Виды экономического анализа и их роль в управлении
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Виды экономического анализа и их роль в управлении

                              хозяйственной деятельностью

    По роли в управлении выделяют:

· управленческий (внутренний) анализ, который является составной частью управленческого учета и обеспечивает аналитической информацией руководство организации;

· финансовый анализ, обеспечивающий внешних и внутренних пользователей информацией о состоянии организации;

По периодичности анализ может быть:

· перспективным (прогнозным);

· оперативным;

· текущим.

    В зависимости от характера объектов управления анализ может быть :

· по отраслям экономики;

· уровням общественного производства и управления;

· стадиям процесса расширенного воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление);

·  по составным элементам производства (трудовым, материальным и финансовым ресурсам).

    По содержанию и полноте изучаемых вопросов экономический анализ делят на :

· полный ;

· локальный (анализ деятельности отдельных подразделений);

· тематический (анализ отдельных функциональных систем экономики).

По методам изучения объекта:

· системный;

· функционально-стоимостный;

· сравнительный;

· факторный;

· диагностический;

· маржинальный;

· экономико-математический и другие.

 

 



Пользователи экономической информации

    Аналитическая экономическая информация представляет интерес для внешних и внутренних пользователей. 

    Внешние пользователи подразделяются на две группы.

Первая группа пользователей непосредственно заинтересована в информации:

· существующие и потенциальные собственники средств организации;

· кредиторы;

· поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей;

· государство в лице налоговых органов;

· служащие с точки зрения заработка и перспектив работы.

    Ко второй группе относятся внешние пользователи, опосредованно заинтересованные в аналитической информации:

· аудиторские службы;

· консультанты по финансовым вопросам;

· биржи ценных бумаг;

· законодательные органы;

· пресса и информационные агентства;

· профсоюзы.

    Внутренние пользователи - руководство предприятия, менеджеры различных служб и т.д.

 

Методологические основы экономического анализа

        

Этапы и стандартные приемы экономического анализа

 

    Практикой финансового анализа выработаны основные правила (методика) анализа финансовых отчетов

Условно их можно разделить на четыре типа анализа:

1. горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

2. вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых показателей;

3. трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем;

4. анализ финансовых коэффициентов - расчет относительных данных отчетности, выявление взаимосвязей показателей.

    Широкое применение имеют сравнительный и факторный анализ.

    Сравнительный (пространственный) анализ проводится при сравнении отдельных внутрихозяйственных показателей фирмы с показателями других подразделений, фирм - конкурентов и т.д.

    Факторный анализ позволяет оценить влияние отдельных факторов на результативный показатель как прямым методом дробления результативного показателя на составные части, так и обратным методом, когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

 

Методы факторного анализа

 

Сущность методов факторного анализа заключается в оценке влияния различных факторов на результативный показатель. При этом соблюдается следующая последовательность:

на первом этапе - выделяют факторы, определяющие уровень анализируемого показателя;

на втором этапе - устанавливают функциональную зависимость между показателем и выделенными факторами;

на третьем этапе - измеряют влияние изменения каждого фактора на изменение анализируемого показателя.

    Для оценки влияния факторов на результативный показатель могут использоваться следующие методы :

· логарифмический;

· индексный;

· цепных подстановок;

· интегральный.

    Метод дифференциального исчисления предполагает, что общее приращение результативного показателя разлагается на слагаемые, где значение каждого определяется как произведение соответствующей частной производной на приращение переменной, по которой вычислена данная производная. Так называемый неразложимый остаток интерпретируется как логическая ошибка метода дифференцирования и просто отбрасывается.        

 

Метод цепных подстановок

    Наиболее распространенный метод факторного анализа. Сущность метода заключается в последовательной подстановке в исходную формулу определения результативного показателя отчетных значений исследуемых факторов.

 Оценка влияния отдельных факторов на результативный показатель предполагает осуществление ряда расчетов.

1. В исходную базовую формулу для определения результативного показателя подставляется отчетное значение первого исследуемого фактора и вычисляется первое промежуточное значение результативного показателя. 

2. Полученный результат сравнивается с базовым значением результативного показателя. Это позволяет оценить величину влияния первого фактора.

3. Далее в полученную при расчете формулу подставляется отчетное значение следующего исследуемого фактора и рассчитывается следующее промежуточное значение результативного показателя.

 4. Полученный результат сравнивается с предыдущим и устанавливается влияние второго фактора на результативный показатель.

5. Процедура повторяется до тех пор, пока в исходную базовую формулу не будет подставлено фактическое значение последнего из факторов, введенных в модель.

