Тема 1. Введение. Предмет и задачи дифференциальной психофизиологии. Связь с другими науками
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 1. Введение. Предмет и задачи дифференциальной психофизиологии. Связь с другими науками.

Методы психофизиологических исследований.

Дифференциальная психофизиология – это дисциплина, находящаяся на стыке дифференциальной психологии и психофизиологии.  

Что изучает дифференциальная психология? Она изучает индивидуальные (присущие индивидуальности) и типические (присущие группе людей, объединенных по какому-то характерному для них признаку) различия между людьми.

Что изучает психофизиология? Она изучает нервные механизмы психической деятельности.

Следовательно, дифференциальная психофизиология (ДПФ – термин введен В.Д.Небылицыным в 1963г.) изучает зависимость индивидуальных психологических особенностей человека, проявляемых в поведении, деятельности, общении от индивидуально-типических различий в деятельности регуляторных систем (мозга, эндокринной системы и др.).   Другими словами, ДПФ изучает естественнонаучные основы и предпосылки индивидуальных различий в психике и поведении человека.

 

В круг проблем ДПФ входят:

- проблема способностей и одаренности;

- изучение темперамента и свойств нервной системы;

- особенности личности и деятельности как ДПФ проблема;

- функциональная асимметрия как проблема ДПФ;

- проблема возрастно-половых различий между людьми;

- критический анализ соотношения основных понятий ДПФ: индивид, организм, личность и индивидуальность;

- влияние типологических особенностей на эффективность профессиональной, учебной и др. видов деятельности.

Методы психофизиологических исследований.

1. «Произвольные» методики изучения свойств нервной системы

2. «Непроизвольные» методики изучения свойств нервной системы

3. Метод наблюдения

4. Метод опроса

5. Диагностика типологических особенностей проявления свойств нервной системы.

Более реальным и продуктивным для практики способом повышения надежности диагностирования типологических особенностей является создание таких методов изучения свойств нервной системы, которые имели бы:

- монометричные критерии (независимые от других свойств),

- высокую валидность,

- адекватность задаче обследования субъекта,

- были бы просты в использовании,

- не занимали бы много времени на получение диагноза.     

    Тогда становится возможным использовать другой путь повышения надежности диагностирования – многократного обследования одного итого же субъекта.

    Соблюдение инструкции о проведении диагностического испытания и корректное использование критерия для деления субъектов на типологические группы является необходимым условием надежности диагностики.

 

Тема 2. Проблема индивидуально-психологических различий.

Тема 3. Основные концепции темперамента.

 

Конституциональные теории темперамента.

Типология Э. Кречмера.

В широком смысле понятие конституции охватывает все наследственные или врожденные анатомические, физиологические и психические свойства индивида.

На рубеже XIX и XX веков сформировалась концепция, согласно которой существует связь между телосложением и свойствами темперамента. 

 Главным идеологом конституциональной типологии был немецкий психиатр Эрнст Кречмер. В 1921г. он опубликовал работу «Строение тела и характер». Он обратил внимание, что каждому из двух видов заболеваний – маниакально-депрессивному психозу и шизофрении – соответствует определенный тип телосложения. Он утверждал, что тип телосложения определяет психические особенности людей и их предрасположенность к соответствующим психическим заболеваниям. На основе многочисленных клинических наблюдений Э.Кречмер выделил четыре конституциональных типа:

1. Лептосоматик (греч. leptos – хрупкий, soma - тело). Обладает цилиндрической формой туловища, имея хрупкое телосложение, высокий рост, плоскую грудную клетку, вытянутое лицо, голова имеет яйцеобразную форму. Плечи узкие, нижние конечности длинные, кости и мышцы тонкие. Индивидов с крайней выраженностью этих особенностей Э.Кречмер называл астениками (греч. astenos - слабый).      

2. Пикник (греч. pyknos – толстый, плотный). У него богатая жировая ткань, чрезмерная тучность, малый или средний рост, расплывшееся туловище, большой живот, круглая голова на короткой шее. Относительно большие параметры тела (головы, груди и живота) при узких плечах придают телу бочкообразную форму. Люди этого типа склонны к сутулости.

3. Атлетик (греч. athlon – борьба, схватка). Имеет хорошую мускулатуру, крепкое телосложение, высокий или средний рост, широкий плечевой пояс и узкие бедра, отчего фронтальный вид тела образует трапецию. Жировая прослойка не выражена.

