Стили деятельности.
Под стилем деятельности понимается система наиболее эффективных приемов и способов организации своей деятельности, некоторая устойчивая система особенностей деятельности и поведения.
Систематическими исследованиями стилей деятельности занимались В.С. Мерлин и Е.А. Климов.
Все виды стилей деятельности можно разделить на подготовительные и исполнительские. Первые связаны с подготовкой к деятельности, вторые – с ее исполнением.
Исполнительские стили деятельности весьма многообразны и зависят от сферы и вида деятельности. В области управления различают: автократический, демократический и либеральный (попустительский) стили руководства.
Значительное место в психологии отводится изучению когнитивных, или познавательных, стилей деятельности. Под ними понимают относительно устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов, которые выражаются в используемых субъектами познавательных стратегиях, а также виды контроля. Так, выделяют вербально-логический, т.е. абстрактный, стиль переработки информации, и образно-действенный, т.е. конкретный стиль переработки информации.
Существуют два пути формирования стиля - стихийный и целенаправленный.
Стихийный путь – это формирование стиля под влиянием имеющейся у человека склонности выполнять деятельность какими- то способами. Он выбирает тот или иной способ деятельности потому, что так ему больше нравится.
Целенаправленный путь формирования стиля может иметь три варианта. В одном случае человек целенаправленно формирует тот или иной стиль в силу подражания своему кумиру. В другом случае он анализирует свои сильные и слабые стороны, что получается лучше, а что – хуже и с учетом этого анализа выбирает способ деятельности, позволяющий реализовать свои сильные стороны. В третьем случае тот или иной стиль навязывается ему педагогом (наставником, учителем, тренером).
Можно выделить три варианта соотношения между стилем и эффективностью деятельности:
1. Стиль деятельности выбирается по склонности, но вопреки требованиям деятельности; в этом случае стиль отражает процесс приспособления деятельности к человеку. При этом эффективность деятельности может быть низкой.
2. Стиль деятельности выбирается исходя из целесообразности (с учетом требований деятельности и ситуации); в этом случае стиль отражает приспособление человека к деятельности.
3. Стиль деятельности выбирается по склонности и не вступает в противоречие с требованиями деятельности и ситуации. Это оптимальный случай, когда и эффективность деятельности человека высокая, и он работает без лишнего напряжения, в свое удовольствие.
Несовпадение стилей деятельности у выполняющих совместную деятельность приводит к конфликту и к снижению эффективности работы.
Стили руководства.
Понятие стиль лидерства (руководства) было введено Куртом Левином и его сотрудниками Р. Липпиттом и Р. Уайтом. Они предложили в качестве главного признака стиля рассматривать способ принятия решения. На основании чего ими были выделены: автократический стиль, демократический стиль и свободный стиль.
Автократический (авторитарный, директивный) стиль примечателен тем, что руководитель собирает информацию и принимает решение самостоятельно, сам оценивает положение дел в группе или организации и взаимодействует с подчиненными в основном посредством ясных, четких и конкретных приказов – указаний, не испытывая потребностей в обратной связи и не допуская ее.
Демократический (кооперативный, недирективный) стиль руководства имеет другие особенности. В этом случае решение принимается сообща, в результате групповой дискуссии, лидер узнает мнение подчиненных и принимает его во внимание, постоянно поддерживая обратную связь в группе, он позволяет вносить коррективы и замечания в свою работу.
Свободный (попустительский, либеральный) стиль состоит, по сути, в отсутствии руководства со стороны лидера, основные жизненные интересы которого лежат вне сферы группового взаимодействия.
Таким образом, стиль руководства в основном отражает цели существования группы, которым подчинены используемые средства, и предъявляет соответствующие требования к индивидуальности руководителя.
См. методики выявления стилей руководства и общения: Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. С. 393 – 406.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 422.