    Существует правило подстановки факторов: сначала оценивается влияние количественных факторов, характеризующих влияние экстенсивности,а затем - качественных, характеризующих влияние интенсивности. Именно на качественные факторы ложится весь неразложимый остаток.

    Пример.

    Представим объем продукции как произведение производительности труда (качественный интенсивный фактор) и численности производственных работников (экстенсивный количественный фактор).

    Базовое значение объема продукции равно:

                       No = Пто * Чо

Где:

No - базисное значение объема продукции;

Пто - базисное значение производительности труда;

Чо - базисное значение численности работников.

    Таким образом, на величину объема продукции оказывают влияние два фактора: интенсивный – изменение производительности труда производственных рабочих и экстенсивный – изменение численности производственных рабочих.

    Оценим влияние каждого из этих факторов.

1.Подставим в формулу фактическое значение количественного фактора - численности работников:

                       Nч = Ч1 * Пто

Где:

Ч1 – фактическое значение численности производственных рабочих.

    Влияние изменения численности работников, или экстенсивного фактора, на абсолютное изменение объема продукции определяется по выражению:

DNэст = Nч - Nо

В процентах к общему изменению объема продукции:

                       DN общ = N1 – N0

                       DN отн. экст = (DNэст / DNобщ) * 100%

    Этот показатель характеризует долю экстенсивных факторов в общем изменении анализируемого показателя.

2. Осуществляем подстановку качественного фактора – производительности труда:

              Nпт = Ч1 * Пт1

Доля интенсивного фактора в общем изменении объема продаж составит:

              D N отн. инт = ( D Nинт / DNобщ) *100%      

 

Задача 1.

    На основе данных о деятельности организации ( таблица № 1) дать оценку влияния экстенсивных и интенсивных факторов на изменение объема реализованной продукции.

                                                             Таблица № 1

       

Показатели                      Усл. обозн. Базовый период Отчетный период Темп роста, %
Объем продукции, т.р.         N 90 000 95 000 105,5
Производственный персонал, чел Ч 200 202   101
Производительность труда, т.р./чел Пт=N/Ч 450 470,3 104,5

                                                                                                                                  

Оценка влияния экстенсивного фактора – изменения численности производственных рабочих:

Nч = 202 * 450 = 90900 т.р.

DN общ = 95000 – 90000 = 5000 т.р.

DNэст = 90900 - 90000 = 900 т.р.

Таким образом, за счет роста численности рабочих объем реализованной продукции увеличился на 900 тыс. рублей.

DNотн.экст = 900/ (95000 - 90000) = 900/5000 * 100= 18%

    Доля экстенсивного фактора в общем изменении объема продукции составила 18 %.

Оценка влияния интенсивного фактора:

Nпт = 202 * 470,3 = 95000,6 т.р.

DN инт = 95000,6 - 90900= 4100,6 т.р.

За счет роста производительности труда рабочих объем продукции увеличился на 4100,6 тыс. рублей.

D Nотн.инт = 4100,6/5000 * 100= 82%

Доля влияния интенсивного фактора на изменение объема продаж составила 82 %.

    При выполнении расчетов методом цепных подстановок можно использовать не только абсолютные значения факторов, а их приращения. При этом сразу получают величину изменения результативного показателя.

    При использовании данного метода руководствуются следующими правилами:

При определении влияния количественного фактора приращение этого фактора умножается на величину базового качественного фактора.

При определении влияния качественного фактора его приращение умножается на отчетное значение количественного фактора.

              D Nч= (Ч1 -Чо) * Пто = DЧ * Пто

              DNпт = (Пт1 - Пто) *Ч1 = DПт * Ч1

    В нашей задаче :

1. Изменение объема продукции под влиянием изменения численности (экстенсивного фактора) равно:

DNч = (202 - 200) * 450 = 900 т.р.

2. Изменение объема продукции под влиянием изменения производительности труда (фактора интенсивности) равно:

DNпт = (470,3 - 450) * 202 = 4100,6т.р.

Суммарное влияние факторов равно:

DN,o = 900 + 4100,6 = 5000,6 т.р.

        

Интегральный метод факторного анализа

    При использовании данногометода расчеты проводятся на основе базовых значений показателей, а ошибка вычислений (неразложимый остаток) распределяется между факторами поровну.

    Оценка количественных и качественных факторов проводится по формулам:

D Nч = DЧ * Пто + (DЧ *DПт) /2

DNпт = DПт * Чо + (DЧ *DПт)/2

    Осуществим оценку влияния экстенсивного и интенсивного фактора на основе данных предыдущих примеров.