4. Диспластик (греч. dys – плохо, plastos - сформированный). Его строение бесформенное, неправильное. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерным ростом).

 

Большинство больных шизофренией, по мнению Э.Кречмера, составляют лептосоматики. Пикники же образуют наибольшую группу среди больных маниакально-депрессивным психозом. Атлетики, которые мене других предрасположены к психическим заболеваниям, обнаруживают некоторую склонность к эпилепсии.

Э.Кречмер выдвинул предположение о зависимости между телосложением и психикой также и у здоровых людей. Он утверждал, что здоровые люди носят в себе зародыш психических заболеваний, имеют определенную предрасположенность к ним.

Связь между типом телосложения и некоторыми психическими свойствами или психическими заболеваниями Э.Кречмер объяснял тем, что как тип строения тела, так и темперамент имеют одну и ту же причину: они обусловлены деятельностью эндокринных желез и связанного с этим химическим составом крови и, таким образом, зависят прежде всего от определенных особенностей гормональной системы.       

    Конституциональная типология У. Шелдона.

    В 1940-х годах в США приобрела популярность концепция темперамента У.Шелдона. В основе взглядов Шелдона лежит предположение о том, что структура тела определяет темперамент, который является его функцией.

У. Шелдон пришел к понятию соматотипа (типа телосложения), который можно описать с помощью трех основных параметров. Заимствуя термины из эмбриологии, он назвал эти параметры следующим образом: эндоморфия, мезоморфия и эктоморфия. В зависимости от преобладания какого-либо параметра У. Шелдон выделяет следующие типы телосложения:

1. Эндоморфный тип. Название типа дано исходя из того, что из эндодермы образуются внутренние органы, а у людей этого типа как раз наблюдается их чрезмерное развитие. Телосложение относительно слабое, с избытком жировой ткани.

2. Мезоморфный тип. У данного типа хорошо развита мускульная система, которая образуется из мезодермы. Стройное крепкое тело, являющееся противоположностью мешковатому и дряблому телу эндоморфа. Мезоморфный тип обладает большой психической устойчивостью и силой.

3. Эктоморфный тип. Из эктодермы развивается кожа и нервная ткань. Организм хрупок и тонок, грудная клетка уплощена. Относительно слабое развитие внутренних органов и телосложения. Конечности длинные, тонкие, со слабой мускулатурой. Нервная система и чувства относительно легко возбудимы.

    У. Шелдон пришел к выводу, что этим типам телосложения соответствуют определенные типы темперамента.

    Путем корреляции были выделены три группы свойств, которые были названы в зависимости от функций определенных органов тела: висцеротония (лат. viscera - внутренности), соматотония (греч. soma - тело) и церебротония (лат. cerebrum - мозг). В соответствии с этим он выделил людей трех типов темперамента:

1) висцеротоников,

2) соматотоников

 3) церебротоников.   

    У.Шелдон считает, что у каждого человека имеются все три названные группы физических и психических свойств. У. Шелдон утверждает, что между типом телосложения и темпераментом имеется большое соответствие. Так, у лиц, с преобладанием качеств эндоморфного телосложения выражены свойства темперамента, относящихся к висцеротонии. Мезоморфный тип коррелирует с соматотоническим типом, а эктоморфный – с церебротоническим. Соотношение типов телосложения с описанием характерных для них свойств темперамента представлено в таблице в учебнике Е.П. Ильина Дифференциальная психофизиология – стр. 71-72.  

 

 Критический анализ концепций.    

    Типологии Э. Кречмера и У. Шелдона были подвергнуты критике. Критики указывали на их слишком большую статичность и игнорирование развития в отношениях между психикой и строением тела, подчеркивали непоследовательность в делении на типы и то, что их теории не давали удовлетворительного объяснения связи между телосложением и темпераментом.

 

    Типология К.Юнга.

    Карл Юнг делил людей на типы, исходя из психологических различий, которые, однако, он считал врожденными.

    К. Юнг выделил два общих типа - экстравертированный и интровертированный.

Для экстравертов характерна направленность на объект. Поэтому мнения других людей, общепринятые нормы, объективные обстоятельства определяют их поступки в значительно большей степени, чем их собственное, субъективное отношение к окружающей действительности. 

У интроверта субъективное всегда превалирует над объективным. Ценность субъекта всегда выше, чем ценность объекта. Испытывая какую-нибудь эмоцию, интроверт обращает внимание не на события или людей, которые вызвали эту эмоцию, а на собственные переживания. Собственное мнение для него важнее, чем окружающая реальность или мнение других людей. 

