Диагностика право-леворукости
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

        Для диагностики право-леворукости используется множество показателей и функциональных методов, которые можно разделить на следующие группы:

1) пробы, выявляющие предпочтение в использовании одной из рук;

2) пробы, выявляющие лучшее развитие одной из рук по двигательным (психомоторным) качествам;

3) пробы, характеризующие на обеих руках функциональное состояние нервно-мышечной системы в покое;

4) пробы, использующие антропометрические показатели (пальцевая и ладонная дерматоглифика).   

 

Тема 9. Психология характера.

Место характера в структуре индивидуальности.

        Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.

Характером называют обычно своеобразие склада психической деятельности, проявляющееся в особенностях социального поведения личности, и в первую очередь – в отношениях к профессии, людям, самому себе.

        Пионером в исследованиях характера считается Теофраст. В XVIII веке в Европе также проводились многочисленные исследования типологии характера. Дж. Ст. Милль предложил выделить в качестве особой науки этологию (потому что со времен Теофраста характер называли этос).

        К настоящему времени понятие «характер» признано дискуссионным. Некоторые психологические течения вообще отказывают этому понятию в праве на существование, а из большинства зарубежных справочных изданий и исследований оно просто исключено. Почему это произошло? Во-первых, наблюдается тенденция отождествлять характер с личностью в целом, по мнению многих психологов, более изученной и включающей в себя проявления характера. Во-вторых, характер по феноменологии многие относят к области этики, и тем самым включение его в систему психологии признается незаконным. В-третьих, выражаются сомнения в возможности изучения характера как самостоятельного явления вообще. Напомню, что английское character означает «личность», «персонаж».

        Характер формируется на протяжении жизни человека, и, в общих чертах складываясь к подростковому возрасту, он меняется под влиянием воспитания и самовоспитания. Характер, в отличие от темперамента, может подлежать этической оценке.

        В отечественной психологии всегда подчеркивалось, что «хребет характера» составляет воля – устойчивость в действиях, принципиальность, взаимоотношение интеллекта и личности, наличие жизненных целей. Если не всегда возможно определить водораздел между проявлениями характера и личности, то еще сложнее разделить характер и темперамент. Темперамент – это врожденная особенность протекания психофизиологических процессов (их темп, инертность, накал, способность к переключению и т.п.). Характер же – это устойчивая особенность отношения человека к миру, окружающим людям и себе.

        А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев подходы к исследованиям индивидуальности разделили на четыре группы:

1. Характер и темперамент отождествляются.

2. Между ними устанавливаются антагонистические отношения.

3. Темперамент является элементом характера.

4. Темперамент признается основной природой характера.

        Последняя позиция наиболее близка исследованиям, осуществляемым в рамках отечественной науки. Здесь утверждается, что темперамент и характер взаимообусловливают друг друга. Темперамент не односторонне определяет характер; жизненные впечатления, воспитание и обучение на естественной основе темперамента – свойствах нервной системы и генетических программах – ткут свои узоры. Но, в отличие от темперамента, который обладает устойчивостью, тотальностью и описывает формальные (не зависящие от содержания деятельности) особенности поведения, характер проявляется не во всем и не всегда.

 

Психология характера в работах А.Ф. Лазурского.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

 

В основу своей теории А.Ф. Лазурский положил принцип активного приспособления индивида к среде, а для классификации выделил два основания – психический уровень и психическое содержание. Чем выше психический уровень, тем более успешно, активно и продуктивно идет приспособление.

Уровни психического развития определяются со стороны врожденных качеств одаренностью человека и запасом его нервно-психической энергии (жизненных сил). В психологическом плане критериями повышения уровня являются следующие признаки:

1. Продуктивность деятельности, объем и дифференцированность, богатство оттенков интересов человека.

2. Интенсивность и сила отдельных психических проявлений, выражающие собой неравнодушие к результату своих усилий.

3. Сознательность и произвольность психических проявлений, преобладание идейных процессов над чувственными.

4. Всевозрастающая координация психических элементов и усиление связи между ними (интегрированность личности).        

Итак, уровень психической жизни в системе А.Ф. Лазурского сегодня может быть назван скорее уровнем самоактуализации личности, как это принято в гуманистическом учении А. Маслоу.

Содержание же психической жизни определяет не общую успешность, а способы приспособления, индивидуальные вариации в ответах индивидов на проявления среды.

А.Ф. Лазурский выделял эндопсихику (которая включает все основные психические и психофизиологические функции – чувствительность, память, внимание, мышление, воображение, воля, быстрота и сила моторики и т.п.). Эндопсихика задается врожденными биологическими механизмами. 

Экзопсихика включает отношение личности к внешним объектам (природе, людям, духовным благам, душевной жизни самого человека и пр.). Экзопсихика практически идентична предметно-содержательным характеристикам психической жизни и всегда испытывает влияние средовых условий.

Уровни психической жизни могут меняться, и критерием этической оценки личности, по мнению А.Ф. Лазурского, должны быть те усилия, которые субъект прикладывает к тому, чтобы повысить уровень своего бытия (в современной психологии это называется личностным ростом).

См. таблицу «Типология характера по А.Ф. Лазурскому».

Дата: 2019-02-02, просмотров: 427.