1. Оценка влияния изменения численности работников:

DNч = DЧ *Пто + (DЧ *DП)/2 = (202 - 200) * 450 + ((202 - 200) *(470,3 - 450))/2

= 920,3 т.р.

Влияние изменения производительности труда:

DNпт = DПт *Ч0 + (DЧ*DП)/2 = (470,3 - 450) * 200 + ((202 - 200) * (470,3 - 450))/2 = 4080,3т.р.

Общее влияние факторов: 4080,3 + 920,3 = 5000,6

В организации

    От эффективности использования трудовых ресурсов, их квалификации, эффективности использования фонда оплаты труда во многом зависят конечные результаты деятельности организации. Для оценки эффективности деятельности и поиска резервов ее повышения осуществляется анализ использования труда по различным направлениям.

1. Анализ использования фонда рабочего времени.

Рабочее время можно подразделить на несколько категорий:

- отработанное оплаченное (отработанное время по обычному графику, время сверхурочных работ, работы в выходные и праздничные дни и т.д.);

- неотработанное оплаченное (вынужденные простои, ежегодные отпуска, временная нетрудоспособность и т.д.);

- неотработанное неоплаченное (прогулы, опоздания и т.д.).

От того, к какой категории относится рабочее время, зависит к какому типу затрат эти суммы будут отнесены и источник выплат начисленных сумм.

2. Анализ использования фонда оплаты труда.

Осуществляется аналогично анализу других расходов организации: осуществляется сравнительный анализ с плановыми и нормативными показателями, в динамике, по категориям работающих и по подразделениям.

3. Анализ производительности труда

Производительность труда - это количество произведенной продукции в единицу времени или на одного работника в стоимостном выражении. 

ПТ характеризует не только эффективность использования трудовых ресурсов, но и эффективность управления организацией в целом.

Большое значение имеет анализ взаимосвязи производительности труда и фонда оплаты труда. В процессе анализа оцениваются следующие показатели:

- выручка на один рубль фонда оплаты труда

ЗПо = N/ФОТ;

- выручка на один рубль фонда оплаты труда производственных рабочих;

ЗПо = N/ФОТ

- доля заработной платы в одном рубле выручки

ЗПе = ФОТ / N = 1/ЗПо;

- доля заработной платы в себестоимости продукции;

- доля расходов на оплату труда в общей сумме расходов предприятия;

- соотношение темпов роста производительности труда и заработной платы.

Обобщающими показателями использования труда в организации являются:

1. доля средств на оплату труда персонала в стоимости продукции;

2. производительность труда;

3. темп роста производительности труда;

4. относительная экономия  труда

Эотн = Ч1 – Чо * In

5. относительная экономия фонда оплаты труда;

Эотн = ФОТ1 – ФОТо * In

 

6. соотношение темпов роста производительности труда и ФОТ.

От реализации продукции

    Представим выручку (N) как произведение цены реализации (Р) на объем реализации (Q):

                            N = Р * Q

Nо = Ро*Qо - выручка базисного года;

N1 = Р1 *Q1 - выручка отчетного года.

Оценка влияния изменения объема реализации продукции (при неизменных ценах) на изменение выручки производится следующим образом:

D Nq = Ро*Q1 - Ро * Qо = Ро(Q1 - Qо) =Ро * DQ

Оценка влияния изменения цены реализации (при неизменном объеме) на изменение выручки осуществляется следующим образом:

DNр = Р1 *Qо - Ро *Qо = Qо*(Р1 - Ро) = Qо *DР

    В процессе анализа определяется также влияние такого фактора, как изменение структуры реализации.

При этом определяется удельный вес отдельных ассортиментных позиций в общем объеме реализации в базисном и анализируемом периоде, а затем рассчитывается влияние структурных сдвигов на общий объем реализации. Недополученная выручка в результате изменения ассортимента реализованной продукции оценивается отрицательно, а сверхплановая выручка - положительно.

 

                                5.3. Система цен на продукцию

    Цена - это сумма денежных средств, за которую продавец согласен продать, а покупатель купить единицу товара или услуги.

В денежной форме цена выражает стоимость единицы товара. Цена является важнейшим фактором, определяющим финансовые результаты деятельности организации.

    В общем виде механизм формирования цены выглядит следующим образом.

    Оптовая цена складывается из себестоимости и величины планируемой прибыли (затратный метод ценообразования):

                       Ц = С + П

    Установление цен по стадиям ценообразования отражает количественную взаимосвязь между ценами, складывающимися по мере продвижения товаров от производителя к конечному потребителю.