 

Типы темперамента (акцентуации характера) по К. Леонгарду.   

Для клинических целей К. Леонгард разработал описательный метод оценки темперамента. Согласно его представлениям, существуют следующие основные типы темперамента:

1) гипертимический – характеризуется усиленной жаждой деятельности, наличием оптимистических черт в поведении, инициативностью, повышенной речевой активностью, живостью и веселостью;

2) дистимический , характерный для пассивного человека с пониженной речевой активностью и замедленностью действий;

3) аффективно-лабильный, который характеризует людей с резкой сменой гипертимических и дистимических состояний;

4) аффективно-экзальтированный, который характерен для людей легко приходящих в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных.

Эта типология предназначена для клинических целей и должна использоваться с большой осторожностью для характеристики темперамента здоровых людей. И все же нельзя не отметить, что среди последних могут встречаться лица с выраженными особенностями одного из четырех типов.

 

Сила нервной системы.     

Понятие о силе нервной системы выдвинуто И.П. Павловым в 1922г. При изучении условнорефлекторной деятельности животных было выявлено, что чем больше интенсивность раздражителя или чем чаще он применяется, тем больше ответная условнорефлекторная реакция. Однако при достижении определенной интенсивности или частоты раздражения условнорефлекторный ответ начинает снижаться. Эта зависимость была сформулирована как «закон силы».

Было замечено, что у животных проявляется этот закон не одинаково: у одних запредельное торможение, при котором начинается снижение условно-рефлекторного ответа, наступает при меньшей интенсивности или частоте раздражения, чем у других. Первые были отнесены к «слабому типу» нервной системы, вторые к «сильному типу». Возникли и два способа диагностики силы нервной системы: по максимальной интенсивности однократного раздражения, еще не приводящего к снижению условнорефлекторной реакции (измерение силы через «верхний порог»), и по ниабольшему числу раздражений, тоже еще не приводящему к снижению рефлекторного ответа (измерение силы через ее «выносливость»).

Исследования проводились и лаборатории Б.М. Теплова. Была выявлена большая чувствительность лиц со слабой нервной системой по сравнению с лицами, имеющими сильную нервную систему. Возник еще один способ измерения силы нервной системы – через быстроту реагирования человека на сигналы разной интенсивности: субъекты со слабой нервной системой из-за своей более высокой чувствительности реагируют на слабые и средние по силе сигналы быстрее, чем субъекты с сильной нервной системой.

 

Тема 5. Исследования школы Б.М. Теплова – В.Д. Небылицына. Развитие концепции свойств нервной системы в трудах Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына. Методологические принципы изучения свойств нервной системы человека.

 

Б.М. Теплов отмечал опасность смешения двух понятий – типа поведения и типа как комплекса свойств нервной системы.

В лаборатории Б.М. Теплова сложилась определенная методология изучения свойств нервной системы. Изложение данной методологии было дано учеником Б.М. Теплова – В.Д. Небылицыным. Фундаментальное положение этой методологии - изучение свойств нервной системы, а не типов высшей нервной деятельности.

В лаборатории Б.М. Теплова стали постулировать новые свойства нервной системы: лабильность, динамичность, концентрированность. Поэтому Б.М. Теплов считал, что на данном этапе изучения проблемы больший научный смысл имеет выявление типологических особенностей проявления свойств нервной системы, чем определение «типов».

Структура индивидуальности

Духовно-мировоззренческие свойства Интересы, идеалы, ценности, самосознание Для чего? Изменчивость
Предметно-содержательные свойства Черты, типологические особенности, характер, способности, индивидуальные стили Каким образом? Чувствительность к средовым воздействиям
Индивидные свойства (биологический фундамент личности) Темперамент, асимметрия полушарий, задатки способностей, пол Почему? Устойчивость

 

        На нижнем уровне (биологическом фундаменте личности) мы можем собрать все индивидные характеристики (пол, темперамент, задатки способностей, асимметрию полушарий). На втором уровне мы размещаем предметно-содержательные качества (черты, типы личности, способности, стилевые характеристики поведения). А на третьем, верхнем уровне будут присутствовать духовно-мировоззренческие характеристики (направленность личности, ценности, убеждения, взгляды, установки).

    Для удобства запоминания можно использовать такую схему: нижний этаж (природа) стимулирует активность «потому что» - от потребностей, средний этаж обеспечивает средства деятельности человека, а третий этаж – это цели – «для чего» деятельность осуществляется, к чему человек стремится. Уровни индивидуальности оказывают друг на друга взаимное, не только восходящее, но и нисходящее влияние.

