основных показателей планов организации
Залогом успешной деятельности организации в условиях рыночных отношений является планирование финансово–хозяйственной деятельности.
Предприятия и организации могут ставить перед собой различные цели в краткосрочном и долгосрочном периоде (максимизация прибыли, минимизация убытков, оптимизация выпуска продукции, завоевание определенной доли на рынке и т.д.). Именно планирование позволяет добиться достижения поставленных целей.
Различают три уровня планирования:
- стратегический;
- тактический;
- оперативный.
Стратегическое планирование осуществляется на долгосрочную перспективу и подразумевает формулирование целей, задач, масштабов и сферы деятельности организации.
В рамках стратегического планирования обычно выделяют четыре типа основных целей:
· рыночные (какой сегмент рынка товаров и услуг предполагается освоить, приоритеты в производственно–коммерческой деятельности);
· производственные (определяется структура производства и конкретные технологии, способные обеспечить выпуск продукции необходимого объема);
· финансово–экономические (определяются основные источники финансирования и прогнозируемые финансовые результаты);
· социальные (определяется в какой мере деятельность организации способна обеспечит удовлетворение определенных социальных потребностей общества в целом или отдельных его групп.
Тактическое планирование осуществляется на среднесрочную перспективу (1 –5 лет) и определяет масштабы деятельности и необходимые ресурсы.
Тактическое планирование осуществляется чаще всего в форме бизнес–плана.
Бизнес–план – это документ, отражающий в концентрированной форме ключевые показатели, обосновывающие целесообразность хозяйственного проекта и раскрывающий направления деятельности организации.
Бизнес -план - одно из основных средств управления организацией.
Он составляется для следующих целей:
· обоснование и осуществление инвестиционных проектов;
· реализация отдельных крупных хозяйственных операций;
· эмиссии ценных бумаг;
· определения перспектив развития фирмы;
· проведения реорганизационных мероприятий;
· финансового оздоровления организации.
Бизнес - план выполняет несколько функций:
1. позволяет использовать этот документ для формирования концепции развития;
2. позволяет осуществлять эффективное планирование деятельности;
3. является основанием для привлечения кредитов и займов;
4. является информационным документов для собственников организации и потенциальных инвесторов и партнеров.
Разработке бизнес–плана предшествует большая аналитическая работа по следующим направлениям:
- анализ информации о внешней среде и потенциальных партнерах;
- прогнозирование положения фирмы на рынке;
- разработка стратегических целей фирмы;
- формулировка концепции бизнеса;
- разработка стратегии поведения фирмы на рынке;
- разработка путей реализации выбранной стратегии.
В состав бизнес- плана входят:
· резюме (краткое, содержательное изложение целей составления бизнес- плана, способов его реализации, необходимых источников финансирования, финансовых результатов);
· описание бизнеса (продукции, маркетинга, конкуренции, производства);
· финансовый план (расчеты экономической эффективности, бюджет денежных средств, прогнозный баланс, расчет основных финансовых коэффициентов);
· организационный, юридический разделы, страхование (учредительские документы, лицензии).
Финансовый план обеспечивает взаимоувязку показателей развития организации с имеющимися ресурсами.
Основными задачами финансового планирования являются:
· обеспечение производственной и инвестиционной деятельности необходимыми финансовыми ресурсами;
· достижение экономического компромисса между доходностью, ликвидностью и риском в определении необходимого количества финансовых ресурсов в рамках оптимальной структуры капитала;
· установление рациональных финансовых отношений с хозяйствующими субъектами, банками, бюджетом;
· выявление путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;
· выявление и мобилизация резервов увеличения прибыли за счет экономного расходования денежных средств;
· контроль за формированием и расходованием платежных средств;
· соблюдение интересов акционеров и других инвесторов.
Стержневыми разделами финансового плана являются:
· смета объема реализации продукции;
· баланс денежных поступлений и расходов;
· план прибылей и убытков;
· плановый бухгалтерский баланс;
· расчет точки безубыточности продаж товаров.
Основные методы составления бизнес –плана:
метод процента от реализации;
бюджетное планирование или составление системы взаимосвязанных смет.
1. Метод процента от реализации.
Суть данного метода в том, что на основе запланированного роста объема продаж, выраженного в процентах, определяются будущие расходы, активы и обязательства, зависящие от объема продаж, объем перераспределения прибыли планового периода. Для сбалансирования величины плановых активов и пассивов устанавливаются суммы недостающих источников финансирования, определяются конкретные способы покрытия потребности в дополнительном финансировании. Затем на базе полученных параметров составляется плановый счет прибылей и убытков, прогнозный баланс, прогноз движения денежных средств.
Этот метод имеет определенные недостатки. Наиболее часто он используется кредитными организациями для прогнозирования финансового положения клиента и для целей предварительной оценки хозяйственных проектов.
2. Метод бюджетного (сметного) планирования
Данный метод обеспечивает приемлемую точность составления финансового плана и поэтому является основным методом составления бизнес – плана.
Бюджетом, или сметой называется количественный план в денежном выражении, показывающий планируемую величину доходов, расходов и капитал, который необходимо привлечь для достижения поставленной цели,
Бюджет организации (главный бюджет) представляет собой систему взаимосвязанных бюджетов. Он включает два блока: систему операционных бюджетов и систему финансовых бюджетов.
Смета бюджетов используется менеджерами как средство управления деятельностью организации, контроля за реальным состоянием дел.
Существует два подхода к расчетам смет:
· разработка сметы с «нуля» - применяется в случаях проектирования новой организации или при смене профиля деятельности;
· планирование от достигнутого – применяется в случаях, когда профиль деятельности не меняется.
6.2. Основы сметного планирования
Дата: 2019-02-02, просмотров: 291.