Схема формирования цен в процессе движения товаров:

1.  Цены оптовые изготовителя = себестоимость + прибыль изготовителя;

2.  Цены оптовые отпускные = цены оптовые изготовителя + косвенные налоги (акцизы, НДС);

3.  Цены оптовые закупки = Цены оптовые отпускные + Посредническая надбавка (издержки посредника, прибыль посредника, НДС посредника);

4.  Цены розничные = Цены оптовые закупки + торговая надбавка (издержки торговли, прибыль торговли, НДС торговли).

    Группировка цен по их транспортной составляющей осуществляется в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов. На практике это отражается в системе франкирования цен. Термин «франко» означает, до какого пункта на пути продвижения продукции от изготовителя к потребителю транспортные расходы включены в цену.

В современной практике ценообразования применяется система цен «франко».

              Схема франкирования цен

1. Франко-склад поставщика = цена продукции на складе поставщика;

2. Франко-станция отправления = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления;

3. Франко-вагон - станция отправления = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления + расходы по погрузке в вагоны на станции отправления;

4. Франко-вагон - станция назначения = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления + расходы по погрузке в вагоны на станции отправления + расходы по транспортировке до станции назначения;

5. Франко-станция назначения = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления + расходы по погрузке в вагоны на станции отправления + расходы по транспортировке до станции назначения + расходы по выгрузке из вагонов на станции назначения;

6. Франко-склад потребителя = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления + расходы по погрузке в вагоны на станции отправления + расходы по транспортировке до станции назначения + расходы по выгрузке из вагонов на станции назначения + расходы по доставке до склада потребителя.

    В условиях рыночной экономики используются две системы цен: регулируемые и свободные.

Регулируемые цены применяются в основном в отраслях с естественной монополией и некоторых других.

    Рыночные цены товаров складываются на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения. Рыночные цены по условиям их формирования подразделяются на свободные, монопольные и демпинговые.

    Свободные рыночные цены складываются под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.

    Монопольные цены формируются в условиях доминирующего положения одного или нескольких субъектов ценообразования. Монопольные цены используются для получения дополнительной прибыли.

    Демпинговые цены - это цены, уровень которых сознательно занижен одним или несколькими субъектами ценообразования в сравнении со сложившимся рыночным уровнем цен. Эти цены используются как средство вытеснения конкурентов с рынка и увеличения объема продаж. К ним обычно относят цены ниже издержек производства.

    Регулируемые цены складываются в процессе прямого государственного воздействия. Они подразделяются на фиксированные и предельные. Фиксированные цены - цены, установленные в твердо определенной величине. Предельные цены - это цены, ограниченные нижним и верхним пределом, предельными размерами торговых надбавок, предельным уровнем рентабельности.

 

Смета производства

    Бюджет производства (производственная программа) обычно составляется в физических единицах измерения продукции. Этот бюджет должен учитывать объем продаж, производственные мощности предприятия, рост или снижение запасов готовой продукции на планируемый период.

Целью составления данного бюджета является определение объема производства на основе расчета предполагаемого объема продаж, величины остатков не реализованной продукции.      

    Планируемый объем производства определяется:

Сметный объем производства в натуральном выражении + необходимая величина запасов готовой продукции на конец года = ожидаемый объем продаж + запасы готовой продукции на начало года

    Объемы производства сверяются со сметой продаж, чтобы гарантировать сбалансированность производства и продаж в течение года.   

 

Деятельности организации

Оценка является количественной характеристикой степени усвоения информации. Оценка как аналитическая процедура связана с выявлением размера и динамики отклонений анализируемых показателей, отражающих состояние финансово – хозяйственной деятельности, от базисных значений критериев.

Оценка требует установления критериев, выражающих цель либо желаемое состояние хозяйственного процесса и его элементов. В качестве критериев могут быть приняты количественные и качественные показатели.

В зависимости от целей оценки выбирается база сравнения. В качестве базы сравнения могут приниматься следующие показатели: плановые, нормативные, среднеотраслевые, мирового уровня, деятельности конкурентов, предыдущих периодов, идеального состояния системы.

Технологию оценки можно представить в виде ряда шагов:

· определение цели оценки, выбор критериев и базы сравнения;

· определение анализируемых и базисных значений показателей финансово– хозяйственной деятельности.

· проверка достоверности информации, обеспечение ее сопоставимости;

· выбор приемов оценки;

· оформление результатов оценки;

· формулировка выводов и заключений.