    Соподчинение не означает главенства какого-то из этажей. Но нижний более устойчив во времени, практически не поддается социальному воздействию (попробуйте изменить пол или асимметрию полушарий!), средний более восприимчив к воспитанию (характер можно изменять, способности - формировать), а в третьем уровне биологического содержится очень мало, и он в наибольшей степени изменчив (в самом деле, взгляды, убеждения, ценности человек меняет в течение жизни несколько раз).

        

Формирование характера.

 

Характер – явление динамическое, он по-разному может проявлять себя, особенно у подростков.

Во-первых, акцентуации заявляют о себе посредством острых аффективных реакций, которые бывают нескольких видов:

1. Интрапунитивные (разряд аффекта путем нанесения себе повреждений).

2. Экстрапунитивные (разряд аффекта путем агрессии на окружающее).

3. Импунитивная (безрассудное бегство из аффектогенной ситуации).

4. Демонстративные (аффект разряжается в «спектакль»).     

Во-вторых, это преходящие психопатоподобные нарушения поведения. Виды преходящих нарушений поведения:

1. Делинквентность (мелкие правонарушения).

2. Токсикоманическое поведение.

3. Побеги из дома и бродяжничество.

4. Транзиторные сексуальные девиации (ранняя половая жизнь, преходящий подростковый гомосексуализм).

Наконец, в-третьих, на фоне акцентуаций могут развиваться психические расстройства, переводящие личность на уровень болезни.

А.Е. Личко определил направления динамического изменения акцентуаций (тем самым подтвердив возможность развития характера), отнеся к ним переход из явной формы в латентную (возрастную компенсацию), превращение акцентуации в «краевую психопатию» и трансформацию, выражающуюся в присоединении акцентуации близкого содержания (например, превращение гипертима в циклоида).

Поскольку характер (с его акцентуациями) завершает свое оформление к подростковому возрасту, то основным фактором его развития является семейное воспитание.

Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий установили связь между некоторыми искажениями стиля родительского воспитания и теми акцентуациями (и другими искажениями поведения и личности), которые с высокой вероятностью появляются.

Так, в случае потворствующей гиперпротекции (когда высок контроль и нет запретов) часто развивается истероидность или гипертимность, а при доминирующей гиперпротекции (когда при высоком контроле чрезмерно много запретов) у психастеников, сензитивов и астено-невротиков усиливаются астенические черты, а гипертимы проявляют стремление эмансипироваться от родителей (например, побеги из дому).

В случае эмоционального отвержения со стороны родителей формируется эпилептоидная акцентуация; а на фоне изначальной астено-невротической акцентуации усиливается декомпенсация, приводя к появлению устойчивых невротических расстройств.

Повышенная моральная ответственность (при которой высокие требования к подростку сочетаются с пониженным вниманием к нему) приводит к появлению психастенической акцентуации.

А стиль безнадзорности (когда ослаблены и контроль, и запреты, и требования, и удовлетворение потребностей детей родителями) приводит либо к появлению гипертимной акцентуации, либо у детей более слабого психического склада неустойчивой или конформной акцентуации.

Сформировавшись более или менее окончательно, акцентуация не заканчивает на этом свое развитие. Пока живет личность, могут изменяться и акцентуации. До 25-30 лет даже психопатические натуры могут измениться в сторону большей психической устойчивости, а некоторые люди, оказавшись в благоприятных условиях, могут вести нормальную трудовую жизнь, не вызывая у окружающих никаких подозрений в их психическом нездоровье.

Понятно, что каждого отдельного человека нельзя полностью свести к какому-то из типов характера. Почти половина людей относится к типам смешанным, среди которых можно выделить две основные разновидности: промежуточные (обусловленные эндогенными факторами, как, например, лабильно-циклоидный, конформно-гипертимный) и амальгамные (формирующиеся как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого, как, например, гипертимно-неустойчивый, конформно-неустойчивый).

И возникает закономерный вопрос: а существуют ли в природе люди с нормальным характером? Очерчивая какой-либо характер, психологи сосредоточиваются на каком-либо одном наиболее выразительном аспекте, тем самым подчеркивая смещение психического равновесия.

