагон - станция отправления = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления + расходы по погрузке в вагоны на станции отправления;

4. Франко-вагон - станция назначения = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления + расходы по погрузке в вагоны на станции отправления + расходы по транспортировке до станции назначения;

5. Франко-станция назначения = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления + расходы по погрузке в вагоны на станции отправления + расходы по транспортировке до станции назначения + расходы по выгрузке из вагонов на станции назначения;

6. Франко-склад потребителя = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления + расходы по погрузке в вагоны на станции отправления + расходы по транспортировке до станции назначения + расходы по выгрузке из вагонов на станции назначения + расходы по доставке до склада потребителя.

    В условиях рыночной экономики используются две системы цен: регулируемые и свободные.

Регулируемые цены применяются в основном в отраслях с естественной монополией и некоторых других.

    Рыночные цены товаров складываются на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения. Рыночные цены по условиям их формирования подразделяются на свободные, монопольные и демпинговые.

    Свободные рыночные цены складываются под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.

    Монопольные цены формируются в условиях доминирующего положения одного или нескольких субъектов ценообразования. Монопольные цены используются для получения дополнительной прибыли.

    Демпинговые цены - это цены, уровень которых сознательно занижен одним или несколькими субъектами ценообразования в сравнении со сложившимся рыночным уровнем цен. Эти цены используются как средство вытеснения конкурентов с рынка и увеличения объема продаж. К ним обычно относят цены ниже издержек производства.

    Регулируемые цены складываются в процессе прямого государственного воздействия. Они подразделяются на фиксированные и предельные. Фиксированные цены - цены, установленные в твердо определенной величине. Предельные цены - это цены, ограниченные нижним и верхним пределом, предельными размерами торговых надбавок, предельным уровнем рентабельности.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 239.