В процессе подготовки к процедуре анализа необходимо убедиться в достоверности информации и обеспечить сопоставимость данных о финансово–хозяйственной деятельности за различные периоды к сопоставимому виду. Основной причиной необходимости проведения такой процедуры является воздействие инфляционных процессов на хозяйственные показатели.

Инфляция – процесс, характеризующийся повышением общего уровня цен в экономике.

 Инфляция характеризуется индексом цен (Iц) в течение анализируемого периода и индексом инфляции (Ii).

Ii = Iц – 1( 100 % )

Инфляция приводит не только к несопоставимости данных отчетности за различные периоды, но и обуславливает искажение показателей финансового состояния показателей организации. В связи с этим возникает необходимость переоценки статей бухгалтерской отчетности:

· при умеренной инфляции – каждые пять лет,

· при высокой инфляции – ежегодно;

· при инфляции выше 30% в год – ежеквартально.

Если необходимо перевести показатели базисного периода в цены отчетного, то используется формула:

Р отч = Р баз * К пересчета

Где:

Рбаз – цена базисного года;

Ротч – цена отчетного периода.

Если необходимо перевести показатели отчетного периода в цены базисного, то используется формула:

Р баз = Р отч / К пересчета

Существует несколько подходов к переоценке и определению коэффициента пересчета.

Метод общего индекса покупательной способности (ОИПС) основан на определении общего индекса розничных цен. Суть этого метода в том, что различные статьи финансовой отчетности должны выражаться в денежных единицах одной покупательной силы на определенный момент времени (на отчетную дату.)

Достоинства метода ОИПС:

оценка статей финансовых отчетов после пересчета в большей степени соответствует уровню рыночных цен;

 технология пересчета относительно проста;

обеспечивается сравнимость бухгалтерских данных за различные периоды времени.

Недостатки метода ОИПС:

· существует вероятность неточности общего индекса цен;

· возможно несовпадение пересчитанных по ОИПС статей с их реальными рыночными оценками, следствием чего является искажение результатов деятельности организации и оценки ее финансового состояния.

Метод специфицированной системой индексов цен (СИЦ) по группам активов. заключается в переоценке статей финансовой отчетности в соответствии с изменением цен на конкретные активы.

Достоинства метода СИЦ:

· позволяет учесть структурную инфляцию, которая выражается в неравномерном изменении цен на различные виды ресурсов, работ, услуг и продукции.

Недостатки метода СИЦ:

· практическое применение этого метода нереально ввиду слабости необходимой статистической информации.

Основными источниками информации для проведения анализа финансово –хозяйственной деятельности являются бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Для удобства проведения анализа составляется аналитический баланс. Построение аналитического баланса преследует две цели:

1. повысить реальность учетных оценок имущества в целом и по отдельным его компонентам;

2. представить баланс в форме, облегчающей расчет основных аналитических коэффициентов, наглядность и пространственно-временную сопоставимость.

В основном аналитический баланс составляется с помощью группировки отдельный статей баланса по экономическому содержанию. Степень группировки зависит от целей анализа.

Капитал

           

в том числе:

           

уставный капитал

           

добавочный капитал

           

резервный капитал

           

нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

           

доходы будущих периодов

           

Долгосрочные обязательства

           

Займы и кредиты

           

Отложенные налоговые обязательства

           

Прочие

           

Краткосрочные обязательства

           

Займы и кредиты

           

Кредиторская задолженность*

           

поставщики и подрядчики

           

перед персоналом

           

перед государственными внебюджетными фондами

           

перед бюджетом

           

авансы полученные

           

прочие кредиторы

           

БАЛАНС

           

Виды экономического анализа и их роль в управлении

                              хозяйственной деятельностью

    По роли в управлении выделяют:

· управленческий (внутренний) анализ, который является составной частью управленческого учета и обеспечивает аналитической информацией руководство организации;

· финансовый анализ, обеспечивающий внешних и внутренних пользователей информацией о состоянии организации;

По периодичности анализ может быть:

· перспективным (прогнозным);

· оперативным;

· текущим.

    В зависимости от характера объектов управления анализ может быть :

· по отраслям экономики;

· уровням общественного производства и управления;

· стадиям процесса расширенного воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление);

·  по составным элементам производства (трудовым, материальным и финансовым ресурсам).

    По содержанию и полноте изучаемых вопросов экономический анализ делят на :

· полный ;

· локальный (анализ деятельности отдельных подразделений);

· тематический (анализ отдельных функциональных систем экономики).

По методам изучения объекта:

· системный;

· функционально-стоимостный;

· сравнительный;

· факторный;

· диагностический;

· маржинальный;

· экономико-математический и другие.

 

 



Дата: 2019-02-02, просмотров: 242.