Сопоставление акцентуаций характера
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
№ п/п С. Хатуэй, Дж. Маккинли (ММР I) К. Леонгард (опросник Х. Смишека) А.Е. Личко
1 Ипохондрия - Астено-невротический
2 Депрессия Дистимический -
3 Истерия Демонстративный Истероидный
4 Психопатия - Неустойчивый
5 Женственность - -
6 Паранойяльность Застревающий -
7 Психастения Педантичный Психастенический
8 Шизоидность - Шизоидный
9 Гипомания Гипертимический Гипертимный
10 Интроверсия - -
11 - Возбудимый Эпилептоидный
12 - Тревожно-боязливый Сензитивный
13 - Циклотимический Циклоидный
14 - Аффективно-экзальтированный Лабильный истероид
15 - Эмотивный Лабильный
16 - - Конформный
Итого 10 10 12

 

 

Придерживаясь классификации Ф.Б. Березина, основанной на типичном способе освобождения от тревожности, можно выделить три невротических расстройства.

1. Депрессия (выраженная тревога, страх, снижение уровня побуждений, ощущение неотвратимости катастрофы, шкала № 2 опросника).  

2. Ипохондрия (соматизация тревоги, беспокойство за состояние здоровья, шкала № 1 опросника).

3. Истерия (вытеснение факторов тревоги, эмансипация от фактов, шкала № 3 опросника).         

 Психотические расстройства составляют следующую группу.

1. Асоциальная психопатия (реализация напряженности в непосредственном поведении, шкала № 4).

2. Паранойяльный синдром (ригидность аффекта, «раскачивание» ситуации, застревание, навязчивость, бред, шкала № 6).

3. Тревожно-фобический синдром, психастения (фиксация тревоги, ограничительное поведение, шкала № 7).

4. Шизоидный синдром (аутизация тревоги, отчуждение, увеличение «психической дистанции», шкала № 8).      

 

 

Формирование характера.

 

Характер – явление динамическое, он по-разному может проявлять себя, особенно у подростков.

Во-первых, акцентуации заявляют о себе посредством острых аффективных реакций, которые бывают нескольких видов:

1. Интрапунитивные (разряд аффекта путем нанесения себе повреждений).

2. Экстрапунитивные (разряд аффекта путем агрессии на окружающее).

3. Импунитивная (безрассудное бегство из аффектогенной ситуации).

4. Демонстративные (аффект разряжается в «спектакль»).     

Во-вторых, это преходящие психопатоподобные нарушения поведения. Виды преходящих нарушений поведения:

1. Делинквентность (мелкие правонарушения).

2. Токсикоманическое поведение.

3. Побеги из дома и бродяжничество.

4. Транзиторные сексуальные девиации (ранняя половая жизнь, преходящий подростковый гомосексуализм).

Наконец, в-третьих, на фоне акцентуаций могут развиваться психические расстройства, переводящие личность на уровень болезни.

А.Е. Личко определил направления динамического изменения акцентуаций (тем самым подтвердив возможность развития характера), отнеся к ним переход из явной формы в латентную (возрастную компенсацию), превращение акцентуации в «краевую психопатию» и трансформацию, выражающуюся в присоединении акцентуации близкого содержания (например, превращение гипертима в циклоида).

Поскольку характер (с его акцентуациями) завершает свое оформление к подростковому возрасту, то основным фактором его развития является семейное воспитание.

Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий установили связь между некоторыми искажениями стиля родительского воспитания и теми акцентуациями (и другими искажениями поведения и личности), которые с высокой вероятностью появляются.

Так, в случае потворствующей гиперпротекции (когда высок контроль и нет запретов) часто развивается истероидность или гипертимность, а при доминирующей гиперпротекции (когда при высоком контроле чрезмерно много запретов) у психастеников, сензитивов и астено-невротиков усиливаются астенические черты, а гипертимы проявляют стремление эмансипироваться от родителей (например, побеги из дому).

В случае эмоционального отвержения со стороны родителей формируется эпилептоидная акцентуация; а на фоне изначальной астено-невротической акцентуации усиливается декомпенсация, приводя к появлению устойчивых невротических расстройств.

Повышенная моральная ответственность (при которой высокие требования к подростку сочетаются с пониженным вниманием к нему) приводит к появлению психастенической акцентуации.

А стиль безнадзорности (когда ослаблены и контроль, и запреты, и требования, и удовлетворение потребностей детей родителями) приводит либо к появлению гипертимной акцентуации, либо у детей более слабого психического склада неустойчивой или конформной акцентуации.

Сформировавшись более или менее окончательно, акцентуация не заканчивает на этом свое развитие. Пока живет личность, могут изменяться и акцентуации. До 25-30 лет даже психопатические натуры могут измениться в сторону большей психической устойчивости, а некоторые люди, оказавшись в благоприятных условиях, могут вести нормальную трудовую жизнь, не вызывая у окружающих никаких подозрений в их психическом нездоровье.

Понятно, что каждого отдельного человека нельзя полностью свести к какому-то из типов характера. Почти половина людей относится к типам смешанным, среди которых можно выделить две основные разновидности: промежуточные (обусловленные эндогенными факторами, как, например, лабильно-циклоидный, конформно-гипертимный) и амальгамные (формирующиеся как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого, как, например, гипертимно-неустойчивый, конформно-неустойчивый).

И возникает закономерный вопрос: а существуют ли в природе люди с нормальным характером? Очерчивая какой-либо характер, психологи сосредоточиваются на каком-либо одном наиболее выразительном аспекте, тем самым подчеркивая смещение психического равновесия.

«Но если даже допустить, что действительно встречаются люди, у которых чувства, мысли и действия находятся в полном равновесии, то не есть ли это уничтожение всякого характера, всякого индивидуального оттенка?» - писал Рибо. Таким образом, «бесхарактерный» человек является теоретическим домыслом, а выдающиеся психиатры считают невозможным существование человека без акцентуаций.

              

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 375.