Современное понимание наследственности и среды

Современная дифференциальная психология идет по пути уточнения понятий – наследственности и среды.

Наследственность стала пониматься шире: это не просто отдельные признаки, влияющие на поведение (например, свойства нервной системы), но также и врожденные программы поведения, в т.ч. и социального (репродуктивное, территориальное поведение и пр.).

Понятие среды тоже изменилось. Это не просто изменяющийся ряд стимулов, на которые индивид реагирует в течение всей жизни – начиная от воздуха и пищи и кончая условиями образования и отношением товарищей. Это скорее система взаимодействий человека и мира. Ученые (М. Черноушек) выделяют следующие признаки среды:

1) у среды отсутствуют твердо фиксированные рамки во времени и пространстве (т.е. она является фоном человеческого бытия, выступающего в качестве фигуры);

2) она воздействует на все чувства сразу;

3) среда дает не только главную, но и второстепенную информацию;

4) она содержит всегда больше информации, чем мы способны переварить;

5) среда воспринимается в связи с деятельностью;

6) любая среда, наряду с материальными особенностями, обладает психологическими и символическими значениями;

7) окружающая среда действует как единое целое. Таким образом, очевидно, что мы одновременно существуем в нескольких средах.        

У. Бронфенбреннер в своей книге «Экология человеческого развития» представил экологическую среду как систему из четырех концентрических структур:

1. Микросистема – структура деятельностей, ролей и межличностных взаимодействий в данном конкретном окружении. То есть даже применительно к двум близнецам мы не можем утверждать идентичность среды развития, потому что к ним предъявляются разные требования, разные ожидания.

2. Мезосистема – структура взаимоотношения двух и более сред (семья и работа, дом и группа сверстников). Так, если брат и сестра ходят в одну школу, но сестре разрешают приводить домой подруг, а брату – нет, Мезосистема их жизнедеятельности будет различаться.

3. Экзосистема – среда, в пространстве которой происходят значимые события (круг общения). Так, дети могут ходить в одну и ту же школу, но при этом круг одноклассников может быть значимым для одного и безразличен для другого, все важные жизненные события которого происходят, например, в драмкружке.

4. Макросистема - субкультура (ценности, законы и традиции, которым следует человек).

    У. Бронфенбреннер полагал, что макросистема играет решающую роль в образе жизни человека, подчиняя себе все другие системы.

    По мнению У. Бронфенбреннера, среда содержит два основных измерения: это виды деятельности, в которые вовлечен человек, и характеристики наставников (учителей), которых он выбирает для себя в течение всей жизни. На разных стадиях развития человек, естественно, выбирает и меняет свою среду, причем в течение жизни роль собственной активности в формировании среды постоянно увеличивается.

    Индивид – это физический носитель психологических характеристик человека.

Личность – системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития и обладающее свойствами активности, субъектности, пристрастности, осознанности. 

По логике этого определения, не каждый индивид развивается в личность, а личность, в свою очередь, не всегда однозначно определяется своими анатомо-физиологическими предпосылками.

В отечественной психологии существует несколько подходов к выделению структуры индивидуальности, авторами которых являются Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, Э.А. Голубева. Сопоставительный анализ их взглядов проведен М.С. Егоровой.

Для того чтобы объединить характеристики индивида и личности, В.С. Мерлин ввел понятие интегральной индивидуальности, подчеркивая самим названием, что все природные и социальные качества в ней плотно связаны. В.С. Мерлин не противопоставлял индивидные и личностные черты, а старался их соподчинить. Индивидное включается в индивидуальность.

Индивидуальность – это саморазвивающаяся и саморегулируемая автономия, уникальная и неповторимая биосоциальная система.

Можно сказать, что индивидуальность – это индивид, личность и существующие между ними связи. Отмечая неоднородность разных характеристик индивидуальности, можно представить ее как трехэтажное «здание».

 

Структура индивидуальности

Духовно-мировоззренческие свойства Интересы, идеалы, ценности, самосознание Для чего? Изменчивость
Предметно-содержательные свойства Черты, типологические особенности, характер, способности, индивидуальные стили Каким образом? Чувствительность к средовым воздействиям
Индивидные свойства (биологический фундамент личности) Темперамент, асимметрия полушарий, задатки способностей, пол Почему? Устойчивость

 

        На нижнем уровне (биологическом фундаменте личности) мы можем собрать все индивидные характеристики (пол, темперамент, задатки способностей, асимметрию полушарий). На втором уровне мы размещаем предметно-содержательные качества (черты, типы личности, способности, стилевые характеристики поведения). А на третьем, верхнем уровне будут присутствовать духовно-мировоззренческие характеристики (направленность личности, ценности, убеждения, взгляды, установки).

    Для удобства запоминания можно использовать такую схему: нижний этаж (природа) стимулирует активность «потому что» - от потребностей, средний этаж обеспечивает средства деятельности человека, а третий этаж – это цели – «для чего» деятельность осуществляется, к чему человек стремится. Уровни индивидуальности оказывают друг на друга взаимное, не только восходящее, но и нисходящее влияние.

    Соподчинение не означает главенства какого-то из этажей. Но нижний более устойчив во времени, практически не поддается социальному воздействию (попробуйте изменить пол или асимметрию полушарий!), средний более восприимчив к воспитанию (характер можно изменять, способности - формировать), а в третьем уровне биологического содержится очень мало, и он в наибольшей степени изменчив (в самом деле, взгляды, убеждения, ценности человек меняет в течение жизни несколько раз).

        

Дата: 2019-02-02, просмотров: 119.