«Но если даже допустить, что действительно встречаются люди, у которых чувства, мысли и действия находятся в полном равновесии, то не есть ли это уничтожение всякого характера, всякого индивидуального оттенка?» - писал Рибо. Таким образом, «бесхарактерный» человек является теоретическим домыслом, а выдающиеся психиатры считают невозможным существование человека без акцентуаций.

              

 

 

МУДРОСТЬ

Фактуальные знания о практической стороне жизни Процедурные знания практической стороны жизни Знания, учитывающие относительность ценностей жизни Знания, учитывающие неопределенность жизни Знание контекста жизни и общественных перемен

 

 

Стили деятельности.

 

Под стилем деятельности понимается система наиболее эффективных приемов и способов организации своей деятельности, некоторая устойчивая система особенностей деятельности и поведения.  

Систематическими исследованиями стилей деятельности занимались В.С. Мерлин и Е.А. Климов.

    Все виды стилей деятельности можно разделить на подготовительные и исполнительские. Первые связаны с подготовкой к деятельности, вторые – с ее исполнением. 

    Исполнительские стили деятельности весьма многообразны и зависят от сферы и вида деятельности. В области управления различают: автократический, демократический и либеральный (попустительский) стили руководства.

    Значительное место в психологии отводится изучению когнитивных, или познавательных, стилей деятельности. Под ними понимают относительно устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов, которые выражаются в используемых субъектами познавательных стратегиях, а также виды контроля. Так, выделяют вербально-логический, т.е. абстрактный, стиль переработки информации, и образно-действенный, т.е. конкретный стиль переработки информации.

    Существуют два пути формирования стиля - стихийный и целенаправленный.

Стихийный путь – это формирование стиля под влиянием имеющейся у человека склонности выполнять деятельность какими- то способами. Он выбирает тот или иной способ деятельности потому, что так ему больше нравится.

Целенаправленный путь формирования стиля может иметь три варианта. В одном случае человек целенаправленно формирует тот или иной стиль в силу подражания своему кумиру. В другом случае он анализирует свои сильные и слабые стороны, что получается лучше, а что – хуже и с учетом этого анализа выбирает способ деятельности, позволяющий реализовать свои сильные стороны. В третьем случае тот или иной стиль навязывается ему педагогом (наставником, учителем, тренером).

Можно выделить три варианта соотношения между стилем и эффективностью деятельности:

1. Стиль деятельности выбирается по склонности, но вопреки требованиям деятельности; в этом случае стиль отражает процесс приспособления деятельности к человеку. При этом эффективность деятельности может быть низкой.

2. Стиль деятельности выбирается исходя из целесообразности (с учетом требований деятельности и ситуации); в этом случае стиль отражает приспособление человека к деятельности.

3. Стиль деятельности выбирается по склонности и не вступает в противоречие с требованиями деятельности и ситуации. Это оптимальный случай, когда и эффективность деятельности человека высокая, и он работает без лишнего напряжения, в свое удовольствие.

Несовпадение стилей деятельности у выполняющих совместную деятельность приводит к конфликту и к снижению эффективности работы.                   

  

Стили руководства.

Понятие стиль лидерства (руководства) было введено Куртом Левином и его сотрудниками Р. Липпиттом и Р. Уайтом. Они предложили в качестве главного признака стиля рассматривать способ принятия решения. На основании чего ими были выделены: автократический стиль, демократический стиль и свободный стиль.

Автократический (авторитарный, директивный) стиль примечателен тем, что руководитель собирает информацию и принимает решение самостоятельно, сам оценивает положение дел в группе или организации и взаимодействует с подчиненными в основном посредством ясных, четких и конкретных приказов – указаний, не испытывая потребностей в обратной связи и не допуская ее.     

Демократический (кооперативный, недирективный) стиль руководства имеет другие особенности. В этом случае решение принимается сообща, в результате групповой дискуссии, лидер узнает мнение подчиненных и принимает его во внимание, постоянно поддерживая обратную связь в группе, он позволяет вносить коррективы и замечания в свою работу.

Свободный (попустительский, либеральный) стиль состоит, по сути, в отсутствии руководства со стороны лидера, основные жизненные интересы которого лежат вне сферы группового взаимодействия.   

Таким образом, стиль руководства в основном отражает цели существования группы, которым подчинены используемые средства, и предъявляет соответствующие требования к индивидуальности руководителя.

 

См. методики выявления стилей руководства и общения: Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. С. 393 – 406.     

Тема 1. Введение. Предмет и задачи дифференциальной психофизиологии. Связь с другими науками.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 470.