Современная дифференциальная психология идет по пути уточнения понятий – наследственности и среды.
Наследственность стала пониматься шире: это не просто отдельные признаки, влияющие на поведение (например, свойства нервной системы), но также и врожденные программы поведения, в т.ч. и социального (репродуктивное, территориальное поведение и пр.).
Понятие среды тоже изменилось. Это не просто изменяющийся ряд стимулов, на которые индивид реагирует в течение всей жизни – начиная от воздуха и пищи и кончая условиями образования и отношением товарищей. Это скорее система взаимодействий человека и мира. Ученые (М. Черноушек) выделяют следующие признаки среды:
1) у среды отсутствуют твердо фиксированные рамки во времени и пространстве (т.е. она является фоном человеческого бытия, выступающего в качестве фигуры);
2) она воздействует на все чувства сразу;
3) среда дает не только главную, но и второстепенную информацию;
4) она содержит всегда больше информации, чем мы способны переварить;
5) среда воспринимается в связи с деятельностью;
6) любая среда, наряду с материальными особенностями, обладает психологическими и символическими значениями;
7) окружающая среда действует как единое целое. Таким образом, очевидно, что мы одновременно существуем в нескольких средах.
У. Бронфенбреннер в своей книге «Экология человеческого развития» представил экологическую среду как систему из четырех концентрических структур:
1. Микросистема – структура деятельностей, ролей и межличностных взаимодействий в данном конкретном окружении. То есть даже применительно к двум близнецам мы не можем утверждать идентичность среды развития, потому что к ним предъявляются разные требования, разные ожидания.
2. Мезосистема – структура взаимоотношения двух и более сред (семья и работа, дом и группа сверстников). Так, если брат и сестра ходят в одну школу, но сестре разрешают приводить домой подруг, а брату – нет, Мезосистема их жизнедеятельности будет различаться.
3. Экзосистема – среда, в пространстве которой происходят значимые события (круг общения). Так, дети могут ходить в одну и ту же школу, но при этом круг одноклассников может быть значимым для одного и безразличен для другого, все важные жизненные события которого происходят, например, в драмкружке.
4. Макросистема - субкультура (ценности, законы и традиции, которым следует человек).
У. Бронфенбреннер полагал, что макросистема играет решающую роль в образе жизни человека, подчиняя себе все другие системы.
По мнению У. Бронфенбреннера, среда содержит два основных измерения: это виды деятельности, в которые вовлечен человек, и характеристики наставников (учителей), которых он выбирает для себя в течение всей жизни. На разных стадиях развития человек, естественно, выбирает и меняет свою среду, причем в течение жизни роль собственной активности в формировании среды постоянно увеличивается.
Индивид – это физический носитель психологических характеристик человека.
Личность – системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития и обладающее свойствами активности, субъектности, пристрастности, осознанности.
По логике этого определения, не каждый индивид развивается в личность, а личность, в свою очередь, не всегда однозначно определяется своими анатомо-физиологическими предпосылками.
В отечественной психологии существует несколько подходов к выделению структуры индивидуальности, авторами которых являются Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, Э.А. Голубева. Сопоставительный анализ их взглядов проведен М.С. Егоровой.
Для того чтобы объединить характеристики индивида и личности, В.С. Мерлин ввел понятие интегральной индивидуальности, подчеркивая самим названием, что все природные и социальные качества в ней плотно связаны. В.С. Мерлин не противопоставлял индивидные и личностные черты, а старался их соподчинить. Индивидное включается в индивидуальность.
Индивидуальность – это саморазвивающаяся и саморегулируемая автономия, уникальная и неповторимая биосоциальная система.
Можно сказать, что индивидуальность – это индивид, личность и существующие между ними связи. Отмечая неоднородность разных характеристик индивидуальности, можно представить ее как трехэтажное «здание».
Структура индивидуальности
Духовно-мировоззренческие свойства | Интересы, идеалы, ценности, самосознание Для чего? | Изменчивость |
Предметно-содержательные свойства | Черты, типологические особенности, характер, способности, индивидуальные стили Каким образом? | Чувствительность к средовым воздействиям |
Индивидные свойства (биологический фундамент личности) | Темперамент, асимметрия полушарий, задатки способностей, пол Почему? | Устойчивость |
На нижнем уровне (биологическом фундаменте личности) мы можем собрать все индивидные характеристики (пол, темперамент, задатки способностей, асимметрию полушарий). На втором уровне мы размещаем предметно-содержательные качества (черты, типы личности, способности, стилевые характеристики поведения). А на третьем, верхнем уровне будут присутствовать духовно-мировоззренческие характеристики (направленность личности, ценности, убеждения, взгляды, установки).
Для удобства запоминания можно использовать такую схему: нижний этаж (природа) стимулирует активность «потому что» - от потребностей, средний этаж обеспечивает средства деятельности человека, а третий этаж – это цели – «для чего» деятельность осуществляется, к чему человек стремится. Уровни индивидуальности оказывают друг на друга взаимное, не только восходящее, но и нисходящее влияние.
Соподчинение не означает главенства какого-то из этажей. Но нижний более устойчив во времени, практически не поддается социальному воздействию (попробуйте изменить пол или асимметрию полушарий!), средний более восприимчив к воспитанию (характер можно изменять, способности - формировать), а в третьем уровне биологического содержится очень мало, и он в наибольшей степени изменчив (в самом деле, взгляды, убеждения, ценности человек меняет в течение жизни несколько раз).
Дата: 2019-02-02, просмотров: 696.